Греческая мифология. Космогония. Этапы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая мифология. Космогония. Этапы развития



В греческой мифологии принято выделять три основных этапа развития, соответствующих процессу эволюции от хаоса к космосу, — хтонический (рождения мира в виде существ, олицетворяющих явление природы, могущественные силы и чудовищ), после рождения Зевса хтоническая мифология переходит в олимпийскую (боги человечны и антропоморфозны, все боги олимпа) и следующая мифология героическая (ранний поздний героизм, рассказывается жизнь и приключения, подвиги героев). Контраст между существующим и прошлым порядком представлен в виде трех поколений богов. Греческая мифология возникает в матриархальную систему. Миф позволяет людям ответить на самые главные вопросы, которые объясняют мир. Миф это первобытное мышления, в первобытно - общинной формации природу воспринимали как что то живое. С помощью мифа люди объясняли многие непонятные явления. (пример, гром молнии.) В греческой мифологии имеются такие значения как фетишизм – это обожествление к. л. предметов. С помощью этого появляется культ животных, каждый бог имеет свой тотем. Также такой термин как анимизм, они очень схожи с фетишизмом, но есть и различия это разделения магического и материального. Так же с помощью анимизма мы получаем слияние человека и животного. Космогония – это наука о создании вселенной, космоса. Космогонические мифы – это миф о Креонисе и Реи. Уран мужское начало, Земля женское начало (миф о Креонисе и реи, миф о появлении Афродиты.)

ХТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Когда возникают первые мифологические представления, а этот процесс относится к эпохе начала матриархата, сам процесс жизни воспринимается хаотически, дисгармонично, поскольку человеческим сознанием владеет ужас перед необъяснимым миром и природой. Земля (хтонос) – главный мифологический персонаж, и практически все мифы связаны с ней.

Греческая космогония отличается последовательностью (она подробнейшим образом рассказывает о рождении мира) и отсутствием инвариантных мифов. Итак, сначала был Хаос, что в переводе с греческого означает «зев», «зияние», «разверстое пространство». Впервые его образ появляется в «Теогонии» Гесиода, где обозначает абсолютное начало, отправную точку отсчета современного времени. Следующими, рожденными во вселенной, будут Гея, Тартар и Эрос. Все эти первоосновы мира, включая Хаос, обладают животворящим свойством материи: Хаос порождает Черную ночь и Эреба (персонификация мрака), Гея – Урана, Горы, нимф. Единственное отличие хаоса от других первооснов – отсутствие свойств. Действительно, у Хаоса, описанного Гесиодом, нет иных свойств, кроме как изначального и перворожденного и, что особо важно отметить, существующего вечно. Внушительная группа божеств-первооснов олицетворяет абстрактные категории - длинная цепь детей Ночи, рожденных без отца: Танат (смерть), Гипнос (сон), Страдание, Обман и, наконец, Раздор — божество, которое, в свою очередь, самостоятельно порождает целый ряд сил, влияющих на человеческую судьбу: Голод, Сражения, Убийство и т. д. Но главным божеством хтонического мира, несомненно, является богиня Гея (Земля) – Великая Мать. Она самостоятельно порождает Урана (Небо), Горы и Море. С Морем Земля соединилась, чтобы произвести на свет различные морские существа.

С супружеством Геи и Урана возникает первое поколение богов — прародителей олимпийцев. В широко распространенном мифе Небо оплодотворяет Землю, и их разъединение позволяет возникнуть всем другим вещам. Для хтонического этапа характерно рождение мира в виде существ, олицетворяющих явления природы (Ночь, День, титан Океан и т. д.), могущественных сил, влияющих на судьбу человека (Страдание, Обман и др.), а также ужасных демонов, символизирующих силы Земли. Многие существа соединяют в себе черты человека и животного: сирены (полуженщины-полуптицы), кентавры (полулюди-полукони). Все это примеры первобытного синкретизма — человек еще не выделяет себя из мира природы, рассматривая себя только как его частицу.

Змеи и драконы (Пифон, стоглавый дракон Тифон, Лернейская гидра) — наиболее типичные хтонические животные. Обычно они изображались в виде одно- или многоголовой чешуйчатой рептилии с горящими глазами. В китайской мифологии драконы могут быть и мудрыми защитниками людей, в греческой же они — носители враждебных, разрушительных сил. Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом.

ОЛИМПИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Второй период развития греческой мифологии связан с победой патриархата. Новые боги предстают совершенно очеловеченными и антропоморфными, но в каждом из них есть черты его бесконечно далекого прошлого, когда боги почитались в виде предметов (фетишизм) или в облике животных (тотемизм).

Главные греческие боги составляли патриархальную олимпийскую общину, которую возглавлял Зевс.

Зевс — сын Кроноса и Реи, «царь богов и. людей». Эмблемы: молния и орел — символ неба и солнца.

Супругой Зевса является Гера, его сестра. Зевс – покровитель всех путешественников, поэтому отказ в гостеприимстве считался оскорблением самому богу. Зевсу посвящались многочисленные храмы и алтари, крупнейшим из которых был афинский храм Олимпион.

Посейдон — брат Зевса, бог моря, землетрясений, коней, покровитель мореплавателей. Эмблемы: трезубец, конь, дельфин. Посейдон повелевал морской стихией, имеющей для греков огромное значение. Одним ударом своего трезубца он мог вызвать шторм, ураган или землетрясение. Дворец Посейдона находился на дне океана. Супругой Посейдона была морская богиня Амфитрита. Посейдону поклонялись с древних времен не только мореплаватели, но и всадники, поскольку считалось, что укрощенный конь — дар Посейдона. В честь знаменитого бога проводились Истмийские игры, а во всех приморских городах ему были посвящены храмы и алтари.

Аид — брат Зевса, иногда — «Зевс преисподней», Владыка мертвых. Самый знаменитый атрибут – шлем, делающий его невидимым. В иерархии Олимпа Аид занимает второстепенное место и является, по сути, ипостасью Зевса, поэтому одно из его имен — «Зевс преисподней». С ним связан лишь один мифологический сюжет — похищение Персефоны, дочери Деметры. У Аида нет и не может быть детей, поскольку смерть, олицетворением которой является этот бог, бесплодна. Аид грозен, но не всесилен. Многие герои, посетив его царство, не только возвращались на землю невредимыми, но и получали желаемое. Аиду были посвящены немногочисленные храмы и алтари.

Гера — супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, покровительница брака. Эмблемы: корона, покрывало, павлин — символ звездного неба. Гера, подобно своему супругу, владеет громами, бурями и туманами, но основные ее функции — оберегать брачные узы и помогать роженицам. Среди героев особой любовью Геры пользовался Ясон — предводитель аргонавтов, которому она помогла добыть золотое руно. Культ Геры был распространен во всей Греции, но особой популярностью пользовался в городах, которым покровительствовала богиня, — в Аргосе и Микенах.

Деметра — сестра Зевса, богиня плодородия и сельского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида. Эмблемы: факел, пшеничный колос. Древнее хтоническое происхождение Деметры отражено в ее имени, которое дословно означает «Мать-земля». Деметра — покровительница земледелия. Она подарила людям зерна пшеницы, научила пахать и сеять. Деметре посвящен один из древнейших календарных мифов, объясняющий цикличность времен года. Деметре поклонялись с древнейших времен. Центр ее культа — Элевсин, где в сентябре каждого года в течение девяти дней проходили Элевсинские мистерии, на которых символически представлялись странствия Деметры.

Афина — дочь Зевса (рождена им самим), воинственная девственница, богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровительница Афин. Эмблемы: сова, змея, шлем, копье. Появление в мире самой знаменитой греческой богини было воистину чудесным: она рождается из головы Зевса в полном боевом вооружении. Афина — любимая дочь Зевса, персонификация его мысли, олицетворение мудрости. Она — богиня справедливой войны, защитница законности и государственности, покровительница ремесленников и художников. Женщин она научила прясть и ткать, мужчин — строить храмы и корабли. Главный город Греции носит ее имя. Афину часто называли Палладой (хранительницей). Афина — богиня, олицетворяющая греческую цивилизацию. Культ Афины был распространен по всей Греции, но его центром были Афины, где в августе проводились празднества в честь рождения богини — панафении.

Гефест — сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечного дела и других ремесел. Эмблема: молот. Гефест — бог-кузнец, бог покоренного огня, который освободил людей от страха перед этой стихией, чем спас их от холода и мрака. Вместе с Афиной он открыл для мира ремесла и сам создал великие шедевры: волшебный трон Геры, оружие и доспехи Ахилла, медных быков колхидского Царя Аэта. В лице Гефеста греки обожествляли стихию огня и искусство кузнечного дела, ему посвящались храмы и великолепные празднества.

Аполлон — сын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, ритуальных очищений, покровитель медицины, бог музыки и пения, водитель муз, хранитель пастухов и спад, мудрый прорицатель. Эмблемы: лира, лук, лавровый венок. Первоначально Аполлон — бог пастухов, а основными атрибутами бога были лук и стрелы. С появлением на Олимпе Гермеса происходит перераспределение функций: Аполлон получает от сына Майи кифару в обмен на свои стада. Таким образом, он становится водителем муз, покровителем искусства, музыки и пения. Аполлон — великий бог-прорицатель. Знаменитый храм в Дельфах — святилище с оракулом, возвещающим волю богов, — стал центром его культа. Одна из главных функций Аполлона — целительство. Его сын Асклепий стал великим врачом, научившимся даже воскрешать мертвых, нарушив этим естественный закон жизни, за что и был ослеплен Зевсом. В европейской традиции Аполлон и Асклепий являются родоначальниками медицины и покровителями врачей. Культ Аполлона был распространен во всем греческом мире, в его честь каждые четыре года устраивались Пифийские игры, уступавшие по значимости только Олимпийским.

Артемида — дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, предводительница девственных нимф. Эмблемы: лук, олень. Свою жизнь Артемида проводила в лесах, ее любимое занятие — охота, в которой богиню сопровождают нимфы и охотничьи собаки. В позднем периоде развития греческой мифологии Артемида ассоциировалась с луной, подобно тому, как ее брат Аполлон — с солнцем, и отождествлялась с богиней Семелой. Греки посвящали Артемиде храмы и алтари, строго соблюдая культ суровой и прекрасной богини.

Гермес — сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог дорог, торговли, удачи; проводник в царство мертвых, покровитель атлетов. Эмблема: кадуцей (жезл вестника), крылатые сандалии. В нем практически отсутствуют черты бога хтонической эпохи. Гермес — вечный путник, поэтому один из главных его атрибутов — крылатые сандалии. Он покровительствует путешественникам, охраняет вестников и послов. На дорогах Греции через каждую тысячу шагов ставились гермы — каменные столбы, служившие путевыми знаками. Гермес — непревзойденный изобретатель. Он научил пастухов пользоваться огнивом, дал миру музыкальные инструменты, люди благодарны ему за изобретение алфавита. Гермеса считали великим магом. Ему были ведомы тайны прошлого и будущего, его золотой жезл мог пробуждать или погружать в сон.

Дионис — сын Зевса и Семелы, бог эмоциональной свободы, драмы, вина; бог производительных сил природы. Эмблема: виноградная лоза. Дионис впервые познакомил греческий мир с виноградарством и научил людей делать вино, которое избавляло от забот и дарило сладостное веселье и радость. Супругой Диониса стала Ариадна, дочь критского царя Миноса, оставленная Тесеем на острове Никос. От этого брака родился Приап — бог плодовитости. В историю культуры вошли знаменитые афинские празднества — Великие Дионисии, отмечавшиеся в конце марта. В VI веке до н. э. на юго-восточном склоне Акрополя был построен театр Диониса, в котором во время Великих Дионисий проводились состязания греческих драматургов.

Афродита (Киприда) — богиня любви и красоты. Эмблемы: яблоко, роза, дельфин, голубь. Рождение этой богини относится к хтоническому прошлому: она появляется из кровавой пены, образовавшейся на море недалеко от острова Кипр после оскопления Урана Кроносом. В древности она отождествлялась с богиней плодородия, поэтому художники часто изображали ее на фоне плодов и цветов. В более позднее время возник миф о рождении Афродиты от Зевса и богини дождя Дионы. Афродита покровительствует влюбленным, устраивает браки, помогает во время родов. Страстная любовь — ее стихия, поэтому большинство мифов, посвященных Афродите, рассказывает о любовных приключениях самой богини или героев, которым она покровительствует. На Олимпе супругом Афродиты был Гефест — искусный мастер, не отличавшийся внешней привлекательностью и слишком много времени проводивший в своей мастерской. Поклонение Афродите носило общегреческий характер, ей посвящались многочисленные святилища и храмы, но самыми известными центрами ее культа были острова Кипр и Кифера.

Арес — сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны. Жестокий и необузданный характер Ареса контрастирует с гармоничным миром олимпийцев. Неслучайно в греческой мифологии главным божеством войны является Афина, превосходящая Ареса мудростью и силой. Сам Зевс признает, что ненавидит его за многочисленные бедствия, которые приносит война, и, если бы не родительские обязанности, заключил бы буйного Ареса в Тартар. Но несмотря на всю его силу и ярость, Ареса часто побеждают даже смертные: его ранит ахейский герой Диомед, а силачи От и Эфиальт связывают его и заключают в темницу, откуда бога войны освобождает ловкий Гермес. Возлюбленной Ареса являлась прекрасная Афродита.

Большую группу составляют астральные мифы. В основе их лежит метаморфоза — превращение людей в звезды или созвездия. Часто небесные тела представляются в виде животных, и тогда мы встречаем двойную метаморфозу. Например, прекрасная нимфа Каллисто, спутница Артемиды, обольщенная Зевсом, была превращена им в медведицу (из страха перед местью Геры), а затем убита стрелой разгневанной Артемиды. Зевс превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы. Метаморфоза лежит в основе многих мифов о возникновении цветов, деревьев, животных, городов, обычаев, обрядов. Такие мифы часто называют легендами. Мифы о превращениях дидактичны.

Метаморфоза лежит в основе и календарных мифов, которые оказали влияние на сюжет и композицию мифов о героях. Особенно часто использовался такой сюжетный ход, как посещение подземного царства. Мотивация его могла быть самой разнообразной: победа над чудовищем (Геракл), узнавание будущего (Одиссей, Эней), освобождение возлюбленной (Орфей), но итог всегда один — победа над хаосом и смертью.

Для мифологического мировоззрения характерна циклическая концепция времени. В греческой мифологии она реализована на примере пяти веков человечества, история которых представляет собой постоянный регресс: золотой, серебряный, медный, век героев и железный век.

ГЕРОИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Третий этап развития греческой мифологии можно разделить на две части: ранний и поздний героизм. Главная функция героя — выполнять волю олимпийцев на земле, гармонизировать мир, защищать людей. Если герои раннего периода наделены лишь непомерной силой и их главные деяния — сражения с хтоническими чудовищами, то следующее поколение сочетает в себе физическую мощь с интеллектом и многочисленными художественными талантами. Традиционными сюжетными мотивами в истории героя были: сражения с чудовищами, освобождение девы, города, народа, посещение подземного царства, похищение священных животных, сокровищ, женщин.

Мифы об искусстве, характерные для периода позднего героизма, возникают в олимпийскую эпоху в связи с рождением муз и Аполлона. Музы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасады, дочери Зевса и Мнемосиды (богини памяти), обитают на склонах гор Геликона и Парнаса и носят имя «олимпийские». Их имена:

Каллиопа («прекрасноголосая») — муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма.

Эвтерпа («восхитительная») — муза лирической поэзии с флейтой.

Эрато — муза любовной поэзии с лирой в руках.

Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии.

Клио — муза истории с теми же атрибутами, что и Каллиопа.

Мельпомена — муза трагедии с трагической маской.

Терпсихора — муза танца с лирой.

Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем.

Талия — муза комедии с комической маской в руках и венком из плюща на голове.

Музам ведомо настоящее, прошлое и будущее Они покровительствуют певцам, музыкантам, поэтам, творцам и передают им свои дар. Музы олицетворяют порядок, гармонию и красоту олимпийского мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 7288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.025 с.)