ТОП 10:

Особенности греческой религии и общественные празднества



 

Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V–IV вв. до н. э.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения и сделали его одной из исходных основ для развития всей греческой архитектуры.

Для создания системы духовных ценностей древних греков имело первостепенное значение своеобразное понимание природы божества. Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих, подчиняющихся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. Известная ограниченность всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов — героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, развивало его способности и открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Непременной частью религиозного культа в V–IV вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных действий обязательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности животных, большая часть туши шла на угощение), состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.

В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в Афинах) празднование в честь главного божества — покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства полиса, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно — политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Все большее внимание уделяется гимнастическим состязаниям и театральным представлениям, подготовка к ним, которую ведет весь город, становится сильным творческим импульсом. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини — покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.

Самыми знаменитыми из них стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Олимпийские игры первоначально были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором, как и в других аналогичных религиозных церемониях, состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали восприниматься как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других празднествах, например на Пифийских играх, вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (т. е. исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений (ставили трагедии и комедии), из которых вырос замечательный греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

 

Процессия в честь бога Дииониса. Вазопись

 

 

3. Греческий театр и литература

 

Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

 

Скачки на колеснице. Вазопись

 

 

Олимпия

 

Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э. на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами — котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.

Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни, Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э. — время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525–456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Саламине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в «Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии «Персы», он воспевает бесстрашие героев, ради людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. В трилогии «Орестея» его творчество пронизано философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496–406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429–425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек — марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги судили ему вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями. Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции, стремясь очиститься от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит последнее пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем — покровителем Колона. Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой судьбе. Центральная идея трагедии выражена им в прекрасных стихах:

 

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека — нет.

Он под вьюги мятежный вой

Смело за море держит путь:

Кругом вздымаются волны —

Под ними струг плывет…

И беззаботных стаи птиц,

И породы зверей лесных,

И подводное племя рыб

Власти он подчинил своей.

 

Поставленная Софоклом проблема места человека в мире и обществе станет вечной темой всего мирового искусства. В творчестве Еврипида с Саламина (480–406 гг. до н. э.) греческая драма обогатилась новыми достижениями. Наиболее прославленной пьесой Еврипида, в которой отразилось его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н. э. В пьесе речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в Грецию и здесь бросил на произвол судьбы, вступив в выгодный брак с дочерью коринфского царя. Оскорбленная до глубины души вероломством Ясона, которому она помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой смерти своего брата, ради него оставила свою страну, Медея вынашивает планы жестокой мести. Совершенно неожиданно для себя самой Медея приходит к мысли об убийстве своих детей от Ясона. Еврипид психологически тонко рисует страшное смятение чувств любящей матери и жестокой мстительницы. В этой пьесе Еврипид разрабатывает несколько принципиально новых художественных приемов. Образ Медеи дан в развитии — любящая жена, нежная мать превращается в ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей. Человек у Еврипида меняется внутренне, его раздираемая противоречивыми страстями душа страдает, и какая из этих страстей одержит верх, к каким страшным последствиям это приведет, человек и сам не знает. Непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба. В творчестве Еврипида получила разработку замечательная художественная идея об исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких страстях. Подобная трактовка образов стала художественным открытием Еврипида и оказала огромное воздействие на последующие судьбы греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Еврипида (из 92), т. е. больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе взятых. Художественный метод Еврипида оказал влияние на Шекспира, в театрах нашего времени ставится его бессмертная «Медея», а бушующая буря противоречивых страстей главной героини и сейчас потрясает своей художественной правдой.

 

Колесница (рельеф)

 

В целом творчество афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным художественным открытием древнего мира, определило многие направления дальнейшего движения мировой литературы.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время веселых сельских праздников в честь бога Диониса — сельских Дионисий. Наиболее благоприятные условия для создания комедий сложились в демократических Афинах, где допускалась большая свобода критики как отдельных лиц, так и законов и учреждений. К тому же публичный характер заседаний Народного собрания, Совета 500, коллегий должностных лиц давал авторам комедий богатый материал. Так как во второй половине V в. до н. э. политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то в ранних афинских комедиях стали преобладать политические сюжеты.

Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга Аристофана (445–388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции должностных лиц и бездарности полководцев. Он высмеивает глупость некоторых решений народных собраний, краснобаев — софистов и философа Сократа, заседательскую суету и любовь к сутяжничеству, говорит о неравномерном распределении богатств и трудной жизни афинских земледельцев. Аристофан не ставил в своих комедиях глубоких философских вопросов, как великие трагики, но зато он дал реалистическое описание многих сторон афинской жизни, его комедии являются ценным историческим источником эпохи. В своих пьесах Аристофан разработал множество остроумных комедийных ситуаций, которые стали широко использоваться последующими комедиографами вплоть до настоящего времени. Комедии Аристофана написаны сочным образным языком.

Трагедии и комедии принадлежали к поэтическим жанрам литературы. Прозаические произведения создавались историками, авторами монументальных повествований. Сама история в отличие от современного понимания ее как научной дисциплины в древности рассматривалась как художественное повествование. Прекрасными образцами греческой прозы V–IV вв. до н. э. стали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Художественная проза представлена также речами афинских ораторов, особенно Исократа, Демосфена, философскими работами Платона и Аристотеля, которые придавали большое значение литературной отделке своих произведений.

 

Архитектура и искусство

 

V–IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади — агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.

Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V–IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V–IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Высоких художественных достижений греки добились в области архитектуры. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности именно в V–IV вв. до н. э. Два основных типа ордера — дорический и ионический — сформировались еще в VII–VI вв. до н. э., но в V–IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры.

Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. В большом храме внутренние апартаменты состояли из зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины — Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448–432 гг. до н. э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465–456 гг. до н. э.), Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других. Показателем большой зрелости греческого зодчества является создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей, таких, например, как афинский Акрополь, олимпийский спортивно — храмовый округ Альтис и храмовый комплекс в Дельфах. Ансамбль афинского Акрополя включал специально построенный и художественно оформленный проход на Акрополь — Пропилеи, к которым примыкали помещение для картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля был величественный Парфенон с примыкающими к нему святилищами некоторых аттических богов. Громада Парфенона несколько уравновешивалась небольшим и архитектурно расчлененным храмом в честь Эрехтея и Посейдона — Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на 17 тыс. мест и специального помещения для музыкальных состязаний — Одеона. В целом архитектурный ансамбль афинского Акрополя отличался большим художественным вкусом.

 

Типы Греческих храмов

 

Прекрасный природно — архитектурный ансамбль был создан в священном округе Олимпия, где проводились Олимпийские игры. Многочисленные здания спортивного назначения: гимнасии и палестры для тренировок и выступлений атлетов, стадион, бассейны для омовений — группировались вокруг величественного храма Зевса и его супруги Геры. Органической частью ансамбля были здания для членов Совета — булевтерия — и почетных гостей — пританея, многочисленные небольшие строения для хранения даров отдельных городов — сокровищницы. Священный округ был расположен у подножия невысокой горы Кронос, с запада и юга его ограждали река Алфей и ее приток Кладей, что вызывало чувство уединения, красоты, покоя и отрешенности от мирских забот и суеты у всякого, кто вступал в пределы Олимпийского округа.

Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф — священного города Аполлона. Основой ансамбля была извилистая, поднимающаяся из долины священная дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких десятков греческих городов. Дорога подходила к верхней террасе, на ней возвышался огромный, господствующий на всем склоне горы Парнас храм Аполлона, к нему примыкал театр, где проходили музыкальные состязания в честь Аполлона.

И в других греческих полисах местные зодчие стремились к созданию продуманных и художественно выполненных архитектурных ансамблей.

Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Жители греческих городов любили и понимали скульптурные изображения, и их мастера охотно удовлетворяли вкусы современников. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой. В главном помещении храма находилась статуя божества — покровителя города, наружные и внутренние стены здания, верхние части антаблемента обычно покрывались рельефными изображениями, фронтоны заставлялись скульптурными группами, отдельные скульптуры украшали даже крыши некоторых храмов. Статуи стояли на городских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптур было самым различным: религиозное (разработка образов наиболее чтимых богов и героев), эстетическое (скульптура служила украшением площади, здания, святилища), идеологическое (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, с чувством собственного достоинства, жизнерадостного). Наиболее популярными художественными образами были образы величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина — атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. больше напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

 

Олимпия. Реконструкция

 

Греческие мастера создавали скульптуры из самых различных материалов: из известняка, мрамора, дерева и слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились изготовлять превосходные бронзовые статуи.

Огромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа, им удалось преодолеть неподвижность и скованность архаических фигур. Греческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Даже спокойно стоящие фигуры наполнены скрытым движением и полнотой жизни. Статуя Мирона «Дискобол», скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии и считающаяся одним из чудес света, его статуи Афины Девы для афинского Парфенона, Афины Воительницы для Акрополя, его 160–метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены Парфенона, изображение летящей Ники Пеония — вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н. э. Замечательными творениями греческого гения стали статуи работы Поликлета — Копьеносец — Дорифор, раненая амазонка, статуя Афродиты Книдской и Гермеса с младенцем Дионисом Праксителя; Менада Скопаса, Аполлон Бельведерский Леохара. Одним из лучших портретистов IV в. до н. э. был Лисипп, прославившийся великолепными портретами Александра Македонского и статуей Апоксиомена (атлета, счищающего грязь после тренировки). Статуя Апоксиомена интересна тем, что зритель, обходя ее, видит меняющиеся черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможения.

Эллинские скульпторы создавали и прославляли, полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств.

 

Философия

 

Наука о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления зарождается, когда общество и культура достигают известной зрелости. На первых этапах своего существования философия тесно связана с религиозным мировоззрением. Преодоление религиозного мировоззрения привело к появлению первых элементов собственно философской науки. В VII–VI вв. до н. э. греческая философия представляла собою комплексную дисциплину, которая охватывала по существу всю науку (естественные и гуманитарные науки в целом), т. е. философия как таковая не выделилась, еще не определила свой собственный предмет исследования. Эта стадия философской мысли (так называемая натурфилософия) была представлена школой ионийских философов конца VII–VI вв. до н. э. — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, а также Пифагором и его учениками (пифагорейцами).

Традиции натурфилософии сохранялись и в первой половине V в. до н. э., например в творчестве Анаксагора из Клазомен и Эмпедокла из Акраганта (490–430 гг. до н. э.). Эти философы, давшие оригинальное понимание сущности мира, вместе с тем были крупными учеными своего времени (Анаксагор высказал ряд интересных мыслей в области астрономии — он считал звезды, включая Солнце, раскаленными шарообразными массами, Эмпедокл создал теорию возникновения и эволюции растительного и животного мира из простейших организмов). Однако общий высокий уровень греческого общества, расцвет эллинской культуры в середине V в. до н. э. способствовали разделению собственно науки философии. Уже в элеатской философской школе (от города Элея в Южной Италии) преобладающее место стали занимать чисто философские вопросы. Основатель и руководитель элеатов Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые стал проводить принципиальное различие между неизменным, вечным сверхчувственным бытием, постигаемым разумом, и видимым миром изменчивых и преходящих вещей, воспринимаемых чувствами. Поскольку сверхчувственный мир рассматривался как действительное бытие и познается только разумом, т. е. через мышление, то отсюда Парменид выводил положение о тождестве мышления и бытия, которое впоследствии станет основой всех идеалистических систем.

В творчестве группы греческих философов, известных как софисты (учителя мудрости), философская проблематика получила дальнейшую разработку. Софистами называли появившихся во второй половине V в. в Афинах странствующих философов, которые занимались платным обучением основам философии, красноречия и другим наукам. Наиболее известными среди них были Протагор из Абдеры (480–411 гг. до н. э.) и Горгий из Леонтин (483–376 гг. до н. э.). Несмотря на большие различия в понимании многих вопросов, софистов объединял общий интерес к проблеме познания и характеру человеческого знания. Можно ли доверять человеческим знаниям, являются они истинными или нет? Сточки зрения софистов, важнейшим инструментом познания являются ощущения человека, они в отличие от многих других философов и, в частности, элеатов недооценивали роль разума. Но так как восприятие каждого человека субъективно и отличается от ощущений другого, то софисты делали вывод о субъективности, относительности и ненадежности полученного таким образом знания. Софисты отрицали вечные истины, установившиеся традиции, в том числе религиозные догматы, обязательные нормы поведения. Демонстрируя относительность общепринятых истин, они доказывали справедливость прямо противоположных мнений. Полисные власти с недоверием относились к скептицизму софистов, считали их деятельность по развенчанию традиций вредной, и многие из софистов были изгнаны из Афин как проповедники ложной мудрости.

Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовали дальнейшему движению философской мысли. В конце V–IV вв. до н. э. в греческой философии были созданы три законченные, глубоко оригинальные системы, которые стали основой развития мировой философии в последующие периоды: материалистическая концепция Левкиппа — Демокрита, идеалистическая система Сократа — Платона и философская теория Аристотеля.

Огромным достижением греческой науки была разработка материалистической системы Левкиппом из Милета (500–440 гг. до н. э.) и Демокритом из Абдер (460–370 гг. до н. э.). Они были создателями атомистической теории строения мира, считая его основой мельчайшие, не подверженные дальнейшему делению материальные частицы — атомы (атом по-гречески — неделимый). Атомы находятся в непрерывном движении, движение рассматривалось как основное свойство материи. В процессе непрерывного движения в пустом пространстве атомы сталкиваются, вступают в разнообразные комбинации и образуют видимый мир вещей, которые через некоторое время вновь распадаются на составляющие их атомы. Не только вещный материальный мир, но органическую и психическую жизнь, в том числе понятие души, Демокрит объяснял как комбинацию атомов. Даже боги, существование которых Демокрит не отрицал, созданы комбинацией особой формы атомов. Зевс, например, представлял собой не что иное, как комбинацию тонких огненных атомов, растворенных в воздухе. Демокрит считал, что постоянное движение атомов и их различное сочетание — не случайность, а проявление всеобщей причинности и необходимой закономерности. Согласно Демокриту процесс познания предполагает прохождение двух этапов: сначала ощущение как первичное, неполное знание, затем истинное знание, достигаемое с помощью разума, анализирующего ощущения. Таким образом, Левкипп и Демокрит выдвинули ряд принципиальных положений, заложивших основы философского материализма: вечность и бесконечность мира, представляющего собой единство движущихся атомов материи и пустого пространства, сводимость к материальному началу всех явлений, включая психический и духовный мир.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.017 с.)