Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие Греции

Поиск

 

Социально-экономическая ситуация в Греции характеризуется большой противоречивостью. Завоевание Востока и массовая эмиграция греков на какое-то время сняли остроту социальных противоречий в старых полисах. Однако создание эллинистических государств, строительство новых городов, превращение их в крупные центры ремесла и торговли приводили постепенно к тому, что Греция теряла свои позиции передовой и наиболее развитой части Средиземноморья. В самой Элладе при постепенном упадке старых центров отчетливо заметен подъем новых, ранее отсталых областей (Ахайя, Этолия). В организации ремесленного производства принципиально новых явлений не наблюдается. Можно говорить о подъеме некоторых отраслей его, особенно производящих предметы роскоши (например, производство дорогих прозрачных тканей на острове Кос; паросского мрамора для домов знати и т. д.). Но постепенно все более заметным становится преобладание новых ремесленных центров, таких, как Александрия Египетская и Пергам, затмевающих славой своей продукции продукцию традиционных греческих центров. На ремесленном производстве Греции сказывается и исчерпание природных ресурсов. Так постепенно свертываются работы в Лаврионе, где истощаются залежи серебряных руд.

Серьезных изменений не происходит и в организации сельскохозяйственного производства. Важным новым явлением было постепенное разрушение принципов полисной исключительности и замкнутости гражданского коллектива. Следствием этого является возможность (довольно часто отмечаемая в Греции того времени) гражданину одного полиса приобрести землю в другом, появление крупных земельных владений.

Наиболее отчетливо новые черты сказываются в росте товарно-денежных отношений, широком развитии торговли, как местной, так и особенно международной. Отражением этого является рост числа трапедз (своего рода банков), располагавшихся, как правило, в портовых городах. Хотя Пирей как важнейший экономический центр утрачивает значение, наблюдается рост новых центров, связывающих восточную и западную части Средиземноморья: Родос (затем Делос) и Коринф (до 146 г. до н. э.).

 

Родос

 

Одним из наиболее процветающих центров Средиземноморья в эллинистическую эпоху был Родос. В 408 г. до н. э. три ранее самостоятельных полиса, расположенных на острове, объединились и создали новый город — Родос. Начало эпохи его наивысшего подъема приходится на рубеж IV–III вв. до н. э. Родосское государство в эллинистическую эпоху охватывало весь остров и некоторые территории на материке, в Малой Азии. Страбон писал о нем: «В отношении гаваней, дорог, стен и прочих сооружений он настолько выгодно отличается от всех прочих городов, что я не могу назвать другого приблизительно равного или тем более несколько лучше его». Родос был не только крупным экономическим и политическим, но и художественным центром эллинистического мира. Здесь возникла и развивалась особая школа скульптуры. Одним из чудес света считался «родосский колосс» — гигантская бронзовая статуя бога Гелиоса. Город располагался вокруг круглой бухты, «как театр вокруг орхестры». Имелись два порта: торговый и военный. Последний охранялся тщательно, поскольку родосцы стремились сохранять в тайне ряд усовершенствований, сделанных ими на военных кораблях.

Процветание Родоса в значительной мере объяснялось его выгодным географическим положением на скрещении морских путей, ведших из Греции и Западного Средиземноморья к новым городским центрам, возникшим в раннеэллинистическую эпоху в Восточном Средиземноморье. Особенно важны были связи с Александрией Египетской. Родос вел активную морскую торговлю, ее огромные масштабы подтверждаются находками сотен тысяч родосских амфорных клейм во всех частях античного мира: от Суз на востоке до Карфагена на западе, от Боспора на севере до Египта на юге. Торговали главным образом зерном (чаще египетского происхождения), вином и оливковым маслом. Судя по данным эпиграфики, на острове были большие оружейные мастерские, продукция которых шла на экспорт. В ходе дискуссии в римском сенате в 165 г. до н. э. выяснилось, что портовые сборы дают родосцам в год 1 млн. драхм. Поскольку обычный размер торгового сбора — 2 % от стоимости товара, то общая стоимость товаров, проходивших через родосский порт, достигала колоссальной суммы в 50 млн. драхм, или 8300 талантов.

Родос активна стремился развивать международную морскую торговлю, провозгласив принцип «свободы морей» и активно проводя его в жизнь. Когда Византии попытался ввести пошлины на право прохода через черноморские проливы, Родос начал войну с Византием. Граждане Родоса во многих городах получали право беспошлинной торговли. Чаще всего это право давали за то, что родосцы в трудные времена не повышали цену на хлеб. Так как в Греции этого времени очень часто возникала угроза голода, то возможность оказывать «благодеяния» у Родоса была почти постоянной. Во многих приморских городах находились конторы родосских трапедзитов, ссужавших деньги для морской торговли под умеренные проценты. Беспощадную борьбу вел Родос против пиратов. Его военный флот был одним из сильнейших в Средиземноморье, и после 250 г. до н. э. (когда ослабла морская мощь Птолемеев) именно родосский флот обеспечивал свободу мореплавания в Восточном Средиземноморье. На Родосе было создано специальное «морское право», которое благодаря римлянам и византийцам дожило до настоящего времени.

Другим источником богатства полиса были большие земельные владения на материке, в Малой Азии. Особенно велики они были в период с 188 по 167 г. до н. э., когда Рим в благодарность за поддержку в войне с Антиохом III отдал Родосу большую часть Ликии и Карии. Зависимые от полиса территории управлялись родосскими магистратами, население их платило тяжелые подати, в городах стояли гарнизоны.

Политический строй Родоса был олигархическим. Однако огромные богатства, находившиеся в распоряжении полисной верхушки, позволяли ей подкупать демос, так что, по словам Страбона, «не только бедняки получают свое пропитание, но и у города нет недостатка в полезных людях, в особенности для пополнения флота».

Внешняя политика Родоса строилась на стремлении не связывать полис какими-либо формальными союзами, вместе с тем фактически Родос всегда ориентировался на наиболее мощную в каждый конкретный момент политическую силу. Первоначально наиболее тесные связи у него были с Египтом, а затем Родос стал надежным помощником Рима в его восточно средиземноморской политике. В ходе войны Римской республики с македонским царем Персеем Родос, с точки зрения римлян, был недостаточно лоялен и за это наказан самым жестоким образом. У него отняли те территории в Малой Азии, которые ранее пожаловал ему Рим, а кроме того, Делос был объявлен «свободным портом», что привело к быстрому упадку значения Родоса.

 

Делос

 

Делос заменил Родос в роли важнейшего центра международной торговли. Делос представлял собой маленький (5х1,5 км) скалистый остров, полностью лишенный каких-либо природных ресурсов. Его значение в более ранние периоды определялось тем, что здесь находился прославленный храм Аполлона. В эллинистическую эпоху первоначально остров был независим (314–166 гг. до н. э.), азатем был передан Римом под власть Афин. Делосцы по приказу римского сената были вынуждены покинуть остров, на котором теперь поселились афинские клерухи. Управлял Делосом эпимелет, обычно представитель одной из богатых афинских семей. Получение в 166 г. до н. э. прав «свободного порта» стало мощным импульсом для его процветания. Страбон следующим образом описывает ситуацию на острове: «Хотя Делос стал таким образом знаменит, однако с разрушением Коринфа его слава возросла еще больше. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище, и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Всенародное празднество — это что-то вроде торгового дела, и римляне посещали его более других народов, даже когда Коринф еще существовал. И афиняне, захватив остров, стали проявлять большую заботу и о купцах и о религиозных обрядах».

Особый сектор экономики Делоса составляло хозяйство храма Аполлона. Сохранившиеся многочисленные финансовые документы храма позволяют понять многие важные вопросы экономики не только острова, но и всего Восточного Средиземноморья. Основу богатства храма составляли земля (на Делосе, островах Ренее и Миконосе), а также здания, сдававшиеся в аренду (гостиницы, жилые дома, помещения для ремесленных мастерских). Срок аренды обычно был пятилетним. Чтобы повысить доходы храма, его администрация строила новые здания. В середине б0-х годов II в. до н. э. святилищу принадлежало уже не менее 30 различных построек. Храм также выступал и в качестве ростовщика. Ссуды давались обычно на 5 лет, из расчета 10 % годовых. Очень велики были богатства храма, состоявшие из приношений, поступавших со всего Средиземноморья, главным образом от царей. Приношениями служили статуи, сосуды, культовые предметы, выполненные из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, украшенных драгоценными камнями. Они хранились на пронумерованных полках, каждый год проводилась тщательная инвентаризация. Огромное количество чеканной монеты хранилось в сосудах, снабженных этикетками, на которых указывалось количество денег в каждом сосуде.

Уже в эпоху независимости на острове активно начали действовать иностранные купцы, особенно же возросла их роль в период афинского господства. Будучи иностранцами, они не имели права владеть землей на острове и не обладали политическими правами. Их экономическое значение, однако, было столь велико, что они оказывали решающее влияние на политику афинских властей. Иностранные торговцы обычно объединялись в «братства», включавшие в свой состав жителей одного города или одной страны. Центром такого братства был обычно храм, в котором почиталось местное божество (под греческим именем). Известны следующие «братства»: почитателей Посейдона из Берита (совр. Бейрут); почитателей Геракла из Тира; торговцев из Лафикеи Финикийской; купцов из Александрии Египетской. Особенно много было торговцев из Рима и Италии («братства» почитателей Меркурия и Майи, Аполлона, Посейдона, особое братство «римлян из Александрии»). Тесно связаны с торговыми объединениями были и трапедзы, многие из которых существовали десятки лет, переходя от отца к сыну.

Торговали благовониями, специями, слоновой костью, поступавшими из сиро-финикийских портов и Александрии, египетским зерном. Известно, например, что через Делос зерно шло в Македонию, а оттуда, в обмен, дерево и смола. Однако скоро важнейшим объектом торговли стали рабы. Роль Делоса как крупнейшего рынка рабов засвидетельствована античными авторами. Страбон пишет: «В особенности побуждал к насилиям приносивший огромные выгоды вывоз рабов; ибо поимка рабов производилась легко, а рынок, большой и богатый, находился не особенно далеко, именно Делос, который был способен в один день принять и продать десятки тысяч рабов. Отсюда даже пошла поговорка: "Купец, приставай и выгружай корабль, все продано". Причина этого в том, что после разрушения Карфагена и Коринфа римляне разбогатели и нуждались в большом количестве рабов». В 130 г. до н. э. произошли волнения среди рабов, находящихся на Делосе, смутные свидетельства о которых сохранились у античных авторов.

Процветание острова нашло отражение в активной строительной деятельности, ведшейся главным образом «братствами». Археологические исследования выявили на Делосе прекрасно оборудованный порт, зону товарных складов, ряд храмов, агору, большое количество богатых жилых домов. Общественные и жилые здания были украшены скульптурой и росписями, мозаикой.

Процветавший в значительной мере благодаря пиратам работорговцам Делос и погиб от них. В ходе войн Рима с Матридатом VI Понтийским остров дважды был разграблен пиратами (в 88 и 69 гг. до н. э.). В дальнейшем его экономическое благосостояние не восстановилось, так как переход Египта под власть Рима в 30 г. до н. э. сделал главным центром деятельности римских купцов на Востоке Александрию.

 

Развитие рабства

 

В Греции эллинистической эпохи происходит дальнейшее развитие рабовладения. Можно отметить несколько новых явлений, характерных для этого времени. Прежде всего в Греции исчезают все те архаические формы зависимости, которые были распространены в предшествующую эпоху. Спартанские илоты, фессалийские пенесты, критские войкеи, ойкиаты в Локриде и т. д. частично приобретают свободу и даже гражданский статус, частично превращаются в обычных рабов. Конечно, этот процесс происходил в различных областях по-разному, но результаты везде были более или менее одинаковы.

Второй новой чертой является распространение рабства. Хотя у нас и нет достаточно надежных статистических материалов, но ряд фактов заставляет думать, что происходит распространение рабства «вширь». Очень показательно то, что манумиссии (документы об отпуске рабов на свободу) встречаются в самых незначительных городских центрах. Манумиссии из Дельф и других городов показывают, что рабы имеются у семей различного имущественного положения. Количество рабов, отпускаемых на волю, заставляет думать, что даже семьи среднего достатка владели несколькими рабами. Тот масштаб распространения рабства, который был достигнут в классическую эпоху только в самых богатых полисах (таких, как Афины), сейчас становится обычным в самых рядовых полисах. Показателем широкого распространения рабства является и резко возросшее число фактов массового порабощения населения захваченных в ходе военных действий городов и даже организация специальных походов, единственной, целью которых является порабощение пленных. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в политике Этолийского союза. Еще одним свидетельством постоянной потребности греческого общества в увеличении количества рабов является широчайшее распространение пиратства. «Эллинистическое пиратство, — писал Я.В. Ленуман, — возникшее среди отсталых племен со значительными пережитками родового строя, включилось благодаря торговле рабами в систему рабовладельческой экономики Средиземноморья и играло в ней весьма существенную роль, будучи одним из основных поставщиков рабочей силы — рабов». Этолия и Крит были областями наибольшего развития пиратства в Греции.

В-третьих, в это время особое значение для общества имеет проблема повышения производительности рабского труда, создание тех условий, которые бы заставили раба усердно трудиться. Свидетельством этого, в частности, является широко распространившаяся практика отпуска рабов на свободу. До нас дошли многочисленные манумиссии из разных городов Греции. Особенно много их найдено в Дельфах — общегреческом святилище, авторитетом которого освящался юридический акт отпуска раба. Еще в 40–50-х годах ученые, изучавшие эти документы, приходили к выводу, что широкое распространение практики освобождения рабов свидетельствует о том, что рабский труд становился невыгодным. Однако более углубленное исследование манумиссии показало, что в основе лежат иные явления. Прежде всего это отражение стремления заставить раба работать более эффективно. Надежда получить свободу в качестве награды за усердный труд была более мощным стимулом, чем надсмотрщик. Кроме того, рост числа манумиссии является показателем роста числа рабов, живущих отдельно от хозяина и самостоятельно ведущих хозяйство, что позволяет им скопить сумму, необходимую для выкупа. Наконец, только часть освобождений была безусловной, когда бывший раб полностью порывал со своим прежним хозяином. Значительная часть актов об освобождении сопровождалась различными условиями: оставаться при хозяине и выполнять «рабские обязанности» (чаще всего до смерти хозяина, после чего бывший раб должен был организовать его похороны); предоставить сыну хозяина раба и т. д. Иногда появляется и такое условие: не иметь детей — явно для того, чтобы имущество отпущенника наследовал его хозяин. Возможность избежать такого рода условий была, в сущности, только одна — еще раз заплатить бывшему хозяину весьма значительную сумму, примерно равную той, которая платилась первый раз, после чего прекращались всякого рода обязательства бывшего раба по отношению к бьющему хозяину.

В-четвертых, эллинистическая Греция впервые сталкивается с восстаниями рабов. Хотя о них известно очень немного, тем не менее сам факт весьма знаменателен. До эллинистической эпохи, в сущности, единственные известные рабские восстания — это движение спартанских илотов (в первую очередь мессенских илотов). В эллинистическое время восстают рабы Хиоса (III в. до н. э.) и Делоса (130 г. до н. э.). Кроме того, известны два восстания рабов в Лаврионе, которые захватили Суний и опустошали Аттику, а также рабов из рудников Македонии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.012 с.)