Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа сравнительной мифологии. Ее главные представители и основополагающие труды.

Поиск

Школа сравнительной мифологии. Младшие мифологи.

Научная деятельность Буслаева продолжалась более полувека. Ещё при его жизни мифологическая теория, с которой он был тесно связан в 40-50е гг, вынуждена была уступить место сначала теории заимствования, потом антропологической, исторической. Но Буслаев не оставался чужд этим направлениям в науке - оказывал существенное влияние на их развитие. Его идеи находили широкий отклик в научной среде, их подхватывали и развивали его ученики, которые становились во главе этих школ и направлений.

Уже в 50е гг встаёт вопрос о сущности мифа и его исторических судьбах. Разработка этих вопросов была осуществлена младшими мифологами. Свою основную задачу представители этой школы видели в том, что, используя весь опыт теорий мифологического учения, выявить те самородные мифы и предания, которые легли в основу произведений поэтического творчества.

Для осуществления этой цели учёные проделали колоссальную, поистине титаническую работу по собиранию памятников народного творчества и анализу их вариантов. Сохранили для потомков огромное поэтическое наследие русского народа.

В конце 50х - 60х гг выходит 8 выпусков Народных сказок Афанасьева, Великорусские сказки Худякова, Русские песни, собранные Якушкиным, 10 выпусков песен, собранных Киреевским, в 61г Даль выпустил Пословицы русского народа И так далее. Весь этот обширный материал становится основой исследований и изучения.

Самым знаменитым учеником Буслаева стал Александр Афанасьеф 1826-1871гг.

Главный труд "Поэтические представления славян на природу"

...

 

 

20.04

Одним из первых в Росии начинает пропагандировать своими работами культурно-исторический подход в исследовании текста. Главные источники в создании биографии писателя - воспоминания, переписку, мемуары.

Стремление к точности, фактичности, использование огромного материала с точной ссылкой на все источники – одна из научных доминант Булича. Это было важно для культурно-исторической школы в целом.

При общей схеме теоретических установок Булича с основными положениями культурно-истерической школы казанский учёный имел свой почерк. Особенности творческой и научной манеры Булича были продиктованы умением философски мыслить и активной просветительской позиции.

Булич охватил огромный ряд литературы. Все опубликованные Б труды - лишь малая часть того, над чем он работал и что было им реально написано. Все его основательные исследования входили в лекционные курсы. Изучение лекций Булича позволяет говорить о том, что он, при краткости и лаконичности лекционных формулировок, оперировал огромным научным материалом. Накопление материала осуществлялось долгие годы и выл велось в законченные формы (юбилейные речи, очерки) в тех случаях, когда была в этом необходимость.

Литературоведческий дебют - магистерская диссертация "Сумароков и современная ему критика" СПб 1854г. Закрепила за ним славу исследователя литературы 18века. Новизна: оценка творчества писателя с позиции исторической критики, то есть с выявлением духовного содержания эпохи, в которой писатели жил и творил и в произведениях которого она нашла отражение. Цель: показать общественную атмосферу, в которой развивалось творчество писателя и связанная с ним журналистика. Понятие критики = "сатиры". Понятие сатиры не было узаконено в 18век. 3 глава - влияние Сумарокова на сатирическую журналистику (новаторская часть, не исследованный ранее аспект). Цензура почти на половину сократила труд Булича (так как этот материал был запрещён).

В 1855г - труд Афанасьева о критических журналов. Её опубликовали, поэтому новизна работы Булича стала неактуальной.

Однако даже в усечённом варианте монография была воспринята хорошо и считалась одной из лучших.

Далее он не занимался столь серьезными работами, но писал речи: "К 100летней памяти Ломоносова" 1865г (140с). Чем интересна работа: опирался на многие источники (не был голословен), стремился был объективен в определении значения Ломоносова. У Б Л - трагическая фигура, потому что он трагически одинок, находился в безостановочной борьбе. Б показал портрет гения: масштабную и сильную - противоречивую и мятущуюся личность. Обратил внимание на социальный аспект деятельности Л: написание Од - способ построения профессиональной карьеры и способ заработка для других сторон деятельности. Также это работа была посвящена судьбе Русской науки.

Также работы: речь "Биограчифеский очерк Карамзина и развитие его литературной деятельности" в честь 100летия со ДР писателя (в Ульяновске)

Ирл 19века отмучилась Буличем неравномерно. Более глубоко и полно изучалась первая половина19века. Вторая половина - избирательно рассматривалась (с учётом симпатией).

Самой фундаментальной работой Б по ИРЛ19 - "Очерки ИРЛ и Просвещения с начала 19века" СПб 1902г. Представляют собой курс лекций по ИРС (словесности), читанный в КУ студентом в 70-е гг. Были опубликованы благодаря усилиям сына - Бориса Булича, после смерти отца, который не предполагал их публикацию. 800с труд, опоздавший с 3 десятилетиеми в 2 издания.

Речь юбилейная "Жуковский": выступает как философ, даёт концепцию появлению и распространения в России романтизма. Оспаривает Белинского.

Целых пять глав очерков посвятил Батюшкову. Б был первый специалист по Батюшкову. Сознательно обострит противоречия, которые были свойственна тому времени. Показал Батюшкова как представителя тоскующих поколений, "которых немало порождала русская жизни", а не как эпикурейца. Приближается к идеалам современным об анализе произведения.

Следующая фигура - Пушкин. Две работы: в начале научной деятельности Булича и в конце. 1 - "Значение Пушкина в ИРЛ (введение в изучение его сочинений" Казань 1855г. Попытка рассмотреть поэтическое творчество Пушкина как самое совершенное звено Русской поэзии.

Критика Н.Г.Чернышевского. Назвал Булича "павлином, который распушил хвост" и говорит вещи достаточно очевидные.

Против этого выступил Галахов, назвал Ч "божьей коровкой".

Вторая речь - "В память 50летия смерти Пушкина" 1887г. Статья показала безупречное владение приёмами культурно-исторической критики и зрелость как истерика литературы. Пытается воссоздать и реконструировать жизнь поэта, опасается и ссылается на другие материалы, создаёт собственное видение на жизнь поэта. Главная мысль работы: Пушкин сохранил чистоту и прозрачность поэзии потому, что развивался и зрел как поэт наперекор всему окружающему. Увидел высокую трагичность, которая спаялась за величайшую художественность создания.

 

Афанасьев начинает как историк и историк литературы.

Историко-лит работы наиболее значимы: о русских сатирических журналах, о Новикове, Фонвизине, издавал журнал "Биобилиографически записки". К фольклорно-этнографической тематике обратился в начале 50-х гг. Пишет работы: "Дедушка домовой", "Колдовство на Руси в славину". Здесь отчетливо выступают положения мифологической школы, которые он далее развивает.

Важным этапом в формировании взглядов А-мифолога явилась его работа над сборником "Народные Русские сказки". В обширных комментариях к каждому сказочному тексту А стремился раскрыть мифологическое содержание сказок, возводя их к предполагаемым доисторическим дорелигиозным представлениям. Эти комментарии станут основой для его капитального трехтомного труда "Поэтические воззрении славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов". Опираясь на положение о тесной связи мифологии и образной сущности языка первобытного человека, А создаёт стройное учение о процессе возникновения мифологических представлений, а затем поэтического творчества из мифов. Прежде всего ставит проблему происхождения мифов.

Буслаев считал, что нужно связать происхождение мифа с историей языка.

Этапы по Афанасьеву:

1. Слова-понятия и слова-образы не несли в себе особого мифического содержания - они возникали и существовали с единственной прагматической целью – назвать и обозначите явления, отделить из от других

2. С окончание до исторического периода жизни человека начинается новый период, который приносит с собой представления, порождённый новыми отношениями между людьми и членами общества, людьми и природой. Прежняя стройность языка нарушается, происходит падение форм и замена их другими, "звуки мешаются", происходит забвение коренного значения слова, возникает понятие "метафоризации", когда слово-понятие, с-предмет, с-образ теряют свою однозначность и способствуют уподобления человеком одних предметов и явлений другим.

3.Позже мифические представления отделяются от стихийных основ и принимаются как нечто особое, независимо от них существующее. С этого момента мифы начинают самостоятельной жизнью, подчиняют себе сознание людей, становятся предметом поэтического творчества.

4. Затем клеймо на мифические основы накладывает историческая общественная жизнь. Отдельные черты быта человека сливаются с содержанием мифом, кот передаются из поколения в поколение. Так порождаются своеобразные гипертрофированные мифологические образы (отсюда богатырские силы и пр).

Наряду с проблемой происхождения мифом, А ставит проблему о сущности древних мифологических направлений. Как и метеорологической теории, считает, что в основе большинства мифов лежит обожествление стихийных сил природы. Они лежат в основе мифов и определяют поэтическое творчество индоевропейских народов.

Такую древнюю мифологическую основу обнаруживает он и в сказках, загадках и заговорах.

Важным считал метод сравнительного изучения мифов, когда путём обстоятельного сличения разных вариантов былины с родственными памятниками и преданными других народов можно восстановить древнейших текст сказания.

 

Арест Фёдорович Миллер 1833-1889гг.

Даёт своеобразную интерпретацию мифологической теории Афанасьева.

Образование - филолог.

Первое исследование в области мифологии - магистерская диссертацию "О нравственной стихии в поэзии", кот вызвала резкую критику современников (была обнаружено стремление показать безнравственную природу мифологии и поэзии).

В 1862-63гг Миллер во время заграничной поездки знакомится с Якобом Гриммом, что увеличивает его Интерес к мифологической теории. Второй труд - докторская диссертация "Сравнителтно-критические наблюдения над строевым составом народного произведения Илья Муромец и богатырство Киевского". Исходным для М было положение, что каждый род произведений народной словесности заключает в себе несколько последовательных слоёв, которые должны быть точно распознаны критикой.

Ставит перед собой задачу – определить древнейшую основу мифических сказаний со всеми позднейшими мифоизменениями. Что нового в работе: сравнивает эпос не только славян, на и различных народов "арийского корня".

Миллер считает, что при всём многообразии мифических сказаний, структура их будет одинакова / устойчива. В основе всех сказаний лежат три "существа" (составные части): светлое существо, которое ополчается против тёмного; тёмное существо, которое все равно будет побеждено; существо из-за которого и делается нападение на злую силу.

Особо ценным был метод – метод анализа вариантов. В отличие от Афанасьефв, М учитывал индивидуальные особенности сказителей, певцов и тд. Это было новшеством в мировой фольклористике.

 

Влияние мифологических концепций.

Целых направление мифологических изучений составили мифологи революционно-демократического лагеря: Худяков, Прыжов, Рыбников.

В исследования Х: стремление вскрыть древние мифологические основы фольклорных памятников сочеталось с анализом народного взгляда на эти памятники.

Прыжов монографии "О собаке, волке, голубе и поэзии цветов", "Собака в истории верований человека", " Ведьма"

Недостатки школы:

- стремление во что бы то ни стало найти мифический аналог любому явлению, сюжету, герою

- крайности наблюдались и в исследовании теории заимствования: всё в поэтическом творчестве народа объясняли лит влиянием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.008 с.)