Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа сравнительной мифологии. Ее главные представители и основополагающие труды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Школа сравнительной мифологии. Младшие мифологи. Научная деятельность Буслаева продолжалась более полувека. Ещё при его жизни мифологическая теория, с которой он был тесно связан в 40-50е гг, вынуждена была уступить место сначала теории заимствования, потом антропологической, исторической. Но Буслаев не оставался чужд этим направлениям в науке - оказывал существенное влияние на их развитие. Его идеи находили широкий отклик в научной среде, их подхватывали и развивали его ученики, которые становились во главе этих школ и направлений. Уже в 50е гг встаёт вопрос о сущности мифа и его исторических судьбах. Разработка этих вопросов была осуществлена младшими мифологами. Свою основную задачу представители этой школы видели в том, что, используя весь опыт теорий мифологического учения, выявить те самородные мифы и предания, которые легли в основу произведений поэтического творчества. Для осуществления этой цели учёные проделали колоссальную, поистине титаническую работу по собиранию памятников народного творчества и анализу их вариантов. Сохранили для потомков огромное поэтическое наследие русского народа. В конце 50х - 60х гг выходит 8 выпусков Народных сказок Афанасьева, Великорусские сказки Худякова, Русские песни, собранные Якушкиным, 10 выпусков песен, собранных Киреевским, в 61г Даль выпустил Пословицы русского народа И так далее. Весь этот обширный материал становится основой исследований и изучения. Самым знаменитым учеником Буслаева стал Александр Афанасьеф 1826-1871гг. Главный труд "Поэтические представления славян на природу" ...
20.04 Одним из первых в Росии начинает пропагандировать своими работами культурно-исторический подход в исследовании текста. Главные источники в создании биографии писателя - воспоминания, переписку, мемуары. Стремление к точности, фактичности, использование огромного материала с точной ссылкой на все источники – одна из научных доминант Булича. Это было важно для культурно-исторической школы в целом. При общей схеме теоретических установок Булича с основными положениями культурно-истерической школы казанский учёный имел свой почерк. Особенности творческой и научной манеры Булича были продиктованы умением философски мыслить и активной просветительской позиции. Булич охватил огромный ряд литературы. Все опубликованные Б труды - лишь малая часть того, над чем он работал и что было им реально написано. Все его основательные исследования входили в лекционные курсы. Изучение лекций Булича позволяет говорить о том, что он, при краткости и лаконичности лекционных формулировок, оперировал огромным научным материалом. Накопление материала осуществлялось долгие годы и выл велось в законченные формы (юбилейные речи, очерки) в тех случаях, когда была в этом необходимость. Литературоведческий дебют - магистерская диссертация "Сумароков и современная ему критика" СПб 1854г. Закрепила за ним славу исследователя литературы 18века. Новизна: оценка творчества писателя с позиции исторической критики, то есть с выявлением духовного содержания эпохи, в которой писатели жил и творил и в произведениях которого она нашла отражение. Цель: показать общественную атмосферу, в которой развивалось творчество писателя и связанная с ним журналистика. Понятие критики = "сатиры". Понятие сатиры не было узаконено в 18век. 3 глава - влияние Сумарокова на сатирическую журналистику (новаторская часть, не исследованный ранее аспект). Цензура почти на половину сократила труд Булича (так как этот материал был запрещён). В 1855г - труд Афанасьева о критических журналов. Её опубликовали, поэтому новизна работы Булича стала неактуальной. Однако даже в усечённом варианте монография была воспринята хорошо и считалась одной из лучших. Далее он не занимался столь серьезными работами, но писал речи: "К 100летней памяти Ломоносова" 1865г (140с). Чем интересна работа: опирался на многие источники (не был голословен), стремился был объективен в определении значения Ломоносова. У Б Л - трагическая фигура, потому что он трагически одинок, находился в безостановочной борьбе. Б показал портрет гения: масштабную и сильную - противоречивую и мятущуюся личность. Обратил внимание на социальный аспект деятельности Л: написание Од - способ построения профессиональной карьеры и способ заработка для других сторон деятельности. Также это работа была посвящена судьбе Русской науки. Также работы: речь "Биограчифеский очерк Карамзина и развитие его литературной деятельности" в честь 100летия со ДР писателя (в Ульяновске) Ирл 19века отмучилась Буличем неравномерно. Более глубоко и полно изучалась первая половина19века. Вторая половина - избирательно рассматривалась (с учётом симпатией). Самой фундаментальной работой Б по ИРЛ19 - "Очерки ИРЛ и Просвещения с начала 19века" СПб 1902г. Представляют собой курс лекций по ИРС (словесности), читанный в КУ студентом в 70-е гг. Были опубликованы благодаря усилиям сына - Бориса Булича, после смерти отца, который не предполагал их публикацию. 800с труд, опоздавший с 3 десятилетиеми в 2 издания. Речь юбилейная "Жуковский": выступает как философ, даёт концепцию появлению и распространения в России романтизма. Оспаривает Белинского. Целых пять глав очерков посвятил Батюшкову. Б был первый специалист по Батюшкову. Сознательно обострит противоречия, которые были свойственна тому времени. Показал Батюшкова как представителя тоскующих поколений, "которых немало порождала русская жизни", а не как эпикурейца. Приближается к идеалам современным об анализе произведения. Следующая фигура - Пушкин. Две работы: в начале научной деятельности Булича и в конце. 1 - "Значение Пушкина в ИРЛ (введение в изучение его сочинений" Казань 1855г. Попытка рассмотреть поэтическое творчество Пушкина как самое совершенное звено Русской поэзии. Критика Н.Г.Чернышевского. Назвал Булича "павлином, который распушил хвост" и говорит вещи достаточно очевидные. Против этого выступил Галахов, назвал Ч "божьей коровкой". Вторая речь - "В память 50летия смерти Пушкина" 1887г. Статья показала безупречное владение приёмами культурно-исторической критики и зрелость как истерика литературы. Пытается воссоздать и реконструировать жизнь поэта, опасается и ссылается на другие материалы, создаёт собственное видение на жизнь поэта. Главная мысль работы: Пушкин сохранил чистоту и прозрачность поэзии потому, что развивался и зрел как поэт наперекор всему окружающему. Увидел высокую трагичность, которая спаялась за величайшую художественность создания.
Афанасьев начинает как историк и историк литературы. Историко-лит работы наиболее значимы: о русских сатирических журналах, о Новикове, Фонвизине, издавал журнал "Биобилиографически записки". К фольклорно-этнографической тематике обратился в начале 50-х гг. Пишет работы: "Дедушка домовой", "Колдовство на Руси в славину". Здесь отчетливо выступают положения мифологической школы, которые он далее развивает. Важным этапом в формировании взглядов А-мифолога явилась его работа над сборником "Народные Русские сказки". В обширных комментариях к каждому сказочному тексту А стремился раскрыть мифологическое содержание сказок, возводя их к предполагаемым доисторическим дорелигиозным представлениям. Эти комментарии станут основой для его капитального трехтомного труда "Поэтические воззрении славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов". Опираясь на положение о тесной связи мифологии и образной сущности языка первобытного человека, А создаёт стройное учение о процессе возникновения мифологических представлений, а затем поэтического творчества из мифов. Прежде всего ставит проблему происхождения мифов. Буслаев считал, что нужно связать происхождение мифа с историей языка. Этапы по Афанасьеву: 1. Слова-понятия и слова-образы не несли в себе особого мифического содержания - они возникали и существовали с единственной прагматической целью – назвать и обозначите явления, отделить из от других 2. С окончание до исторического периода жизни человека начинается новый период, который приносит с собой представления, порождённый новыми отношениями между людьми и членами общества, людьми и природой. Прежняя стройность языка нарушается, происходит падение форм и замена их другими, "звуки мешаются", происходит забвение коренного значения слова, возникает понятие "метафоризации", когда слово-понятие, с-предмет, с-образ теряют свою однозначность и способствуют уподобления человеком одних предметов и явлений другим. 3.Позже мифические представления отделяются от стихийных основ и принимаются как нечто особое, независимо от них существующее. С этого момента мифы начинают самостоятельной жизнью, подчиняют себе сознание людей, становятся предметом поэтического творчества. 4. Затем клеймо на мифические основы накладывает историческая общественная жизнь. Отдельные черты быта человека сливаются с содержанием мифом, кот передаются из поколения в поколение. Так порождаются своеобразные гипертрофированные мифологические образы (отсюда богатырские силы и пр). Наряду с проблемой происхождения мифом, А ставит проблему о сущности древних мифологических направлений. Как и метеорологической теории, считает, что в основе большинства мифов лежит обожествление стихийных сил природы. Они лежат в основе мифов и определяют поэтическое творчество индоевропейских народов. Такую древнюю мифологическую основу обнаруживает он и в сказках, загадках и заговорах. Важным считал метод сравнительного изучения мифов, когда путём обстоятельного сличения разных вариантов былины с родственными памятниками и преданными других народов можно восстановить древнейших текст сказания.
Арест Фёдорович Миллер 1833-1889гг. Даёт своеобразную интерпретацию мифологической теории Афанасьева. Образование - филолог. Первое исследование в области мифологии - магистерская диссертацию "О нравственной стихии в поэзии", кот вызвала резкую критику современников (была обнаружено стремление показать безнравственную природу мифологии и поэзии). В 1862-63гг Миллер во время заграничной поездки знакомится с Якобом Гриммом, что увеличивает его Интерес к мифологической теории. Второй труд - докторская диссертация "Сравнителтно-критические наблюдения над строевым составом народного произведения Илья Муромец и богатырство Киевского". Исходным для М было положение, что каждый род произведений народной словесности заключает в себе несколько последовательных слоёв, которые должны быть точно распознаны критикой. Ставит перед собой задачу – определить древнейшую основу мифических сказаний со всеми позднейшими мифоизменениями. Что нового в работе: сравнивает эпос не только славян, на и различных народов "арийского корня". Миллер считает, что при всём многообразии мифических сказаний, структура их будет одинакова / устойчива. В основе всех сказаний лежат три "существа" (составные части): светлое существо, которое ополчается против тёмного; тёмное существо, которое все равно будет побеждено; существо из-за которого и делается нападение на злую силу. Особо ценным был метод – метод анализа вариантов. В отличие от Афанасьефв, М учитывал индивидуальные особенности сказителей, певцов и тд. Это было новшеством в мировой фольклористике.
Влияние мифологических концепций. Целых направление мифологических изучений составили мифологи революционно-демократического лагеря: Худяков, Прыжов, Рыбников. В исследования Х: стремление вскрыть древние мифологические основы фольклорных памятников сочеталось с анализом народного взгляда на эти памятники. Прыжов монографии "О собаке, волке, голубе и поэзии цветов", "Собака в истории верований человека", " Ведьма" Недостатки школы: - стремление во что бы то ни стало найти мифический аналог любому явлению, сюжету, герою - крайности наблюдались и в исследовании теории заимствования: всё в поэтическом творчестве народа объясняли лит влиянием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.008 с.) |