Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основополагающие концепции психологической школы и их развитие в русском литературоведении.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая школа русского литературоведения ("Психогенетическая") Складывалась в 70-80е гг 19в Представители опирались на психологию, поисках стимулов для худ творчества. Видели решение задачи в психологиечском анализе лит героев и личностей самих авторов, то есть, литература начинает рассматриваться как продукт душевной деятельности писателя. Генетич с и связана с культурно-исторической школой. Ограниченность культурно-истор школы заставила искать новые пути литведения. Возникла потребность учитывать не тольк о влияние среды и других внешних факторов, но и специфич свойства художника, его творческую индивидуальность, особенности психического склада. Все это находило реальную поддержку в успехах социологии и психологии 2/2 19века. Европейские представители: Эмиль Эннекен (Геннекен) + Поль Лакомб(предшественник): занимался вопросами психологии творчества, полагая, что все историко-лит явления определяются психическими особенностями творческой личности и что определённая эмоц установка писателя - главный организующий принцип всякого произведения литературы. Эннекен отвергает биографизм Сеньёра, считая, что душевную организацию писателя можно определить и не изучая биографию, а поделав только эстетический анализ произведения. Критиковал И.Тэна, в частности, теорию о влиянии расы и среды и момента на художника, считая важным не только влияние среды, сколько художника на среду. Э выдвинул понятие Эстопсихологии - психологический метод исследования эстетических эмоций. Своё учение изложил в труде "Опыт построения научной критики (эстопсихологии)" 1888г. Учение Эннеекена - психология, основанная на изучении лит произведений и возбуждаемых ими эмоциях. Э предлогам подвергнуть произведения тройному анализу:
Конечная цель исследования после тройного анализа должна являть собой синтез. Разобранное по частям произведение перестаёт быть произведением искусства: теряет эмоциональную силу. Психологический синтез и даёт полное изображение личности художника, как одного из типов "думающего и чувствующего человечества". Основные положения научной концепции А.А. Потебни.
Лингвист. В Харьковском университете создаёт целую команду учеников, кот развивают идеи учителя: Овсянико-Куликовский, А.В.Попов, Горнфельд, Харциев, Лейзин и др. Имели печатную трибуну: непериодический издание "Вопросы теории и психологии творчества". В 1862г в журнале Министерсва народного просвещения был опубликован знаменитый труд Потебни "Мысль и язык": связь языка и мышления. Слово - не просто носитель мысли, но и генератор мысли, средство создания мысли. В качестве орудия возникновения мысли язык служит основой всех явлений духовной и нравственной жизни. При создании лит произведения работа мысли осуществляется также посредством слова. Язык рассматривал как социальное явление, как средство коммуникации. Но понимание слова и субъективно-психологические трактовки сугубо индивидуальны: "Никто не думает при известном слове именно того самого, что другой". Кроме внешней Ромы, звуковой, П считает многие слова несут в себе образ (представление), кот составляют "внутреннюю форму". Внутренняя форма выражает значение образно, служит источником живописности языка и главным инструментом появления новых слов. Аналогом между словом и худ произведением. Внутренней форме слова соответсвует внутренняя форма произведения - его образность. Слово - такой же эстетический феномен, как и произведение худ литературы. Полагал, что история литертуры должна сближаться с историей языка, так как она без неё не научна. Искусство для Потебни - средство познания жизни, кот существует параллельно с научным познанием. Худож произведение - не отражение готовой мысли, потому чтотидея, которая имеется в виду художником, может сильно изменяться в процессе творчества, потому что слово - средство создания мысли. "Поэт создаёт прежде для себя, а потом для публики". Произведение искусства возникает как ответ на вопрос, на кот художнику важно ответить самому себе. Вопрос о литературной критике, о толкованиях худ произведения, о его восприятии читателем (Отличие от Эннекена). Большое значение придавал тропам, рассматривал из не как украшение речи, а как необходимый и важнейший элемент поэзии и самого языка. Метафоричность - одна из категорий поэтического мышления и свойство литературы в целом. Успел только рассмотреть только басни и пословицы. Сильные стороны в учении Потебни:
История русской литературы как «история русской интеллигенции» в трактовке Д.Н. Овсянико-Куликовского. Одно из направлений учения П: вариант психологического метода, кот разрабатывал академик Овсянико-Куликовский, кот соединил психологический метод с социологическим. Произведение должно изучаться с историко-литературной точки зрения, но при необходимости иных аспектов, Работает с понятием "общественная психология". Разделяет ряд мыслей учителя (о рицинах и характере творчества). Разрабатывает целую теорию личности, определяет структуру, факторы и тд. Работает на психологическими типами писателей, выделяет психологические черты, кот поддаются типологизации. Изучает героев с точки зрения доминирования у них каких-либо черт. Интересна работа "История русской интеллигенции" 1906-11гг, где прослеживается психология рус интеллигенции на основе данных худож литературы. Изучаются общественные настроения и идейности общества на примере отдельных героев. Говорит о том, какой богатой душевно и интеллектуально была интеллигенция и как незначительны результаты её деятельности на уровне страны. Источник этой эволюции взглядов по его мнению - Чаадаевские взгляды. Проходит через весь 19 век и наблюдает, как эти настроения шли на убыль. Другой аспект его деятельности: связан с попыткой изучения писателя как такового. Мировоззрение писателя стремился понять в развитии, лит процесс - в последовательной смене лит форм. Его больше интересована крупные писатели, которого живут в сознании. Представляли интерес работы о Гоголе, Лермонтове (говорил об эгоцентризме). Изучает литературу как документ суммарно общественной психологии, где есть индивидуальная, классовая психология и тд. 18. Эволюция академического литературоведения. Традиции академического литературоведения в современном литературном процессе.
Ч. 2. Изучение и преподавание русской литературы в Казанском университете 1. Кафедра красноречия, стихотворства и языка российского в первые годы основания Казанского университета. · Деятельность первого профессора русской словесности Г.Н. Городчанинова. Д.Н. Перевощиков: его преподавательская деятельность и научные проекты. 4. Состояние филологической науки в Казанском университете в эпоху попечительства М.Л. Магницкого. 5. Изучение и преподавание русской литературы в Казанском университете в 30-40-е гг. (М.С. Рыбушкин, Г.С. Суровцев, К.К. Фойгт).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.007 с.) |