Основополагающие концепции психологической школы и их развитие в русском литературоведении. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основополагающие концепции психологической школы и их развитие в русском литературоведении.



Психологическая школа русского литературоведения ("Психогенетическая")

Складывалась в 70-80е гг 19в

Представители опирались на психологию, поисках стимулов для худ творчества. Видели решение задачи в психологиечском анализе лит героев и личностей самих авторов, то есть, литература начинает рассматриваться как продукт душевной деятельности писателя. Генетич с и связана с культурно-исторической школой. Ограниченность культурно-истор школы заставила искать новые пути литведения. Возникла потребность учитывать не тольк о влияние среды и других внешних факторов, но и специфич свойства художника, его творческую индивидуальность, особенности психического склада.

Все это находило реальную поддержку в успехах социологии и психологии 2/2 19века.

Европейские представители: Эмиль Эннекен (Геннекен) + Поль Лакомб(предшественник): занимался вопросами психологии творчества, полагая, что все историко-лит явления определяются психическими особенностями творческой личности и что определённая эмоц установка писателя - главный организующий принцип всякого произведения литературы. Эннекен отвергает биографизм Сеньёра, считая, что душевную организацию писателя можно определить и не изучая биографию, а поделав только эстетический анализ произведения. Критиковал И.Тэна, в частности, теорию о влиянии расы и среды и момента на художника, считая важным не только влияние среды, сколько художника на среду.

Э выдвинул понятие Эстопсихологии - психологический метод исследования эстетических эмоций. Своё учение изложил в труде "Опыт построения научной критики (эстопсихологии)" 1888г.

Учение Эннеекена - психология, основанная на изучении лит произведений и возбуждаемых ими эмоциях.

Э предлогам подвергнуть произведения тройному анализу:

  • Эстетическому: основа всего исследования. Выясняет те эмоции, которые вызывает произведение, а затем те худож средства, которыми достигается эстетическое волнение. В отличие от Канта, кот считал, что эстет волнуя субъективны и природа их не исследована, Эннекен объявлял вызываемые искусством эмоции объективными, поддающимися изучению и одинаковыми для всех.
  • Психологическому
  • Социологическому.

Конечная цель исследования после тройного анализа должна являть собой синтез. Разобранное по частям произведение перестаёт быть произведением искусства: теряет эмоциональную силу. Психологический синтез и даёт полное изображение личности художника, как одного из типов "думающего и чувствующего человечества".

Основные положения научной концепции А.А. Потебни.


Основоположник в отеч филологи был Адександр Афанасьевич Потебня.

Лингвист.

В Харьковском университете создаёт целую команду учеников, кот развивают идеи учителя: Овсянико-Куликовский, А.В.Попов, Горнфельд, Харциев, Лейзин и др.

Имели печатную трибуну: непериодический издание "Вопросы теории и психологии творчества".

В 1862г в журнале Министерсва народного просвещения был опубликован знаменитый труд Потебни "Мысль и язык": связь языка и мышления. Слово - не просто носитель мысли, но и генератор мысли, средство создания мысли. В качестве орудия возникновения мысли язык служит основой всех явлений духовной и нравственной жизни. При создании лит произведения работа мысли осуществляется также посредством слова. Язык рассматривал как социальное явление, как средство коммуникации. Но понимание слова и субъективно-психологические трактовки сугубо индивидуальны: "Никто не думает при известном слове именно того самого, что другой". Кроме внешней Ромы, звуковой, П считает многие слова несут в себе образ (представление), кот составляют "внутреннюю форму". Внутренняя форма выражает значение образно, служит источником живописности языка и главным инструментом появления новых слов.

Аналогом между словом и худ произведением. Внутренней форме слова соответсвует внутренняя форма произведения - его образность. Слово - такой же эстетический феномен, как и произведение худ литературы.

Полагал, что история литертуры должна сближаться с историей языка, так как она без неё не научна.

Искусство для Потебни - средство познания жизни, кот существует параллельно с научным познанием. Худож произведение - не отражение готовой мысли, потому чтотидея, которая имеется в виду художником, может сильно изменяться в процессе творчества, потому что слово - средство создания мысли. "Поэт создаёт прежде для себя, а потом для публики". Произведение искусства возникает как ответ на вопрос, на кот художнику важно ответить самому себе.

Вопрос о литературной критике, о толкованиях худ произведения, о его восприятии читателем (Отличие от Эннекена). Большое значение придавал тропам, рассматривал из не как украшение речи, а как необходимый и важнейший элемент поэзии и самого языка. Метафоричность - одна из категорий поэтического мышления и свойство литературы в целом.

Успел только рассмотреть только басни и пословицы.

Сильные стороны в учении Потебни:

  • Подойдя к искусству с точки зрения гносеологической природы слова и образа, П направил внимание науки на проблемы художественности (что было упущено культурной-истор школы). Многократно заявлял о необходимости и неизбежности принципа историзма в любом исследовании.
  • Проблема восприятия и толкования худож произведения.
  • Мысли П основаны на идее о сложности искусства и неисчерпаемости богатства, заложенного словом.

 

История русской литературы как «история русской интеллигенции» в трактовке Д.Н. Овсянико-Куликовского.

Одно из направлений учения П: вариант психологического метода, кот разрабатывал академик Овсянико-Куликовский, кот соединил психологический метод с социологическим. Произведение должно изучаться с историко-литературной точки зрения, но при необходимости иных аспектов,

Работает с понятием "общественная психология".

Разделяет ряд мыслей учителя (о рицинах и характере творчества). Разрабатывает целую теорию личности, определяет структуру, факторы и тд. Работает на психологическими типами писателей, выделяет психологические черты, кот поддаются типологизации. Изучает героев с точки зрения доминирования у них каких-либо черт.

Интересна работа "История русской интеллигенции" 1906-11гг, где прослеживается психология рус интеллигенции на основе данных худож литературы. Изучаются общественные настроения и идейности общества на примере отдельных героев.

Говорит о том, какой богатой душевно и интеллектуально была интеллигенция и как незначительны результаты её деятельности на уровне страны. Источник этой эволюции взглядов по его мнению - Чаадаевские взгляды. Проходит через весь 19 век и наблюдает, как эти настроения шли на убыль.

Другой аспект его деятельности: связан с попыткой изучения писателя как такового. Мировоззрение писателя стремился понять в развитии, лит процесс - в последовательной смене лит форм. Его больше интересована крупные писатели, которого живут в сознании. Представляли интерес работы о Гоголе, Лермонтове (говорил об эгоцентризме).

Изучает литературу как документ суммарно общественной психологии, где есть индивидуальная, классовая психология и тд.

18. Эволюция академического литературоведения. Традиции академического литературоведения в современном литературном процессе.

 

Ч. 2. Изучение и преподавание русской литературы в Казанском университете

1. Кафедра красноречия, стихотворства и языка российского в первые годы основания Казанского университета.

·

Деятельность первого профессора русской словесности Г.Н. Городчанинова.

Д.Н. Перевощиков: его преподавательская деятельность и научные проекты.

4. Состояние филологической науки в Казанском университете в эпоху попечительства М.Л. Магницкого.

5. Изучение и преподавание русской литературы в Казанском университете в 30-40-е гг. (М.С. Рыбушкин, Г.С. Суровцев, К.К. Фойгт).





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.009 с.)