Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-литературная мысль в России в 30-40-е гг. XIX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это период, который положил начало последовательному, непрерывному изучению РЛ. Начиная с 30х гг не будет ни одной работы, автор которой рассматривает литературный процесс вне литературных направлений. С мысли об отражении в литературе народной жизни начинается монография П.А.Вяземского "Фонвизин" 1830г. (в печати появилась в 1848г). Стремясь к фактичности, насыщая свою книгу неопубликованными и опубликованными материалами В создаёт настоящикульт "литературы фактов". Попытка создать творческую биографию писателя. Но он вышел за рамки этой задачи: В представил в этой книге историю русской комедии 18в и выходит за рамки жанра; набрасывает схему движения всей РЛ. "История литературы народа должна быть вместе и историей этого общежития (общества)". Размышляет о том, что у Р не было средневекового периода, только со времени Петра она приобщается к общемировому ходу развития. То есть русская драма имеет искусственное происхождение, "наша драма - подкидыш". Главная слабость литературы 18 - "в Р не существует традиции общественной жизни". Все ли литературы следует изучать со стороны литературы? Не все. Только литературы высокого уровня, а РЛ к ним не относятся. Разделяет сатирическое (злоупотребление судей, чиновников) и личное направления (критика отдельных нравов). Положительные явления: метод биографизма, кот впервые В применил. Был несколько неполсдедователен, вводил эстетизм, указывая в качестве образцов произведения только высокого порядка (остальное - "книгопредельная помышленность"). В не удалось увидеть стройное закономерное развитие литературного процесса, чему помешал эстетическое направление мысли. Появились ряд работ, посвящённые ДРЛ: Максимович сделал предметом исследования ДРЛ "Истрия древней русской словесности" Киев, 1839г Главная идея: через памятники литературы древней появляется вся древняя жизнь отечества. В решении проблемы периодизации идёт дальше своих предшественников: делит РЛ на 4 периода:
Значимо: выделение древнего этапа как основополагающего для последующего развития РЛ. Ему важно доказать мысли: РЛ с самого начала своего появления открыло богатство национального содержания, первый период свхформировал основы РЛ.
Другое нововведения М: рассмотрение связи ДРЛ с народным творчеством. Охарактеризует эти связи во всех 4 периодах (идея усвоена Лихачевым). Возникают попытки частных исследований. При этом настоятельно возникла потребность написать курс РЛ во всем её развитии (полный историко-литературный курс). Такую задачу поставил А.В.Никитенко. "Опыт истории литературы" 1845г. Первая книга носила скорее методический характер, была своего рода введением, о чем свилетельсутвет содержание книги: "Идея и значение ИРЛ, Метод ИРЛ, Источники, Разделение РЛ на периоды" и так далее. Новизна его работы: сосредоточил внимание на проблеме источников истории литературы: разделяет на два вида: непосредственные и посредственные. Непосредственный историк - факты самой литературы: произведения и сами писатели, основные понятия века (эстетические и литературные мнения в форме трактатов, критики и пр, состояние литературно языка, его филологическая разработка, то есть словари, грамматики, методы обучения в школе). Посредственнее источники - состояние и уровень научных знаний, развитие государственных учреждений, законодательство, просвещение и тд. Последний период (с 1812г) он делит на художественно-формалистический этап и художественно-народный этап. Важна его мысль о том, что историю древней литературы необходимо отделить от истории церкви. В 1846г историческое направление литературоведческой мысли достигает высшей точки: появляется знаковый труд С.П.Шевырева "История русской словесности преимущественно древней". Основа - лекции, почитанные автором в 1844-45гг (публичные лекции). В лекциях отразилась сполна противоречивость исторического направления, усиленная политическими взглядами Шевырева 40х гг. книга состояла из 2х томов, каждый из которых включал 5 глав. Рассматривались основные явления ДРЛ. Начинается работа со вступления, в кот даётся характеристика РЯ и разбор народной поэзии и Пр. Последняя 10ая лекция посвящена "Слову...". Все явление Ш пытался поставить в причинно-следственный ряд, прослеживая возрастания и изменения определнных начал в развитии РЛ: идея религиозная и монархическая. Ему ДРЛ важна качеством воплощенной идеи.
Первая идея: вера и церковь подчинили всякое духовное развитие русского человеческая. Противопоставляет ДРЛ и западно-европейскую литературу. Использует библейские имена: "запад избрал долю евангельской Марфы" (гражданской, суетной, мирской", а русский народ избрал долю Марии, так как, не участвуя в общеевропейской истории, вынашивал идею истинного Бога. Рассматривает современную литературы, стремясь провести сквозные линии от отдаленных явлений до самых последних. Например, специфику гоголевского юмора видит в "Солове Даниила Заточника" И так далее. Юмор отличается возможностью исхода к примирению. Ш интересует не своеобразие памятников, а некое религиозное содержание. Впадает в крайность: "церковно-славянское наречие нигде так не срослось с жизнью всего народа, как у нас в отечестве". Такой же смысл вносил Ш и в идею государственной власти: это не реальная власть, которая исконно олицетворяет в России единство государства и народа. Недостатки: 1. Это отказ от некоторых фактах в пользу развития любимых идей 2. Содержание книги как будто раздвоилось: часть относилось к истории русской словесности, другая - к богословию. 3. Ход доказательства часто строился не научной сосновые, а на основе умозаключений, когда в ход пускались совпадения и случайности. 4. Стремился подчеркнуть превосходство русской идеи Недостатки появились из-за непонимания общего закона развития человечества, к которому Россия была причастна так же, как и другие страны. Достижения Шевырева:
Книга Ш стала плацдармом для развития академического литературоведения. Заняла промежуточное положение между предысторией науки и последующим её академическим изучением. Это первый опыт построения историко-литературного курса. В дальнейшем направление историко-литературных изучений шло в нескольких руслах:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.200 (0.011 с.) |