Особенности египетской мифологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности египетской мифологии



Египетская мифология принадлежит также к одной из самых древних и когда-то, видимо, самых высокоразвитых. И хотя она больше не существует в живом бытовании (население Египта давно приняло ислам и древним богам не поклоняется), однако она 1) некогда, видимо, оказала большое влияние на культуры соседних народов, в том числе – греков и римлян, а через них, значит, и на всю европейскую культуру. Кроме того, есть множество довольно убедительных теорий, доказывающих большое влияние египетской мифологии и религии на иудаизм и христианство; 2) научное изучение египетской культуры, интерес к ней современных исследователей оказали большое влияние на культуру 19-21 вв. Потому египетскую мифологию важно знать для понимания многих образов и мотивов в современной культуре. Её основные особенности следующие.

1) Солярный культ. Культ Солнца и воплощающих его богов имеет в египетской мифологии решающее значение. Верховным Богом большую часть истории древнего Египта и на большей части его территории был Бог Солнца. Главное его имя – Ра. В разные периоды истории к его имени могли прибавляться различные эпитеты, например «Амон-Ра», но эта морфема «ра» всегда сохранялась. Даже когда фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) провёл религиозную реформу, впервые в истории человечества сделав государственной религией монотеизм – поклонение одному единому Богу – этим Богом был Бог Солнца и называли его Атон-Ра. Согласно одному из древнейших периодов развития египетской мифологии, называемому «гелиопольским» (по названию тогдашней столицы – города Гелиополя) Ра является Богом, появившимся в мире вторым, возникшим из первозданного океана Нун. Ра является прародителем или творцом всех остальных богов (непосредственно его дети – Шу и Тефнут), остального мира (т.е. он создал Космос из Хаоса, воплощаемого Нуном) и людей (они возникли из слёз Ра, когда он заплакал от радости, глядя на сотворённый мир). Солнце-Ра совершает свой вечный путь, плывя в ладье по реке Нил, которая, по представлениям древних египтян, текла не только в земном мире, но также в небесном и подземном. Вместе с ним в ладье плывут в загробный мир души умерших (вернее – отдельные их части. В Египте также существовало представление о многочленной душе. Душа «ка» оставалась рядом с телом, а душа «ба» уходила в загробный мир. Именно её и перевозил Ра). Согласно египетской мифологии, ночь наступает потому, что Ра на своей ладье уплывает в подземный мир. Там он подвергается нападению различных хтонических (подземных) чудовищ, главный из которых – змей Апоп (Апофис). Ровно в полночь Солнце погибает, но в следующую секунду возрождается снова. Причиной или источником этого возрождения служит некая загадочная сила (место, точка времени, объект или существо?), которую называли Солнечной Матерью и которая ассоциируется с птицей феникс, сгорающей и возрождающейся из пепла (или птица – само Солнце). После возрождения Солнце продолжает свой путь по подземному Нилу, побеждает своих врагов, набирает всё больше сил и на рассвете триумфально выплывает на небо. Эти события повторяются каждые сутки, таким образом эти представления связаны не только с Солнцем, но и с мифологической циклической моделью времени. Позже солярные мифологические представления египтян стали связаны не только непосредственно с Ра, но и с богами Осирисом и Гором. У египетского Бога солнца, также как и у славянского, видимо существовали ипостаси. Однако если у славян это ипостаси по порам года, то у египтян – по времени суток. Осирис воплощал собой солнце от полудня до полуночи – слабеющее и умирающее, а его сын Гор воплощал солнце от полуночи до полудня – молодое и полное сил. Богиня Исида – жена Осириса и мать Гора – стала ассоциироваться с Солнечной Матерью. Миф об этих богах стал одним из центральных в египетской мифологии и лучше всего сохранился. Его сюжет таков: детьми Ра были Шу (Бог воздушного пространства) и Тефнут (Богиня влаги, вод в самом широком смысле), их детьми в свою очередь были Геб (Бог Земли) и Нут (Богиня Неба), а у них было четверо детей – братья Осирис и Сет, сёстры Исида и Нефтида. Осирис и Исида поженились и Осирис стал первым фараоном. Он изначально, видимо, был Богом растительности, плодородия. Осириса все любили, а его брата Сета – Бога пустыни – никто не любил. Он завидовал Осирису и хотел отнять у него власть. В результате он погубил Осириса, разрубил его тело на 14 частей и раскидал их по всему Египту. Но верная Исида собрала воедино тело мужа и каким-то мистическим образом смогла зачать от него ребёнка – сына Гора. Гор вырос и победил Сета. Осирис после этого в качестве существа, которое первым умерло на земле, стал Богом загробного мира (как и индийский Яма). Связь этого мифа с мифом о Ра такова: Осирис – заходящее солнце, уплывающее в подземный мир. Сет – он же змей Апоп – его убивает. Но Исида (Солнечная Мать) от последнего луча старого солнца рождает молодое солнце – сына Гора. Тот побеждает Сета-Апопа и воцаряется вместо него. В полдень сын снова превращается в отца и вся история повторяется по кругу. Таким образом, Осирис и Гор являются ипостасями Бога Ра.

2) Культ мёртвых. В египетской культуре, согласно многочисленным данным, был крайне важен культ загробной жизни. По сути, загробное существование представлялось египтянам, видимо, важнее, чем земная жизнь. В египетской мифологии не было веры в реинкарнацию, а представления о посмертной судьбе души, видимо, были сходными с теми, которые бытовали ещё во времена шаманизма – что душа после смерти тела продолжает нормальную жизнь, просто это другой период жизни и в другом качестве. Однако земная жизнь влияет на загробную, а также душа не теряет до конца связи с телом. Поэтому к загробному существованию, по представлениям древних египтян, нужно было готовиться ещё при жизни, и, в частности, нужно было позаботиться о физическом теле (отсюда традиция мумификации) и о том, чтобы душа в загробном мире была обеспечена необходимыми вещами – для этого вещи оставляли в гробницах или рисовали на их стенах. В общем, многие египетские представления и ритуалы, связанные с культом мёртвых, были похожи на те, что существовали у других народов – в частности, у многих европейских, у китайцев. А египетские представления о душе странным образом похожи на индийские – частей у души, согласно египетской мифологии, тоже семь, и они схожи с индийскими по своим функциям. Лучше всего сохранились сведения о представлениях относительно душ «ка» и «ба» (см. выше). Были также душа-имя, душа-тень и др. Есть сведения, что по египетским представлениям, души после смерти отправлялись жить на звёзды (прежде всего на Сириус). Главным Богом загробного мира был Осирис. Он был также главой загробного суда, на котором взвешивали грехи и добродетели умершего и определяли его дальнейшую судьбу. Помогали Осирису в этом Бог Тот (покровитель мудрости и письменности, с головой птицы ибис), Бог Анубис (проводник душ умерших, с головой шакала) и Богиня Маат (воплощение Истины).

3) Культ реки Нил и плодородия. Жизнь и благополучие древних египтян напрямую зависели от хорошего урожая, а урожай – от разливов Нила. Потому мотивы растительности и плодородия и образ Нила очень важны в египетской мифологии. С растительностью и плодородием также связан Осирис, который явно календарный Бог умирающей и воскресающей природы. Воплощением Нила является Хапи – двуполое божество, обликом напоминающее гиппопотама. С другой стороны, наибольший вред египтянам приносила засуха, наступление на их земли пустыни. Потому боги, связанные с пустыней, являются в египетской мифологии особо страшными – это Бог Сет и Богиня Сехмет.

4) Некоторые учёные выдвигают гипотезу о том, что в древнем Египте существовало два уровня религии. Профанный уровень, предназначенный для простого народа, являлся религией политеистической, со множеством богов. Сакральный уровень, предназначенный для жрецов и фараонов, являлся религией монотеистической, в которой считалось, что все эти боги являются частными проявлениями одного единого Бога. А фараон Эхнатон не в одиночку выдвинул идею единобожия, а просто попытался жреческую религию привить и простому народу, но его план в отношении египтян в то время провалился. Однако, как считают учёные, сама идея монотеизма вышла именно из Египта. В самом деле, судя по Библии, евреи приняли монотеизм, возможно, только после пребывания в Египте. Иисус Христос также первые годы своей жизни провёл в Египте. Некоторые христианские образы и мотивы похожи на египетские (например, изображения Исиды с младенцем Гором на руках весьма напоминают изображения Мадонны с младенцем Христом). Так что идеи влияния египетской мифологии и религии на дальнейшее развитие монотеизма имеют под собой основания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.008 с.)