Особенности германо-скандинавской мифологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности германо-скандинавской мифологии



К германо-скандинавской относят мифологию народов северо-западной Европы. Это прежде всего норвежцы, шведы, датчане, германцы, исландцы, чьи мифологии имеют много общих черт, вплоть до совпадений имён богов. Совпадений много и в мифологиях некоторых соседних народов – французов, бельгийцев, частично англичан и т.д. Мифология шотландцев и ирландцев (которые относятся к кельтским народам), видимо, довольно существенно отличалась от остальных вышеназванных народов и известна современным исследователям хуже. Но лучше всего сохранилась скандинавская (прежде всего исландская и, видимо, норвежская – т.к. в Исландии живут переселенцы из Норвегии) мифология, которая отражена во многих средневековых письменных источниках, прежде всего в исландских памятниках 13 века под названием «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» (у последней известен составитель – Снорри Стурлсун). Поскольку скандинавская мифология сохранилась лучше всего, то и описана ниже будет именно она. Многие образы и мотивы из мифологий западноевропейских народов остались в фольклоре и по сей день. Некоторые образы трансформировались под влиянием христианства. Например, образ Санта-Клауса, который воспринимается сейчас как происходящий от христианского святого Николая, на самом деле изначально происходит от образа бога или духа – воплощения и покровителя дня зимнего солнцестояния. Этот день был одним из особо значимых в большинстве языческих мифологий (с ним связывалось рождение нового солнца и потому начало нового года, что совершенно логично), потому и боги, с ним связанные, во многих культурах хорошо сохранились. Некоторые же образы из языческих европейских мифологий даже за века доминирования христианства остались практически неизменными. Это, например, эльфы и гномы, в существование которых многие северные народы продолжают искренне верить до сих пор. Можно выделить следующие основные черты германо-скандинавской мифологии.

1) Для германо-скандинавской мифологии характерен интерес к космологическим мифам, отражающим представления об устройстве мироздания. В этой мифологии сохранилась одна из самых хорошо разработанных моделей мира. Мироздание здесь состоит из девяти миров по вертикали (а не трёх, как это чаще всего бывает), каждый из которых имеет свои особенности и своих обитателей. Эти миры: Асгард (т.е. «город или мир асов»; в нём живут боги-асы (см. ниже). Здесь находится чертог верховного Бога Одина – Вальгалла, в который попадают души умерших, но только воинов, павших в бою, а не всех людей), Ванахейм (в этом мире живёт вторая группа богов – ваны), Альвхейм или Льёссальвхейм (в этом мире живут светлые альвы – т.е. эльфы); Мидгард («срединный мир», это, собственно, и есть наш мир, в котором живут смертные люди), Муспельхейм («мир огня» - в нём обитают огненные существа, например загадочные «сыны Муспелля» и огненный великан Сурт, которые будут участвовать в разрушении мира), Нифльхейм (мир льда и холода), Йотунхейм (мир великанов-йотунов), Дварталхейм (мир «тёмных эльфов» – дварфов или цвергов, т.е. гномов) и Хельхейм (загробный мир, похожий на ад, в котором правит Богиня Хель и обитают души обычных людей, а не воинов). Эти девять миров объединяет между собой единая ось – Мировое Древо ясень Иггдрасиль. Этот образ – один из важнейших в германо-скандинавской мифологии. Древо является основой мироздания, по нему можно попасть из мира в мир. Во время конца света – битвы Рагнарёк, в которой погибнут даже боги, Иггдрасиль останется единственным, что уцелеет и даст начало новому миру и новой жизни. Образ Иггдрасиля тесно связан с образом верховного Бога Одина. Само название ясеня означает «конь Игга», а Игг – одно из имён Одина. Один путешествует по ясеню из мира в мир (в этом отношении образ этого Бога очень напоминает шамана – возможно, он и появился ещё во времена шаманизма). Один из наиболее важных и интересных мифов об Одине рассказывает о том, как этот Бог получил знание о сакральной письменности древних скандинавов – рунах. Для того, чтобы получить это знание, Один пригвоздил самого себя копьём к стволу Иггдрасиля и провисел так 9 дней, пока ему не пришло мистическое видение о рунах (этот мотив тоже очень напоминает шаманские ритуалы).

2) Интересная особенность скандинавской мифологии – деление богов на две группы. В этой традиции существовало представление, что все боги делятся на две группы или два народа богов, или две династии – они называются «асы» и «ваны». Асы – непосредственно скандинавские боги, они главные в этой мифологии, более «родные» древних скандинавам и германцам. А вот ваны считались некими немного чужими богами по отношению к асам и к скандинавам. Отсюда у современных исследователей возникла интересная версия, что под ванами имеются в виду боги славян. В самом деле, славянские и германо-скандинавские племена жили (и живут) в Европе по соседству, само слово «ваны» имеет сходное звучание со «славянами». А, кроме того, боги-ваны в скандинавской мифологии теснее всего связаны с растительностью и плодородием (вспомним, что для славянской мифологии характерен культ этих сфер и большая часть славянских богов так или иначе с ними связана), в то время как сугубо скандинавские боги-асы связаны в первую очередь с такими понятиями как небо, война, магия, загробный мир. Согласно скандинавским мифам, асы и ваны когда-то воевали между собой, но потом помирились. А в знак доверительных отношений несколько ванов отправилось жить к асам (и наоборот – несколько асов к ванам). В результате именно об этих ванах, живущих среди асов, и известно больше всего в мифологии – это Бог Ньёрд и его дети Бог Фрейр и Богиня Фрейя. Асы же – это верховный Бог Один и его жена Фригг, его брат-близнец Локи, дети Одина и Фригг (вероятно) Тор, Тюр и Бальдр, а также такие боги как Хеймдалль, Улль, Хёд и богини Сив, Идунн (и некоторые другие, о которых известно меньше). Можно отметить, что в индийской и иранской мифологиях также существовало деление высших существ на два класса – они назывались суры и асуры (причём, в индийской мифологии суры – это боги, а асуры – демоны, а в иранской – наоборот). Возможно, что скандинавская мифология сохранила этот древний индоевропейский мотив.

3) Для скандинавской мифологии характерно большое внимание к эсхатологическим мифам. Причём эсхатология (т.е. представления о конце мира, его гибели) здесь тесно связана с космогонией (т.е. представлениями о начале мира, его создании): одна как-то плавно перетекает в другую, образы соотнесены между собой. Получается так, что некоторые действия богов при создании и обустройстве мира, их ошибки в конце концов должны привести к гибели мира. Центральным образом, связанным с концом света, является Бог Локи. Это типичный трикстер – Бог хитрый, коварный, но в то же время весёлый, озорной, выдумщик. При обустройстве мира он играет важную роль, добывая для богов-асов различные культурные ценности – их он ворует или обманом выманивает у великанов-йотунов и карликов-цвергов. Но также он приносит своим собратьям-богам различные неприятности: высмеивает их, выдаёт врагам и т.п. Самое страшное его злодеяние и является как бы началом цепи событий, которые должны привести к гибели мира. Это злодеяние – его роль в смерти Бога Бальдра. Бальдр – любимый сын Одина и Фригг, юный добрый и светлый бог. Боги узнают о пророчестве, согласно которому Бальдр погибнет. Тогда его мать Фригг взяла клятву со всех существ и явлений в мире, что они не будут вредить её сыну, только забыла о растении омела. Во время воинских состязаний Локи подсунул слепому Богу Хёду копьё из омелы, которым тот случайно и поразил Бальдра. Бальдр становится первым умершим в мире существом и как бы открывает дорогу смерти. Боги узнали о роли Локи в смерти Бальдра и наказали его, приковав цепями к скале до конца времён. Но в какой-то момент злой Локи должен вырваться на свободу и при помощи своих детей – хтонических чудовищ – Богини мёртвых Хель, волка Фенрира и змея Йормунганда – устроить великую битву против богов (Рагнарёк), которая приведёт к гибели мира. Но ясень Иггдрасиль останется цел и возникнет новый мир, в котором возродятся и все боги (здесь отражено представление о цикличности времени).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.006 с.)