Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники изучения мифологии

Поиск

Основные источники изучения мифологии

В культуре разных народов существуют различные источники, непосредственно относящиеся к мифологии, отражающие мифологические сюжеты, либо такие, по которым можно реконструировать определённые мифологические данные. К последним, к примеру, относятся многие жанры фольклора (сказки, заговоры, загадки, обрядовая поэзия), археологические находки.

1. Индийскую мифологию сохранили древние письменные памятники: произведения так называемой ведийской традиции и индийские национальные литературные эпосы: “Веды” (особенно «Ригведа» - Веда гимнов, посвящённых богам), “Махабхарата”, “Рамаяна”. Кроме того, Индия до сих пор не утратила свою древнюю политеистическую религию, т.е. живая мифологическая традиция там не прерывалась. Потому, кроме названных произведений, в Индии существует, например, также множество религиозно-философских текстов, которые объясняют мифологические образы, религиозные понятия индуизма и т.д. – «Упанишады», «Дхаммапада» и т.д.

2. Шумеро-аккадский эпос «Сказание о Гильгамеше» и другие тексты, найденные на территории современного Ирака на глиняных табличках, покрытых клинописью.

3. В Китае также существуют очень древние письменные памятники, имеющие связь с мифологией: «Книга истории», «Книга песен», «Книга перемен». Самый богатый источник сведений по китайской мифологии – «Шань-хай-цзин» («Книга (каталог) гор и морей»).

4. Памятники иранской зароастрийской традиции – Авеста, поэма “Шахнамэ” Фирдоуси.

5. Памятники греческой, римской литературы, основанной на мифологических образах и сюжетах: поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” Гесиода, “Мифологическая библиотека” Апполодора, “О природе богов” Цицерона, «Метаморфозы» Овидия и др,

6. О египетской мифологии можно получить данные из следующих источников: так называемые «тексты пирамид», труд “Об Исиде и Осирисе” Плутарха.

7. О германской и кельтской мифологии сохранились труды Корнелия Тацита, Юлия Цезаря, Готфрида Монмунтского, цикл о короле Артуре в разных редакциях, цикл легенд «Мабиногион» и др. Главные источники по германо-скандинавской мифологии - “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” – эпические произведения о богах и героях (в отношении последней известно имя того, кто собрал и обработал эти мифы и легенды – Снорри Стурлсун).

8. Славянскую мифологию можно изучать на основе Полного сбора русских летописей, западных хроник о германцах и их соседях, например, произведений Адама Бременского, Саксона Грамматика; свидетельств арабских путешественников (например, Ахмеда ибн Фадлана), польских исторических трудов Яна Длугоша, Яна Стриковского; поучений против язычества, житий святых, фольклора, языковых фактов, археологических свидетельств.

Классификации мифологических явлений

Мифологическая наука создала несколько классификаций мифологических явлений.

Классификация №1 распределяет мифологические явления в хронологическом порядке, то есть по времени их возникновения в истории. Эта классификация выделяет три стадии развития мифологии:

1) архаическая мифология (появилась во времена каменного века);

2) развитая мифология (время её развития: от эпохи архаики – примерно до Средневековья);

3) современная мифология (от Нового времени до наших дней).

К архаической мифологии относятся следующие виды мифологических представлений:

1) тотемизм – мифологические представления о происхождении человеческих племён от мистических предков, предстающих в облике животных, растений или иных природных объектов;

2) анимизм – вера в существование души и в одушевлённость природы. Анимизм включает в себя представления о духах природы (локусов);

3) магия – комплекс практических действий, направленных на получение материальных результатов сверхъестественными методами, а также в принципе вера в возможность таких действий;

4) шаманизм – вера в существование особых людей со сверхъестественными способностями, которые способны общаться с духами и путешествовать в потусторонние миры;

5) фетишизм – вера в существование предметов, наделённых магической силой.

К развитой мифологии относятся следующие виды мифов:

1) космогонические мифы – рассказывают о сотворении мира;

2) антропогонические мифы – о создании, возникновении людей;

3) этногенетические мифы – о возникновении рас и народов;

4) космологические мифы – представления о мифологической модели мира (то есть об устройстве мира);

5) эсхатологические мифы – рассказывают о конце света, мировых катастрофах;

6) этиологические – мифы о происхождении различных отдельных природных и культурных явлений (например: откуда взялся аист, как появилась флейта и т.п.);

7) солярные мифы – рассказывают о Солнце;

8) лунарные мифы – о Луне;

9) астральные мифы – о звёздах;

10) календарные мифы – о смене времён года и иных циклических явлениях в природе;

11) героические мифы – о подвигах мифологических героев;

12) представления о культурных героях – т.е. о мифологических персонажах, которые сделали некие открытия и изобретения в области культуры и обучили им людей;

13) представления о богах.

Классификация № 2 описывает образы мифологических существ. Выделяются две системы мифологических образов:

1) высшая мифология – это истории и представления о богах;

2) низшая мифология – это истории и представления о существах менее значимых. Это духи природы, нематериальные (например, привидения) и демонические (например, черти) существа, мифологические животные.

Классификация № 3 описывает типы мифологических систем по количеству богов:

1) монотеистические мифологии – в них есть только один Бог. Это мифологии христианства, ислама, иудаизма.

2) политеистические мифологии – в них есть много богов. Это, например, мифология индуизма (в Индии), синтоизма (в Японии), китайская мифология. В древности мифологии всех народов были политеистическими. В том числе мифология славян.

 

Магия

Магия – комплекс практических действий, направленных на получение материальных результатов сверхъестественными методами, а также в принципе вера в возможность таких действий.Магия – это вера в то, что возможно воздействовать на объект без непосредственного контакта с ним, или в то, что с помощью определённых символических действий можно получить результат, на первый взгляд с ними непосредственно не связанный; в то, что человек может выполнять практические действия просто силой мысли, и в то, что человек может владеть некоей особенной ментальной силой. Это явление более практическое, проявляется в разнообразных специфических действиях, обрядах и ритуалах (ритуал – это единичное действие, обряд – целый комплекс действий). По-существу, магия – это внешнее проявление и практическое применение мифологических верований.

Согласно знаменитому учёному-этнологу Д.Д.Фрэзеру существует несколько видов магии (по принципу действия магической силы):

1. контактная – передача энергии через касание, магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы. Примеры: применение магических амулетов (см. тему «Фетишизм»), зелий.

2. инициальная – воздействие на объект на расстоянии, при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание его возлагается на магическую силу. Яркие примеры – волшебная палочка или посох мага из сказок.

3. контагиозная (парциальная) – основана на вере, что вещи, находившиеся в соприкосновении, сохраняют связь на расстоянии. Здесь используются, в первую очередь, отдельные части человеческого тела (кровь, волосы, ногти, зубы) для воздействия на самого человека. Могут применяться и для хороших дел, и для вредоносных. Примеры: если забить гвоздь в след человека, то он станет хромым. Кровь – основной носитель жизненной силы и сущности человека, отсюда вера в вампиризм, клятвы и ритуалы на крови (братание и т.п.), магическую силу красного цвета (как связанного с цветом крови и солнца одновременно). Красный цвет часто используется в свадебных нарядах жениха и невесты (у славян, римлян, индийцев, китайцев и др.). Узоры на славянских вышивках чаще всего содержат красный цвет. В Китае пагоды чаще всего красные, на праздники зажигают красные фонари. Волосы – вместилище жизненной и магической энергии (они притягивают запахи, электризуются). Отсюда библейский миф о Самсоне. Жрецы и волшебники, духи природы вроде русалок в большинстве своём с длинными волосами или бородами. Распущенные или заплетённые в косу волосы по-разному взаимодействуют с энергией (представления были развиты у славян, скандинавов, галлов, китайцев и др.).

4. имитационная (симильная) – основана на принципе «подобное производит подобное», предполагает наличие магической связи между объектами, сходными по внешнему виду. Действие направлено на подобие объекта в виде куклы, портрета, фото, скульптуры. С ними производятся действия, подобные тем, которые нужно было бы произвести с реальным объектом. Примеры: У многих народов (особенно в религии вуду) существует поверье, что можно принести вред человеку, если раздобыть его волосы или ногти, зашить их в куклу из ткани и втыкать в неё иголки. Это сочетание контагиозной и имитационной магии. На Полесье ещё недавно существовал такой ритуал: если долго была засуха, то, чтобы вызвать дождь, четыре женщины должны были набрать воду из колодца в центре деревни и пронести её в вёдрах по всей деревне. Это имитационная магия – вера в то, что вода из колодца как бы «притянет» на деревню воду с неба.

5. вербальная – воздействие с помощью слова. Магия слова в современной науке называется суггестивным воздействием или нейро-лингвистическим программированием (НЛП). Сегодня изучение НЛП – один из наиболее перспективных направлений в лингвистике, теории литературы, психологии, рекламе. Суггестивные средства – это воздействие языка не на сознание, а на подсознание. Современные специалисты в этой области широко используют приемы, которые издавна применяли маги, жрецы, шаманы. На воздействии слова на сознание и подсознание человека основана художественная литература. Суггестивные средства: это, например, рифма, повторы, лозунговая форма фразы. Кроме таких отдельных приёмов существуют ещё специальные жанры, целиком основанные на магии слова. Это заговоры, заклинания, молитвы. Заговоры – особый жанр фольклора, художественные произведения со специфической структурой текста. Заклинания обычно короткие – это одна фраза или даже одно слово. Молитва – понятие религиозное. Несложно заметить, что молитвы составлены также по определённым законам, и потому также оказывают особое действие на человека и, возможно, окружающий мир. В Китае на домах принято вешать вывески, знаки с иероглифами «фу» - «счастье» и «шоу» - «долголетие». Большое значение у многих народов придавалось именам. Они могли иметь защитные функции и т.п. В христианстве мир сотворён с помощью Слова (божественного Логоса). Проводились научные исследования, доказывающие, что слова влияют на окружающий мир (например, на структуру молекул воды), что язык также основан на архетипах.

Вторая классификация видов магии – по назначению:

1. Агрессивная или вредоносная магия, нацеленна на причинение вреда или даже уничтожение человека или разных объектов. Примеры: куклы вуду, втыкание гвоздя в след, сглаз (славянские народы уверены, что могут сглазить люди с темными глазами, китайцы, что, наоборот, со светлыми). В индийской мифологии есть миф о боге Ганеше, который в результате сглаза остался без головы и ему прирастили новую, слоновью. Ведьм и колдунов часто обвиняли в том, что в их присутствии в доме скисает молоко, а лошади наутро взмыленные, как будто долго скакали.

2. Военная магия – публичные магические ритуалы, направленные на ослабление противника и придание сил собственному войску. Это военные пляски, магические действия шаманов перед боем и во время него. Например, в китайском мифе о войне божеств – Жёлтого императора Хуан-ди с Медноголовым Чи-ю – первый призвал на помощь дракона Ин-луна, который с помощью специальной подставки и соответствующих обрядов с ней должен был разместить облака над лагерем противника, чтобы его залил дождь.

3. Любовная магия – имела двоякую направленность: привороты и отвороты. Например, можно произнести определённый заговор над портретом, фотографией человека; дать выпить или съесть объекту любви нечто, подвергшееся магическому воздействию.

4. Лечебная магия – грань между ней и медициной в древности была весьма нечёткая. Использовались самые разные приёмы – изготовление амулетов и зелий, лечебные заговоры, проведение сложных ритуалов. Имела как непосредственно лечебное действие, так и профилактическое, и призванное увеличить жизненные силы человека. Особые проблемы – продление жизни и поиски физического бессмертия, чем особенно прославились китайские маги-даосы и европейские алхимики.

5. Промысловая магия – направлена на оптимизацию промыслово-хозяйственной деятельности человека, помощь в различных хозяйственных делах. Существовало множество земледельческих календарных обрядов, направленных на получение хорошего урожая. Обряды по защите домашнего скота, для удачной охоты и т.д. Например, у славян обряд «Вождения козы» на Коляды. Колядовщики поют: «Дзе каза рогам, там жыта стогам, где каза хвастом, там жыта кустом”.

6. Метеорологическая магия – управление погодой. Была по преимуществу прерогативой магов-профессионалов (см. примеры выше с драконом Ин-луном, с обрядом вызывания дождя на Полесье).

7. Охранительная и очистительная магия – призвана оберегать человека от агрессивных магических воздействий: сглаза, нечистой силы, приворота и т.д. Изгнанием злых духов из дома или тела человека занимается особый раздел магии – экзорцизм. Охранительная магия осуществляется путём изготовления талисманов, проведения ритуалов (например, в христианстве освещение дома святой водой).

Третья классификация магических действий – по профессиональному уровню исполнителей:

1. Профанный уровень. Существуют магические действия, которые могут исполняться простыми людьми, фактически всеми, они не требуют специальной подготовки и владением магической силой. Таковы многие земледельческие ритуалы, приворот, многие агрессивные магические действия, праздничные ритуалы, связанные с культом предков и др.

2. Сакральный уровень. Действия, которые способен выполнить только профессионал – человек, обладающий магической силой или специальными знаниями. Это шаманы, жрецы, священники, маги, колдуны, ведьмы, шептухи и т.д. Первыми были шаманы (см. тему «Шаманизм»). Позднее возникло множество представлений о разных людях, наделённых магическими способностями. Например, в европейской культуре существуют легенды о знаменитых магах: Мерлине, Баяне, Бен-Бецалеле, Фаусте, Калиостро, Сен-Жермене и др.

С магией также связаны гадания (наука о них – мантика), которые имеют целью не вызвать события, а только узнать о них. Существовали гадания по костям, по бараньей лопатке, по черепаховому панцирю, гадание на чайной заварке и по кофейной гуще, рабдомантия – гадание по палочкам. Гидромантия – гадание по воде, пиромантия – по огню, хиромантия – по линиям на ладони. Гадания широко представлены в культуре разных народов. У славян принято было гадать во время важных праздников (на Коляды, Купалье и др.). Гадания осуществлялись с помощью разнообразных средств и разными способами. Очень хорошо разработаны гадания в Китае. Некоторые китайские виды гаданий стали очень популярны в современности по всему миру. Например, гадание по триграммам «Книги Перемен». Очень специфической является геомантия – магическая наука о правильном расположении объектов в пространстве (например, выбор места для постройки дома и расположения предметов в нём). Именно в Китае она сохранилась лучше всего и называется фэн-шуй.

Другие близкие к магии явления – суеверия, толкование снов, астрология.

 

Шаманизм

Шаманизм – особая форма древних верований, существовавшая некогда у всех народов. У некоторых народов шаманизм сохранился до наших дней (например, у народов Сибири, индейцев Северной Америки, племён Африки и др.). Это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, осуществляемого человеком – избранником духов, наделённым магическими способностями, т.е. шаманом. Особенности шаманизма:

а) Шаманом становятся по воле духов, а не вследствие своего выбора или обучения (т.е. способность быть шаманом обычно – врождённое качество).

б) Вхождение в контакт с духами осуществляется в изменённом состоянии сознания. Чаще всего это транс, в который входят с помощью ритуала камлания (осуществляется, как правило, с помощью специального танца и биения в бубен – непременный атрибут большинства шаманов). Позже некоторые народы стали использовать наркотические вещества.

в) Входя в транс, шаман отправляется путешествовать в иные миры – в небесный мир духов или подземное царство мёртвых. Путешествует он, поднимаясь по стволу Мирового Древа или по склону Мировой Горы (см. тему «Мифологическая модель мира»).

г) В иных мирах шаман встречается со сверхъестественными существами, чтобы передать им прошение общины, находит душу заболевшего человека, провожает душу умершего к её новому дому, обогащает свои сакральные знания и т.д.

Шаманизм по сути – начало формирования полноценных религий, т.к. в нём уже присутствуют «профессионалы» в области сакрального, лучше других людей знающие, что в сфере подобных знаний более правильно. Это шаг к появлению профессиональных жрецов и священников и к формированию догматов.

 

Фетишизм

Фетишизм – поклонение предметам на основании придания им сверхъестественных качеств и функций. Фетишем мог стать любой предмет, который чем-то отличался от прочих: необычной формой, был единственным в своём роде, или человек замечал, что когда некий предмет находится при нём, то ему везёт. Сущность первобытного фетишизма в том, что человек видел в предметах, которые поразили его воображение, такие качества, которые не выявлялись в них при помощи обычных органов чувств. Фетиши наделялись возможностью приносить удачу, излечивать, защищать и т.д. Также на фетишизм оказал влияние анимизм и действие предмета могло связываться с его одушевлённостью или вовсе с духом, живущем в предмете. Очень похожи по своим качествам на фетиши магические предметы народных волшебных сказок. Предметы, сделанные из волшебных растений, также наделялись волшебной силой.

Некоторые исследователи выделяют два вида фетишей: амулеты (оказывают одинаковое действие на любого владельца) и талисманы (индивидуальные фетиши).

Примеры фетишей у разных народов:

У многих народов (славяне, другие европейские народы, индийцы, китайцы и др.) есть представление о том, что звон колоколов защищает от злых духов. По представлениям славян следующие предметы могут защитить от злых духов, ведьм и сглаза: полынь, крапива, чеснок, красные пояса или браслеты, железные предметы. Традиционный китайский амулет, приносящий удачу и богатство – древние бронзовые монеты, скрепленные красной нитью. Также по китайским представлениям, шкуре оленя приписывалось свойство оберегать от глухоты, пятицветный камень – оберег от яда.У древних скандинавов защитный амулет – руна «альгиз» (вырезанная на кусочке камня или дерева). У североамериканских индейцев – кроличья лапка.

 

Лунарные мифы

 

В большинстве мифологий мира Солнце и Луна связаны между собой родственными или брачными узами: т.е. они или брат и сестра, или два брата, или муж и жена. Чаще всего солнце ассоциировалось с мужским началом, а луна – с женским. Так, в Египте Изида одновременно воплощение женского начала, материнства и Богиня луны, а её муж Осирис и сын Гор – солнечные боги. В Греции солнечным Богом был Аполлон, а с луной соотносилась его сестра Артемида. В индийской мифологии солнце и луна – два брата: Сурья и Сома.

В некоторых мифологиях наблюдается мотив о ссоре персонажей, связанных с солнцем и луной (ведь эти светила появляются на небе порознь). Например, в литовской мифологии солнце, наоборот, Богиня Сауле, а луна – Бог Мену, её муж. Он изменял ей с утренней звездой, потому они поссорились. В индийской мифологии жена Бога Солнца Сурьи Богиня утренней зари Саранью изменила ему с Богом Луны Сомой, из-за чего братья поссорились.

У многих народов лунное божество имеет ипостаси, связанные с фазами луны. Эти ипостаси также могут символизировать три возраста человека. Так, у греческой Богини луны были три ипостаси: Селена (растущая луна, символизирует молодость), Артемида (полная луна, символизирует зрелость), Геката (убывающая луна, символизирует старость). В римской мифологии богиня Луны звалась Диана Травия – повелительница трёх дорог.

В славянской мифологии, возможно, богиню Луны звали Триглава, Дедилия или Зевана (Дзевана). Сведения о таких персонажах сохранились в украинской и польской мифологиях, в сохранившихся источниках они связаны с материнством, женским началом или имеют три лика – что в мифологиях других народов обычно характеризует богинь Луны. Также возможно, что с Луной была связана Богиня-рожаница Леля (Ляля, Лёля), т.к. она также связана с деторождением и есть факты, говорящие о том, что именно эта богиня считалась женой Бога Солнца Даждьбога.

Но в отношении славянской мифологии также есть сведения, говорящие о том, что славянское божество Луны вообще могло быть мужского, а не женского пола (например, в фольклорных сказках, свадебных песнях, загадках Месяц обычно мужчина).

У многих народов Луна считалась светилом, покровительствующим магии.

Также нужно заметить, что, хотя у европейских народов более важен солнечный календарь (у славян главные праздники отмечались по солнечному календарю – Коляды, Масленица, Купалье, Багач; христианские календари – юлианский и григорианский – соотносятся с астрономическим движением солнца), но используется также и лунный. Например, такие отрезки времени как недели и месяцы, выделяются именно по лунному календарю (неделя – примерная продолжительность одной фазы Луны, месяц – всех четырёх последовательно). Также у славянских и других народов до сих пор ориентируются на лунный календарь при сельскохозяйственных работах. У китайцев же, например, лунный календарь более значим – самые значительные праздники отмечаются по лунному календарю: например, Новый Год.

 

Мифы о культурных героях

 

Культурный герой – это бог-податель культурных благ, т.е. бог, который изобрёл некие вещи, ремёсла, виды искусства и т.п. и обучил им людей. Например, в греческой мифологии титан Прометей передал людям огонь и обучил его добывать. Множество изобретений приписывают греческому Богу Гермесу: кифару, свирель и лиру (музыкальные инструменты), искусство кулачного боя и гимнастики, игру в кости, меры длины и веса, астрономию и т.д. В скандинавской мифологии Бог Один с помощью магического обряда получил знание рун и передал его людям – таким образом, он является создателем письменности. В китайской мифологии культурными героями являются, например, такие божества, как Фуси (изобрёл триграммы (вошедшие в Книгу Перемен) и на их основе – письменность), Хуан-ди (изобрёл календарь, лук и стрелы, меры длины и веса, шелководство, научил людей шить одежду и т.д.), Янь-ди (изобрёл земледелие, а также медицину) и др.

В славянской мифологии Бог Сварог изобрёл кузнечное ремесло и обучил ему людей. Сварог также является Богом-демиургом в славянской мифологии, и есть версия, что он создал мир именно с помощью кузнечного дела – т.е. фактически отковал. Вероятно, именно поэтому кузнецы у славянских народов пользовались большим почтением: по сути они занимаются тем же ремеслом, что и Бог-творец. В волшебных сказках часто встречается такой мотив: главный герой подвергается нападению некоего чудовища (обычно Змеихи – матери или жены Змея Горыныча, мстящей герою за убийство Змея), убегает от него, но спастись может только попадая в кузницу и прося помощи у кузнецов. После принятия христианства уважение к кузнецам не исчезло, но они стали связываться с нечистой силой.

Есть также гипотезы относительно других славянских богов, о которых, возможно, также должны были существовать подобные предания. Так, вероятно, Велес должен был изобрести сельское хозяйство, Перун – боевые искусства и оружие, Макошь – прядение, ткачество и другие женские ремёсла и т.д.

Обычно культурные герои являются наиболее почитаемыми богами и ассоциируются с добрым и творческим началом.

Противоположностью, антогонистом и противником культурного героя является трикстер – вредитель, злое божество или иное сверхъестественное существо, стремящееся к разрушению, причинению вреда, захвату власти над миром и т.д. Культурный герой – воплощение Порядка, а трикстер – воплощение Хаоса. Очень часто культурный герой и трикстер – братья (в частности с этим связано одно из значимых понятий в мифологической науке – так называемые «близнечные мифы»). Мифологические персонажи-трикстеры бывают просто ловкачами, мошенниками и шутниками, а бывают и настоящими злодеями и чудовищами. Часто они стараются разрушить то, что сотворили культурные герои (или испортить, или создать ещё лучшее, но терпят неудачу и их творения получаются плохими и нелепыми) или свергнуть их и самим захватить власть. Один из самых разработанных образов трикстера – Бог Локи в скандинавской мифологии. Он брат Одина, коварный и хитроумный Бог, за его вредоносные проказы боги в конце концов выгнали его из своего круга. Конец света – Рагнарёк – в соответствии с мифом устроит именно он и его дети – волк Фенрир и богиня смерти Хель. В христианстве трикстер – Сатана (старается исказить божественный замысел, испортить людей и т.п.). В египетской мифологии – Бог Сет, пытавшийся погубить своего брата Осириса и захватить его трон. В китайской мифологии на роль трикстера подходит медноголовый демон Чи-ю, который устроил войну против верховного Бога неба Хуан-ди, стремясь захватить верховную власть. В принципе, похож на типичного трикстера также царь обезьян Сунь-укун – известный проказник и забияка, часто нарушающий установленные правила поведения. В таком же ключе можно рассматривать как трикстера и греческого Бога Гермеса, который умудрился едва родившись украсть у своего брата Аполлона стадо коров, и в дальнейшем совершал различные проказы.

Героические мифы

Собственно героические мифы – это мифы про героев, которые совершают подвиги. Мифологический герой – это не просто личность, совершающая подвиги, это обязательно наполовину человек, наполовину бог (или какое-то ещё сверхъестественное существо), либо небожитель, лишившийся бессмертия, вообще – личность земная, но отмеченная печатью божественного, сверхъестественного. Его призвание – помогать людям, истреблять чудовищ, устранять катастрофы и т.п. По сути дела, все мифологические герои – воины. Например, в шумерской мифологии это Гильгамеш (главный персонаж первого известного в истории литературного произведения – шумеро-аккадского «Эпоса о Гильгамеше»), в греческой – Геракл, Тесей, Персей, Ясон и др.; в индийской – Рама, в германо-скандинавской – Сигурд (или Зигфрид, о котором – знаменитые произведения «Песнь о Зигфриде и Нибелунгах», песни из «Младшей Эдды») и Беовульф (главный герой одноименной средневековой поэмы) и т.д. Особенное внимание к героическим мифам наблюдается в греческой мифологии. Самый известный мифический герой – Геракл, сын верховного Бога Зевса-Громовержца и смертной женщины Алкмены, совершивший 12 подвигов. Также очень известен Тесей, победивший чудовище Минотавра (причём они оба – и герой и чудовище – считаются сыновьями Бога морей Посейдона). Бог Зевс завёл много детей от смертных женщин с целью привести в мир героев, способных сражаться с силами Хаоса. В индийской мифологии герой Рама (центральный персонаж знаменитого древнеиндийского эпоса «Рамаяна») являлся аватарой Бога Вишну (аватара – это земное воплощение бога, человек, в котором как бы отразилась личность божества).

Героические мифы имеют много общих черт с волшебной сказкой, скорее всего эти мифы – одна из основ сказки, вместе с обрядом инициации. В сказках главный герой также, как правило, имеет необычное происхождение (исследователи называют это «мотивом чудесного рождения»), но, в отличие от мифа, здесь не говориться о богах (т.к. в сказках вообще практически не используется высшая мифология): герой может рождаться от того, что его мать съела какую-то необычную еду, вступила в брак с животным (здесь очевидны следы тотемизма), или может быть найден в лесу и т.п. Сказочный герой также проходит испытания, совершает подвиги, борется с чудищами, вообще является устранителем Хаоса и восстановителем Порядка в сказочном мире. Волшебные сказки – один из самых ценных материалов для реконструкции древних мифологий многих народов, например, славянской. Непосредственно сюжетов славянских героических мифов до наших времён не сохранилось. Но есть убедительные доказательства того, что в древности они существовали. Об этом свидетельствует как наличие у славянских народов множества волшебных сказок, так и другие жанры фольклора, в первую очередь – русские былины, в которых рассказывается о богатырях (Святогоре, Вольге Всеславьевиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), сражающихся с чудовищами и иноземными захватчиками.

Большая часть древних эпосов разных народов описывает по сути дела героические мифы: греческие описаны в «Илиаде» и «Одиссее», римские в «Энеиде», индийские – в «Рамаяне» и «Махабхарате», шумеро-вавилонские – в «Эпосе о Гильгамеше», скандинавские – в «Младшей Эдде» и т.д.

 

Основные источники изучения мифологии

В культуре разных народов существуют различные источники, непосредственно относящиеся к мифологии, отражающие мифологические сюжеты, либо такие, по которым можно реконструировать определённые мифологические данные. К последним, к примеру, относятся многие жанры фольклора (сказки, заговоры, загадки, обрядовая поэзия), археологические находки.

1. Индийскую мифологию сохранили древние письменные памятники: произведения так называемой ведийской традиции и индийские национальные литературные эпосы: “Веды” (особенно «Ригведа» - Веда гимнов, посвящённых богам), “Махабхарата”, “Рамаяна”. Кроме того, Индия до сих пор не утратила свою древнюю политеистическую религию, т.е. живая мифологическая традиция там не прерывалась. Потому, кроме названных произведений, в Индии существует, например, также множество религиозно-философских текстов, которые объясняют мифологические образы, религиозные понятия индуизма и т.д. – «Упанишады», «Дхаммапада» и т.д.

2. Шумеро-аккадский эпос «Сказание о Гильгамеше» и другие тексты, найденные на территории современного Ирака на глиняных табличках, покрытых клинописью.

3. В Китае также существуют очень древние письменные памятники, имеющие связь с мифологией: «Книга истории», «Книга песен», «Книга перемен». Самый богатый источник сведений по китайской мифологии – «Шань-хай-цзин» («Книга (каталог) гор и морей»).

4. Памятники иранской зароастрийской традиции – Авеста, поэма “Шахнамэ” Фирдоуси.

5. Памятники греческой, римской литературы, основанной на мифологических образах и сюжетах: поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” Гесиода, “Мифологическая библиотека” Апполодора, “О природе богов” Цицерона, «Метаморфозы» Овидия и др,

6. О египетской мифологии можно получить данные из следующих источников: так называемые «тексты пирамид», труд “Об Исиде и Осирисе” Плутарха.

7. О германской и кельтской мифологии сохранились труды Корнелия Тацита, Юлия Цезаря, Готфрида Монмунтского, цикл о короле Артуре в разных редакциях, цикл легенд «Мабиногион» и др. Главные источники по германо-скандинавской мифологии - “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” – эпические произведения о богах и героях (в отношении последней известно имя того, кто собрал и обработал эти мифы и легенды – Снорри Стурлсун).

8. Славянскую мифологию можно изучать на основе Полного сбора русских летописей, западных хроник о германцах и их соседях, например, произведений Адама Бременского, Саксона Грамматика; свидетельств арабских путешественников (например, Ахмеда ибн Фадлана), польских исторических трудов Яна Длугоша, Яна Стриковского; поучений против язычества, житий святых, фольклора, языковых фактов, археологических свидетельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 2127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.221 (0.016 с.)