Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные источники изучения мифологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные источники изучения мифологии В культуре разных народов существуют различные источники, непосредственно относящиеся к мифологии, отражающие мифологические сюжеты, либо такие, по которым можно реконструировать определённые мифологические данные. К последним, к примеру, относятся многие жанры фольклора (сказки, заговоры, загадки, обрядовая поэзия), археологические находки. 1. Индийскую мифологию сохранили древние письменные памятники: произведения так называемой ведийской традиции и индийские национальные литературные эпосы: “Веды” (особенно «Ригведа» - Веда гимнов, посвящённых богам), “Махабхарата”, “Рамаяна”. Кроме того, Индия до сих пор не утратила свою древнюю политеистическую религию, т.е. живая мифологическая традиция там не прерывалась. Потому, кроме названных произведений, в Индии существует, например, также множество религиозно-философских текстов, которые объясняют мифологические образы, религиозные понятия индуизма и т.д. – «Упанишады», «Дхаммапада» и т.д. 2. Шумеро-аккадский эпос «Сказание о Гильгамеше» и другие тексты, найденные на территории современного Ирака на глиняных табличках, покрытых клинописью. 3. В Китае также существуют очень древние письменные памятники, имеющие связь с мифологией: «Книга истории», «Книга песен», «Книга перемен». Самый богатый источник сведений по китайской мифологии – «Шань-хай-цзин» («Книга (каталог) гор и морей»). 4. Памятники иранской зароастрийской традиции – Авеста, поэма “Шахнамэ” Фирдоуси. 5. Памятники греческой, римской литературы, основанной на мифологических образах и сюжетах: поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” Гесиода, “Мифологическая библиотека” Апполодора, “О природе богов” Цицерона, «Метаморфозы» Овидия и др, 6. О египетской мифологии можно получить данные из следующих источников: так называемые «тексты пирамид», труд “Об Исиде и Осирисе” Плутарха. 7. О германской и кельтской мифологии сохранились труды Корнелия Тацита, Юлия Цезаря, Готфрида Монмунтского, цикл о короле Артуре в разных редакциях, цикл легенд «Мабиногион» и др. Главные источники по германо-скандинавской мифологии - “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” – эпические произведения о богах и героях (в отношении последней известно имя того, кто собрал и обработал эти мифы и легенды – Снорри Стурлсун). 8. Славянскую мифологию можно изучать на основе Полного сбора русских летописей, западных хроник о германцах и их соседях, например, произведений Адама Бременского, Саксона Грамматика; свидетельств арабских путешественников (например, Ахмеда ибн Фадлана), польских исторических трудов Яна Длугоша, Яна Стриковского; поучений против язычества, житий святых, фольклора, языковых фактов, археологических свидетельств. Классификации мифологических явлений Мифологическая наука создала несколько классификаций мифологических явлений. Классификация №1 распределяет мифологические явления в хронологическом порядке, то есть по времени их возникновения в истории. Эта классификация выделяет три стадии развития мифологии: 1) архаическая мифология (появилась во времена каменного века); 2) развитая мифология (время её развития: от эпохи архаики – примерно до Средневековья); 3) современная мифология (от Нового времени до наших дней). К архаической мифологии относятся следующие виды мифологических представлений: 1) тотемизм – мифологические представления о происхождении человеческих племён от мистических предков, предстающих в облике животных, растений или иных природных объектов; 2) анимизм – вера в существование души и в одушевлённость природы. Анимизм включает в себя представления о духах природы (локусов); 3) магия – комплекс практических действий, направленных на получение материальных результатов сверхъестественными методами, а также в принципе вера в возможность таких действий; 4) шаманизм – вера в существование особых людей со сверхъестественными способностями, которые способны общаться с духами и путешествовать в потусторонние миры; 5) фетишизм – вера в существование предметов, наделённых магической силой. К развитой мифологии относятся следующие виды мифов: 1) космогонические мифы – рассказывают о сотворении мира; 2) антропогонические мифы – о создании, возникновении людей; 3) этногенетические мифы – о возникновении рас и народов; 4) космологические мифы – представления о мифологической модели мира (то есть об устройстве мира); 5) эсхатологические мифы – рассказывают о конце света, мировых катастрофах; 6) этиологические – мифы о происхождении различных отдельных природных и культурных явлений (например: откуда взялся аист, как появилась флейта и т.п.); 7) солярные мифы – рассказывают о Солнце; 8) лунарные мифы – о Луне; 9) астральные мифы – о звёздах; 10) календарные мифы – о смене времён года и иных циклических явлениях в природе; 11) героические мифы – о подвигах мифологических героев; 12) представления о культурных героях – т.е. о мифологических персонажах, которые сделали некие открытия и изобретения в области культуры и обучили им людей; 13) представления о богах. Классификация № 2 описывает образы мифологических существ. Выделяются две системы мифологических образов: 1) высшая мифология – это истории и представления о богах; 2) низшая мифология – это истории и представления о существах менее значимых. Это духи природы, нематериальные (например, привидения) и демонические (например, черти) существа, мифологические животные. Классификация № 3 описывает типы мифологических систем по количеству богов: 1) монотеистические мифологии – в них есть только один Бог. Это мифологии христианства, ислама, иудаизма. 2) политеистические мифологии – в них есть много богов. Это, например, мифология индуизма (в Индии), синтоизма (в Японии), китайская мифология. В древности мифологии всех народов были политеистическими. В том числе мифология славян.
Магия Магия – комплекс практических действий, направленных на получение материальных результатов сверхъестественными методами, а также в принципе вера в возможность таких действий.Магия – это вера в то, что возможно воздействовать на объект без непосредственного контакта с ним, или в то, что с помощью определённых символических действий можно получить результат, на первый взгляд с ними непосредственно не связанный; в то, что человек может выполнять практические действия просто силой мысли, и в то, что человек может владеть некоей особенной ментальной силой. Это явление более практическое, проявляется в разнообразных специфических действиях, обрядах и ритуалах (ритуал – это единичное действие, обряд – целый комплекс действий). По-существу, магия – это внешнее проявление и практическое применение мифологических верований. Согласно знаменитому учёному-этнологу Д.Д.Фрэзеру существует несколько видов магии (по принципу действия магической силы): 1. контактная – передача энергии через касание, магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы. Примеры: применение магических амулетов (см. тему «Фетишизм»), зелий. 2. инициальная – воздействие на объект на расстоянии, при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание его возлагается на магическую силу. Яркие примеры – волшебная палочка или посох мага из сказок. 3. контагиозная (парциальная) – основана на вере, что вещи, находившиеся в соприкосновении, сохраняют связь на расстоянии. Здесь используются, в первую очередь, отдельные части человеческого тела (кровь, волосы, ногти, зубы) для воздействия на самого человека. Могут применяться и для хороших дел, и для вредоносных. Примеры: если забить гвоздь в след человека, то он станет хромым. Кровь – основной носитель жизненной силы и сущности человека, отсюда вера в вампиризм, клятвы и ритуалы на крови (братание и т.п.), магическую силу красного цвета (как связанного с цветом крови и солнца одновременно). Красный цвет часто используется в свадебных нарядах жениха и невесты (у славян, римлян, индийцев, китайцев и др.). Узоры на славянских вышивках чаще всего содержат красный цвет. В Китае пагоды чаще всего красные, на праздники зажигают красные фонари. Волосы – вместилище жизненной и магической энергии (они притягивают запахи, электризуются). Отсюда библейский миф о Самсоне. Жрецы и волшебники, духи природы вроде русалок в большинстве своём с длинными волосами или бородами. Распущенные или заплетённые в косу волосы по-разному взаимодействуют с энергией (представления были развиты у славян, скандинавов, галлов, китайцев и др.). 4. имитационная (симильная) – основана на принципе «подобное производит подобное», предполагает наличие магической связи между объектами, сходными по внешнему виду. Действие направлено на подобие объекта в виде куклы, портрета, фото, скульптуры. С ними производятся действия, подобные тем, которые нужно было бы произвести с реальным объектом. Примеры: У многих народов (особенно в религии вуду) существует поверье, что можно принести вред человеку, если раздобыть его волосы или ногти, зашить их в куклу из ткани и втыкать в неё иголки. Это сочетание контагиозной и имитационной магии. На Полесье ещё недавно существовал такой ритуал: если долго была засуха, то, чтобы вызвать дождь, четыре женщины должны были набрать воду из колодца в центре деревни и пронести её в вёдрах по всей деревне. Это имитационная магия – вера в то, что вода из колодца как бы «притянет» на деревню воду с неба. 5. вербальная – воздействие с помощью слова. Магия слова в современной науке называется суггестивным воздействием или нейро-лингвистическим программированием (НЛП). Сегодня изучение НЛП – один из наиболее перспективных направлений в лингвистике, теории литературы, психологии, рекламе. Суггестивные средства – это воздействие языка не на сознание, а на подсознание. Современные специалисты в этой области широко используют приемы, которые издавна применяли маги, жрецы, шаманы. На воздействии слова на сознание и подсознание человека основана художественная литература. Суггестивные средства: это, например, рифма, повторы, лозунговая форма фразы. Кроме таких отдельных приёмов существуют ещё специальные жанры, целиком основанные на магии слова. Это заговоры, заклинания, молитвы. Заговоры – особый жанр фольклора, художественные произведения со специфической структурой текста. Заклинания обычно короткие – это одна фраза или даже одно слово. Молитва – понятие религиозное. Несложно заметить, что молитвы составлены также по определённым законам, и потому также оказывают особое действие на человека и, возможно, окружающий мир. В Китае на домах принято вешать вывески, знаки с иероглифами «фу» - «счастье» и «шоу» - «долголетие». Большое значение у многих народов придавалось именам. Они могли иметь защитные функции и т.п. В христианстве мир сотворён с помощью Слова (божественного Логоса). Проводились научные исследования, доказывающие, что слова влияют на окружающий мир (например, на структуру молекул воды), что язык также основан на архетипах. Вторая классификация видов магии – по назначению: 1. Агрессивная или вредоносная магия, нацеленна на причинение вреда или даже уничтожение человека или разных объектов. Примеры: куклы вуду, втыкание гвоздя в след, сглаз (славянские народы уверены, что могут сглазить люди с темными глазами, китайцы, что, наоборот, со светлыми). В индийской мифологии есть миф о боге Ганеше, который в результате сглаза остался без головы и ему прирастили новую, слоновью. Ведьм и колдунов часто обвиняли в том, что в их присутствии в доме скисает молоко, а лошади наутро взмыленные, как будто долго скакали. 2. Военная магия – публичные магические ритуалы, направленные на ослабление противника и придание сил собственному войску. Это военные пляски, магические действия шаманов перед боем и во время него. Например, в китайском мифе о войне божеств – Жёлтого императора Хуан-ди с Медноголовым Чи-ю – первый призвал на помощь дракона Ин-луна, который с помощью специальной подставки и соответствующих обрядов с ней должен был разместить облака над лагерем противника, чтобы его залил дождь. 3. Любовная магия – имела двоякую направленность: привороты и отвороты. Например, можно произнести определённый заговор над портретом, фотографией человека; дать выпить или съесть объекту любви нечто, подвергшееся магическому воздействию. 4. Лечебная магия – грань между ней и медициной в древности была весьма нечёткая. Использовались самые разные приёмы – изготовление амулетов и зелий, лечебные заговоры, проведение сложных ритуалов. Имела как непосредственно лечебное действие, так и профилактическое, и призванное увеличить жизненные силы человека. Особые проблемы – продление жизни и поиски физического бессмертия, чем особенно прославились китайские маги-даосы и европейские алхимики. 5. Промысловая магия – направлена на оптимизацию промыслово-хозяйственной деятельности человека, помощь в различных хозяйственных делах. Существовало множество земледельческих календарных обрядов, направленных на получение хорошего урожая. Обряды по защите домашнего скота, для удачной охоты и т.д. Например, у славян обряд «Вождения козы» на Коляды. Колядовщики поют: «Дзе каза рогам, там жыта стогам, где каза хвастом, там жыта кустом”. 6. Метеорологическая магия – управление погодой. Была по преимуществу прерогативой магов-профессионалов (см. примеры выше с драконом Ин-луном, с обрядом вызывания дождя на Полесье). 7. Охранительная и очистительная магия – призвана оберегать человека от агрессивных магических воздействий: сглаза, нечистой силы, приворота и т.д. Изгнанием злых духов из дома или тела человека занимается особый раздел магии – экзорцизм. Охранительная магия осуществляется путём изготовления талисманов, проведения ритуалов (например, в христианстве освещение дома святой водой). Третья классификация магических действий – по профессиональному уровню исполнителей: 1. Профанный уровень. Существуют магические действия, которые могут исполняться простыми людьми, фактически всеми, они не требуют специальной подготовки и владением магической силой. Таковы многие земледельческие ритуалы, приворот, многие агрессивные магические действия, праздничные ритуалы, связанные с культом предков и др. 2. Сакральный уровень. Действия, которые способен выполнить только профессионал – человек, обладающий магической силой или специальными знаниями. Это шаманы, жрецы, священники, маги, колдуны, ведьмы, шептухи и т.д. Первыми были шаманы (см. тему «Шаманизм»). Позднее возникло множество представлений о разных людях, наделённых магическими способностями. Например, в европейской культуре существуют легенды о знаменитых магах: Мерлине, Баяне, Бен-Бецалеле, Фаусте, Калиостро, Сен-Жермене и др. С магией также связаны гадания (наука о них – мантика), которые имеют целью не вызвать события, а только узнать о них. Существовали гадания по костям, по бараньей лопатке, по черепаховому панцирю, гадание на чайной заварке и по кофейной гуще, рабдомантия – гадание по палочкам. Гидромантия – гадание по воде, пиромантия – по огню, хиромантия – по линиям на ладони. Гадания широко представлены в культуре разных народов. У славян принято было гадать во время важных праздников (на Коляды, Купалье и др.). Гадания осуществлялись с помощью разнообразных средств и разными способами. Очень хорошо разработаны гадания в Китае. Некоторые китайские виды гаданий стали очень популярны в современности по всему миру. Например, гадание по триграммам «Книги Перемен». Очень специфической является геомантия – магическая наука о правильном расположении объектов в пространстве (например, выбор места для постройки дома и расположения предметов в нём). Именно в Китае она сохранилась лучше всего и называется фэн-шуй. Другие близкие к магии явления – суеверия, толкование снов, астрология.
Шаманизм Шаманизм – особая форма древних верований, существовавшая некогда у всех народов. У некоторых народов шаманизм сохранился до наших дней (например, у народов Сибири, индейцев Северной Америки, племён Африки и др.). Это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, осуществляемого человеком – избранником духов, наделённым магическими способностями, т.е. шаманом. Особенности шаманизма: а) Шаманом становятся по воле духов, а не вследствие своего выбора или обучения (т.е. способность быть шаманом обычно – врождённое качество). б) Вхождение в контакт с духами осуществляется в изменённом состоянии сознания. Чаще всего это транс, в который входят с помощью ритуала камлания (осуществляется, как правило, с помощью специального танца и биения в бубен – непременный атрибут большинства шаманов). Позже некоторые народы стали использовать наркотические вещества. в) Входя в транс, шаман отправляется путешествовать в иные миры – в небесный мир духов или подземное царство мёртвых. Путешествует он, поднимаясь по стволу Мирового Древа или по склону Мировой Горы (см. тему «Мифологическая модель мира»). г) В иных мирах шаман встречается со сверхъестественными существами, чтобы передать им прошение общины, находит душу заболевшего человека, провожает душу умершего к её новому дому, обогащает свои сакральные знания и т.д. Шаманизм по сути – начало формирования полноценных религий, т.к. в нём уже присутствуют «профессионалы» в области сакрального, лучше других людей знающие, что в сфере подобных знаний более правильно. Это шаг к появлению профессиональных жрецов и священников и к формированию догматов.
Фетишизм Фетишизм – поклонение предметам на основании придания им сверхъестественных качеств и функций. Фетишем мог стать любой предмет, который чем-то отличался от прочих: необычной формой, был единственным в своём роде, или человек замечал, что когда некий предмет находится при нём, то ему везёт. Сущность первобытного фетишизма в том, что человек видел в предметах, которые поразили его воображение, такие качества, которые не выявлялись в них при помощи обычных органов чувств. Фетиши наделялись возможностью приносить удачу, излечивать, защищать и т.д. Также на фетишизм оказал влияние анимизм и действие предмета могло связываться с его одушевлённостью или вовсе с духом, живущем в предмете. Очень похожи по своим качествам на фетиши магические предметы народных волшебных сказок. Предметы, сделанные из волшебных растений, также наделялись волшебной силой. Некоторые исследователи выделяют два вида фетишей: амулеты (оказывают одинаковое действие на любого владельца) и талисманы (индивидуальные фетиши). Примеры фетишей у разных народов: У многих народов (славяне, другие европейские народы, индийцы, китайцы и др.) есть представление о том, что звон колоколов защищает от злых духов. По представлениям славян следующие предметы могут защитить от злых духов, ведьм и сглаза: полынь, крапива, чеснок, красные пояса или браслеты, железные предметы. Традиционный китайский амулет, приносящий удачу и богатство – древние бронзовые монеты, скрепленные красной нитью. Также по китайским представлениям, шкуре оленя приписывалось свойство оберегать от глухоты, пятицветный камень – оберег от яда.У древних скандинавов защитный амулет – руна «альгиз» (вырезанная на кусочке камня или дерева). У североамериканских индейцев – кроличья лапка.
Лунарные мифы
В большинстве мифологий мира Солнце и Луна связаны между собой родственными или брачными узами: т.е. они или брат и сестра, или два брата, или муж и жена. Чаще всего солнце ассоциировалось с мужским началом, а луна – с женским. Так, в Египте Изида одновременно воплощение женского начала, материнства и Богиня луны, а её муж Осирис и сын Гор – солнечные боги. В Греции солнечным Богом был Аполлон, а с луной соотносилась его сестра Артемида. В индийской мифологии солнце и луна – два брата: Сурья и Сома. В некоторых мифологиях наблюдается мотив о ссоре персонажей, связанных с солнцем и луной (ведь эти светила появляются на небе порознь). Например, в литовской мифологии солнце, наоборот, Богиня Сауле, а луна – Бог Мену, её муж. Он изменял ей с утренней звездой, потому они поссорились. В индийской мифологии жена Бога Солнца Сурьи Богиня утренней зари Саранью изменила ему с Богом Луны Сомой, из-за чего братья поссорились. У многих народов лунное божество имеет ипостаси, связанные с фазами луны. Эти ипостаси также могут символизировать три возраста человека. Так, у греческой Богини луны были три ипостаси: Селена (растущая луна, символизирует молодость), Артемида (полная луна, символизирует зрелость), Геката (убывающая луна, символизирует старость). В римской мифологии богиня Луны звалась Диана Травия – повелительница трёх дорог. В славянской мифологии, возможно, богиню Луны звали Триглава, Дедилия или Зевана (Дзевана). Сведения о таких персонажах сохранились в украинской и польской мифологиях, в сохранившихся источниках они связаны с материнством, женским началом или имеют три лика – что в мифологиях других народов обычно характеризует богинь Луны. Также возможно, что с Луной была связана Богиня-рожаница Леля (Ляля, Лёля), т.к. она также связана с деторождением и есть факты, говорящие о том, что именно эта богиня считалась женой Бога Солнца Даждьбога. Но в отношении славянской мифологии также есть сведения, говорящие о том, что славянское божество Луны вообще могло быть мужского, а не женского пола (например, в фольклорных сказках, свадебных песнях, загадках Месяц обычно мужчина). У многих народов Луна считалась светилом, покровительствующим магии. Также нужно заметить, что, хотя у европейских народов более важен солнечный календарь (у славян главные праздники отмечались по солнечному календарю – Коляды, Масленица, Купалье, Багач; христианские календари – юлианский и григорианский – соотносятся с астрономическим движением солнца), но используется также и лунный. Например, такие отрезки времени как недели и месяцы, выделяются именно по лунному календарю (неделя – примерная продолжительность одной фазы Луны, месяц – всех четырёх последовательно). Также у славянских и других народов до сих пор ориентируются на лунный календарь при сельскохозяйственных работах. У китайцев же, например, лунный календарь более значим – самые значительные праздники отмечаются по лунному календарю: например, Новый Год.
Мифы о культурных героях
Культурный герой – это бог-податель культурных благ, т.е. бог, который изобрёл некие вещи, ремёсла, виды искусства и т.п. и обучил им людей. Например, в греческой мифологии титан Прометей передал людям огонь и обучил его добывать. Множество изобретений приписывают греческому Богу Гермесу: кифару, свирель и лиру (музыкальные инструменты), искусство кулачного боя и гимнастики, игру в кости, меры длины и веса, астрономию и т.д. В скандинавской мифологии Бог Один с помощью магического обряда получил знание рун и передал его людям – таким образом, он является создателем письменности. В китайской мифологии культурными героями являются, например, такие божества, как Фуси (изобрёл триграммы (вошедшие в Книгу Перемен) и на их основе – письменность), Хуан-ди (изобрёл календарь, лук и стрелы, меры длины и веса, шелководство, научил людей шить одежду и т.д.), Янь-ди (изобрёл земледелие, а также медицину) и др. В славянской мифологии Бог Сварог изобрёл кузнечное ремесло и обучил ему людей. Сварог также является Богом-демиургом в славянской мифологии, и есть версия, что он создал мир именно с помощью кузнечного дела – т.е. фактически отковал. Вероятно, именно поэтому кузнецы у славянских народов пользовались большим почтением: по сути они занимаются тем же ремеслом, что и Бог-творец. В волшебных сказках часто встречается такой мотив: главный герой подвергается нападению некоего чудовища (обычно Змеихи – матери или жены Змея Горыныча, мстящей герою за убийство Змея), убегает от него, но спастись может только попадая в кузницу и прося помощи у кузнецов. После принятия христианства уважение к кузнецам не исчезло, но они стали связываться с нечистой силой. Есть также гипотезы относительно других славянских богов, о которых, возможно, также должны были существовать подобные предания. Так, вероятно, Велес должен был изобрести сельское хозяйство, Перун – боевые искусства и оружие, Макошь – прядение, ткачество и другие женские ремёсла и т.д. Обычно культурные герои являются наиболее почитаемыми богами и ассоциируются с добрым и творческим началом. Противоположностью, антогонистом и противником культурного героя является трикстер – вредитель, злое божество или иное сверхъестественное существо, стремящееся к разрушению, причинению вреда, захвату власти над миром и т.д. Культурный герой – воплощение Порядка, а трикстер – воплощение Хаоса. Очень часто культурный герой и трикстер – братья (в частности с этим связано одно из значимых понятий в мифологической науке – так называемые «близнечные мифы»). Мифологические персонажи-трикстеры бывают просто ловкачами, мошенниками и шутниками, а бывают и настоящими злодеями и чудовищами. Часто они стараются разрушить то, что сотворили культурные герои (или испортить, или создать ещё лучшее, но терпят неудачу и их творения получаются плохими и нелепыми) или свергнуть их и самим захватить власть. Один из самых разработанных образов трикстера – Бог Локи в скандинавской мифологии. Он брат Одина, коварный и хитроумный Бог, за его вредоносные проказы боги в конце концов выгнали его из своего круга. Конец света – Рагнарёк – в соответствии с мифом устроит именно он и его дети – волк Фенрир и богиня смерти Хель. В христианстве трикстер – Сатана (старается исказить божественный замысел, испортить людей и т.п.). В египетской мифологии – Бог Сет, пытавшийся погубить своего брата Осириса и захватить его трон. В китайской мифологии на роль трикстера подходит медноголовый демон Чи-ю, который устроил войну против верховного Бога неба Хуан-ди, стремясь захватить верховную власть. В принципе, похож на типичного трикстера также царь обезьян Сунь-укун – известный проказник и забияка, часто нарушающий установленные правила поведения. В таком же ключе можно рассматривать как трикстера и греческого Бога Гермеса, который умудрился едва родившись украсть у своего брата Аполлона стадо коров, и в дальнейшем совершал различные проказы. Героические мифы Собственно героические мифы – это мифы про героев, которые совершают подвиги. Мифологический герой – это не просто личность, совершающая подвиги, это обязательно наполовину человек, наполовину бог (или какое-то ещё сверхъестественное существо), либо небожитель, лишившийся бессмертия, вообще – личность земная, но отмеченная печатью божественного, сверхъестественного. Его призвание – помогать людям, истреблять чудовищ, устранять катастрофы и т.п. По сути дела, все мифологические герои – воины. Например, в шумерской мифологии это Гильгамеш (главный персонаж первого известного в истории литературного произведения – шумеро-аккадского «Эпоса о Гильгамеше»), в греческой – Геракл, Тесей, Персей, Ясон и др.; в индийской – Рама, в германо-скандинавской – Сигурд (или Зигфрид, о котором – знаменитые произведения «Песнь о Зигфриде и Нибелунгах», песни из «Младшей Эдды») и Беовульф (главный герой одноименной средневековой поэмы) и т.д. Особенное внимание к героическим мифам наблюдается в греческой мифологии. Самый известный мифический герой – Геракл, сын верховного Бога Зевса-Громовержца и смертной женщины Алкмены, совершивший 12 подвигов. Также очень известен Тесей, победивший чудовище Минотавра (причём они оба – и герой и чудовище – считаются сыновьями Бога морей Посейдона). Бог Зевс завёл много детей от смертных женщин с целью привести в мир героев, способных сражаться с силами Хаоса. В индийской мифологии герой Рама (центральный персонаж знаменитого древнеиндийского эпоса «Рамаяна») являлся аватарой Бога Вишну (аватара – это земное воплощение бога, человек, в котором как бы отразилась личность божества). Героические мифы имеют много общих черт с волшебной сказкой, скорее всего эти мифы – одна из основ сказки, вместе с обрядом инициации. В сказках главный герой также, как правило, имеет необычное происхождение (исследователи называют это «мотивом чудесного рождения»), но, в отличие от мифа, здесь не говориться о богах (т.к. в сказках вообще практически не используется высшая мифология): герой может рождаться от того, что его мать съела какую-то необычную еду, вступила в брак с животным (здесь очевидны следы тотемизма), или может быть найден в лесу и т.п. Сказочный герой также проходит испытания, совершает подвиги, борется с чудищами, вообще является устранителем Хаоса и восстановителем Порядка в сказочном мире. Волшебные сказки – один из самых ценных материалов для реконструкции древних мифологий многих народов, например, славянской. Непосредственно сюжетов славянских героических мифов до наших времён не сохранилось. Но есть убедительные доказательства того, что в древности они существовали. Об этом свидетельствует как наличие у славянских народов множества волшебных сказок, так и другие жанры фольклора, в первую очередь – русские былины, в которых рассказывается о богатырях (Святогоре, Вольге Всеславьевиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), сражающихся с чудовищами и иноземными захватчиками. Большая часть древних эпосов разных народов описывает по сути дела героические мифы: греческие описаны в «Илиаде» и «Одиссее», римские в «Энеиде», индийские – в «Рамаяне» и «Махабхарате», шумеро-вавилонские – в «Эпосе о Гильгамеше», скандинавские – в «Младшей Эдде» и т.д.
Основные источники изучения мифологии В культуре разных народов существуют различные источники, непосредственно относящиеся к мифологии, отражающие мифологические сюжеты, либо такие, по которым можно реконструировать определённые мифологические данные. К последним, к примеру, относятся многие жанры фольклора (сказки, заговоры, загадки, обрядовая поэзия), археологические находки. 1. Индийскую мифологию сохранили древние письменные памятники: произведения так называемой ведийской традиции и индийские национальные литературные эпосы: “Веды” (особенно «Ригведа» - Веда гимнов, посвящённых богам), “Махабхарата”, “Рамаяна”. Кроме того, Индия до сих пор не утратила свою древнюю политеистическую религию, т.е. живая мифологическая традиция там не прерывалась. Потому, кроме названных произведений, в Индии существует, например, также множество религиозно-философских текстов, которые объясняют мифологические образы, религиозные понятия индуизма и т.д. – «Упанишады», «Дхаммапада» и т.д. 2. Шумеро-аккадский эпос «Сказание о Гильгамеше» и другие тексты, найденные на территории современного Ирака на глиняных табличках, покрытых клинописью. 3. В Китае также существуют очень древние письменные памятники, имеющие связь с мифологией: «Книга истории», «Книга песен», «Книга перемен». Самый богатый источник сведений по китайской мифологии – «Шань-хай-цзин» («Книга (каталог) гор и морей»). 4. Памятники иранской зароастрийской традиции – Авеста, поэма “Шахнамэ” Фирдоуси. 5. Памятники греческой, римской литературы, основанной на мифологических образах и сюжетах: поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” Гесиода, “Мифологическая библиотека” Апполодора, “О природе богов” Цицерона, «Метаморфозы» Овидия и др, 6. О египетской мифологии можно получить данные из следующих источников: так называемые «тексты пирамид», труд “Об Исиде и Осирисе” Плутарха. 7. О германской и кельтской мифологии сохранились труды Корнелия Тацита, Юлия Цезаря, Готфрида Монмунтского, цикл о короле Артуре в разных редакциях, цикл легенд «Мабиногион» и др. Главные источники по германо-скандинавской мифологии - “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” – эпические произведения о богах и героях (в отношении последней известно имя того, кто собрал и обработал эти мифы и легенды – Снорри Стурлсун). 8. Славянскую мифологию можно изучать на основе Полного сбора русских летописей, западных хроник о германцах и их соседях, например, произведений Адама Бременского, Саксона Грамматика; свидетельств арабских путешественников (например, Ахмеда ибн Фадлана), польских исторических трудов Яна Длугоша, Яна Стриковского; поучений против язычества, житий святых, фольклора, языковых фактов, археологических свидетельств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 2127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.221 (0.016 с.) |