Возник-е ф-и. Мифология и религия как духов. предпосылки и истоки ф-и. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возник-е ф-и. Мифология и религия как духов. предпосылки и истоки ф-и.



Ф-я как рац-теор. тип мировоззря. Проблема основного мировоззренч. вопроса. Философ.плюрализм, его основания.

Мировоззренческие проблемы занимают важнейшее место в философии. История знает немалое число философских систем, которые создавались в разное время и в разных условиях. Тем не менее, сущность каждой из них можно определить, если известно как тот или другой философ подходит к главной проблеме мировоззрения - отношению человека к миру в целом. Можно говорить и об иных мировоззренческих вопросах, являющихся предметом размышлений философов. Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он так или иначе соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии. Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами. Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами. В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего. Следует заметить, что как в рамках материализма, так и в рамках идеализма и дуализма было выдвинуто немало серьезных философских положений, заслуживающих уважения и изучения.

Большинство мыслителей убеждено в могуществе человеческого разума. Мир и закономерности его развития познаваемы. Наши знания, проверенные и подтвержденные жизнью, практикой, достоверны. Есть сущность вещей, явлений мира материи еще непознанная, но она м. быть познана в процессе безграничного расширения меры человеческой разумности, смены поколений.

Однако философы против категоричности и прямолинейности в ответах на вопросы познания. Вопрос о познании мира - принципиальный для философии, ибо он есть вопрос об истине, о постижении ее объективного содержания. Истина характеризует не только результаты процесса, но и, что не менее важно, методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

 

Метод в ф-и. Диалектика и её альтернатива.

Вопрос о познании мира - принципиальный для философии, ибо это вопрос об истине,о её постижении. Истина характеризует не только результаты процесса, но и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

Под методом понимается совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности, определенный способ построения и обоснования знаний. Это осознанно выработанное умение. В методе в свернутом виде отражаются природа и осн. характеристики изучаемых объектов, их свойства и закономерности функционирования, фиксируются исторически сложившиеся и социально закрепленные способы воздействия человека на мир. Иначе говоря, здесь мы имеем дело со знанием, в котором даются те или иные предписания, правила как надо действовать, чтобы достичь цели, получить желаемый результат. Каждая наука в зависимости от специфики объекта познания имеет свой, присущий ей метод исследования. Существуют научные методы, используемые либо одной специальной наукой, либо группой наук. Философия выступает в качестве всеобщего метода. Ее принципы, законы носят универсальный характер, применимы во всяком научном знании. Окружающий нас мир не только многообразен, но и един. Все явления в нем представляют собой проявления одного и того же материального начала, подчиняющегося общим законам функционирования. Поэтому любая наука при разработке и применении своих методов включает в себя конкретизированные в соответствии с собственными целями исследования требования всеобщего метода.

При рассмотрении внешнего мира философия не может обойти вопрос о его состоянии, о том изменяется ли он или глубинное его бытие остается неизменным. Сторонников первой точки зрения принято называть диалектиками, второй - метафизиками.

Диалектика рассматривает вещи, явления внешнего мира, а также их умственные отражения во взаимной связи и непрерывном изменении - возникновении, противоречивом развитии и исчезновении. Принципы, законы диалектики, указывают на то, как адекватно подойти к объектив. реальности, а при необходимости - преобразовать. В отличие от диалектики метафизика если и допускает изменения и развитие мира, то отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия. Она тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира, абсолютизирует устойчивость, повторяемость, самостоятельность объектов. Метафизичность не противоречит природе человеческого разума, обусловливает аналитическую способность мышления. Познание немыслимо без таких операций, как разъединение и расчленение целого на части. Нельзя изобразить движения, не прервав непрерывного.

Как и философия в целом, учение о мире во многом зависит от состояния науки. Более того, здесь эта зависимость особенно велика, ибо диалектика и метафизика разрабатываются и как методы, и как определённая совокупность принципов познания и практического освоения мира. Господство метафизического метода в философии ХVII-ХVIII вв. во многом определялось тем, что естествознание того времени носило собирательный характер: вещи и явления изучались по преимуществу в их независимости друг от друга. предпосылкой утверждения диалектического метода в XIX веке явилось то, что естествознание приняло упорядочивающий характер, т.е. перешло к изучению вещей и явлений мира в их взаимной связи и развитии, как это и есть в самой действительности.

 

Принципы диалектики

Диалектика как учение выступает в качестве сложной теоретической системы, включающей в себя находящиеся во взаимосвязи принципы, законы, категории.

Под принципами диалектики следует понимать наиболее общие положения или основополагающие идеи, придающие философскому знанию организованность и целостное единство, системное взаимодействие составляющих ее элементов. Они не нуждаются в доказательстве, уходят своими корнями в многовековой опыт человеческого познания мира и являют собой своеобразный итог длительного развития науки и философии. Как и любые явления сознания, принципы вторичны, выражают в концентрированном виде мировоззренческое знание. Каждый из принципов выполняет вполне определенную функцию. К числу главных принципов диалектики относятся принципы всеобщей связи и развития - их содержание глубже других раскрывает характеристику диалектики, подтверждает существующее материальное единство мира, Принцип всеобщей связи. Окружающий мир представляет собой неисчерп. совокупность разнообразных вещей и процессов. Каждый из них своеобразен и неповторим. Однако между элементами этого многообразия есть нечто общее, повторяющееся, обусловленное материальным единством мира.

В реальной действительности имеется бесчисленное множество связей с самыми различными характеристиками. Особой формой связи является связь-отношение. Она выражает зависимость между явлениями, взаимообусловленность их существования и развития. По мере усложнения организации объектов усложняются и формы связей. Наиболее полно связь проявляется во взаимодействии. Отражая процессы воздействия различных объектов друг на друга, изменение состояния, взаимодействие выступает как фактор, посредством которого происходит объединение структурных элементов объекта в определенный тип целостности.

Связи, могут быть разнообразными: внутренними и внешними, необходимыми и случайными, существенными и несущественными, пространственными и временными и т.д. Особым типом связи является закономерная связь.

Принцип универсального развития. Принцип развития лежит в фундаменте диалектического учения и вместе пр-пом всеобщей связи составляет его основное содержание.

Происходящие в мире изменения имеют разнонаправленный характер. Одни из них выражают переход от простого к сложному, другие - движение по нисходящей линии, третьи - повторение устоявшихся циклов движения. Распространенной является концепция, согласно которой развитие есть простое следование друг за другом событий без каких-либо качественных переходов, в этой концепции отвергается возникновение принципиально нового. Для иных философов развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых и научно необъяснимых событий, особенно применительно к обществу. Философы, придерживающиеся метафизической позиции, отрицают самодвижение материи, переносят источник ее развития вовне. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о понятиях «движение» и «развитие».

Движение - это любое взаимодействие, любое изменение независимо от его содержания и характера. Оно выступает как способ существования материи. Развитие - частный случай движения. Оно характеризуется преобразованием внутренней структуры объекта, функциональными изменениями. Чтобы убедиться в том, имеем ли мы дело с развитием или нет, важно установить природу и сущность совершающихся изменений. В частности, необходимо выяснить, происходит ли в данном случае переход структуры изменяемой системы на новый уровень организации. Диалектическое развитие включает в себя изменение качественного состояния явления. И происходит оно как следствие внутренних противоречий, как результат организации самодвижущейся материи.

к развивающимся правильно относить те процессы, которые сопровождаются образованием качественно новых структур, отличающихся устойчивыми взаимодействиями и связями своих составных частей и элементов, их согласованным поведением. С другой стороны, диалектическое развитие нельзя понимать как простой линейный процесс.

 

 

Понятие з-на. Типы з-нов.

Развитие как процесс отличается определенной упорядоченной связью предметов и явлений, естественной последовательностью событий. нас окружает сложившаяся закономерность. Закон есть выражение общих, необходимых, существенных, устойчивых и постоянно повторяющихся связей между явлениями. эти связи обесп. определенное течение событий. действие закона м. происходить с противодействием.

Признание всеобщей закономерной связи и взаимодействия явлений окружающего мира свойственно философским школам, придерживающимся концепции детерминизма. Согласно принципу детерминизма, происходящие в природе, обществе, человеческом мышлении явления и процессы возникают, развиваются, погибают в силу действия определенных причин, обусловлены ими, носят естественный характер.

Законы не придуманы человеком. Они присущи материальному миру и носят объективный характер. Различают объективные законы природы и общества и законы науки, отражающие законы объективного мира, и потому являющиеся также объективными. Объективность законов доказывается всем ходом "истории развития практики и познания.

В науке выделяют законы динамические и вероятностно-статистические. Первые - жестко детерминированы, отличаются однозначным характером связей. Их предсказания достаточно определенны. Чаще всего динамические законы используются в классической физике, астрономии, в науках, которые имеют дело с точно известными параметрами движения тел. В сложно организованных системах учитывается воздействие множества случайных факторов, действие которых описывается статистическими законами.

Законы различаются, далее, по сферам их действия: част. (специфические), общие и всеобщие. Общие законы проявляются в большем круге явлений, действуют в ряде областей движущейся материи. Например, законы сохранения массы, энергии, заряда и др. Всеобщие законы - это законы диалектики, в которых выражаются связи всех явлений_дейст-ти. Они выражают тот факт, что материальный_мир_не только многообразен, но и един. В каждом конк­ретном случае всеобщие законы проявляются по-особому.

 

З-н отриц-я отриц-я

Закон отрицания отрицания - весьма общий и широко действующий закон развития природы, общества и мышления. Он выражает связь, преемственность между старым и новым, вскрывает тенденции и основные формы самоизменения явлений.

Развитие любой области действительности выступает как переход из одного состояния в другое, как смена одного качественного состояния другим. Возникновение новой стадии развития и исчезновение старой принято называть отрицанием. Развитие не может происходить иначе, чем только через отрицание своих прежних форм существования. Такие «отрицания» естественны и находят отражение в различных видах бытийственности. Например, при высоких температурах жизнь многих растений прекращается, тем самым отрицается всякая возможность их дальнейшего существования в форме органических образований. Диалектическое отрицание (антитезис) содержит в себе возможность, условие дальнейшего развития. Всякое новое зарождается в недрах старого, вырастает из него. Старое качество перестает существовать лишь после того, как оно само создало условия для новой ступени развития. Иначе говоря, качественно новая ступень развития не отбрасывает «начисто» старое качество, а удерживает, сохраняет его некоторые черты. Следует видеть не только различие между старым и новым, но и преемственность, их единство; в том числе, положительное в отрицательном.

Правда, история дает немало примеров, когда этот з-н игнорировался. Но велика была и плата за это. Из истории нашей страны известно, например, что после победы Октябрьских революции представители течения «Пролеткульт» пропагандировали отказ от завоеваний «старой» науки, искусства и культуры, ратовали за создание чисто пролетарской культуры. История их поправила. Здравый смысл возобладал.

Диалектическое отрицание — необходимый момент всякого развития. Но оно не является обособленным звеном в бесконечном процессе саморазвития явлений. Диалектическое отрицание содержит в себе возможность нового отрицания. В результате мы имеем отрицание отрицания, как бы синтез пройденного, но на новой ступени.

Гегель, впервые сформулировавший закон отрицания отрицания, представил настоящий процесс развития в виде триадичной схемы «тезис - антитезис - синтез» характеризующей движение «абсолютной идеи». данный ритм характерен не только для разума, он носит всеобщий характер. Каждая новая ступень держится как бы на фундаменте предшествующего развития. Принцип триады, выдвинутый Гегелем, - идеализированная модель. Отрицание может проявиться и в другой форме. Но важен сам принцип - каждый новый виток развития напоминает предыдущий виток, и, в то же время, он выше, богаче, совершеннее, содержит в себе перспективу дальнейшего развития.

Собственно, в том и состоит сущность прогресса. Другое дело, что нельзя понимать поступательное развитие, как сплошной триумф. Развитие не исключает отклонений, моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурным образованиям.

Таким образом, закон отрицания отрицания, синтезируя в своем содержании законы единства и взаимодействия противоположностей и взаимного перехода качественно-количественных изменений дает наиболее конкретное и правильное понимание смысла развития. Он позволяет определить общее направление развития, его существенные черты, предвидеть характер возможных изменений, их глубину, сознательно способствовать утверждению нового и преодолению устаревшего.

 

Практика, её роль в позн-и

Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека, какие бы формы она не принимала. В гносеологии под практикой понимают предметно-трудовую и общественно-историческую деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира в соответствии с его целями и знаниями о мире. Именно в практике человек на основе имеющихся знаний осуществляет свою деятельность. Вместе с тем он развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов производства и воспроизводства жизни.

Отсюда следует, что практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в практической деятельности происходит изменение предмета на основе знания - опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в результате изучения предмета - распредмечивание. опредмечивание есть реализация знания, а распредмечивание - получение знания. В действительности они едины, протекают одновременно. Одно не существует без другого.

Практика отличается_большим многообразием своих форм. Ее главными формами являются социально-производственная, социально-политическая, медицинская, повседневно-бытовая и другие. Определяющее место в совокупности различных сфер практики занимает материально-производственная деятельность. Прежде всего, от этого зависят благосостояние людей, условия их жизни, воспроизводство человека, возможности его существования, характер общественных отношений.

Подготовительным этапом в реализации результатов практической деятельности выступает познание. Познание и практика-2 взаимосвяз.и взаимозавис.стороны общеист.процесса. Всякая практическая деятельность носит творческий характер, предполагает определение цели, ее обоснование, выбор средств достижения возможных результатов. Иначе говоря, для удовлетворения потребностей человек всякий раз обращается к своим мыслительным способностям, осуществляет необходимые акты познания действительности. Достижение цели, удовлетворение потребности представляет собой вместе с тем и рождение новых потребностей. Соответственно начинается и программирование новой деятельности, дальнейшее пополнение знаний. Как бы далеко ни удалялись знания от непосредственных запросов жизни, они, в конечном счете, направлены на решение проблем, порожденных практикой.

Но практика является не только основой познания, его движущей силой. она выступает источником познания, обусловливает необходимость в тех или других знаниях, рождает потребность их поиска и закрепления в жизнедеятельности людей. Так, потребность измерения времени, мореплавание вызвали к жизни астрономию, потребность в полезных ископаемых - геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д.

Нельзя переоценить значение практики в функции критерия истины. Только в процессе практики обнаруживается истинность или ошибочность тех или иных знаний, идей и умственных конструкций.

практика связывает воедино все наши воздействия на внешний мир, дает постоянный импульс к развитию культуры в целом. Практика только тогда и имеет смысл, когда находится в состоянии непрерывного движения, подвигает общество и человека к дальнейшему совершенствованию.

Маркс. К критике полит.эк-и

произведение К. Маркса, которое вместе с 1-м т. "Капитала" ознаменовало революционный переворот в политической экономии. Опубликовано в 1859. Написанию этой работы предшествовали экономические исследования Маркса.

В предисловии к "К к. п. э." Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил. "Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции". Буржуазные производственные отношения представляют собой последнюю форму общественного процесса производства. Но вместе с тем развивающиеся в буржуазном обществе производительные силы создают материальные условия для разрешения этого антагонизма. "Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". Имея в виду прежде всего капитализм, Маркс писал, что "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора..."

 

Возник-е ф-и. Мифология и религия как духов. предпосылки и истоки ф-и.

В древнейший период своей истории человечество удовлетворялось эмпирическими знаниями, получаемыми в процессе жизненного опыта. Но с течением времени люди столкнулись с тем, что одни лишь эмпирические знания не всегда гарантируют успех деятельности. Жизнь заставляла задумываться над тем, что представляет собой мир в целом, каков характер взаимодействия людей с окружающим миром.

Мир, как известно, многообразен. Тем не менее, все в нем взаимосвязано, он сохраняет единство и гармонию. Значит, есть нечто фундаментальное и объединяющее все мироздание, есть какая-то первооснова.

Источники свидетельствуют, что слово «философ» появилось в конце VI - начале V вв. до н.э. и связано с именем известного античного мыслителя Пифагора. Заслуга истолкования и закрепления в европейской культуре термина «философия» принадлежит греческим философам Платону и Аристотелю. Последний осуществил попытку выделить философию в особую область теоретического мышления. рождение философии было настоящим переворотом в развитии духовной культуры. Переворот этот состоял в том, что были преодолены узкие рамки обыденного знания. На место мифологических и религиозных традиций, опиравшихся на слепую веру, встало знание, основанное на принципах разума, свободное, критическое размышление о мире в целом, о человеческой жизни.

В преддверии философии стояла мифология В своей сущности мифология представляет форму общественного сознания, способ понимания мира на ранних стадиях человеческой истории. Ее основной смысл состоял в ориентации на преодоление фундаментальных противоречий человеческого существования, на нахождение гармонии отношений личности, общества, природы. Мир мифов - мир грез и фантазий. Речь в них идет о творении мира из первоначального хаоса, происхождении животных и людей, о Богах, все в этом мире определяющих и т.д. В мифах нет отчетливых разграничений между природой и людьми, фантазией и реальностью. Миф связывал прошлое, настоящее, будущее, формировал представления народа, обеспечивал связь поколений. Центральный вопрос мифологии - человек в окружающем его мире, мире в котором он живет.

Уход человека от первобытности привел к угасанию мифа. Но не прекратился начатый им поиск многих вопросов. Многие мифы вошли в культуру. Наследником мифа является и религия. Природа религиозного мировоззрения далеко не изучена. Но совершенно очевидно, что у религии и философии предмет общий - сущность мира и место в нем человека. Совпадает и общественная миссия: формировать убеждения людей. Правда, велика и пропасть между ними. Религия всегда обращается к догматам. Догматы —аксиомы, не подлежащие ни доказательству, ни критике. Философия же несет с собой любовь к мудрости, к поиску, отражает потребность в понимании мира с позиции разума, интеллекта. Любовь к истине и мудрости немыслима без высокого напряжения умственных сил человека, без приобщения к духовному опыту наших предшественников и современников, без серьезного критического анализа действительности. Критичность и диалог, столкновение мнений, борьба идей - наиболее адекватная форма существования и развития философии на протяжении всей ее истории.

2. Предмет ф-и и эволюция предметного сапоопределения ф-и.

Предметное определение философии отличается большой сложностью и исторически неотделимо от общего процесса становления и развития научного знания в целом. Древнегреческие мыслители включали в свои философские трактаты и математические исчисления, и астрономические наблюдения, и зачатки знаний об обществе, человеке, его мышлении. И это исторически оправдано и объяснимо. Конкретные знания были развиты слабо, скудно; дифференцированных наук не существовало, и философия сплеталась потому с другими областями знаний. Философия выступала в роли некоего накопителя, где собирались научные знания. Критерием достоверности, научности тех или иных положений служила сила человеческого разума, опиравшегося на практику. Начиная с эпохи Возрождения философия выступала не просто в роли представителя научного знания в целом, а и в качестве его тотального объединителя, претендовала почти на все знание. Такой взгляд на философию поддерживался вплоть до конца XVIII - начала XIX века. Однако позже Шаг за шагом обретали свою предметность математика, механика, астрономия, физика, биология и др. Отдельные ученые стали высказывать мысль об исходе философии. В действительности же шел неизбежный процесс предметного самоопределения не т. специальных наук, но и философии. Начавшись в античности, философия обозначает в качестве своего предмета всеобщее знание, «первые начала и причины сущего как такового». за «первой философией» закрепилось название метафизики. На ранних стадиях своего существования метафизика была заметно перегружена натурфилософским, глобальным теоретическим знанием, естественно-природной проблематикой. Лишь в XVIII веке метафизика в своем новом названии «философия» стала самостоятельной областью знания. К этому времени философия окончательно размежевалась с частными науками.

Философия, обретая свой предмет, уже с самого начала формировалась как сложная система знаний, идей, принципов, включающая в себя определенным образом взаимодействующие элементы. Самыми общими структурными элементами философии являются теоретическая философия и философия практическая. практическая философия изнач-но включала в поле своих исследований общие начала нравственности (этика), искусства (эстетика), государства (политология). Несколько позже - истории общества, права, религии, в XIX веке - науки (наукознание), в XX веке - техники. К практической философии относятся и получившие большое значение в последние десятилетия философия языка, творчества, философские вопросы естествознания.

Достаточно сложное структурное образование представляет теоретическая философия. Уже на ранних ступенях ее развития мы находим отдельные стороны собственно философских знаний, обращенные на рассмотрение природы бытия и познания. В дальнейшем эти стороны приобретают более упорядоченный характер, становятся относительно самостоятельными блоками философии. В ХVII-ХVIII веках происходит четкая дифференциация всех частей теоретической философии. Складывается членение философии на: 1) онтологию - учение о бытии; 2) гносеологию – о познании 3) логику – о всеобщих законах мышления, 4) методологию – о всеобщих принципах и способах организации теоретической и практической деятельности, 5)аксиологию - о природе ценностей.

Рассмотрение предмета и предметного самоопределения философии будет, недостаточным, если не коснуться, ее соотнесенности с другими видами знания. История философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Они не только взаимопереплетались, но и характеризовались аналогичными путями развития. Философия опирается на совокупность добытых человечеством знаний. она раскрывает универсальную картину мира, формирует наши общие представления о бытии и познании, о движении, пространстве и времени. В свою очередь, ни одна конкретная наука не может ни развиваться, ни функционировать без общефилософских категорий, принципов, законов.

философия связана и с некоторыми сторонами жизни, имеющими вненаучный характер. в первую очередь это идеология. Под идеологией следует понимать учение, которое отражает общественное бытие, отношение людей к окружающей действительности и друг к другу через призму социально-групповых или классовых интересов. идеология на теоретическом уровне выражает социальные интересы определенной части общества. Этой же цели подчиняется интерпретация философских законов и понятий, принципиальных положений. Философия приобретает идеологическое звучание, становится чем-то вроде идеологии.

Итак, философия имеет сущностные признаки, свойственные научному и вненаучному знанию. она выступает как их целостное единство, Потому по праву считается квинтэссенцией мировой культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.048 с.)