Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как специфич. форма чел.деят-ти. З-ны её разв-я.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука - сложноструктурированная целостная динамичная система. Она является объектом изучения разнообразных дисциплин, каждая из которых выделяет в ней свои аспекты и ракурсы исследования. Наука может рассматриваться в качестве социального института, фактора общественного развития, феномена культуры и пр. Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной - группы людей. Чтобы опр., В чем заключается специфика научного познания, необходимо выделить критерии, на основании которых можно отличить научное познание от всякого иного. Критерии научности неоднородны. Среди них выделяют универсальные, особенные и частные. Универсальные критерии обусловливают возможность для знания быть именно научным. Наиболее существенные из них - прогрессизм, истинность, критицизм, логическая организованность, опытная обоснованность. Прогрессизм. Наука является чуть ли не единственной сферой познавательной активности, к которой применимо понятие прогресса. В ней постоянно происходят качественные, конструктивные изменения. Наука характеризуется наращиванием идей и постоянным обновлением и уточнением понятийно-теоретического аппарата. При этом увеличиваются объяснительные и предсказательные возможности теорий, повышается их информационная насыщенность. Истинность. Для науки хактерно стремление как можно адекватнее, глубже, полнее фиксировать в знании те или иные явления реальности. Критицизм. Это постоянная критическая проверка знания на достоверность. Отстаивать истину можно лишь при наличии достаточных оснований. То знание, у которого имеются такие основания, проходит испытание, остальное отсекается. доказательность. Принцип достаточного основания: всякое знание, претендующее на истинность, должно быть достаточным образом обосновано. Опытная обоснованность. Научное знание должно основыв. на неком эмпирическом материале. Существуют многообразные каналы связи эмпирии с теорией. В разных научных дисциплинах эта связь осуществляется по-разному. Так, например, в естественных науках эта связь выражается в достаточно строгих эмпирических процедурах, главными из которых являются верификация (подтверждение) и фальсификация (опровержение). Однако ни один эксперимент не может полностью ни подтвердить теорию, ни ее опровергнуть. Эмпирические методы исследования и проверки носят ограниченный характер.
Традиционно в структуре науч.позн-я выделяют уровни: эмпирический и теоретический. Различаются они, прежде всего по предмету, средствам, формам фиксации знания и методам исследования. основными методами эмпирического исследования являются эксперимент, наблюдение, измерение; методы теоретического исследования - аксиоматико-дедуктивный, гипотетико-дедуктивный, мысленный эксперимент, разного рода теоретическое моделирование и др. В науке, естественно, задействованы и общелогические приемы мышления: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация. Эти приемы, так или иначе, присутствуют во всех сферах познавательной активности. Однако в научном познании они приобретают строгость, определенность и формально-логическую корректность. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания присутствует еще один важнейший уровень. речь идет о фундаментальных основаниях научного знания. данный фундамент образуют три пласта: научная картина мира, идеалы и нормы научного познания и философские основания науки. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет достаточно сложную структуру и выполняет свои специфические функции.
Чаадаев. Философические письма. Письмо 1 Доминирующей в мировоззрении Чаадаева являлась идея тотального единства рода человеческого, преодоление разорванности, разобщенности народов, наций и индивидов. Судьба истории совпадает с потерей человеком изначальной связи с Богом вследствие первородного греха. Человек самостоятельно выбрал путь грехопадения и человечество должно самостоятельно найти пути к спасению через искупление греха. Человеческий разум воспринимает идеи Высшего Разума в неявной форме. В стремлении познать их человек постоянно испытывает необходимость выбора: подчиниться внутренней или внешней силе. обретение основополагающих истин возможно лишь там, где рассудок осознает свою подчиненность внешней силе, абсолютному разуму. Внутренняя сила является источником наших заблуждений, мирской суеты и низменных страстей.
В связи с этим Чаадаев подвергает острой критике русскую историю, осуждает крепостничество. Осуждая современное ему состояние российской действительности, в особенности крепостничество, Чаадаев пытался найти объяснение этому, приходил к выводу, что все несчастья и беды русского народа связаны с его историей. В русской истории нет органической связи между ее этапами, отсутствуют прочные социальные и культурные традиции. Россия отказалась от принципов европейской цивилизации и не смогла объединить разнородные национальные культуры. Задача в том, чтобы воссоединить Россию с другими национальными культурами и с человеческим родом в целом. С другой стороны, причины многочисленных негативных явлений российской действительности Чаадаев пытается объяснить особенностями русской души, спецификой характера славянских народов. Славянина характеризуют гипертрофированное стремление спрятаться за авторитет, и чрезмерная терпимость или покорность судьбе. История человеческого общества - необходимый процесс. историческую необходимость Чаадаев толковал в единстве со свободой. Свобода, будучи ложно понята, может препятствовать осуществлению необходимости. Концепция необходимости и свободы применима не только к единичному человеку, но и к нации, как некоей нравственной единице. Но нация -лишь часть человечества как целостного организма. Через достижение конкретных национальных целей движется вперед и весь род человеческий. Исходя из этих идей, Чаадаев строит свою социальную утопию. Будущее общество будет представлять воплощенное единство рода человеческого, гармонии личных и общественных интересов, свободы личности. В качестве средства достижения такого единства предлагается воспитание нравственно совершенного и образованного человека. В общефилософском плане Чаадаев рассматривал человека как объективное единство физического и духовного миров. все тела существуют в движении. Сообщаемое Богом, оно носит механический характер. религиозное объяснение сознания как неподчиняющегося механическим законам природы. Оставался верным религиозной идее Чаадаев и при рассмотрении процесса познания. Он делил познание на два вида: опытное и через Откровение. Опытное познание постигает мир «элементов материальных». Оно протекает как в эмпирических, так и в рациональных формах. Но не распространяется на мир духовный. Специфической формой познания последнего является Откровение. Идеи Чаадаева оставили яркий след в развитии отечественной философской мысли и не потеряли своей актуальности для настоящего времени. Философские взгляды Чаадаева содействовали разделению наиболее передовых представителей русской философской мысли первой половины XIX века на два противоположных философско-политических направления, которые остро и непримиримо полемизировали друг с другом: западников и славянофилов.
Маркс. К критике полит.эк-и произведение К. Маркса, которое вместе с 1-м т. "Капитала" ознаменовало революционный переворот в политической экономии. Опубликовано в 1859. Написанию этой работы предшествовали экономические исследования Маркса.
В предисловии к "К к. п. э." Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил. "Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции". Буржуазные производственные отношения представляют собой последнюю форму общественного процесса производства. Но вместе с тем развивающиеся в буржуазном обществе производительные силы создают материальные условия для разрешения этого антагонизма. "Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". Имея в виду прежде всего капитализм, Маркс писал, что "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора..."
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.008 с.) |