Позн-е как предмет философ. осмысл-я. Чувств.созерцание и абстракт.мышл-е. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позн-е как предмет философ. осмысл-я. Чувств.созерцание и абстракт.мышл-е.



Весь спектр мировоззренческих проблем, связанных с познавательным отношением человека к миру, традиционно относят к компетенции гносеологии. Гносеология не просто описывает всевозможные познавательные процессы, но обосновывает и утверждает возможность достоверного, истинного знания.

При помощи категорий и понятий в гносеологии формулируются фундаментальные вопросы: «Познаваем ли мир?»; «Что вообще представляют собой знание и познание?»; «Какие виды знаний существуют?» и многие другие.

Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Также м.сказать, что П-это идеальная форма предметно-практической деятельности. Познание не является простым отражением действительности. Оно - конструктивный, активный, целенаправленный процесс. Знания как результат процесса познания воплощаются, представляются во всевозможных знаковых системах, которые являются материальными носителями информации. Отсюда следует еще один облик познания: реконструкция реальности в чувственно-образной, понятийно-теоретической и знаково-символической форме.

человек обладает специфическими познавательными способностями, основными из которых являются: чувственная и рациональная (способность к абстрактному мышлению). Чувственное познание - это способность получать информацию о каких-либо объектах окружающего мира при помощи органов чувств. Организм человека включает в себя определенную систему рецепторов, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, кожная чувствительность, вкус, обоняние) и среду внутреннюю. Последняя представляет собой систему сигналов о физиологическом состоянии организма (ощущение боли, физической усталости и др.). В результате воздействия объектов, явлений окружающего мира на органы чувств в сознании формируются различные чувственные познавательные образы, среди которых традиционно выделяют три основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения фиксируют отдельные свойства, признаки предметов. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, который дан в восприятии, являющемся результатом активной деятельности человека. Представление - это чувственно-наглядный образ того или иного объекта действительности, а также образ, созданный продуктивным воображением. В качестве представлений могут выступать и образы реально существующих предметов действительности, и мифологические образы и т.п. В тех и других случаях эти чувственно-наглядные образы формируются без непосредственного воздействия на органы чувств. Эти образы сохраняются и воспроизводятся в сознании благодаря памяти.

Рациональное познание включает в себя следующие основные формы: понятие, суждение, умозаключение. умозаключение - частный случай такой познавательной операции, как рассуждение.

Понятие представляет собой результат обобщения предметов некоторого класса по признакам, общим для предметов этого класса. Существуют различные виды понятий: общие и единичные, конкретные и абстрактные и пр.; с понятиями производят всевозможные логические операции: обобщение, ограничение, определение, деление и др. В языке_понятия выражаются терминами.

Суждение - это форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) наличие в действительности некоторого положения дел. В языке суждения выражаются при пом. высказываний, кот-е может быть либо истинными, либо ложными. Суждения делятся на разные типы, виды: простые, сложные, утвердительные, отриц., и тд.

Умозаключение представляет собой операцию выведения нового суждения из одного или нескольких суждений. Умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. различают дедуктивные, индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. выделяют демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. В правдоподобных умозаключениях правила вывода гарантируют следование заключения из посылок лишь с той или иной степенью вероятности. В демонстративных - заключение носит достоверный характер и с необходимостью следует из посылок.

Дилемма, касающаяся вопроса приоритетности чувственного или рационального в познании, возникла в античной философии, актуализировалась в философии Нового времени и в модифицированном виде вошла в проблемное поле современной философии.

Сенсуализм представляет собой общегносеологическую доктрину согласно которой чувственность является основной формой и источником познания. сенсуализм пытается вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

под рационализмом понимают философскую доктрину, согласно которой разум выступает в качестве основы любой активной деятельности, в том числе и познавательной. Во-вторых, - и это узкий смысл термина - рационализм является определенной гносеологической позицией, в рамках которой утверждается, что разум выступает в качестве основного источника достоверного знания. При этом в той или иной степе­ни недооценивается и даже игнорируется чувственная познавательная деятельность.

 

Практика, её роль в позн-и

Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека, какие бы формы она не принимала. В гносеологии под практикой понимают предметно-трудовую и общественно-историческую деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира в соответствии с его целями и знаниями о мире. Именно в практике человек на основе имеющихся знаний осуществляет свою деятельность. Вместе с тем он развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов производства и воспроизводства жизни.

Отсюда следует, что практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в практической деятельности происходит изменение предмета на основе знания - опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в результате изучения предмета - распредмечивание. опредмечивание есть реализация знания, а распредмечивание - получение знания. В действительности они едины, протекают одновременно. Одно не существует без другого.

Практика отличается_большим многообразием своих форм. Ее главными формами являются социально-производственная, социально-политическая, медицинская, повседневно-бытовая и другие. Определяющее место в совокупности различных сфер практики занимает материально-производственная деятельность. Прежде всего, от этого зависят благосостояние людей, условия их жизни, воспроизводство человека, возможности его существования, характер общественных отношений.

Подготовительным этапом в реализации результатов практической деятельности выступает познание. Познание и практика-2 взаимосвяз.и взаимозавис.стороны общеист.процесса. Всякая практическая деятельность носит творческий характер, предполагает определение цели, ее обоснование, выбор средств достижения возможных результатов. Иначе говоря, для удовлетворения потребностей человек всякий раз обращается к своим мыслительным способностям, осуществляет необходимые акты познания действительности. Достижение цели, удовлетворение потребности представляет собой вместе с тем и рождение новых потребностей. Соответственно начинается и программирование новой деятельности, дальнейшее пополнение знаний. Как бы далеко ни удалялись знания от непосредственных запросов жизни, они, в конечном счете, направлены на решение проблем, порожденных практикой.

Но практика является не только основой познания, его движущей силой. она выступает источником познания, обусловливает необходимость в тех или других знаниях, рождает потребность их поиска и закрепления в жизнедеятельности людей. Так, потребность измерения времени, мореплавание вызвали к жизни астрономию, потребность в полезных ископаемых - геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д.

Нельзя переоценить значение практики в функции критерия истины. Только в процессе практики обнаруживается истинность или ошибочность тех или иных знаний, идей и умственных конструкций.

практика связывает воедино все наши воздействия на внешний мир, дает постоянный импульс к развитию культуры в целом. Практика только тогда и имеет смысл, когда находится в состоянии непрерывного движения, подвигает общество и человека к дальнейшему совершенствованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.005 с.)