Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позн-е как предмет философ. осмысл-я. Чувств.созерцание и абстракт.мышл-е.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Весь спектр мировоззренческих проблем, связанных с познавательным отношением человека к миру, традиционно относят к компетенции гносеологии. Гносеология не просто описывает всевозможные познавательные процессы, но обосновывает и утверждает возможность достоверного, истинного знания. При помощи категорий и понятий в гносеологии формулируются фундаментальные вопросы: «Познаваем ли мир?»; «Что вообще представляют собой знание и познание?»; «Какие виды знаний существуют?» и многие другие. Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Также м.сказать, что П-это идеальная форма предметно-практической деятельности. Познание не является простым отражением действительности. Оно - конструктивный, активный, целенаправленный процесс. Знания как результат процесса познания воплощаются, представляются во всевозможных знаковых системах, которые являются материальными носителями информации. Отсюда следует еще один облик познания: реконструкция реальности в чувственно-образной, понятийно-теоретической и знаково-символической форме. человек обладает специфическими познавательными способностями, основными из которых являются: чувственная и рациональная (способность к абстрактному мышлению). Чувственное познание - это способность получать информацию о каких-либо объектах окружающего мира при помощи органов чувств. Организм человека включает в себя определенную систему рецепторов, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, кожная чувствительность, вкус, обоняние) и среду внутреннюю. Последняя представляет собой систему сигналов о физиологическом состоянии организма (ощущение боли, физической усталости и др.). В результате воздействия объектов, явлений окружающего мира на органы чувств в сознании формируются различные чувственные познавательные образы, среди которых традиционно выделяют три основные формы: ощущение, восприятие и представление. Ощущения фиксируют отдельные свойства, признаки предметов. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, который дан в восприятии, являющемся результатом активной деятельности человека. Представление - это чувственно-наглядный образ того или иного объекта действительности, а также образ, созданный продуктивным воображением. В качестве представлений могут выступать и образы реально существующих предметов действительности, и мифологические образы и т.п. В тех и других случаях эти чувственно-наглядные образы формируются без непосредственного воздействия на органы чувств. Эти образы сохраняются и воспроизводятся в сознании благодаря памяти. Рациональное познание включает в себя следующие основные формы: понятие, суждение, умозаключение. умозаключение - частный случай такой познавательной операции, как рассуждение. Понятие представляет собой результат обобщения предметов некоторого класса по признакам, общим для предметов этого класса. Существуют различные виды понятий: общие и единичные, конкретные и абстрактные и пр.; с понятиями производят всевозможные логические операции: обобщение, ограничение, определение, деление и др. В языке_понятия выражаются терминами. Суждение - это форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) наличие в действительности некоторого положения дел. В языке суждения выражаются при пом. высказываний, кот-е может быть либо истинными, либо ложными. Суждения делятся на разные типы, виды: простые, сложные, утвердительные, отриц., и тд. Умозаключение представляет собой операцию выведения нового суждения из одного или нескольких суждений. Умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. различают дедуктивные, индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. выделяют демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. В правдоподобных умозаключениях правила вывода гарантируют следование заключения из посылок лишь с той или иной степенью вероятности. В демонстративных - заключение носит достоверный характер и с необходимостью следует из посылок. Дилемма, касающаяся вопроса приоритетности чувственного или рационального в познании, возникла в античной философии, актуализировалась в философии Нового времени и в модифицированном виде вошла в проблемное поле современной философии. Сенсуализм представляет собой общегносеологическую доктрину согласно которой чувственность является основной формой и источником познания. сенсуализм пытается вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. под рационализмом понимают философскую доктрину, согласно которой разум выступает в качестве основы любой активной деятельности, в том числе и познавательной. Во-вторых, - и это узкий смысл термина - рационализм является определенной гносеологической позицией, в рамках которой утверждается, что разум выступает в качестве основного источника достоверного знания. При этом в той или иной степени недооценивается и даже игнорируется чувственная познавательная деятельность.
Практика, её роль в позн-и Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека, какие бы формы она не принимала. В гносеологии под практикой понимают предметно-трудовую и общественно-историческую деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира в соответствии с его целями и знаниями о мире. Именно в практике человек на основе имеющихся знаний осуществляет свою деятельность. Вместе с тем он развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов производства и воспроизводства жизни. Отсюда следует, что практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в практической деятельности происходит изменение предмета на основе знания - опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в результате изучения предмета - распредмечивание. опредмечивание есть реализация знания, а распредмечивание - получение знания. В действительности они едины, протекают одновременно. Одно не существует без другого. Практика отличается_большим многообразием своих форм. Ее главными формами являются социально-производственная, социально-политическая, медицинская, повседневно-бытовая и другие. Определяющее место в совокупности различных сфер практики занимает материально-производственная деятельность. Прежде всего, от этого зависят благосостояние людей, условия их жизни, воспроизводство человека, возможности его существования, характер общественных отношений. Подготовительным этапом в реализации результатов практической деятельности выступает познание. Познание и практика-2 взаимосвяз.и взаимозавис.стороны общеист.процесса. Всякая практическая деятельность носит творческий характер, предполагает определение цели, ее обоснование, выбор средств достижения возможных результатов. Иначе говоря, для удовлетворения потребностей человек всякий раз обращается к своим мыслительным способностям, осуществляет необходимые акты познания действительности. Достижение цели, удовлетворение потребности представляет собой вместе с тем и рождение новых потребностей. Соответственно начинается и программирование новой деятельности, дальнейшее пополнение знаний. Как бы далеко ни удалялись знания от непосредственных запросов жизни, они, в конечном счете, направлены на решение проблем, порожденных практикой. Но практика является не только основой познания, его движущей силой. она выступает источником познания, обусловливает необходимость в тех или других знаниях, рождает потребность их поиска и закрепления в жизнедеятельности людей. Так, потребность измерения времени, мореплавание вызвали к жизни астрономию, потребность в полезных ископаемых - геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д. Нельзя переоценить значение практики в функции критерия истины. Только в процессе практики обнаруживается истинность или ошибочность тех или иных знаний, идей и умственных конструкций. практика связывает воедино все наши воздействия на внешний мир, дает постоянный импульс к развитию культуры в целом. Практика только тогда и имеет смысл, когда находится в состоянии непрерывного движения, подвигает общество и человека к дальнейшему совершенствованию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.009 с.) |