ТОП 10:

Отраж-е, его осн. формы. Специфика чел. формы отраж-я.



Сложным свойством материи, во многих отношениях загадочным, является отражение, особенно на его высшей ступени - ступени сознания. Сущность отражения как процесса состоит в воспроизведении признаков, св-в и отношений отражаемого объекта. Свойство отражения лежит в самом фундаменте материи и носит всеобщий характер. В неживой природе отражение в наиболее простейших формах проявляется, например, в виде механических деформаций действующих друг на друга тел.

Отражение, которое возникает и передается, хранится и перерабатывается, называется информацией.

не представляется возможным дать подробный анализ процесса, характеризующего эволюцию отражения. на основе заложенной в материальных объектах программы, у них на определенном этапе появляется способность активно относится к предметам и явлениям окружающего мира, откликаться на них. А на высших уровнях эволюции этот отклик превращается в способность материальных образований задавать конструкции собственного действия и во вне, и на себя. Высшие формы отражения связаны с появлением живых существ.

Генетически первой формой отражения в живой природе является органическая раздражимость - реакция организма на воздействие внешней среды. Но диапазон явлений, отражаемых в виде раздражимости, сравнительно узок и несовершенен.

По мере усложнения живых организмов, на определенном этапе их развития раздражимость превращается в способность ощущать. Ощущение - это уже психический процесс, связанный с деятельностью мозга, нервной системы. Как и раздражимость, ощущение есть результат воздействия внешних предметов на живое существо. Но оно более тонко отражает внешние воздействия. Степень проявления способности ощущения у различных животных различна в зависимости от совершенства их нервной организации. Впервые нервная система появляется у кишечнополостных животных и состоит она из отдельных клеток, расположенных среди других клеток организма. Эти нервные клетки одновременно и воспринимают поступающие из внешнего мира раздражения и осуществляют ответное действие организма на эти раздражения. Следующим этапом в развитии нервной системы является возникновение нервных узлов, нервных цепочек (у червей), а затем, на более высокой ступени эволюции животных, осуществляется соединение нервных узлов и цепочек в единую нервную систему.

Единая нервная система позвоночных подразделяется на центральную нервную систему (головной и спинной мозг), периферическую нервную систему (отходящие от головного и спинного мозга нервы) и вегетативную нервную систему, обслуживающую мышцы внутренних органов и железы. Деятельность всех частей организма все больше и больше регулируется из одного центра, коим является головной мозг. Переработка нервной системой поступающей информации позволяет выбирать наиболее предпочтительный и выгодный образ действий. Применительно к высшим животным можно говорить о наличии у них некоторой доли интеллекта, используемого в целенаправленном поведении.

 

Понятие диалектики. Формир-е диалектики как учения о разв-и и как метода позн-я. Осн. ист. формы диалектики.

Философский анализ того, как относится человек к миру, и какое место занимает в нем, как он познает мир и действует в различных его областях, немыслим без оценки многообразных связей между составляющими этот мир элементами, без обращения к диалектике. диалектика - наиболее полное и всестороннее учения о развитии.

В процессе развития философия постоянно обращается к собственному историческому опыту. Ведь многие проблемы, которые ныне исследуются философами, были поставлены и в предшествующие эпохи. Это относится и к проблемам, которые включает в себя диалектика.

Диалектическая традиция берет свое начало в античной философии. Гераклит предпринял первые попытки представить некоторые важные элементы процесса развития: «единство», «борьба», «необходимость» и др. В постоянном изменении явлений Гераклит усматривал космическую необходимость - Логос. Единое включает в себя противоположности. Противоположности оказываются тождественными. Они посредством борьбы по необходимости переходят в свою противоположность.

Но если Гераклит обращал главное внимание на выявление изменчивости природных процессов, то Сократ считал более важным познание человека, его внутреннего мира. Сократ обращался к диалектике как к искусству нахождения истины посредством диалога.

Платон развивал идею тождества и противоречивости противоположных понятий: бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и уничтожения. Элементы диалектики у Платона были в обнаружении гибкости и подвижности понятий, в разработке логических приемов разделения (анализа), соединения (синтеза), дедукции и доказательства.

Диалектические взгляды на природный мир и мыслительную способность человека содержатся в философии Аристотеля.

Философы античности заложили основания для дальнейших поисков причинных связей, изменений, развития природных, социальных процессов, мыслительной деятельности человека. Эти поиски были продолжены философами эпохи Возрождения, Нового времени. Однако господствующим методом познания и миропонимания на протяжении ХУ1-ХУШ вв. был механицизм.

С прогрессом философии и науки односторонний механистический подход к познанию природных и общественных явлений все больше обнаруживал свою ограниченность. В естествознании и философии происходил «возврат» к идее диалектического понимания развития. Наиболее полно диалектическое понимание развития было выражено в философии Гегеля. Он представил весь природный и духовный мир в виде процесса, т.е. беспрерывном движении, изменении и преобразовании, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Основой объяснения всех явлений для Гегеля послужил принцип развития. Гегель высоко оценивал роль диалектики в развитии науки.

Новые исторические условия, связанные с революционными преобразованиями в ряде стран Европы в XIX в., а также выдающиеся открытия в области естествознания показали, что диалектика присуща не только духовной деятельности, но «господствует» в природе, что история человечества также подвержена постоянному диалектическому изменению. С именами К.Маркса и Ф.Энгельса связывается в философии становление материалистической диалектики, применение ее к природе, общественной жизни и познанию. Это способствовало формированию нового подхода к исследованию общества в единстве его материальных и духовных проявлений.

Диалектика отныне предстает как учение о всеобщих связях, как «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Маркс К., Энгельс Ф)

Следует различать объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимается развитие, взаимосвязь самих вещей, диалектика, царящая в самой объективной действйтельности, независящая от сознания человека. Субъективная диалектика - отображение, мысленное воспроизведение диалектики, господствующей вокруг нас - в природе, в обществе.

Диалектика - не только теория, обосновывающая динамическую картину мира, а и метод, ориентирующий человека в познании истины. Если диалектика как теория содержит в себе пдин-ципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то в качестве метода она выступает в виде некоторой совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения явлений природы, общества, человеческого мышления. Этот способ построения и обоснования системы философского знания включает в себя постижение объективных закономерностей. Эти закономерности составляют объективную сторону метода. Субъективную сторону метода образуют возникшие на основе познанных объективных закономерностей приемы исследования и преобразования действительности.

 

Принципы диалектики

Диалектика как учение выступает в качестве сложной теоретической системы, включающей в себя находящиеся во взаимосвязи принципы, законы, категории.

Под принципами диалектики следует понимать наиболее общие положения или основополагающие идеи, придающие философскому знанию организованность и целостное единство, системное взаимодействие составляющих ее элементов. Они не нуждаются в доказательстве, уходят своими корнями в многовековой опыт человеческого познания мира и являют собой своеобразный итог длительного развития науки и философии. Как и любые явления сознания, принципы вторичны, выражают в концентрированном виде мировоззренческое знание. Каждый из принципов выполняет вполне определенную функцию. К числу главных принципов диалектики относятся принципы всеобщей связи и развития - их содержание глубже других раскрывает характеристику диалектики, подтверждает существующее материальное единство мира, Принцип всеобщей связи. Окружающий мир представляет собой неисчерп. совокупность разнообразных вещей и процессов. Каждый из них своеобразен и неповторим. Однако между элементами этого многообразия есть нечто общее, повторяющееся, обусловленное материальным единством мира.

В реальной действительности имеется бесчисленное множество связей с самыми различными характеристиками. Особой формой связи является связь-отношение. Она выражает зависимость между явлениями, взаимообусловленность их существования и развития. По мере усложнения организации объектов усложняются и формы связей. Наиболее полно связь проявляется во взаимодействии. Отражая процессы воздействия различных объектов друг на друга, изменение состояния, взаимодействие выступает как фактор, посредством которого происходит объединение структурных элементов объекта в определенный тип целостности.

Связи, могут быть разнообразными: внутренними и внешними, необходимыми и случайными, существенными и несущественными, пространственными и временными и т.д. Особым типом связи является закономерная связь.

Принцип универсального развития. Принцип развития лежит в фундаменте диалектического учения и вместе пр-пом всеобщей связи составляет его основное содержание.

Происходящие в мире изменения имеют разнонаправленный характер. Одни из них выражают переход от простого к сложному, другие - движение по нисходящей линии, третьи - повторение устоявшихся циклов движения. Распространенной является концепция, согласно которой развитие есть простое следование друг за другом событий без каких-либо качественных переходов, в этой концепции отвергается возникновение принципиально нового. Для иных философов развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых и научно необъяснимых событий, особенно применительно к обществу. Философы, придерживающиеся метафизической позиции, отрицают самодвижение материи, переносят источник ее развития вовне. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о понятиях «движение» и «развитие».

Движение - это любое взаимодействие, любое изменение независимо от его содержания и характера. Оно выступает как способ существования материи. Развитие - частный случай движения. Оно характеризуется преобразованием внутренней структуры объекта, функциональными изменениями. Чтобы убедиться в том, имеем ли мы дело с развитием или нет, важно установить природу и сущность совершающихся изменений. В частности, необходимо выяснить, происходит ли в данном случае переход структуры изменяемой системы на новый уровень организации. Диалектическое развитие включает в себя изменение качественного состояния явления. И происходит оно как следствие внутренних противоречий, как результат организации самодвижущейся материи.

к развивающимся правильно относить те процессы, которые сопровождаются образованием качественно новых структур, отличающихся устойчивыми взаимодействиями и связями своих составных частей и элементов, их согласованным поведением. С другой стороны, диалектическое развитие нельзя понимать как простой линейный процесс.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.005 с.)