Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности индийской мифологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Индийская мифология – одна из самых древних, высокоразвитых и хорошо сохранившихся. Кроме того, она имеет явные многочисленные сходства со славянской мифологией (славяне и индийцы – индоевропейские народы, некогда бывшие одним целым, даже славянские, особенно русский и белорусский, языки имеют множество общих корней с древнеиндийским языком санскрит), потому последнюю во многом удалось реконструировать именно путём сравнения с индийской. Индийская мифологическая и религиозная традиция имеет следующие основные особенности: 1) Население Индии состоит из двух групп, совершенно различных по происхождению. Изначальное население – инды или дравиды – принадлежат к негроидной расе. Когда-то (примерно в 4 тыс. до н.э.) на территории Индии существовала развитая цивилизация, созданная, видимо, этим изначальным населением – это Харапская цивилизация с центром в городе Махенджо-Даро. Но в какой-то момент она пришла в полный упадок (возможно, из-за некоего мощного природного катаклизма). Позже, примерно в 3 тыс. до н.э., на территорию Индии (откуда-то с севера, по легендам – из страны Гипербореи, которая находилась там, где теперь Северный полюс) пришли племена арийцев – представители белой расы, часть индоевропейцев. Они стали доминирующим народом по отношению к дравидам, а также не захотели смешиваться с последними, для чего ввели систему варн-каст – строго определённых социальных сословий. К трём высшим варнам – брахманам (жрецам и учёным), кшатриям (воинам и царям) и вайшьям (ремесленникам и земледельцам) принадлежали только арийцы. А все дравиды являются представителями низшей варны шудр. Таким образом, в генетическом плане две расы практически не смешались, но их культуры, тем ни менее, смешались. Поэтому первая особенность индийской мифологии заключается в том, что в ней сочетаются образы, сюжеты и т.д. из арийской и дравидской мифологий. Про некоторые образы можно с уверенностью сказать, арийские они или дравидские. Например, образы нагов – змееподобных обитателей подземного мира – точно дравидские (это известно потому, что из археологических раскопок в Махенджо-Даро стало понятно, что в этой культуре процветал культ змей). А про многих богов известно, что они точно арийские потому, что про них сказано в древнейшем памятнике письменности арийской культуры – «Ведах» (особенно в «Ригведе» - сборнике гимнов, посвящённых богам). По названию этих книг и сама древнейшая индийская арийская культурная традиция (а также мифология) называется «ведической» или «ведизмом». В «Ригведе», например, говорится о таких Богах как Индра, Сурья, Агни, Варуна, Митра и др. Но про некоторые образы индийской мифологии невозможно точно сказать – чьи они. Возможно, какие-то образы являются неким синтезом как арийских, так и дравидских мифологических представлений. Так, например, считают многие учёные относительно образов Богов Шивы, Вишну и Богини Дурги-Кали. Дравидские мифологические образы обычно связаны с тёмным началом и подземным миром, а арийские – со светом и небесным миром. А в образах выше названных божеств эти черты переплетаются. Есть мнение, что те боги, которых в традиционной индийской иконографии издревле принято было изображать с синей кожей – являются частично дравидскими (синяя кожа – образное отражение чернокожего населения?). 2) Индийская религиозно-мифологическая традиция никогда целиком не прерывалась (хотя были тяжёлые периоды, связанные с завоеваниями Индии мусульманами и англичанами-христианами). Потому индийская мифология – древнейшая из тех, что сохранились до наших дней в живом бытовании (т.е. в которую продолжает верить до сих пор большое количество людей). Правда, в развитии индийских религий сменилось несколько периодов, в каждый из которых преобладало почитание разных богов. Религия древнейшего периода называется «ведизм», в то время преобладающим являлось почитание богов, о которых рассказывается в «Ригведе», прежде всего так называемых «локапал» (о них ниже). Существовал, конечно, и более ранний этап развития мифологии (видимо, ещё отдельно арийской и отдельно дравидской), но о нём точно мало что известно. А религия следующего периода называется «брахманизм», в то время наиболее почитаемым являлся Бог Брахма как реальное воплощение неких абстрактных неперсонифицированных высших начал – Брахмана и Атмана. Современная религия называется «индуизм» и в ней преобладают три течения – «шиваизм» (поклонение Богу Шиве), «вишнуизм» (поклонение Богу Вишну) и «шактизм» (поклонение сборному образу Богини-женщины, фигурирующей под разными именами – Шакти, Дурга, Деви и т.д. – и понимаемой обычно как супруга Шивы). Индийская культура также принадлежит к одной из достаточно немногочисленных, имеющих весьма древние письменные памятники, по которым можно реконструировать древнюю мифологию. В Индии это такие памятники как «Ригведа» и остальные «Веды», также многочисленные комментарии к ним, например «Упанишады»; эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» и т.д. 3) Для ведической мифологии было характерно большое внимание к вопросам устройства мироздания (космологическим мифам). Восемь важнейших богов этого периода развития мифологии называются «локапалы» и, кроме своих основных функций, являются также богами-покровителями разных сторон света. Это следующие боги: Индра (верховный Бог ведической мифологии, бог грозы, локапала востока), Сурья (Бог Солнца, прародитель людей, локапала юго-востока), Яма (сын Сурьи, один из трёх первых смертных людей, первым умерший и ставший поэтому Богом загробного мира, локапала юга), Агни (Бог огня, считавшийся наиболее близким к людям, потому имеющий эпитет «Всенародный», локапала юго-запада); Варуна (Бог океана, морских пучин, локапала запада. Этот Бог, видимо, был верховным в какой-то период развития арийской мифологии, ещё до-ведический. Он правил в паре с другим Богом Митрой, чей образ стал одним из центральных в иранской мифологии. Также, как считают некоторые учёные, имя «Варуна» соответствует греческому «Урану»), Ваю (Бог ветра или вообще атмосферы, локапала северо-запада), Кубера (Бог богатства, в том числе кладов и полезных ископаемых, локапала севера), Сома (Бог луны, локапала северо-востока). 4) Для брахманизма и индуизма характерен интерес к абстрактным понятиям. Вообще, индийские религии очень глубокие, философичные. В них хорошо разработана, так сказать, теоретическая база религии – философско-теологические истолкования, объяснения различных вопросов мифологии. Это и неудивительно, ведь этим занимались многие поколения брахманов, у которых статус жрецов-священнослужителей и учёных-теологов был не просто профессией (как, скажем, у христианских средневековых монахов-теологов), а социальной принадлежностью. Троица главных богов брахманизма и индуизма – «тримурти» – Брахма, Шива и Вишну – воплощают собой не природные стихии или сферы деятельности, как большая часть богов в языческих мифологиях, а прежде всего абстрактные понятия. Брахма воплощает собой творческое начало, он есть персонификация творения, создания, начала всех процессов и явлений, рождения. Вишну воплощает собой жизнь, развитие, он есть созидающее начало, он охраняет и поддерживает в порядке созданное Брахмой. Шива воплощает собой разрушение, однако он не злое божество, он уничтожает то, существование чего подошло к своему завершению и должно прекратиться, или то, что скверно, поражено некими изъянами, находится в состоянии упадка и потому должно быть уничтожено. Он, по сути, уничтожает зло, а также помогает разрушить иллюзию, которой является, согласно индуизму и буддизму, вся материальная действительность (потому поклонение ему часто связано с практиками аскетов и йогов). На самом деле у каждого из этих богов есть и множество других функций и особенностей, но эти – основные, составляющие как бы их суть. 5) Для индийской мифологии и религий вообще характерен интерес к вопросам души и судьбы. Именно здесь лучше всего разработано само понятие души (в ней выделяют семь частей, каждая из которых имеет свои функции), её перевоплощений (инкарнаций, связанных с явлением реинкарнации), её судьбы, определяемой законом кармы. Также в индийской культуре существуют многочисленные духовные практики, т.е. по сути методики практического влияния на душу и некие тонкие энергии, а также и на тело с помощью души – это йога, медитации, различные практики открытия чакр (особых энергетических точек в теле человека, особо близко контактирующих с душой) и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 2091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.007 с.) |