Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно-мифологические представления в истории Индии.

Поиск

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории. Речь, конечно же, идет об отсутствии истории в европейском понимании этого слова. Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества качественных изменений не претерпевали, обнаруживая удивительное постоянство. Кроме того, в связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. В стране совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. Можно сказать, что политическая история долгое время не интересовала индийцев. В распоряжении исследователей практически нет документов, записей событий, летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология весьма относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. По всей видимости, данная особенность индийского общества связана с тем особым значением, которое в Индии придают духовным проблемам.

Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры. До этого же вся накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение. Еще одна историческая особенность Индии заключается в том, что на протяжении тысячелетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться централизации страны, она почти не была централизованным государством. Не случайно именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры.

Религиозно-мифологические представления в истории Индии

Протоиндийской цивилизацией (т. е. цивилизацией предшествовавшей) считается ранняя цивилизация, образовавшаяся в Индии около 3000 г. до н. э. Ее называют индской цивилизацией. Благодаря археологическим раскопкам стали широко известны местонахождения более сотни древнейших городов. Наиболее впечатляющими из них являются руины крупных городов Мохенджо-Даро и в Ха-раппе, там были найдены сооружения, строившиеся по строгому плану, зернохранилища, совершенная система водопровода, памятниюз письменности, которые, однако, не удалось прочитать до сих пор. Чрезвычайный консерватизм этих культур является наиболее яркой их особенностью. Население этих городов по своему этническому происхождению бьто близко к народам ближневосточного региона. Начиная с XVIII в. до н. э. цивилизаций долины Инда начали приходить в упадок и в дальнейшем исчезли, не оказав существенного влияния на пришедшую ей на смену культуру индоариев. Индоевропейские племена, называвшие себя ариями, около XV в. до н. э. заняли долину Инда и стали мигрировать далее на восток. Сам термин арий означает «благородный». Для арийских племен был характерен высокий уровень материальной культуры, а их язык и верования определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней.

«Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов брахманов и обожествлением священных текстов — самхит выдвинули на передний план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы, подчеркнутый пиетет по отношению к которым стал со времен квинтэссенцией всей духовной культуры Индии» (Васильев Л. С. История Востока.: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 155.), - отмечает известный исследователь культуры Востока Л. С. Васильев. О религии создателей индийской цивилизации можно только догадываться. Не были найдены следы царских захоронений и храмов, возможно, религиозные ритуалы жители совершали в домах. Найденные бассейны-купальни также могли использоваться в ритуальных целях: предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, как это делается в Индии до сих пор.

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период (по названию древнейших религиозных текстов — вед, («веда» означает знание). Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа — книга гимнов; Самаведа и Яджурведа — сборники молитвенных заклинаний и обрядов и самая поздняя из них Атхарваведа является книгой песнопений и магических заклинаний. В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.

Религия арийцев представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). Ведические боги группируются в две группы: асуров и дэвов. В позднейшее время асуры стали злыми духами, а дэвы — добрыми. В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Исследователи считают, что в ведизме был заложен момент магии. Представление о загробном мире были неразвиты. Не было изображений богов, их святилищ и храмов.

Около начала I тыс. до н. э. принято вьщелять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмы). В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами, или варнами (по-санскритски это слово означает цвет), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи, (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии, этнически отличавшихся от завоевателей.

С новым богом Брахмой стали связывать кастовое устройство. Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе. Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Вьделяется Троица главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии, причем у многих мужских божеств появляется своя женская пара. Все культовые действия выполняли только брахманы, причем главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев — единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, Индра.

Именно в брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое т.ело, происходит перевоплощение души — реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Исполняя все правила поведения, человек может воплотиться в следующем рождении более высокой касте. Нарушая же правила, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой.

Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма, (это сложное понятие чаще всего переводится как судьба). Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни. Своим поведением человек создает свою будущую судьбу Боги брахманизма могли обладать как зооморфными, так и антропоморфными чертами.

Значительное влияние в брахманский период получила религиозно-философская литература, в первую очередь многочисленные богословские трактаты, называемые Упанишадами. В Упанишадах отражены шесть философских систем: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя и Вайше-шика. Ученые называют Индию «страной философов», отмечая, что философские диспуты и дискуссии были повседневностью индийских княжеских дворов.

Одна из этих философских систем получила особое развитие в Индии и за ее пределами. Йога является аскетическим учением, применяющим религиозные и философские принципы для самоусовершенствования. Целью практики йогов стало усовершенствование души и сохранение чистоты тела, ими бьши разработаны приемы дыхания и специальные упражнения-асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своей телесной природой.

На рубеже VI—V вв. до н. э. в Индии распространяется новая религия буддизм. Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретится со страданием, проповедником. Красивейшее предание рассказывает о том, что его отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юного принца. Принц не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезнь и смерть. Он, не покидая своих прекрасных дворцов и садов, женился на любимой женщине, у него родился сын. Но отцу не удалось сберечь принца Сиддхартху от встречи со страданием: принц увидел дряхлого старика, больного проказой, похоронную процессию и узнал, что старость, болезнь и смерть — удел всех людей. После встречи с нищим монахом молодой принц покидает дворец и семью и становится аскетом-отшельником. Но и годы аскетизма не принесли удовлетворения Гаутаме. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от правильного «серединного» пути. Однажды в момент мистического озарения он становится Буддой — Просветленным и открывает четыре истины:

1) вся жизнь — страдание; человек рождается в страданиях, живет — страдая, умирает, также страдая;

2) причина страданий заключается в желаниях человека;

3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;

4) путь избавления от страданий — это путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа.

Открыв свой путь. Будда начал проповедническую деятельность и провел так 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии. Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма как реинкарнация, сансара и карма. Но теперь уже сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Избавиться от мучительной сансары и прийти к нирване человек может только сам, и помочь ему в этом не могут даже боги, сами подчиненные закону сансары. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален. Его иногда называют религией без бога, и в этом есть доля истины. Будца не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

Буддистские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что и способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.

В III в. до н. э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии Ашока объявил буддизм государственной религией. Еще больший подъем и более широкое распространение получил буддизм в I—II вв. н. э., распространившись по Индии, он начал проникать и за ее пределы, в том числе в Китай и Японию.

Сам буддизм также изменялся. В I в. н. э. буддизм распался на два течения: хинаяну (букв, «малая колесница» и махаяну («большая колесница»). Хинаяна оставалась «узким путем спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями. Махаяна подверглась некоторым изменениям в сравнении с ранним буддизмом, став в некоторой степени уступкой брахманизму: Будда стал почитаться почти как бог, возник его культ и появилось представление о множестве будд, в число которых были включены и брахманские боги. Число будд доходит до тысячи. Наиболее почитаются из них Шакьямуни — основатель буддистского учения и Майтрейя — ожидаемый, будущий учитель. Предметом почитания в махаяне стали также бодхисатвы — люди, достигшие состояния перехода в нирвану, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим. Махаяна допускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана. Души праведников пребывают в блаженной стране, прежде чем достигнут нирваны. В Махаяне первоначальное учение буддизма было изменено, приспособлено к менее утонченному восприятию, стало более понятным, и именно в этой форме буддизм проникал в различные страны.

В самой Индии, буддизм, однако, не удержался. Исследователи видят причину именно в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых различий. Выступая в качестве антитезы брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм. В эпоху индуизма в традиционных верованиях индийцев появляются новые явления. Возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы. Устраиваются торжественные церемонии и процессии. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и тот же Будда.

В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных.

Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни, учителями. Большинство сект индуизма можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается. Шива для своих адептов — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива — это и бог — покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, как, разгневавшись на Брахму, Шива отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается как в виде аскета, так и в виде танцора). Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях-аватарах, как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).

Поскольку в индуизме почитается огромное количество богов вместе с их аватарамй, существуют местные культы и секты, то назвать его единой религией можно лишь весьма условно. Сложнейшая система мифов также делает индуизм учением, с трудом поддающимся логическому изложению. Обязательных для всех верующих (они называются индусами) догматов немного: это признание священного авторитета вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки Индии считают, что именно пестрота религиозных организаций индуизма сделала возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее — подчинение англичанам. В конце I тыс. н. э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия достаточно быстро сначала попала под власть Делийского султаната, а затем — династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеизмом, качественно отличался от предыдущих религиозных учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре.

Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.013 с.)