Цивилизация доколумбовой Америки инков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация доколумбовой Америки инков.



Цивилизация Центральной Америки достигла своего расцвета при инках. Тауантисуйу (на языке кечуа - 4 соединенных между собой стороны света) было государством инков, крупнейшим государственным образованием Древней (доколумбовой) Америки. Оно охватывало в 15 - 16 веках территорию, занимавшую большую часть современного Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили и Аргентины, а также небольшой район Колумбии. В период расцвета площадь государства составляла около 2 млн км2 (1527). Северной стороной света считалась область Чинчасуйу (от южных районов современного Эквадора до центральных районов Преу, заселенная племенем чинча), южной - Кольясуйу, восточной - Антисуйу, западной - Контисуйу. Кроме того, из Куско в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела. В Андской области на прилегающем к ней побережье на протяжении 1 тыс. до н.э. - 1 тыс. н.э. возникли развитые земледельческие цивилизации - Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанаку и др. Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу -- город Куско (примерно 1200 год), на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами. Примерно с ХП века началось возвышение городской общины Куско, сложившейся в результате смешения пришельцев-инков с местным населением. Инки (принадлежат к языковой группе кечуа) создали союз племен и общин, во главе стоял правитель-вождь, носивший титул «Сапа инка» (на кечуа - Верховный или Единственный инка). Историческая традиция насчитывает 13 или 14 правителей, кроме того, в так называемом новоинкском царстве, образованном после вторжения испанских конкистадоров, были коронованы еще 4 правителя.

При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную регулярную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли свое положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус. Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса -- инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие -- полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чем неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.

Путем захватов, дипломатии и другими средствами была создана обширная держава - государство типа восточной деспотии с сильно централизованной властью. После создания территория страны постоянно расширялась. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско -- обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой -- Уайна Капаком. Практически монархическое государство оформилось при Пачакутеке (1438 - 1463), первом исторически засвидетельствованном Верховном Инке. Он считался богом на земле и обладал неограниченной властью. В первом приближении к нему находилась королевская верхушка, к которой причислялись авки (сын Инки), койя (жена-сестра инки), и первое поколение королевских родов (панака). Господствующий класс состоял из нескольких каст: «инки по крови», «инки по привилегии», курака (вожди общин и племен) и другие. Эксплуатируемая часть общества тоже делилась на касты: митимае 1й категории (привилегированная часть общинников, основавших военные поселения на завоеванных территориях); хатун рупа (формально свободные, но фактически порабощенные рядовые общинники, крестьяне и ремесленники); митимае 2й категории (переселенцы из завоеванных областей), рабы и слуги (янакуна), жрицы - избранницы Солнца (в подавляющем большинстве рабыни), военнослужащие, принадлежащие Инке (пиньяс) и другие. Население Тауантисуйу, разноязычное и разноплеменное, по различным данным, насчитывало в подданстве от 5-6 до 12-40 млн чел. и на пике своего существования являлось одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

Империя делилась на 4 части, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций: к северу от Куско находились: Вилькас, Хауха, Бомбон, Кахамарка, Гуанкабамба, Томебамба, Латакунга, Кито, Каранке; к Югу: Атункана, Атункольа, Айявире, Чукиабо, Чукуито, Париа и другие, протянувшиеся до Чили. В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора -- губернатор. Земля считалась принадлежащей индейцам, в то время как правителю -- Сапа Инке («Единственный Инка»), принадлежали доходы (подать) с труда общин; власть Инки была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями над лбом -- так называемая маскапайча. Первый Сапа Инка -- Манко Капак -- почитался как сын бога Солнца Инти. В Тауантинсуйу сильно заботились о сохранении чистоты крови правителей: Инка, по канонической версии (хотя существовали и другие) мог иметь только одну законную жену, и считалось необходимым, чтобы она была его родной сестрой. Многочисленные дети Инки от «дев солнца» (женщин из рода Инки) считались законными, но не могли наследовать престола. После смерти Инки ему воздавались божеские почести, тела умерших Сапа Инков бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов. Кроме того, изготовлялись их каменные статуи, которым воздавалось то же почтение, как и правящему Инке. Эти статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Родами от прямых потомков правящего Инки исключая наследника, как правило от второго сына Правителя являлись панаки. Они хранили мумию умершего Инки и его жены, а также ведали информацией о деятельности самого правителя, сберегая её в кипу, песнях и изображениях, с целью передачи сведений из поколения в поколение.

Законы. Законы инков сохранились только в отрывках, но их содержание известно из многочисленных испанских колониальных источников, составленных по изустной традиции. Законы регистрировались и «записывались» отдельными чиновниками в кипу, и другими чиновниками -- глашатаями -- провозглашались на одной из площадей столицы империи Куско -- Римак. Инкское право характеризуется высокой степенью строгости в вопросах применения наказания -- в большинстве случаях смертной казнью, результатом чего являлось практически полное отсутствие некоторых видов преступлений среди индейцев (мелкого воровства, коррупции, убийств), чем восхищались испанские чиновники, миссионеры и солдаты. Система управления в государстве достигла чрезвычайно высокого уровня. Например, у инков проводились переписи населения; всю производимую продукцию забирало государство, а затем распределяло ее среди населения. Причем старики и инвалиды пользовались особыми привилегиями. Но в некоторых случаях правление было чересчур диктаторским. Даже частная жизнь находилась под контролем государства. Например, слепому мужчине можно разрешалось брать в жены только слепую женщину. Это напрямую говорит о тоталитарном и командно-административной характере управления государства инками. Общим языком был кечуа, происходило постоянное слияние в кечуанскую народность. Хозяйственной основой служило земледелие с использованием ирригационных сооружений, удорения (гуано) и террас по склонам гор. Именно из Андской области распространились маис, картофель и другие культуры, которые стали впоследствие мировыми. Тауантисуйу - единственное государство доколумбовой Америки, где существовало животноводство как особая отрасль народного хозяйства (были одомашнены лама, альпака, в продовольственных целях разводили морских свинок). На высоком уровне находилось текстильное производство, обработка металлов, в том числе свинца, меди, олова, бронзы, холодная обработка метеоритного железа. Кроме того, инки выплавляли большое количество серебра, золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину. Были развиты строительная техника и дорожное строительство: инки прокладывали пути сообщения, в том числе через горные тропы, по которым имперская армия могла беспрепятственно передвигаться. Общая протяженность дорог - около 25 тыс. км. При передвижении по дорогам в качестве вьючного животного использовалась лама, так как лошадей в Южной Америке не было. По дорогам также была налажена передача посыльными информации, кодированной специальным образом (кипу). Учитывая протяженность дорог в Тавантинсуйу, составлявшую не менее 10-15 тыс. километров, численность людей, задействованных в 5-7 тысячах почтовых станциях (домиках, размещавшихся строго каждые пол-лиги, то есть ~ 2,8-2,9 км, по 2 служащих на каждую станцию) могла составлять около 10-15 тысяч человек.

Религия. В религии почитался культ Солнца, а также культ «многоединого» бога Кон-Тикси-Виракочи, Пачамака-Инти, олицетворявшего светило. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота. Согласно Доклада королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха в апреле 1615 года, у индейцев Перу было 10 422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений. Хронисты, описывающие андские верования, также говорят и о богах второстепенных: во-первых, это региональные или племенные, во-вторых, районные или клановые, и наконец, фамильные. Первых историк Кристобаль де Альборнос называет пакариски. Они могли быть мифическими первопредками и прародителями больших этнических групп, выступавшими в различных ипостасях (такие боги, как Париакака, Каруа, Ванка, Айсавилька, Чинчакоча или Янараман). Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака.

Культура. Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке -- аймара), Чиму (центр -- город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»). Культура Тауантисуйу была заключительным этапом развития древних доинкских и инкской цивилизаций. Архитектура известна по описаниям и остаткам зданий. Вначале были циклопические сооружения (крепость Саксауаман близ Куско), камни которых скреплялись шипами, выступами, штырями и скобами. Затем сооружения из колоссальных камней сменились постройками из тщательно обтесанных глыб гранита (крепость Писак). Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков (часто неправильной формы и очень различных размеров) друг к другу без использования строительных растворов, наклонённые внутрь стены со скруглёнными углами и лёгкие соломенные крыши. Благодаря этим особенностям здания инков обладали феноменальной сейсмостойкостью. Низкие постройки с тростниковой или соломенной крышей группировались вокруг двора. Крупнейшим сооружением является Храм Солнца (или «Золотой» храм Кориканча) в Куско, богато украшенный в те времена золотыми пластинами. Такие масштабные постройки требовали соответствующей инфраструктуры и коммуникаций. В Куско и многих других городах был построен водопровод, по искусности не уступавший римскому, но, в отличие от последнего, сделанный без использования вредного для здоровья свинца. Изобразительное искусство представляют каменные фигурки, золотые статуэтки людей и животных, черные керамические сосуды в форме животных или плодов. Шедевры ювелирного искусства были уничтожены испанцами, в том числе «золотой сад» в Храме Солнца, состоящий из изображений растений, животных, насекомых, выполненных из золота и серебра. В Тауантинсуйу была богатейшая музыкальная культура. Народы империи использовали многочисленные духовые и ударные инструменты: продольные и поперечные флейты (кена, тарка, пинкулью) различные по размеру, высоте и строю флейты Пана сику, большой барабан (уанкар) и малый барабан (тинья), а также разнообразные идеофоны. Строй музыки народов Тауантинсуйу был по преимуществу пентатоническим, с ведением мелодии параллельными октавами и квинтами, с чёткими каденциями и законами мелодикиФлейты Пана сику составлялись из двух частей -- «ира» и «арка», в каждой из которых трубки были настроены с интервалом в терцию так, чтобы ноты диатонического звукоряда при движении мелодии брались попеременно то на одной, то на другой части. При исполнении один музыкант (или одна группа музыкантов) играет на «ира», а другой -- на «арка», что придает музыке характерное стереофоническое звучание. Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник. Музыкальная культура Тауантинсуйу сохранила свои важнейшие черты до наших дней в традиционной музыке андских народов. Хотя часть её жанров в той или иной степени испытала испанское влияние, но многие из них остались практически нетронутыми и по сей день звучат так же, как и столетия назад.

В стране была высоко развита литература (главным образом поэзия), драматургия (известно даже несколько театральных пьес инков: Суримана и Апу-Ольянтай), музыка, хореография, портретная скульптура. Отмечались определенные достижения в области математики, медицины и географии. Была разработана система передачи, обработки и обобщения статистических данных в виде так называемого узелкового письма кипу, которая помогала управлению огромной империей в реальном масштабе времени и может считаться прообразом современных ERP-систем. Сами кипу использовались индейскими чиновниками и спустя 50 лет после конкисты, но уже с 1583 года, после Третьего Лимского собора, стали тотально уничтожаться. Есть данные, говорящие о том, что узоры на тканях инков и на их керамике (токапу) также могли быть разновидностью идеографической письменности, а также указания хронистов о ведении инками летописи на золотых табличках. Не подлежит сомнению тот факт, что в кечуа доиспанского периода был корень «келька» со значением «письмо, письменность». Однако, долгое время считалось, что инки не обладали полноценной письменностью. Испанским колонизаторам была выгодна такая точка зрения, поскольку давала им моральное право навязывать народам Анд свою культуру и свои представления о духовности. Однако в 1923 году историк Локк сумел доказать, что узелковые сплетения инков (кипу) -- действительно письменность.

Покорение испанцами. В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно доклада Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро.. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода.

В 1530 - 1532 годах государство было ослаблено междоусобной борьбой за престол между Атаульпой (династия Кито) и Уаскаром (династия Куско). Это облегчило испанским завоевателям захват Тауантисуйу. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами. В 1534 г. пала ацтекская столица Куско. Испанцы разграбили и поработили население. В 1535 г. инки подняли восстание и образовали в труднодоступной области Вилькабамба так называемое новоинкское государство, которое просуществовало до 1572 года.

Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается еще около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков -- Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил хронист Сьеса де Леон:

«Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселенными, как многим то ведомо».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.013 с.)