Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнегреческая цивилизация Афины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пи-рей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н. э.), избранного в 594 г. до н. э. архонтом1. Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания. Окончательно афинская демократия сложилась к середине 5 в. до н. э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Коллегия архонтов (9 человек) представляла собой высший орган управления в Афинах в VII—VI вв. до н. э. «У нас каждый человек в отдельности можете проявлять себя самодовлеющей личностью в самых\ разнообразных сторонах жизни» -из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н. э. Народное собрание1 стало верховным органом! власти и получило самые широкие полномочия: при-1 нимало законы, решало вопросы о войне и мире, за-| ключало или расторгало договоры с другими полиса-1 ми, избирало должностных лиц и проверяло их рабо-1 ту. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый и право высказать свою точку зрения. Не менее важны! было и то, что все должностные лица избирались голо-! сованием или по жребию и были подотчетны и сме-| няемы. Как мы видим, многие принципы демократии, раз-] работанные 25 веков назад, продолжают действовать ] в наше время, превратившись в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского. Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д. Собственно, полис являл собой город-государство, форму социально-экономической и политической организации общества и государства. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.). Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности. Основание города-государства Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины (миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции. Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов. Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян. Древние Афины — самый известный из городов Древней Греции, с 5-го века до н.э. играл одну из ведущих ролей в государстве. Именно в этом полисе зародилась и оформилась демократия, развилась философия, получил современное оформление театр. Столица современной Греции является одним из мест зарождения современной цивилизации, с ее философией и демократией. До сих пор нас поражает величественность древних зданий полиса, ныне лежащих в руинах. Как же прекрасны тогда были древние Афины времен эллинского расцвета! Недаром Афинский Акрополь — символ города и Греции — входит в список семи чудес современного мира. Легенда гласит, что Посейдон - бог моря и Афина - богиня мудрости соперничали за господство над Аттикой и решили принести людям по полезному дару, чтобы люди сделали свой выбор. Афина вонзила копье в землю, и на том месте выросло оливковое дерево. Посейдон же высек источник соленой воды. Люди решили, что дар Афины ценнее и выбрали ее своей покровительницей, назвав город в честь богини. На Акрополе действительно росла олива, пространство вокруг которой стало священным. Позже, при расширении полиса, афиняне сделали весь Акрополь святилищем, переселившись на подножие холма в основании храма. Предполагается, что полис был первоначально поселением пеласгов - доиндоевропейского населения Балканского полуострова. Более позднее объединение обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя приписывается полумифическому Тесею. Ему же приписывается и введение древнейшего строя в афинской общине. Город управлялся ежегодно избираемым советом из девяти архонтов-аристократов и ареопагом — советом старейшин-архонтов с истекшим сроком полномочий. Расцвет полиса совпал с золотым веком древнегреческой культуры. В 6-4-м веках до н.э. Афины считались одним из важнейших политических и культурных центров Эллады. Не утратил своего блеска город и после завоевания римлянами в 146 г. до н.э. Здесь продолжали развиваться философские школы, здесь мыслили Платон и Аристотель. Эпоха расцвета Афин длилась до третьего века нашей эры, когда полис начал приходить в упадок, подвергаясь регулярным вторжениям варваров. Во времена же императора Юстиниана I, с прекращением деятельности Афинских школ, Афины стали обычным провинциальным городом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.007 с.) |