Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.
Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.
Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми. Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые. Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
Предмет философии. Своеобразие философских проблем.
Филосо́фия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.
Своеобразие философских проблем: 1) Всеобщность, предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии. 2) Философия «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово» 3) «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. 4) Значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».
История философии (ИФ). Античная философия. Основные имена и новые идеи.
Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую, от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Выделяют следующие периоды: Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; Зарождение христианской мысли, монотеистической религии. Главными философами античности были: Плутарх, Диоген, Аристотель, Пифагор, Фалес.
ИФ. Восточная философия. Древняя Индия. Древний Китай.
Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, Корея, позже — мусульманский мир. Индийская философия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: ведийский период (1500—500 гг. до н. э.), классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) период послеклассический, или индуистский (с 1000). Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры. Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551–479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов. Согласно традиционной датировке, старшим современником Конфуция был Лао-цзы (6–4 вв. до н.э.), основоположник даосизма – главного оппозиционного конфуцианству идейного течения. Эпоха закончилась «антифилософскими» репрессиями Цинь Ши-хуана (213–210 до н.э.), направленными именно против конфуцианцев.
Различия течений Лао-Цзы и Конфуция: Главное в Даосизме – недеяние, а в Конфуцианстве – добродетель. Даосизм обращён «наружу», а Конфуцианство обращено «внутрь». Недеяние. В отличие от Конфуция, у Лао-цзы – это способ достижения результата.
ИФ. Средневековая философия. Характеристика эпохи.
Средневековая философия — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем. История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.
Основные проблемы средневековой философии: 1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов. 2) Проблема веры и разума религии и философии 3) Проблема гносеологии - теория познания. 4) Проблема Теодицеи (оправдания бога). 5) Проблема доказательства существования бога.
Сознание и бессознательное. Сознание живет внутри нас. Это невидимый поток побуждений, впечатлений, переживаний, мыслей, совокупность более стабильных идей, установок, убеждений, ценностей. Рефлексия – осознание сознания. Поток сознания кажется хаотичным, но он подчинен определенным законам – осознание времени. Сознание неотделимо от мозга и нервной системы, но принципиально к ним несводимо. Оно локализовано в мозге, но по сути внепространственно. Мысль, переживание и образ – не материальное состояние, не предмет. Сознание удерживает постоянную временную структуру.
Структура сознания: 1. Познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. 2. Закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек - единственный среди живых существ, способный осуществлять самопознание. Отделение «я» от «не-я» осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Постановка цели, мотивов деятельности, учет хода выполнения действий и внесение коррективов. 4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оно представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. 1. Психические явления, возникающие во сне (сновидения) 2. Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями 3. Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми 4. Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели
Истина И́стина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Истину понимают как свойство знания, которое состоит в соответствии с объективным положением дел. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости. Истина бывает абсолютной и относительной. Абсолютная истина – знание, полностью соответствующее положению дел; непостижима. Относительная истина – знание, соответствующее объективному положению дел в данное время, в данном месте, с позиции данного наблюдателя. Научная истина не может обеспечить знание о добре и красоте. Моральные и религиозные проблемы не решаются научным или политическим способом.
Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.
Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми. Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые. Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.007 с.) |