Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.

Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.

 

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

 

 

Предмет философии. Своеобразие философских проблем.

 

Филосо́фия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

 

Своеобразие философских проблем:

1) Всеобщность, предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии.

2) Философия «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»

3) «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии.

4) Значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».

 

История философии (ИФ). Античная философия. Основные имена и новые идеи.

 

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую, от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Выделяют следующие периоды:

Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Главными философами античности были: Плутарх, Диоген, Аристотель, Пифагор, Фалес.

 

 

ИФ. Восточная философия. Древняя Индия. Древний Китай.

 

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, Корея, позже — мусульманский мир.

Индийская философия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

ведийский период (1500—500 гг. до н. э.),

классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры.

Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551–479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов.

Согласно традиционной датировке, старшим современником Конфуция был Лао-цзы (6–4 вв. до н.э.), основоположник даосизма – главного оппозиционного конфуцианству идейного течения.

Эпоха закончилась «антифилософскими» репрессиями Цинь Ши-хуана (213–210 до н.э.), направленными именно против конфуцианцев.

 

Различия течений Лао-Цзы и Конфуция:

Главное в Даосизме – недеяние, а в Конфуцианстве – добродетель.

Даосизм обращён «наружу», а Конфуцианство обращено «внутрь».

Недеяние. В отличие от Конфуция, у Лао-цзы – это способ достижения результата.

 

 

ИФ. Средневековая философия. Характеристика эпохи.

 

Средневековая философия — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем.

История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - patris - отец. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.
Схоластика - школьная философия. Она изучалась 12 века в университетах. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.
В центре размышлений средневековой философии стоит бог – тео, поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.

 

Основные проблемы средневековой философии:

1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов.

2) Проблема веры и разума религии и философии

3) Проблема гносеологии - теория познания.

4) Проблема Теодицеи (оправдания бога).

5) Проблема доказательства существования бога.

 

Сознание и бессознательное.

Сознание живет внутри нас. Это невидимый поток побуждений, впечатлений, переживаний, мыслей, совокупность более стабильных идей, установок, убеждений, ценностей.

Рефлексия – осознание сознания. Поток сознания кажется хаотичным, но он подчинен определенным законам – осознание времени.

Сознание неотделимо от мозга и нервной системы, но принципиально к ним несводимо. Оно локализовано в мозге, но по сути внепространственно. Мысль, переживание и образ – не материальное состояние, не предмет. Сознание удерживает постоянную временную структуру.

 

Структура сознания:

1. Познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2. Закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек - единственный среди живых существ, способный осуществлять самопознание. Отделение «я» от «не-я» осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Постановка цели, мотивов деятельности, учет хода выполнения действий и внесение коррективов.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

 

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оно представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят:

1. Психические явления, возникающие во сне (сновидения)

2. Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями

3. Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми

4. Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели
Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

 

Истина

И́стина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.

Истину понимают как свойство знания, которое состоит в соответствии с объективным положением дел.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

Истина бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная истина – знание, полностью соответствующее положению дел; непостижима.

Относительная истина – знание, соответствующее объективному положению дел в данное время, в данном месте, с позиции данного наблюдателя.

Научная истина не может обеспечить знание о добре и красоте. Моральные и религиозные проблемы не решаются научным или политическим способом.

 

Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.

 

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.007 с.)