Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурология в системе гуманитарного знания.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни. Культурология взаимодействует (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время, сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения. Культурология относится к циклу социально-гуманитарного знания, к блоку философских дисциплин, который генерализирует весь комплекс социальных и гуманитарных наук, изучающих культурные феномены, культуру, общество, человека. Культурология, в силу особенностей своего предмета, имеет комплексный междисциплинарный характер. В решении своих проблем она органично взаимодействует с гуманитарными науками: философией, историей, социологией, искусствоведением (обосновывает детерминантное поле культуры) и природными науками, где она практически формирует социальный заказ на природные исследования и обеспечивает создание новой техники и технологий, а на уровне индивидов – обеспечивает их адаптацию в новом информационном обществе. Культурология как наука: особенности изложения дисциплины. Культурология выделилась из философии и её методология базируется на философских принципах, подходах и методах. 1. Принципы культурологии. Принципы - это базисные, стабильные начала, которые позволяют систематизировать, анализировать и структурировать отдельные природные и социальные явления (явления природы, социальные процессы, поведение индивидов). Культурология как наука использует общие принципы изложения дисциплины (историзма и научности) и специфично культурологичные (системности, интегративности и равноправия). Исходный принцип – принцип научности и объективности включает достоверность эмпирического материала, повторяемость во времени результатов исследования, обоснованность и результативность исследований в реальной практике Принцип историзма предполагает анализ явлений адекватно времени их возникновения, выводы обосновываются исторической прогрессивностью этих явлений. Принцип системности позволяет исследовать и осознавать весь мир человеческой культуры как системное единство совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Любое культурное или социокультурное явление рассматривается как элемент более сложной системы, в которой выявляются взаимосвязи и выявляются закономерности. Принцип интегративности позволяет исследовать и анализировать социокультурные явления не отдельно от явлений смежных наук, а с учётом объединения всех научных знаний в данной сфере. Принцип равноправия предполагает равенство всех известных концепций, теорий, прогнозов при проведении культурологического анализа. 2. Методы культурологии. Метод исследования в науке имеет ключевое значение, так как приближает исследователя к истине. Метод (с греч. «methodos» - путь, подход исследования) – это способ теоретического или эмпирического получения информации, технология исследования, в которй четко определяется последовательность шагов на пути познания истины. В нашем случае речь идёт о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны. В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры в целом на изучение её в определённых пространственно-временных границах, на описание и объяснение её конкретных форм с опорой на определённый материал. В культурологии выделяются и используются все методы социогуманитарного познания. Среди них выделяются четыре группы методов: общефилософские, общенаучные, частные и собственно культурологические. Прежде всего используются общефилософские методы: -диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения; -системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент; -структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в её функционировании. Общенаучные методы: -аналитический метод позволяет рассматривать явления культуры через поиск общих законов, принципов развития знаний, через выявление закономерностей; -компаративный метод позволяет сравнивать культуру по какому-либо основанию или признаку в ходе её «диалога» с другими культурами; -типологический метод используется при обобщении характеристик социокультурных миров. Частные методы конкретных дисциплин, сотавляющих эмпирическую базу для культурологии: описание, наблюдение, классификация. Собственно культурологические методы: культурантропологический, семиотический, герменевтический и логический метод. Культурантропологический метод рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку. 3. Функции культурологии. Функции культурологии не совпадают с функциям и культуры. Функции культурологии нацелены на получение результата и действуют при проведении культурологического анализа и синтеза явлений культуры. К функциям культурологии относятся: - исследовательская функция - исследование мира человеческой культуры как системного единства совокупности материальных и духовных ценностей; - инвариантно-прогностическая функция - прогнозирование вариантов общественного развития, создание программ, проектов и прогнозов будущего культурного развития человечества; -прогаммно-ориентированная функция - выработка системного видения современных процессов мирового культурного развития, их анализа и синтеза с целью инновационного решения накопившихся сложных проблем в новом информационном обществе XXI века. Культурология как учебная дисциплина. Учебная дисциплина культурология изучается на гуманитарных кафедрах западных вузов с 80-ых годов ХХ века, а во всех высших учебных заведениях Украины с 2003 года. С чем связана необходимость её внедрения в вузы? Почему она занимает особое место в гуманитарной подготовке специалистов? Причины обострённого внимания к культуре кроются в особенностях жизни современного общества. Первая особенность эпохи связана с процессами индивидуализации, когда не целое, а личность всё более приобретает приоритетное значение. Вторая особенность – социальная обусловленность культуры, её неразрывная связь с обществом и человеком. Каждый человек считается самоценен, следовательно, имеет право доступа к высшим достижениям человеческого разума. В условиях глобализации информационного простора и его беспрерывного расширения современный специалист высокой квалификации не может быть специалистом только узкого профиля. Современная личность должна иметь представление о национальных приоритетах и общеловеческих ценностях, ориентироваться в мировом социокультурном просторе, формировать гуманистическое мировоззрение на основах универсализма. Приобщение к миру этих ценностей должно быть связано с собственной корреляцией поведения на общечеловеческие, гуманные ценности. Проблема культуры приобрела в современном мире глобальный характер. В ХХ веке угрозой культуре были тиранические режимы в мире: в Европе - Гитлер, в СССР - Сталин, в Румынии – Чаушеску, в Чили – Пиночет, в Камбодже - Полпот; в ХХI веке страшной угрозой человечеству стал международный терроризм. В прошлом столетии игнорировался тот факт, что многие социальные изменения опосредуются культуросозидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, изменением мировоззренческих ориентиров, перестройкой менталитета, выработкой новых духовных практик. В итоге, общество оказались слабо подготовленными к проводимым сегодня реформам во всех сферах общественной жизни, что привело к дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации. Именно от культуры, уровня её формирования и развития зависит сегодня будущее человечества. Сознательная жизнь наших современников выпала на начало III тысячелетия. В XXI веке главной проблемой человечества стал сам человек, его будущее и его сущность. Сущность человека сегодня определяется прежде всего его знаниями, освоенными, добытыми и реализованными в течение его жизни и его нравственной сущностью, а не материальной собственностью. Идеологией будущего будет идеология гуманизма. Глобальный переход к новому подлинно человеческому обществу, которое определяется как цивилизация социального гуманизма, предполагает создание условий для творческого развития личности, прежде всего выход человека из технологического процесса, в котором он формировался как частичная личность. Восстановлению гуманистического смысла существования должна предшествовать работа мысли по пониманию и осознанию значения и ценности культуры. Актуальность изучения курса связана с тем, что без учета социальных и культурных перемен сегодня невозможно решать современные мировые и национальные проблемы во всех сферах общественной жизни. Главная концептуальная идея курса «культурологии» - показать гуманистический, поступательный характер развития мировой и украинской культуры. Цель курса культурологии: формирование современной личности инженера-интеллигента, представителя новой цивилизации - цивилизации социального гуманизма, носителя передовой культуры человечества, развитие его нравственного и эстетического сознания. Задачи курса: 1. Формирование высокой духовной культуры современной личности – инженера. 2. Утверждение гуманистических ценностей современного мира. 3. Приобщение студентов к достижениям мировой и национальной культуры. 4.Воспитание художественного вкуса личности и понимания произведений искусства. 5.Содействие преобразованиям, направленным на преодоление духовного кризиса, на возрождение культуры украинской нации и формировании современных ценностей в условиях становления демократического правового государства. Вывод: Культурология утверждает гуманистические ценности современного мира и приоритет культуры в общественном развитии. Как наука культурология вырабатывает системное видение современных процессов мирового развития и даёт практические рекомендации для решения сложных проблем ХХI веке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.008 с.) |