Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-российскому↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
… Есть племена, которым... не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия, ни положительной, ни отрицательной исторической роли. Они составляют лишь этнографический материал, то есть как бы неорганическое вещество, входящее в состав исторических организмов — культурно-исторических типов; они, без сомнения, увеличивают собою разнообразие и богатство их, но сами не достигают до исторической индивидуальности. Таковы племена финские и многие другие, имеющие еще меньше значения. Иногда нисходят на эту ступень этнографического материала умершие и разложившиеся культурно-исторические типы в ожидании, пока новый формационный (образовательный) принцип опять не соединит их, в смеси с другими элементами, в новый исторический организм, не воззовет к самостоятельной исторической жизни в форме нового культурно-исторического типа. Так случилось, например, с народами, составляющими Западную Римскую империю, которые и в своей новой форме, подвергшись германскому образовательному принципу, носят название романских народов. Итак, или положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа, или разрушительная деятельность так называемых бичей Божьих, предающих смерти дряхлые (томящиеся в агонии) цивилизации, или служение чужим целям в качестве этнографического материала — вот три роли, которые могут выпасть на долю народа... Начну прямо с изложения некоторых общих выводов, или законов, исторического развития, вытекающих из группировки его явлений по культурно-историческим типам. ЗАКОН 1. Всякое племя, или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой... составляет самобытный культурно-исторический тип, если вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. ЗАКОН 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью. ЗАКОН 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. ЗАКОН 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств. ЗАКОН 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу... ...Передавать цивилизацию какому-либо народу — очевидно, значит заставить этот народ до того усвоить себе все культурные элементы (религиозные, бытовые, социальные, политические, научные и художественные), чтоб он совершенно проникнулся ими и мог продолжать действовать в духе передавшего их с некоторым, по крайней мере, успехом, так, чтобы хотя отчасти стать в уровень с передавшим, быть его соперником и вместе продолжателем его направления... Неужели же историческая деятельность, результаты, достигнутые жизнью одного культурно-исторического типа, остаются совершенно бесплодными для всех остальных ему современных или последующих типов? Неужели должны типы эти оставаться столь же чужды один другому, как, например, Китай для остального мира? Конечно, нет... Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому; но из этого не следует, что они оставались без всякого воздействия друг на друга, только это воздействие не есть передача... Самый простейший способ этого распространения есть пересадка с одного места на другое посредством колонизации... Другая форма распространения цивилизации есть прививка, и обыкновенно это и разумеют под передачей цивилизации... Почка, вставленная в разрез древесной коры, или черенок, прикрепленный к свежему срезу ствола, нисколько не изменяют характера растения, к которому привиты. Дичок остается по-прежнему дичком, яблоня — яблоней, груша — грушей. Привитая почка или черенок так же сохраняют свою природу, только черпают нужные им для роста и развития соки через посредство того растения, к которому привиты, и перерабатывают их сообразно своему специфическому и формационному, или образовательному, началу. Дичок же обращается в средство, в служебное орудие для лелеемого черенка или глазка, составляющих как бы искусственное чужеядное растение, в пользу которого продолжают обрезывать ветви, идущие от самого ствола и корня, чтобы они его не заглушили. Вот истинный смысл прививки... Надо быть глубоко убежденным в негодности самого дерева, чтобы решаться на подобную операцию, обращающую его в средство для чужой цели, лишающую его возможности приносить цветы и плоды своеобразно... Как бы то ни было, прививка не приносит пользы тому, к чему прививается, ни в физиологическом, ни в культурно-историческом смысле.
Литература: основная и дополнительная по дисциплине культурология. Основная литература. 1. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. Посіб./ За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула – Київ: Центр навчальної літератури, 2004. 368 с. 2. Петрушенко В.Л., Подольска Є.А, Повторева С.М. та інші. Культурологія. Навчальний посібник для студентів висших навчальних закладів I-IV рівнів акредитації – 2-ге видання/ За заг. Ред. В.М. Пічі – Львів: Магнолія плюс, 2005. – 360 с. 3. Подольска Є.А., Лихвар В.Д., Погорілий Д.Є. Кредитно-модульний курс культурології. Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.- 368 с. 4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПБ.: Лань, 1997. – 512 с. 5. Кравченко А.И. Культурология: Учебник – М.:ТК Велби, Изд-во „Проспект”, 2004. – 268 с. Дополнительная литература 1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с. 2. Бокань В. Культурологія: навч. посіб. – К.: МАУП, 2000. – 136 с. 3. Викторов В.В. Культурология: Учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.:Изд. „Экзамен”, 2004. 560 с. 4. Греченко В. История Культуры: очерки по истории украинской и зарубежной культуры, 120 с. 5. Гуревич П.С. Культурология: учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2001. – 280 с. 6. Золкин А.Л. Культурология: уч.пособие / Под ред. Н.Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 335 с. 7. История и философия культуры: уч. изд. /Под ред. Г.Пондопуло. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с. 8. Історія української та зарубіжної культури: навч.посібник /За ред. С.Клапчука. – К.: Вища школа, Знання, 1999. 9. Касьянов В.В. Культурология: экзаменационные ответы, Серия «Сдаём экзамен». – Ростов -на –Дону: Феникс. 2004. – 320 с. 10. Культурология: уч. пособие /Под ред. В. Багдасарьяна. - М.: Знание, 1999. 11. Культурология: уч.пособие / Под ред. Г.Драча. – Ростов-на-Дону; Феникс, 1998. – 572 с. 12. Культурология: уч.пособие / Под ред. А.Радугина. – М., Центр, 1998. – 304 с. 13. Культурология: уч.пособие / Под ред. А.С. Неверова. – 3-е изд., испр.-Минск: Высш. Шк., 2007. – 368 с. 14. Полищук В.И. Культурология: уч.пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 446 с. 15. Українська культура: історія і сучасність: уч.посібник / За ред. С.Черепанової. – Л.: Світ, 1994. 16. Українська та зарубіжна культура: навч. посібник / За ред. М.Заковича. – К., Знання, 2002. 17. Шевнюк О.Л. Українська та зарубіжна культура: навч.посіб. – К., Знання-Пресс, 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.99 (0.011 с.) |