Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и предназначение культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура – одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. В обыденном сознании большинства людей культура связана с представлениями о дворцах, парках культуры, музеях, театрах, библиотеках. В узком смысле этого слова «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку. Культура - это не просто слово обыденного языка, - это одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного знания. По некоторым источникам понятие «культура» (с лат. cultura – возделывание, уход) впервые употребил известный древнеримский мыслитель и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н. э.) в 45 г. до н. э в труде «Тускуланские беседы». Под культурой он понимал: - с одной стороны: человеческую деятельность, связанную с преобразованием природы (очеловечиванием природы) – прежде всего к обработке земли, разведению растений или животных и уход за ними; поэтому - cultоr – это возделыватель, землепашец; - с другой стороны: культура - это способ усовершенствования духовных способностей человека, его разума – воспитание человека наставником, человеческая учёность, образованность. Отсюда, термин cultura получил ещё одно значение – воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности общеловеческим содержанием. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву, но и на основе умозрения (ratio) и специального воспитания. В древнегреческом полисе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Культ (от лат. cultus — уход, почитание) — совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Культ возникает в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Кроме того, культ — это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. Таким образом, культура - это Постепенно понятие «культура» приобрело более широкое значение и стало включать в себя те явления, которые отличались человеческим происхождением, с помощью которого выражалась идея культуры. В качестве научного понятия «культура» стала употребляться с XVIII века – эпохи Просвещения. Культура трактовалась с одной стороны – как средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; с другой стороны – как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей. В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие «культура» многомерно и многозначно, что порождает трудности в понимании самого феномена культуры. В различных источниках насчитывают сотни (до 500) определений культуры. Можно выделить наиболее общие подходы к определению понятия культуры: - описательные определения, в которых перечисляются и раскрываются отдельные элементы и проявления культуры: обычаи, верования, виды деятельности; - исторические определения, в которых подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; - семиотические определения, в которых культуру рассматривают как систему знаков; - символические определения, в которых культуру рассматривают как систему символов; - социологические определения, в которых культура понимается как фактор организации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей; - нормативные определения, в которых содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь человека; - герменевтические определения, в которых к культуре относятся как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; - ценностные определения трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей; - антропологические определения исходят из того, что культура есть совокупность артефактов, знаний и верований. Фундаментальной основой культурологии стали четыре концепции культуры: адаптационисткая (деятельностная),эволюционистская, аксиологическая и антропологическая. Деятельностная (адаптационисткая) концепция культуры: авторы и сторонники Э. Маркарян, В. Давидович, Ю Жданов, З. Файнбург. Сущность адаптационисткой концепции: - культура рассматривается как специфично человеческий способ взаимодействия с окружающим миром; - центральное место в объяснении культурных явлений отводится деятельности. Деятельность - это способ существования человека; преобразующая форма активности человеком и обществом естественных условий своего существования в искусственные. Особенностями человеческой деятельности, в отличие от поведения животных, являются: осознанная постановка цели (причём за рамками своей биологической потребности) и целеустремлённость деятельности; создание и совершенствование средств деятельности (прежде всего орудий труда). Тем самым культура понимается как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной. Эволюционистская концепция культуры: авторы -американский этнограф Льюис Морган (1818-1881), английский историк Эдвард Тэйлор (1832-1917), английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Все они, обобщив эмпирический этнографический материал, обосновали закономерности развития культуры всех народов. Сущность эволюционистской концепции: - человечество однородно по своей природе и разные народы имеют единые потребности в формировании культуры. Культура как результат человеческой деятельности – это специфический способ приспособления человека к окружающей среде и универсальными для всех народов являются культурные формы: обычаи, обряды, традиции, верования, одежда, еда, жилище и т. д.; - прямолинейность общественного прогресса предполагает обязательность прохождения каждым народом всех стадий культурного развития: дикость, варварство и цивилизацию (по Л. Моргану). Аксиологическая концепция культуры: авторы – немецкие философы и социологи Вильгельм Дильтей (1833-1911), Вильгельм Виндельбанд (1848--1915), Генрих Риккерт (1863-1936), российский современный культуролог П.С. Гуревич. Сущность аксиологической концепции: - культура – это мир ценностей, которые человек формирует в результате своей деятельности, это идеально-ценностный предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека; - совокупность материальных и духовных ценностей, мир материальных ценностей – артефакты (с лат. artefactus – штучно сделанный) имеют физическую материальную оболочку. Мир духовных ценностей – продукты духовно-творческой деятельности человека, в том числе и художественной деятельности; они имеют духовную оболочку и существуют в виде идей, представлений и убеждений; - каждая культура имеет свои ценности, но все они находятся в определённой иерархии (соподчинении) друг с другом; - главные проблемы концепции – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость. Аксиологическая концепция культуры весьма ограничена, она замыкает культуру в узкий мир ценностей, всё что негативно, деструктивно выносится за «скобку» и полагается как «антикультура». Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое – всё это указывает на нечто позитивное для человека и относительно в каждой культуре. Антропологическая (функциональная) концепция культуры: авторы – английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский (1884-1942), французский социолог Клод Леви-Стросс (1908-1991), американский этнограф А. Кребер (1876-1960) и другие. Сущность антропологической концепции: - возникновение и развитие культуры связано с потребностями человечества – во-первых, с первичными потребностями – в продолжение рода, в физическом, физиологическом и умственном развитии (развитие знаний, образования); во-вторых, с вторичными потребностями, сориентированными на изготовление и совершенствование орудий труда; им соответствует развитие экономики и хозяйственной культуры; в-третьих, с интегративными потребностями, которые объединяют и «цементируют» людей; - в процессе исторической эволюции человек переходит из мира природы в мир культуры через знакомство с её элементами, их усвоением в культурной системе того общества, в котором он проживает; - каждая культура как функциональное единство общества является целостной, а значит, общечеловеческая культура есть целостное образование. Многомерность понятия «культура» в данных концепциях связана с многоаспектностью и многообразием культуры, но в них есть то общее, что сделает одно основополагающее определение культуры универсальным. В основу его положим деятельностный подход к природе культуры и аксиологический к системе производства культурных ценностей. Культура - это совокупность всех видов небиологической деятельности человека (труда), её результат, система производства и функционирования материальных и духовных ценностей, созданных обществом для ориентации человека в окружающем мире и для оправдания собственного существования. Деятельность человека разнообразна, многолики продукты человеческой активности. Но не всякая деятельность порождает культуру, а только та её часть, которая связана с поиском смыслов. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в её цели, а целей в средства. Можно указать на такие деяния человека, которые сопряжены с творческим актом, порывом в новое духовное пространство, пониманием смысла окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты, которые не содержат в себе духовного смысла, не рождают горения человеческого духа, они служат процессу тиражирования однажды найденного. Человек, который изобрёл колесо, - творец культуры; работник, который на конвейере располагает колесо на ось, -человек цивилизации. По видам человеческая деятельность может быть, так же, прогрессивная (преобразующая), рождающая культуру и регрессивная (разрушающая), уничтожающая культуру (антикультура). Для понимания культуры важно не только то, что производят, и не только кто производит, а главное как производят, какие способы освоения действительности выбирает человек. И тогда, противопоставления «культура - варварство», «культура – хамство», «культура - невежество» и т. д., вполне оправдано. В результате созидания, преобразовательной деятельности человек творит ценности, как духовные, так и материальные. Ценность – это положительная значимость вещи или идеи. Духовная культура – это мир духовных ценностей, материальная культура – это мир материальных ценностей. Культура как система по созданию ценностей включает в себя компоненты: культурное производство ценностей (культурная деятельность), деятельность по распространению культуры (образование, просвещение, наука) и потребление культурных ценностей (литература, театр, музыка). Таким образом, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Общие признаки (характеристики) культуры. Первый признак культуры – надбиологичность - з аложенное в культуре осознанное человеческое начало. Субъектом и объектом культуры является человек как её автор, потребитель и носитель, все люди и потребители, и носители культуры! Культура – феномен, которого нет в природе! Всё что создано людьми входит в арсенал культуры, это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Предметом культуры является любой продукт человеческой деятельности. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека называются артефактами (искусственно созданные). В этом смысле культура – это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают как мир «оживших предметов». Таким образом, культура – это вторичная искусственная среда, которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, верования, идеи, знания, предметы. Человек не может жить вне культуры, её усвоение происходит в процессе обучения и она не приобретается биологическим путём. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Этот процесс является основой социализации, отсюда второй признак культуры – социальность. Второй признак культуры - социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Её социальный смысл - в передаче от поколения к поколению совокупного духовного опыта человечества. В результате усвоения ценностей, верований, норм и т.д., человек охваченный социализацией, усваивает упорядоченный образ жизни, овладевает языком и учится добывать средства к существованию. Дети джунглей, лишенные общения с людьми, не охваченные социализацией, инфантильны и не способны к самостоятельному культурному существованию. Во всех явлениях культуры содержится, одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Культура несёт в себе огромные познавательные возможности, в ней закодирована летопись мира. Овладение культурным кодом, умение «читать» язык культуры – это возможность познавать историю человечества, возможность осознавать своё место в мире. Третий признак культуры - ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей – сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения. Главная задача культуры – обеспечить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире и оправданию собственного существования. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли. Смысл любого предмета выражается в его предназначении, роли и функциях. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре их породившей, и в тех, кто эту культуру осваивал. Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми и ценностными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Естественно, культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. Культура – мера человечности в человеке и обществе. Стержнем культуры личности всегда является нравственность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.012 с.) |