Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и предназначение культуры.

Поиск

Культура – одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. В обыденном сознании большинства людей культура связана с представлениями о дворцах, парках культуры, музеях, театрах, библиотеках. В узком смысле этого слова «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку. Культура - это не просто слово обыденного языка, - это одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного знания.

По некоторым источникам понятие «культура» (с лат. cultura – возделывание, уход) впервые употребил известный древнеримский мыслитель и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н. э.) в 45 г. до н. э в труде «Тускуланские беседы». Под культурой он понимал:

- с одной стороны: человеческую деятельность, связанную с преобразованием природы (очеловечиванием природы) – прежде всего к обработке земли, разведению растений или животных и уход за ними; поэтому - cultоr – это возделыватель, землепашец;

- с другой стороны: культура - это способ усовершенствования духовных способностей человека, его разума – воспитание человека наставником, человеческая учёность, образованность. Отсюда, термин cultura получил ещё одно значение – воспитатель, наставник.

Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности общеловеческим содержанием. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву, но и на основе умозрения (ratio) и специального воспитания.

В древнегреческом полисе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Культ (от лат. cultus — уход, по­читание) — совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с ве­рой в сверхъестественное. Культ возника­ет в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с це­лью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Кроме того, культ — это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется человек как личность с определившимися ценностными ориентациями.

Таким образом, культура - это

Постепенно понятие «культура» приобрело более широкое значение и стало включать в себя те явления, которые отличались человеческим происхождением, с помощью которого выражалась идея культуры. В качестве научного понятия «культура» стала употребляться с XVIII века – эпохи Просвещения. Культура трактовалась с одной стороны – как средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; с другой стороны – как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей.

В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие «культура» многомерно и многозначно, что порождает трудности в понимании самого феномена культуры.

В различных источниках насчитывают сотни (до 500) определений культуры. Можно выделить наиболее общие подходы к определению понятия культуры:

- описательные определения, в которых перечисляются и раскрываются отдельные элементы и проявления культуры: обычаи, верования, виды деятельности;

- исторические определения, в которых подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;

- семиотические определения, в которых культуру рассматривают как систему знаков;

- символические определения, в которых культуру рассматривают как систему символов;

- социологические определения, в которых культура понимается как фактор организации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей;

- нормативные определения, в которых содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь человека;

- герменевтические определения, в которых к культуре относятся как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;

- ценностные определения трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей;

- антропологические определения исходят из того, что культура есть совокупность артефактов, знаний и верований.

Фундаментальной основой культурологии стали четыре концепции культуры: адаптационисткая (деятельностная),эволюционистская, аксиологическая и антропологическая.

Деятельностная (адаптационисткая) концепция культуры: авторы и сторонники Э. Маркарян, В. Давидович, Ю Жданов, З. Файнбург. Сущность адаптационисткой концепции:

- культура рассматривается как специфично человеческий способ взаимодействия с окружающим миром;

- центральное место в объяснении культурных явлений отводится деятельности.

Деятельность - это способ существования человека; преобразующая форма активности человеком и обществом естественных условий своего существования в искусственные. Особенностями человеческой деятельности, в отличие от поведения животных, являются: осознанная постановка цели (причём за рамками своей биологической потребности) и целеустремлённость деятельности; создание и совершенствование средств деятельности (прежде всего орудий труда). Тем самым культура понимается как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

Эволюционистская концепция культуры: авторы -американский этнограф Льюис Морган (1818-1881), английский историк Эдвард Тэйлор (1832-1917), английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Все они, обобщив эмпирический этнографический материал, обосновали закономерности развития культуры всех народов.

Сущность эволюционистской концепции:

- человечество однородно по своей природе и разные народы имеют единые потребности в формировании культуры. Культура как результат человеческой деятельности – это специфический способ приспособления человека к окружающей среде и универсальными для всех народов являются культурные формы: обычаи, обряды, традиции, верования, одежда, еда, жилище и т. д.;

- прямолинейность общественного прогресса предполагает обязательность прохождения каждым народом всех стадий культурного развития: дикость, варварство и цивилизацию (по Л. Моргану).

Аксиологическая концепция культуры: авторы – немецкие философы и социологи Вильгельм Дильтей (1833-1911), Вильгельм Виндельбанд (1848--1915), Генрих Риккерт (1863-1936), российский современный культуролог П.С. Гуревич.

Сущность аксиологической концепции:

- культура – это мир ценностей, которые человек формирует в результате своей деятельности, это идеально-ценностный предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека;

- совокупность материальных и духовных ценностей, мир материальных ценностей – артефакты (с лат. artefactus – штучно сделанный) имеют физическую материальную оболочку. Мир духовных ценностей – продукты духовно-творческой деятельности человека, в том числе и художественной деятельности; они имеют духовную оболочку и существуют в виде идей, представлений и убеждений;

- каждая культура имеет свои ценности, но все они находятся в определённой иерархии (соподчинении) друг с другом;

- главные проблемы концепции – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

Аксиологическая концепция культуры весьма ограничена, она замыкает культуру в узкий мир ценностей, всё что негативно, деструктивно выносится за «скобку» и полагается как «антикультура». Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое – всё это указывает на нечто позитивное для человека и относительно в каждой культуре.

Антропологическая (функциональная) концепция культуры: авторы – английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский (1884-1942), французский социолог Клод Леви-Стросс (1908-1991), американский этнограф А. Кребер (1876-1960) и другие.

Сущность антропологической концепции:

- возникновение и развитие культуры связано с потребностями человечества –

во-первых, с первичными потребностями – в продолжение рода, в физическом, физиологическом и умственном развитии (развитие знаний, образования);

во-вторых, с вторичными потребностями, сориентированными на изготовление и совершенствование орудий труда; им соответствует развитие экономики и хозяйственной культуры;

в-третьих, с интегративными потребностями, которые объединяют и «цементируют» людей;

- в процессе исторической эволюции человек переходит из мира природы в мир культуры через знакомство с её элементами, их усвоением в культурной системе того общества, в котором он проживает;

- каждая культура как функциональное единство общества является целостной, а значит, общечеловеческая культура есть целостное образование.

Многомерность понятия «культура» в данных концепциях связана с многоаспектностью и многообразием культуры, но в них есть то общее, что сделает одно основополагающее определение культуры универсальным. В основу его положим деятельностный подход к природе культуры и аксиологический к системе производства культурных ценностей.

Культура - это совокупность всех видов небиологической деятельности человека (труда), её результат, система производства и функционирования материальных и духовных ценностей, созданных обществом для ориентации человека в окружающем мире и для оправдания собственного существования.

Деятельность человека разнообразна, многолики продукты человеческой активности. Но не всякая деятельность порождает культуру, а только та её часть, которая связана с поиском смыслов. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в её цели, а целей в средства. Можно указать на такие деяния человека, которые сопряжены с творческим актом, порывом в новое духовное пространство, пониманием смысла окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты, которые не содержат в себе духовного смысла, не рождают горения человеческого духа, они служат процессу тиражирования однажды найденного. Человек, который изобрёл колесо, - творец культуры; работник, который на конвейере располагает колесо на ось, -человек цивилизации.

По видам человеческая деятельность может быть, так же, прогрессивная (преобразующая), рождающая культуру и регрессивная (разрушающая), уничтожающая культуру (антикультура). Для понимания культуры важно не только то, что производят, и не только кто производит, а главное как производят, какие способы освоения действительности выбирает человек. И тогда, противопоставления «культура - варварство», «культура – хамство», «культура - невежество» и т. д., вполне оправдано.

В результате созидания, преобразовательной деятельности человек творит ценности, как духовные, так и материальные. Ценность – это положительная значимость вещи или идеи. Духовная культура – это мир духовных ценностей, материальная культура – это мир материальных ценностей. Культура как система по созданию ценностей включает в себя компоненты: культурное производство ценностей (культурная деятельность), деятельность по распространению культуры (образование, просвещение, наука) и потребление культурных ценностей (литература, театр, музыка).

Таким образом, понятие культуры обозначает универсальное отношение че­ловека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каж­дая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определен­ным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человечес­кие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. По­этому постижение иных культур обогащает нас не только новым зна­нием, но и новым творческим опытом.

Общие признаки (характеристики) культуры.

Первый признак культуры – надбиологичность - з аложенное в культуре осознанное человеческое начало. Субъектом и объектом культуры является человек как её автор, потребитель и носитель, все люди и потребители, и носители культуры! Культура – феномен, которого нет в природе! Всё что создано людьми входит в арсенал культуры, это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Предметом культуры является любой продукт человеческой деятельности. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека называются артефактами (искусственно созданные).

В этом смысле культура – это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают как мир «оживших предметов». Таким образом, культура – это вторичная искусственная среда, которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, верования, идеи, знания, предметы. Человек не может жить вне культуры, её усвоение происходит в процессе обучения и она не приобретается биологическим путём. Понятие культуры обозначает универсальное отношение че­ловека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каж­дая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определен­ным отношением человека к миру и к самому себе.

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человечес­кие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. По­этому постижение иных культур обогащает нас не только новым зна­нием, но и новым творческим опытом. Этот процесс является основой социализации, отсюда второй признак культуры – социальность.

Второй признак культуры - социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Её социальный смысл - в передаче от поколения к поколению совокупного духовного опыта человечества. В результате усвоения ценностей, верований, норм и т.д., человек охваченный социализацией, усваивает упорядоченный образ жизни, овладевает языком и учится добывать средства к существованию. Дети джунглей, лишенные общения с людьми, не охваченные социализацией, инфантильны и не способны к самостоятельному культурному существованию.

Во всех явлениях культуры содержится, одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Культура несёт в себе огромные познавательные возможности, в ней закодирована летопись мира. Овладение культурным кодом, умение «читать» язык культуры – это возможность познавать историю человечества, возможность осознавать своё место в мире.

Третий признак культуры - ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей – сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма.

Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения. Главная задача культуры – обеспечить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире и оправданию собственного существования. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли. Смысл любого предмета выражается в его предназначении, роли и функциях. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре их породившей, и в тех, кто эту культуру осваивал.

Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выражен­ного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предмет­ным. Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлин­ный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) за­трагивает наши чувства и волю.

Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах челове­ческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми и ценностными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступа­ет для него в своей универсальной человеческой значимости. А дру­гой мир человеку просто не нужен и неинтересен.

Естественно, культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. Культура – мера человечности в человеке и обществе. Стержнем культуры личности всегда является нравственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.31 (0.009 с.)