Дальневосточный культурный регион 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дальневосточный культурный регион



Значительная часть современного населения дальневосточного культурного региона относится к трём основным группам монголоидной расы: северная - коренные народы Сибири и народы северо-восточного Китая; восточная – монголы и северные китайцы; смешанные и переходные формы - между монголоидами и австролоидами – южные китайцы, индонезийцы, японцы и народы Индокитая.

В духовной жизни дальневосточного культурного региона на протяжении столетий большую роль играли религии: синтоизм, дзен-буддизм - религии японцев; даосизм и конфуцианство – религиозно-философские практические учения китайцев. Все они имели большое значение на формирование стиля мышления, способа жизни и деятельности жителей региона.

В формировании духовной общности Японии важное место занимал синтоизм. Его появление связывают с японским племенем ямато, религия которого носила название синто (I – II тысячелетии до н. э.). Религиозные представления синтоизма связаны с культами природы, предков и японского императора - микадо. Древняя синтоистская легенда о богине солнца Аматерасу, которая подарила своему внуку – первому японскому императору священные зеркало, меч и бусы из яшмы, сформировала фундамент духовных ценностей японцев. В их основе лежат три символа: зеркало – символ знаний, меч – символ доблести и мужества, яшма - символ искусства, красоты и гармонии.

Постепенно синтоизм сблизился с буддизмом, слился с ним и дал основу одному из направлений буддизма в Японии – дзен-буддизму, а в китайской культуре - чань-буддизму. Основные положения чань-буддизма и дзен-буддизма совпадают: недоверие к словесным формам, как формам передачи высшей истины, недоверие к логическому мышлению, как к способу озарения, постижение высшей истины через интуитивное озарение, возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности, отказ от достижения внутренней свободы.

Основными философскими системами Китая стали даосизм и конфуцианство. Основные положения даосизма изложены в трактате «Лао-Цзы», где Дао обозначает путь природы, её закономерность. Как религия даосизм включает в себя учение о надприродной божественной силе Дао, учение о потустороннем мире, а так же систему заклинаний и талисманов.

Главная идея даосизма заключается в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле неба, а общему закону Дао, который существует поза сознанием человека. Даосы идеализировали прошлое, предостерегали остерегаться суеты, пропагандировали внешнюю пассивность при внутренней активности с целью пробуждения у человека природных способностей к внутреннему видению.

Конфуцианство – этико-политическое учение древнекитайского философа и педагога Конфуция (Кун Фуцзы, около 551-479 гг. до н.э.). Специфика конфуцианства как религии заключается в том, что, во-первых, в нём персонифицированы земные наследники божественного: император как единственный получатель повелений Неба и само божественное Небо – олицетворение природных закономерностей, творец всего существующего, сила, которая управляет ходом земных событий. Император – единственный посредник между земным и небесным, а все общество – это одна большая, но иерархично построенная семья, которой руководит император согласно повелениям Неба. Его помощниками выступают мудрецы, владеющие знаниями и нравственными ценностями, образующие основу административно - политической структуры государства. И, во-вторых, в центре религиозной доктрины конфуцианства всегда стоял человек, коллектив, общество; налаженная, правильная и упорядоченная жизнь на земле, в отличие от традиционных религий с их идеями скорби, страдания и утешения в загробной жизни.

Религиозный культ практичной пользы, конкретного счастья, который достигается с помощью постоянного внутреннего самосовершенствования – это сакральная основа духовной культуры, психической составляющей и национальных традиций китайского народа. Государство использовало религию как вспомогательный элемент для управления народом, оно господствовало над религиозными организациями в политическом, административном и идеологическом аспектах.

Художественная культура и искусство дальневосточного культурного региона значительной мерой обусловлено философскими традициями чань- и дзен-буддизма. В японской культуре его особенностями являются: недосказанность, опосредованность, ассоциативность в искусстве, стремление к вечности как цель искусства, творчество – это прозрение и вдохновение. Культ красоты в Японии или культ моральных ценностей в Китае с древних времён выполнял роль религии. Гармония рассматривалась как союз природы и жизни, прекрасное стремились найти в обыденном, объединить искусство с повседневностью. Чайная церемония, искусство кулинарной обработки рыбы, выбор ароматов в Японии считаются равноправными, доскональными наряду с произведениями музыки, живописи, архитектуры и литературы.

Конфуцианская тенденция утверждала достоверность художественного образа, реальную пространственную и временную протяженность в художественном произведении с реальным человеческим опытом, отсюда символика и дидактика в искусстве. Конфуцианская мораль обозначила темы китайской живописи – это любовь к отечеству, государству, семье (к отцу, старшему брату,, жене), почитание предков, благоговение перед искусством, утверждение великой ценности творчества, уважение к знаниям, преклонение перед учёными, самосовершенствование, послушание детей.

Если в искусстве Запада человек – это центральная фигура, и всего изображении искусство достигло совершенства, законченности и полноты, то в традициях культуры и литературных жанрах Китая – романах, новеллах, поэзии человек рассматривается не как индивид, а как абстрактный символ, социальный тип, носитель чётко определённой цели.

Специфика духовности дальневосточного региона определяется отсутствием в религиях персонифицированных богов, второстепенной ролью мистики, одухотворением явлений природы и приматом рационализма в сознании. Современная духовная культура региона наряду с высоким развитием техники, точных наук, по-прежнему важное внимание уделяет эстетическим и моральным ценностям.

Индийский культурный регион

В формировании историко-культурной общности индийского региона принимали участие разные народы – друиды, арии, персы, греки и др. Население современного региона – наследники разных историко-культурных групп, определивших самобытность своей культуры.

Внутреннее единство культуры индийского региона определяется общностью традиций идеологии, государственного устройства, религиозных представлений, единство мифологии, сохранение древнеиндийского языка – санскрита, языка гуманитарных наук и культа.

Особое значение в формировании индийской культуры имели религиозно-философские системы: ведизм, брахманизм, джайнизм и индуизм. Ведизм – самая ранняя из индийских религий, время её формирования – конец II - начало I тысячелетия до н.э. Основные положения ведизма вошли в Веды, сборник священных гимнов, молитв, жертвенных обрядов, поэзии. На их основе сформировалась духовная традиция Индии – философская система веданта. Основные идеи веданты: создание отличий между вечным и невечным бытием, отказ от материальных наград в этой жизни и будущей, владение шестью способами (терпения, сосредоточения, веры, отчуждённости, несокрушимости духа), стремление к освобождению. Идеи веданты содержит индийская литература, изобразительное и сценическое искусство, храмовая архитектура. Веданта рассматривается как источник мудрости, арсенал этичных норм и руководящих принципов в повседневной жизни.

Буддизм и джайнизм представляли собой отход от ведической религии. Их основные идеи: непризнание каст, запрет поклонению идолам, поклонение мысли. Стержневой идеей буддизма является доктрина освобождения от страдания.

Индуизм, как мировоззренческо-практическая религиозная система современной Индии, сложилась в I в. н.э. Эта система тесно переплетает между собой философские, религиозные и социальные компоненты. Первопричиной и высшей сущность мира является не Бог, а безликий Абсолют, непостижимый для разума.

Традиционная система жизненных ценностей представителей трёх высших каст Индии (брахманов, кшатриев, вайшнавов) представлена четырьмя принципами: 1) карма – удовлетворение потребностей; 2) артха – приобретение и использование материальных ценностей; 3) дхарма – выполнение семейных, общественных, религиозных предписаний; 4) мокша – отказ от светских, земных благ ради достижения высшего, просветлённого состояния. Все эти принципы представляли собой соответственно морально-этичные, прагматичные аспекты поведения индусов и регламентировали их жизнь.

Искусство индийского региона тесно связано с индийской религией, философией, стремлением заглянуть в потусторонний мир и отождествить себя с природой, космосом. Все эти черты нашли своё отражение в архитектуре данного региона, особенно в культовом строительстве. Характерными архитектурными сооружениями в Индии являются: реликварии (ступы), колонны (стамбхи), пещерные храмы и монастыри (чайтья и вихара). В композиции храма большая роль отводилась интерьеру.

На формирование индийской культуры оказали влияние внешние контакты с мусульманской и европейской культурами. С одной стороны, они усиливали консервативные тенденции и разрушали традиционное искусство, с другой стороны, расширяли в индийском регионе достижения современной науки, новые идеи демократизма, гуманизма. Тем самым открывались пути к развитию новых форм индийской культуры, возрождались прогрессивные элементы собственного духовного наследия, распространялись новые религиозно-реформаторские и философские идеи.

В индийской общественной мысли можно выделить несколько направлений. Во-первых, традиционализм, базирующийся на развитии «индийской духовности» и противопоставление ей «утилитарно-прагматичной» западной культуры. Во-вторых, обращение к модным течениям западной философии, литературы, искусства и отказ от национальных традиций. В-третьих, своеобразный синтез культур, их единство в многообразии. Сторонники последней концепции рассматривают культуру Индии как синтез универсальных начал – духовности, религиозной терпимости, стремлении к интеграции и единству, способности приспосабливаться.

Таким образом, существенной особенностью индийской культуры является постоянное влияние на все её сферы многовековых духовных традиций. На протяжении длительного исторического периода эти традиции развивались, модифицировались, адаптировались к новым социокультурным условиям. Однако неизменно сохранялась их творческая сила влияния как на народную, так и на элитарную культуру, на национальное самосознание и социальную психологию масс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.142.210 (0.006 с.)