Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дальневосточный культурный регионСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значительная часть современного населения дальневосточного культурного региона относится к трём основным группам монголоидной расы: северная - коренные народы Сибири и народы северо-восточного Китая; восточная – монголы и северные китайцы; смешанные и переходные формы - между монголоидами и австролоидами – южные китайцы, индонезийцы, японцы и народы Индокитая. В духовной жизни дальневосточного культурного региона на протяжении столетий большую роль играли религии: синтоизм, дзен-буддизм - религии японцев; даосизм и конфуцианство – религиозно-философские практические учения китайцев. Все они имели большое значение на формирование стиля мышления, способа жизни и деятельности жителей региона. В формировании духовной общности Японии важное место занимал синтоизм. Его появление связывают с японским племенем ямато, религия которого носила название синто (I – II тысячелетии до н. э.). Религиозные представления синтоизма связаны с культами природы, предков и японского императора - микадо. Древняя синтоистская легенда о богине солнца Аматерасу, которая подарила своему внуку – первому японскому императору священные зеркало, меч и бусы из яшмы, сформировала фундамент духовных ценностей японцев. В их основе лежат три символа: зеркало – символ знаний, меч – символ доблести и мужества, яшма - символ искусства, красоты и гармонии. Постепенно синтоизм сблизился с буддизмом, слился с ним и дал основу одному из направлений буддизма в Японии – дзен-буддизму, а в китайской культуре - чань-буддизму. Основные положения чань-буддизма и дзен-буддизма совпадают: недоверие к словесным формам, как формам передачи высшей истины, недоверие к логическому мышлению, как к способу озарения, постижение высшей истины через интуитивное озарение, возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности, отказ от достижения внутренней свободы. Основными философскими системами Китая стали даосизм и конфуцианство. Основные положения даосизма изложены в трактате «Лао-Цзы», где Дао обозначает путь природы, её закономерность. Как религия даосизм включает в себя учение о надприродной божественной силе Дао, учение о потустороннем мире, а так же систему заклинаний и талисманов. Главная идея даосизма заключается в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле неба, а общему закону Дао, который существует поза сознанием человека. Даосы идеализировали прошлое, предостерегали остерегаться суеты, пропагандировали внешнюю пассивность при внутренней активности с целью пробуждения у человека природных способностей к внутреннему видению. Конфуцианство – этико-политическое учение древнекитайского философа и педагога Конфуция (Кун Фуцзы, около 551-479 гг. до н.э.). Специфика конфуцианства как религии заключается в том, что, во-первых, в нём персонифицированы земные наследники божественного: император как единственный получатель повелений Неба и само божественное Небо – олицетворение природных закономерностей, творец всего существующего, сила, которая управляет ходом земных событий. Император – единственный посредник между земным и небесным, а все общество – это одна большая, но иерархично построенная семья, которой руководит император согласно повелениям Неба. Его помощниками выступают мудрецы, владеющие знаниями и нравственными ценностями, образующие основу административно - политической структуры государства. И, во-вторых, в центре религиозной доктрины конфуцианства всегда стоял человек, коллектив, общество; налаженная, правильная и упорядоченная жизнь на земле, в отличие от традиционных религий с их идеями скорби, страдания и утешения в загробной жизни. Религиозный культ практичной пользы, конкретного счастья, который достигается с помощью постоянного внутреннего самосовершенствования – это сакральная основа духовной культуры, психической составляющей и национальных традиций китайского народа. Государство использовало религию как вспомогательный элемент для управления народом, оно господствовало над религиозными организациями в политическом, административном и идеологическом аспектах. Художественная культура и искусство дальневосточного культурного региона значительной мерой обусловлено философскими традициями чань- и дзен-буддизма. В японской культуре его особенностями являются: недосказанность, опосредованность, ассоциативность в искусстве, стремление к вечности как цель искусства, творчество – это прозрение и вдохновение. Культ красоты в Японии или культ моральных ценностей в Китае с древних времён выполнял роль религии. Гармония рассматривалась как союз природы и жизни, прекрасное стремились найти в обыденном, объединить искусство с повседневностью. Чайная церемония, искусство кулинарной обработки рыбы, выбор ароматов в Японии считаются равноправными, доскональными наряду с произведениями музыки, живописи, архитектуры и литературы. Конфуцианская тенденция утверждала достоверность художественного образа, реальную пространственную и временную протяженность в художественном произведении с реальным человеческим опытом, отсюда символика и дидактика в искусстве. Конфуцианская мораль обозначила темы китайской живописи – это любовь к отечеству, государству, семье (к отцу, старшему брату,, жене), почитание предков, благоговение перед искусством, утверждение великой ценности творчества, уважение к знаниям, преклонение перед учёными, самосовершенствование, послушание детей. Если в искусстве Запада человек – это центральная фигура, и всего изображении искусство достигло совершенства, законченности и полноты, то в традициях культуры и литературных жанрах Китая – романах, новеллах, поэзии человек рассматривается не как индивид, а как абстрактный символ, социальный тип, носитель чётко определённой цели. Специфика духовности дальневосточного региона определяется отсутствием в религиях персонифицированных богов, второстепенной ролью мистики, одухотворением явлений природы и приматом рационализма в сознании. Современная духовная культура региона наряду с высоким развитием техники, точных наук, по-прежнему важное внимание уделяет эстетическим и моральным ценностям. Индийский культурный регион В формировании историко-культурной общности индийского региона принимали участие разные народы – друиды, арии, персы, греки и др. Население современного региона – наследники разных историко-культурных групп, определивших самобытность своей культуры. Внутреннее единство культуры индийского региона определяется общностью традиций идеологии, государственного устройства, религиозных представлений, единство мифологии, сохранение древнеиндийского языка – санскрита, языка гуманитарных наук и культа. Особое значение в формировании индийской культуры имели религиозно-философские системы: ведизм, брахманизм, джайнизм и индуизм. Ведизм – самая ранняя из индийских религий, время её формирования – конец II - начало I тысячелетия до н.э. Основные положения ведизма вошли в Веды, сборник священных гимнов, молитв, жертвенных обрядов, поэзии. На их основе сформировалась духовная традиция Индии – философская система веданта. Основные идеи веданты: создание отличий между вечным и невечным бытием, отказ от материальных наград в этой жизни и будущей, владение шестью способами (терпения, сосредоточения, веры, отчуждённости, несокрушимости духа), стремление к освобождению. Идеи веданты содержит индийская литература, изобразительное и сценическое искусство, храмовая архитектура. Веданта рассматривается как источник мудрости, арсенал этичных норм и руководящих принципов в повседневной жизни. Буддизм и джайнизм представляли собой отход от ведической религии. Их основные идеи: непризнание каст, запрет поклонению идолам, поклонение мысли. Стержневой идеей буддизма является доктрина освобождения от страдания. Индуизм, как мировоззренческо-практическая религиозная система современной Индии, сложилась в I в. н.э. Эта система тесно переплетает между собой философские, религиозные и социальные компоненты. Первопричиной и высшей сущность мира является не Бог, а безликий Абсолют, непостижимый для разума. Традиционная система жизненных ценностей представителей трёх высших каст Индии (брахманов, кшатриев, вайшнавов) представлена четырьмя принципами: 1) карма – удовлетворение потребностей; 2) артха – приобретение и использование материальных ценностей; 3) дхарма – выполнение семейных, общественных, религиозных предписаний; 4) мокша – отказ от светских, земных благ ради достижения высшего, просветлённого состояния. Все эти принципы представляли собой соответственно морально-этичные, прагматичные аспекты поведения индусов и регламентировали их жизнь. Искусство индийского региона тесно связано с индийской религией, философией, стремлением заглянуть в потусторонний мир и отождествить себя с природой, космосом. Все эти черты нашли своё отражение в архитектуре данного региона, особенно в культовом строительстве. Характерными архитектурными сооружениями в Индии являются: реликварии (ступы), колонны (стамбхи), пещерные храмы и монастыри (чайтья и вихара). В композиции храма большая роль отводилась интерьеру. На формирование индийской культуры оказали влияние внешние контакты с мусульманской и европейской культурами. С одной стороны, они усиливали консервативные тенденции и разрушали традиционное искусство, с другой стороны, расширяли в индийском регионе достижения современной науки, новые идеи демократизма, гуманизма. Тем самым открывались пути к развитию новых форм индийской культуры, возрождались прогрессивные элементы собственного духовного наследия, распространялись новые религиозно-реформаторские и философские идеи. В индийской общественной мысли можно выделить несколько направлений. Во-первых, традиционализм, базирующийся на развитии «индийской духовности» и противопоставление ей «утилитарно-прагматичной» западной культуры. Во-вторых, обращение к модным течениям западной философии, литературы, искусства и отказ от национальных традиций. В-третьих, своеобразный синтез культур, их единство в многообразии. Сторонники последней концепции рассматривают культуру Индии как синтез универсальных начал – духовности, религиозной терпимости, стремлении к интеграции и единству, способности приспосабливаться. Таким образом, существенной особенностью индийской культуры является постоянное влияние на все её сферы многовековых духовных традиций. На протяжении длительного исторического периода эти традиции развивались, модифицировались, адаптировались к новым социокультурным условиям. Однако неизменно сохранялась их творческая сила влияния как на народную, так и на элитарную культуру, на национальное самосознание и социальную психологию масс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.83 (0.007 с.) |