Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабо-мусульманский культурный регион

Поиск

Формирование культурного единства арабо-мусульманского региона происходило под влиянием ислама и арабского языка. Самобытность этой духовности складывалась в процессе культурного взаимодействия арабов с подчинёнными им народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в VII-X в. Определяющим и унифицирующим фактором в данном регионе являются ислам (время возникновения VI в.). Ислам – это не просто религия. Ислам – это образ жизни, мировоззрение, мироощущение, поэзия, философия. Он регулировал общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно-брачные отношения, личностные связи арабов. Теологические предписания ислама унифицированы в систему образования, этики, эстетики, политики. Вторым фактором, укрепившим исламские культурные традиции, является арабский язык – язык культа, права, науки.

Специфика ислама определила и сформировала духовные ценности и жизненные ориентиры мусульман. Кратко рассмотрим эти специфические черты.

Во-первых, ислам является широкой системой социального регулирования. Мусульманская община (умма) – это высшая социальная структура, являющаяся объектом божественного плана спасения. Поэтому жизнь общины и каждого мусульманина ориентируется и регламентируется шариатом - сводом юридических норм религиозной жизни и поступков мусульманина. Таким образом, религиозная форма, заданная социальными и политическими институтами эффективно обеспечивает стабильность традиций и представлений, передаваемых из поколения в поколение.

Этнические традиции, элементы местных верований, сливаясь с исламом, придавали исламской доктрине особую значимость и обеспечивали ей дополнительную силу влияния на общество.

Во-вторых, относительная простота ритуала, связанная с культом укрепляла связь религии с национальными традициями. Множество предписаний в исламе, обрядов, элементов ритуальных действий стали привычкой, жизненной необходимостью, динамичными стереотипами и приобрели характер стандартов поведения.

Исламизация общественной и личной жизни мусульман превратила ислам в символ идейных комплексов, базирующихся на исламских универсалиях и религиозно-культурных ценностях. Великими мыслителями мусульманского мира являются Фараби (870-950 гг.), Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037 гг.), Ибн-Рушд (1126-1198 гг.). В русле философии развивалась арабо-мусульманская эстетика. Философы и поэты рассматривали Бога, как предмет эстетической оценки, в котором сконцентрировано всё прекрасное и возвышенное. Высокого уровня развития достигла в эпоху средневековья арабо-персидская литература – сказки «Тысяча и одна ночь», произведения Фирдоуси (X-XI в.), Омара Хайяма (XI-XII в.), Низами (XII в.)

В-третьих, ислам оказал огромное влияние на развитие искусства мусульманских государств, в нём возобладало ритмически-декоративное начало. Главную роль в арабо-мусульманском искусстве играют архитектура, художественное ремесло и искусство миниатюры. Средневековые города арабского Востока – Дамаск, Багдад, Каир были центрами утонченной художественной культуры. Здесь формировались типы монументальной религиозной культуры и светских построек. В области архитектуры это привело к появлению новых типов сооружений: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты – башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе – здания мусульманских учебных заведений. Были построены крытые рынки, караван-сараи, дворцы, окружённые крепостными стенами с воротами и башнями. Были созданы разнообразные формы арок - подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы створчатых перекрытий.

В XIIв. сложился тип колонной арабской мечети. Её внешний вид напоминает крепость, окружённую глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. В условиях замкнутого быта средневекового мусульманского города мечеть играла роль главного общественного центра, где совершалось правосудие, возникали научные дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В ряде случаев мечети были крупными мусульманскими университетами (например, мечеть Аль-Азхар в Каире). Средневековые мечети собирали все лучшее, что создавала культура эпохи, они становились школой мастерства и средоточениями художественных идеалов

Важной особенностью мусульманского искусства считается запрет на изображение человека и живых существ в общественных местах. Ещё в XI в. мусульманские богословы наложили этот запрет, он заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств – идолов. Поэтому в исламском искусстве почти отсутствует скульптура и портретная живопись, но образы живых существ разрешено включать в орнаментацию предметов бытового назначения.

Главными святынями были не иконы и статуи, как это имеет место в христианстве, а суры Корана и каллиграфия, которая достигла больших высот и превратилась в одну из форм орнамента. Мусульмане использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, и, обходя запреты создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные - перерабатывались. Орнаментальные завитки арабесок (европейское название арабо-мусульманского орнамента) сочетались с аятами – краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии.

Современный исламский мир в целом сохраняет свои регионально-культурные особенности. Все основные направления в развитии общественной мысли региона ориентируются на две противоположные тенденции: исламский традиционализм (ортодоксальный) и исламский (реформаторский) модернизм. Крайней формой модернизма является исламский фундаментализм, проповедующий возращение общества к обычаям мусульманской общины времён Мухаммеда.

Тропикоафриканский культурный регион (Юг)

Южный регион - это прародина человечества. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению знания и традиции людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Когда-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии человечества, однако, попавшие в колониальную зависимость от европейских государств народы Юга лишь в ХХ веке стали создавать собственные государства. Движение за независимость вызвало у них бурный подъём национального самосознания и стремления защитить и возвысить достоинство своей самобытной культуры.

Африканский регион характеризуется большим разнообразием культурных процессов, обусловленных социальными, историческими, природными и этнопсихологическими факторами. На протяжении нескольких столетий в Африке чётко прослеживается действие двух сторон одного историко-культурного процесса. С одной стороны – расширение культурных контактов африканских народов с народами других регионов (в первую очередь с арабо-мусульманским и европейским регионами); с другой стороны – обмен культурной информацией между локальными африканскими культурами и их взаимообогащение. Эти две тенденции взаимно переплетаются и создают самобытные духовно-культурные феномены.

В историко-культурном процессе африканского региона, с точки зрения его внутренней дискретности, можно выделить шесть историко-культурных областей, имеющих свою специфику.

Первая историко-культурная область – Северная Африка. Это регион ограниченного объединения элементов цивилизаций Запада и Востока, традиций Средиземноморья, исламского мира и местной африканской среды. С древних времён тут происходило взаимовлияние египетской, античной, византийской, турецкой и арабской культур.

Вторая историко-культурная область включает государства Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали). С древних времён здесь произошло слияние местных кушитоязыковых племён с семитоязыковыми переселенцами из Аравии. Это привело к взаимовлиянию культур Египта, Мерое с культурой Аксума.

Третья историко-культурная область – государства Западной и частично Центральной Африки – это разнообразие этнокультур. В эпоху средневековья здесь были созданы государственные образования – Гана (III-XI в.), Мали (XIII-XV в.), Сонгай (XVI-XVII в.). Современные традиционные культуры разных народов региона развиваются на уровне отдельных этносов (игбо, волоф, йоруба, хауса и т.д.), а также в границах государств.

Четвёртая историко-культурная область включает государства Центральной и Восточной Африки, заселённые бантуязыковыми народами. Их культура развивается на уровне этносов и государств.

Пятая историко-культурная область – Южно-Африканская Республика (ЮАР). Политика апартеида с его системой самостоятельного существования рас сформировала в регионе деформированные этнокультурные процессы. Значительная часть африканского этноса наряду с англоюжноафриканцами, представителями азиатского региона создаёт сложную ситуацию для культурного развития.

Шестая историко-культурная область – острова Атлантического и Индийского океанов, окружающих Африку (Мадагаскар, Маврикия, Реюньйон, Сан-Томе, Тринсипи и др.). Основной чертой этнокультурных процессов здесь является высокий уровень межэтничного смешивания и формирования креольских культур (за исключением Мадагаскара).

Современное разнообразие африканских культур очевидно. Этнический состав Юга чрезвычайно многолик, однако, африканские культуры объединяют их в общие черты. Большую роль в организации жизни имеют традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Космология, религиозные взгляды, фольклор, семейные отношения, отношение к родителям, детям – те общие культурные ценности, с которыми сегодня далее развивается Юг. К важным элементам социальной организации относятся: община, род, каста, традиционные семейные группы и слои. Наиболее значимым элементом африканского общества является семья, которая цементирует внутреннюю целостность культуры всего тропикоафриканского региона. Отношения в семье базируются на кровных связях, браке, а так же ритуальных и мистических связях. Семья в Африке связана с тремя уровнями человеческого существования: мёртвых, живых и не рождённых. Большая семья, община, вожди сегодня по-прежнему считаются важными элементами общественной организации.

Современная эпоха для региона характеризуется, с одной стороны, всё большей интернационализацией культуры, с другой стороны – быстрым ростом этнического самосознания и стремления сохранить самобытность своей культуры. Эти процессы взаимосвязаны между собой, так как поиски идентичности под влиянием западной культуры, с использованием её элементов.

Общими особенностями эстетичного самосознания в регионе являются: взаимосвязь понятий красоты и добра, синкретизм родоплеменной культуры, в котором объединяются утилитарное и эстетическое. Особая роль отводится символике цвета: красный цвет – жизнь, здоровье, радость; белый – смерть. Магическое и эстетическое значение имеют разнообразные геометрические знаки, рисунки, орнаменты на предметах быта, тканях, стенах жилищ. Скрытый смысл магической символики понятен только посвященным.

Особенности эстетического восприятия формы наиболее ярко выражены в традиционной скульптуре, ритуальных статуях и масках. При множестве разнообразных стилей африканской традиционной пластике присущи общие черты: преимущество антропоморфных сюжетов, чёткая симметрия композиции, геометрическая простота форм, уравновешенность, внешняя статичность и внутренний динамизм. В изобразительном искусстве преобладают острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характерных признаков животных и людей; разнообразны варианты украшения человеческого тела.

Искусство народов Юга отличается экспрессией – бурным выражением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцевальном искусстве. Ведущим началом всех художественных явлений выступает ритм, пронизывающий всё – скульптуру, архитектуру, танец, музыку. Негро-африканские ритмы оказали существенное влияние на художников европейского авангарда. Современное искусство данного региона характеризуется религиозным синкретизмом, которым пронизано профессиональное народное творчество африканских художников.

Таким образом, ведущая тенденция культурных процессов в Африке сориентирована на преодоление этнической замкнутости, локальной специфики, сближению этносов. В диалектическом единстве культуры африканского региона идут процессы, как взаимодействия, синтеза, синкретизма, так и конфликта культур, формирования множества её переходных типов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.01 с.)