Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабо-мусульманский культурный регионСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование культурного единства арабо-мусульманского региона происходило под влиянием ислама и арабского языка. Самобытность этой духовности складывалась в процессе культурного взаимодействия арабов с подчинёнными им народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в VII-X в. Определяющим и унифицирующим фактором в данном регионе являются ислам (время возникновения VI в.). Ислам – это не просто религия. Ислам – это образ жизни, мировоззрение, мироощущение, поэзия, философия. Он регулировал общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно-брачные отношения, личностные связи арабов. Теологические предписания ислама унифицированы в систему образования, этики, эстетики, политики. Вторым фактором, укрепившим исламские культурные традиции, является арабский язык – язык культа, права, науки. Специфика ислама определила и сформировала духовные ценности и жизненные ориентиры мусульман. Кратко рассмотрим эти специфические черты. Во-первых, ислам является широкой системой социального регулирования. Мусульманская община (умма) – это высшая социальная структура, являющаяся объектом божественного плана спасения. Поэтому жизнь общины и каждого мусульманина ориентируется и регламентируется шариатом - сводом юридических норм религиозной жизни и поступков мусульманина. Таким образом, религиозная форма, заданная социальными и политическими институтами эффективно обеспечивает стабильность традиций и представлений, передаваемых из поколения в поколение. Этнические традиции, элементы местных верований, сливаясь с исламом, придавали исламской доктрине особую значимость и обеспечивали ей дополнительную силу влияния на общество. Во-вторых, относительная простота ритуала, связанная с культом укрепляла связь религии с национальными традициями. Множество предписаний в исламе, обрядов, элементов ритуальных действий стали привычкой, жизненной необходимостью, динамичными стереотипами и приобрели характер стандартов поведения. Исламизация общественной и личной жизни мусульман превратила ислам в символ идейных комплексов, базирующихся на исламских универсалиях и религиозно-культурных ценностях. Великими мыслителями мусульманского мира являются Фараби (870-950 гг.), Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037 гг.), Ибн-Рушд (1126-1198 гг.). В русле философии развивалась арабо-мусульманская эстетика. Философы и поэты рассматривали Бога, как предмет эстетической оценки, в котором сконцентрировано всё прекрасное и возвышенное. Высокого уровня развития достигла в эпоху средневековья арабо-персидская литература – сказки «Тысяча и одна ночь», произведения Фирдоуси (X-XI в.), Омара Хайяма (XI-XII в.), Низами (XII в.) В-третьих, ислам оказал огромное влияние на развитие искусства мусульманских государств, в нём возобладало ритмически-декоративное начало. Главную роль в арабо-мусульманском искусстве играют архитектура, художественное ремесло и искусство миниатюры. Средневековые города арабского Востока – Дамаск, Багдад, Каир были центрами утонченной художественной культуры. Здесь формировались типы монументальной религиозной культуры и светских построек. В области архитектуры это привело к появлению новых типов сооружений: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты – башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе – здания мусульманских учебных заведений. Были построены крытые рынки, караван-сараи, дворцы, окружённые крепостными стенами с воротами и башнями. Были созданы разнообразные формы арок - подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы створчатых перекрытий. В XIIв. сложился тип колонной арабской мечети. Её внешний вид напоминает крепость, окружённую глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. В условиях замкнутого быта средневекового мусульманского города мечеть играла роль главного общественного центра, где совершалось правосудие, возникали научные дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В ряде случаев мечети были крупными мусульманскими университетами (например, мечеть Аль-Азхар в Каире). Средневековые мечети собирали все лучшее, что создавала культура эпохи, они становились школой мастерства и средоточениями художественных идеалов Важной особенностью мусульманского искусства считается запрет на изображение человека и живых существ в общественных местах. Ещё в XI в. мусульманские богословы наложили этот запрет, он заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств – идолов. Поэтому в исламском искусстве почти отсутствует скульптура и портретная живопись, но образы живых существ разрешено включать в орнаментацию предметов бытового назначения. Главными святынями были не иконы и статуи, как это имеет место в христианстве, а суры Корана и каллиграфия, которая достигла больших высот и превратилась в одну из форм орнамента. Мусульмане использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, и, обходя запреты создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные - перерабатывались. Орнаментальные завитки арабесок (европейское название арабо-мусульманского орнамента) сочетались с аятами – краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии. Современный исламский мир в целом сохраняет свои регионально-культурные особенности. Все основные направления в развитии общественной мысли региона ориентируются на две противоположные тенденции: исламский традиционализм (ортодоксальный) и исламский (реформаторский) модернизм. Крайней формой модернизма является исламский фундаментализм, проповедующий возращение общества к обычаям мусульманской общины времён Мухаммеда. Тропикоафриканский культурный регион (Юг) Южный регион - это прародина человечества. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению знания и традиции людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Когда-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии человечества, однако, попавшие в колониальную зависимость от европейских государств народы Юга лишь в ХХ веке стали создавать собственные государства. Движение за независимость вызвало у них бурный подъём национального самосознания и стремления защитить и возвысить достоинство своей самобытной культуры. Африканский регион характеризуется большим разнообразием культурных процессов, обусловленных социальными, историческими, природными и этнопсихологическими факторами. На протяжении нескольких столетий в Африке чётко прослеживается действие двух сторон одного историко-культурного процесса. С одной стороны – расширение культурных контактов африканских народов с народами других регионов (в первую очередь с арабо-мусульманским и европейским регионами); с другой стороны – обмен культурной информацией между локальными африканскими культурами и их взаимообогащение. Эти две тенденции взаимно переплетаются и создают самобытные духовно-культурные феномены. В историко-культурном процессе африканского региона, с точки зрения его внутренней дискретности, можно выделить шесть историко-культурных областей, имеющих свою специфику. Первая историко-культурная область – Северная Африка. Это регион ограниченного объединения элементов цивилизаций Запада и Востока, традиций Средиземноморья, исламского мира и местной африканской среды. С древних времён тут происходило взаимовлияние египетской, античной, византийской, турецкой и арабской культур. Вторая историко-культурная область включает государства Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали). С древних времён здесь произошло слияние местных кушитоязыковых племён с семитоязыковыми переселенцами из Аравии. Это привело к взаимовлиянию культур Египта, Мерое с культурой Аксума. Третья историко-культурная область – государства Западной и частично Центральной Африки – это разнообразие этнокультур. В эпоху средневековья здесь были созданы государственные образования – Гана (III-XI в.), Мали (XIII-XV в.), Сонгай (XVI-XVII в.). Современные традиционные культуры разных народов региона развиваются на уровне отдельных этносов (игбо, волоф, йоруба, хауса и т.д.), а также в границах государств. Четвёртая историко-культурная область включает государства Центральной и Восточной Африки, заселённые бантуязыковыми народами. Их культура развивается на уровне этносов и государств. Пятая историко-культурная область – Южно-Африканская Республика (ЮАР). Политика апартеида с его системой самостоятельного существования рас сформировала в регионе деформированные этнокультурные процессы. Значительная часть африканского этноса наряду с англоюжноафриканцами, представителями азиатского региона создаёт сложную ситуацию для культурного развития. Шестая историко-культурная область – острова Атлантического и Индийского океанов, окружающих Африку (Мадагаскар, Маврикия, Реюньйон, Сан-Томе, Тринсипи и др.). Основной чертой этнокультурных процессов здесь является высокий уровень межэтничного смешивания и формирования креольских культур (за исключением Мадагаскара). Современное разнообразие африканских культур очевидно. Этнический состав Юга чрезвычайно многолик, однако, африканские культуры объединяют их в общие черты. Большую роль в организации жизни имеют традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Космология, религиозные взгляды, фольклор, семейные отношения, отношение к родителям, детям – те общие культурные ценности, с которыми сегодня далее развивается Юг. К важным элементам социальной организации относятся: община, род, каста, традиционные семейные группы и слои. Наиболее значимым элементом африканского общества является семья, которая цементирует внутреннюю целостность культуры всего тропикоафриканского региона. Отношения в семье базируются на кровных связях, браке, а так же ритуальных и мистических связях. Семья в Африке связана с тремя уровнями человеческого существования: мёртвых, живых и не рождённых. Большая семья, община, вожди сегодня по-прежнему считаются важными элементами общественной организации. Современная эпоха для региона характеризуется, с одной стороны, всё большей интернационализацией культуры, с другой стороны – быстрым ростом этнического самосознания и стремления сохранить самобытность своей культуры. Эти процессы взаимосвязаны между собой, так как поиски идентичности под влиянием западной культуры, с использованием её элементов. Общими особенностями эстетичного самосознания в регионе являются: взаимосвязь понятий красоты и добра, синкретизм родоплеменной культуры, в котором объединяются утилитарное и эстетическое. Особая роль отводится символике цвета: красный цвет – жизнь, здоровье, радость; белый – смерть. Магическое и эстетическое значение имеют разнообразные геометрические знаки, рисунки, орнаменты на предметах быта, тканях, стенах жилищ. Скрытый смысл магической символики понятен только посвященным. Особенности эстетического восприятия формы наиболее ярко выражены в традиционной скульптуре, ритуальных статуях и масках. При множестве разнообразных стилей африканской традиционной пластике присущи общие черты: преимущество антропоморфных сюжетов, чёткая симметрия композиции, геометрическая простота форм, уравновешенность, внешняя статичность и внутренний динамизм. В изобразительном искусстве преобладают острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характерных признаков животных и людей; разнообразны варианты украшения человеческого тела. Искусство народов Юга отличается экспрессией – бурным выражением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцевальном искусстве. Ведущим началом всех художественных явлений выступает ритм, пронизывающий всё – скульптуру, архитектуру, танец, музыку. Негро-африканские ритмы оказали существенное влияние на художников европейского авангарда. Современное искусство данного региона характеризуется религиозным синкретизмом, которым пронизано профессиональное народное творчество африканских художников. Таким образом, ведущая тенденция культурных процессов в Африке сориентирована на преодоление этнической замкнутости, локальной специфики, сближению этносов. В диалектическом единстве культуры африканского региона идут процессы, как взаимодействия, синтеза, синкретизма, так и конфликта культур, формирования множества её переходных типов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.01 с.) |