Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «цивилизация» и её сущность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культуру, как и общество, часто отождествляют с понятием «цивилизация», и это не случайно, так как и культура, цивилизация связаны с обществом. Культурное и общественное развитие тесно взаимосвязаны социокультурной системой и социокультурным миром в котором культурная общность складывается и развивается. Социокультурный мир – это общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (культура инков), но могут охватывать разные народы и страны (арабская культура, европейская культура). Типология социокультурных миров выделяет три типа: исторические типы (Античный и т. д.), региональные типы (культура Латинской Америки) и цивилизации как социокультурные системы, составляющие специфику различных форм общества. Понятие «цивилизация» широко применяется как в науке (философии, культурологии, истории), так и в обыденной жизни. Оно часто используется в качестве прилагательного «цивилизованный», и является эквивалентом слова «культурный». Истоки понятия «цивилизация» восходят к эпохе античности, к культуре Древней Греции и Древнего Рима. Этимология понятия: «цивилизация» - от латин. сivilis – государство, гражданство, город, прилагательное сivilis означало - гражданский, государственно-правовой, политический, городской. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Это понятие связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми. Государство – это общество, в котором правит закон. Закону подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и соответствующими достоинствами. Естественно, образцом «цивитас» с их точки зрения был сам Рим, который, по их мнению, превосходил по своему уровню развития во всех отношениях все окружающие народы, считающиеся у римлян тёмными, примитивными, необразованными, варварскими. Цивилизация в античности рассматривалась как противопоставление античного общества варварскому окружению. В научный обиход понятие «цивилизация» ввёл, по мнению Л. Февра, французский философ Пьер Гольбах в эпоху Просвещения в 1766 г. Под «цивилизацией» он понимал процесс совершенствования образа жизни народов в ходе их исторического развития. По мнению некоторых культурологов автором понятия «цивилизация» является шотландский философ ХVШ в. А. Фергюссон. В культуре Нового времени (в эпоху Просвещения) понятие «цивилизация» действительно имело много значений, но в основном им обозначаливысокоразвитое в культурном отношении общество, основанное на началах Разума, Справедливости, Закона (на государственно-правовых, разумных и справедливых началах). Такое общество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своём развитии народов, как в древности, так и на открытых европейцами в ХVI - ХVШ веках землях. Таким образом, базовое значение данного понятия искали в представлениях древних греков и римлян о преимуществах жизни по закону в государстве. В современной культурологии, как и в Новое время, понятие «цивилизация» многозначно. По мнению академика РАН Стёпина цивилизация - это - во-первых, совокупность материальных и духовных достижений человечества, которые характеризуют выделение человека из природного мира и его восхождение по ступеням социального развития. Достижения характеризуют уровень развития второй природы человека – искусственного мира предметов, процессов, которые его окружают. Достижениями цивилизации являются: -технико-технологические инновации – изобретение колеса, паровая машина, самолёт…, которые способствуют прогрессу в развитии технологий; -социальные достижения – социальные институции: письменность, право, политика…, которые формируют социальные структуры и институты в обществе, возникающие в государстве. - во-вторых, цивилизация – этоособый тип общества, возникающий на определённой ступени исторического развития, когда идёт переход от первобытного общества к сельским и городским цивилизациям древности. Цивилизация – это целостный социальный организм с особым, уникальным типом культуры, это тип общества, выступающий как относительно самостоятельный культурный мир. В нём особый образ жизни людей, свой собственный менталитет (способ мышления), свои отношения к миру, природе, обществу, религия,типы личностей. Культура и цивилизация здесь рассматриваются в единстве. - в-третьих, цивилизация - это собственно материальная культура; цивилизация рассматривается как технологическое и техническое совершенство общества, как сфера вещей и услуг, а культура – это духовное творчество. Такое понимание цивилизации возникло уже на рубеже XIX – ХХ веков, когда культуру и цивилизацию противопоставляют друг другу, и цивилизацию характеризуют как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности и духовности. Итак, мы в курсе будем пользоваться понятием цивилизация: - в узком смысле слова - это собственно материальная культура в противовес духовной; - в широком смысле слова цивилизация – это целостный социальный организм (тип общества) с особым, относительно самостоятельным культурным миром (типом культуры); упорядоченная, исторически определенная система материальной и духовной деятельности людей и ее последствий с точки зрения их значения на общественное развитие. В 1958г. в Чикаго на научной философской конференции были выделены однозначно важнейшие характеристики (признаки) цивилизации. Признаки (критерии) цивилизации: 1. Образование государства; 2. Возникновение письменности; 3. Отделение земледелия от ремесла; 4. Расслоение общества на классы; 5. Появление городов (функция: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли); 6. Зарождение религии как социального института, который покоится на систематичности, а не просто преклонения перед сверхъестественными силами природы. Централизованная идеологическая сфера стала огромной силой влияния на массы. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия 10-12 тыс. лет назад. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда, торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности и зарождение религии, как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, сакральных культов, деятельности и влиянии. Письменный язык, наука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система являются также донаучными, доиндустриальнымии, доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены. При этом наличие первых двух признаков цивилизации: образование государства и возникновение письменности обязательны, а необходимость других часто ставится под сомнение. Но если даже взять за основу первые два, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.006 с.) |