Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «цивилизация» и её сущность.

Поиск

Культуру, как и общество, часто отождествляют с понятием «цивилизация», и это не случайно, так как и культура, цивилизация связаны с обществом. Культурное и общественное развитие тесно взаимосвязаны социокультурной системой и социокультурным миром в котором культурная общность складывается и развивается.

Социокультурный мир – это общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (культура инков), но могут охватывать разные народы и страны (арабская культура, европейская культура). Типология социокультурных миров выделяет три типа: исторические типы (Античный и т. д.), региональные типы (культура Латинской Америки) и цивилизации как социокультурные системы, составляющие специфику различных форм общества.

Понятие «цивилизация» широко применяется как в науке (философии, культурологии, истории), так и в обыденной жизни. Оно часто используется в качестве прилагательного «цивилизованный», и является эквивалентом слова «культурный».

Истоки понятия «цивилизация» восходят к эпохе античности, к культуре Древней Греции и Древнего Рима. Этимология понятия: «цивилизация» - от латин. сivilis – государство, гражданство, город, прилагательное сivilis означало - гражданский, государственно-правовой, политический, городской.

Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Это понятие связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми. Государство – это общество, в котором правит закон. Закону подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и соответствующими достоинствами.

Естественно, образцом «цивитас» с их точки зрения был сам Рим, который, по их мнению, превосходил по своему уровню развития во всех отношениях все окружающие народы, считающиеся у римлян тёмными, примитивными, необразованными, варварскими. Цивилизация в античности рассматривалась как противопоставление античного общества варварскому окружению.

В научный обиход понятие «цивилизация» ввёл, по мнению Л. Февра, французский философ Пьер Гольбах в эпоху Просвещения в 1766 г. Под «цивилизацией» он понимал процесс совершенствования образа жизни народов в ходе их исторического развития. По мнению некоторых культурологов автором понятия «цивилизация» является шотландский философ ХVШ в. А. Фергюссон.

В культуре Нового времени (в эпоху Просвещения) понятие «цивилизация» действительно имело много значений, но в основном им обозначаливысокоразвитое в культурном отношении общество, основанное на началах Разума, Справедливости, Закона (на государственно-правовых, разумных и справедливых началах). Такое общество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своём развитии народов, как в древности, так и на открытых европейцами в ХVI - ХVШ веках землях. Таким образом, базовое значение данного понятия искали в представлениях древних греков и римлян о преимуществах жизни по закону в государстве.

В современной культурологии, как и в Новое время, понятие «цивилизация» многозначно. По мнению академика РАН Стёпина цивилизация - это - во-первых, совокупность материальных и духовных достижений человечества, которые характеризуют выделение человека из природного мира и его восхождение по ступеням социального развития. Достижения характеризуют уровень развития второй природы человека – искусственного мира предметов, процессов, которые его окружают. Достижениями цивилизации являются:

-технико-технологические инновации – изобретение колеса, паровая машина, самолёт…, которые способствуют прогрессу в развитии технологий;

-социальные достижения – социальные институции: письменность, право, политика…, которые формируют социальные структуры и институты в обществе, возникающие в государстве.

- во-вторых, цивилизация – этоособый тип общества, возникающий на определённой ступени исторического развития, когда идёт переход от первобытного общества к сельским и городским цивилизациям древности. Цивилизация – это целостный социальный организм с особым, уникальным типом культуры, это тип общества, выступающий как относительно самостоятельный культурный мир. В нём особый образ жизни людей, свой собственный менталитет (способ мышления), свои отношения к миру, природе, обществу, религия,типы личностей. Культура и цивилизация здесь рассматриваются в единстве.

- в-третьих, цивилизация - это собственно материальная культура; цивилизация рассматривается как технологическое и техническое совершенство общества, как сфера вещей и услуг, а культура – это духовное творчество. Такое понимание цивилизации возникло уже на рубеже XIX – ХХ веков, когда культуру и цивилизацию противопоставляют друг другу, и цивилизацию характеризуют как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности и духовности.

Итак, мы в курсе будем пользоваться понятием цивилизация:

- в узком смысле слова - это собственно материальная культура в противовес духовной;

- в широком смысле слова цивилизация – это целостный социальный организм (тип общества) с особым, относительно самостоятельным культурным миром (типом культуры); упорядоченная, исторически определенная система материальной и духовной деятельности людей и ее последствий с точки зрения их значения на общественное развитие.

В 1958г. в Чикаго на научной философской конференции были выделены однозначно важнейшие характеристики (признаки) цивилизации. Признаки (критерии) цивилизации:

1. Образование государства;

2. Возникновение письменности;

3. Отделение земледелия от ремесла;

4. Расслоение общества на классы;

5. Появление городов (функция: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли);

6. Зарождение религии как социального института, который покоится на систематичности, а не просто преклонения перед сверхъестественными силами природы. Централизованная идеологическая сфера стала огромной силой влияния на массы.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия 10-12 тыс. лет назад. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда, торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности и зарождение религии, как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, сакральных культов, деятельности и влиянии. Письменный язык, наука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система являются также донаучными, доиндустриальнымии, доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены.

При этом наличие первых двух признаков цивилизации: образование государства и возникновение письменности обязательны, а необходимость других часто ставится под сомнение. Но если даже взять за основу первые два, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.006 с.)