Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».



 

Культура Цивилизация
  1. Первична, имеет природное происхождение: человек.   1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество.
2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность. 2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - её техногенность.
  3.Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи).     3.Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище).
4.Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 4.Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества).
5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 5.Реализует определённый тип общества к конкретным историческим условиям
6.Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки, мышления и поведения. В культуре важно - творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. В ней все материальное служит духовному. 6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен - стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся В ней все духовное служит материальному.
7.Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности.   7.Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму
8.Культурный человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности 8.Цивилизованный человек: обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в
Культура – это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу. Культура – это духовные ценности: · Образование · Наука · Философия · Искусство     Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела.   Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т. д. - это степень технологического и социально-политического развития общества.   Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно, пользоваться или можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

 

Вывод: Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.

Культурологический словарь

 

Адаптация культурная (от лат. adaptation – приспосабливать) – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания поведения, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности.

Аллегория (от греч. allehoria - иносказание) –1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлечённые понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах; 2) скрытый смысл, намёк на что-либо, иносказание.

Антропоцентризм ( от греч. anthropos – человек, centrum - центр, середина) - представление о мироустройстве, которое организуется вокруг человека как центра Вселенной.

Артефакт (от лат. artifactum – искусственно сделанный) - любой искусственно созданный человеком, обществом продукт культуры, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда; любые феномены духовной жизни общества - научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклора.

Архетипы культурные (от греч. arthe - начало и tupos – образ) - архаические культурные первообразы, идеи; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, прошедшие через многовековые пласты истории, культурно трансформировавшиеся и сохранившие своё значение и смысл в современной культуре.

Ассимиляция культурная (от лат. assimilation – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа, другой культурой, чаще всего путём завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителе.

Вандализм (от лат. vandali название древнегерманских племён, завоевавших часть Римской империи и подвергших Рим разгрому и разграблению) – дикое, беспощадное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство (от греч. barbaroi иностранцы, которые говорили на непонятном языке) – 1)невежественное отношение к культурным ценностям; 2) в периодизации истории человеческого общества (по А. Фергюсону) – второй период после дикости, перед цивилизацией.

Глобализация (от лат. globus шар) - процесс усиления взаимосвязанности мира, характеризующийся расширением взаимовлияния различных стран и народов на основе современных информационных технологий; процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, культурных связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформации мира во всех областях и отражается в появлении идентичности в наднациональном масштабе.

 

Глобальные проблемы — со­временные проблемы цивилиза­ции, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекраще­ние катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвраще­ние отрицательных последствий на­учно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и про­анализированы в рамках деятельно­сти Римского клуба.

 

Дегуманизация (от лат. de — приставка, обозначающая отделе­ние, удаление и humanus — чело­вечный) — утрата обществом ду­ховных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основан­ного на справедливости, внимании, уважении к личности, индивиду­альным качествам человека.

 

Диалог культур (от греч. dialogos – диалог между двумя или несколькими лицами) – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность.

Динамика культуры (от греч. dinamikos — относящийся к силе, сильный) — изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформа­цию культуры, ее изменение.

Дифференциация культурная (от лат. differentia – различие) – качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением отделением частей от целого.

Доминанта культурная (от лат. dominans – господствующий) главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть культуры.

 

Духовная культура -сфера человеческой деятельности, охватывающая

духовную жизнь человека и общества; совокупность духовных ценностей.

Знак — материальный предмет (яв­ление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для при­обретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информа­ции, знаний); овеществлённый носитель образа предмета,

Изобразительные искусства – искусства, связанные со зрительным восприятием, создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура).

Интеграция культурная (от лат. integratio восстановление, восполнение) - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами историко-культурными областями.

Искусство — совокуп­ный результат человеческой дея­тельности, выражающийся в прак­тически-духовном эстетическом освоении мира в процессе художественного творчества; отображение действительности в художественных конкретно-чувствительных образах, творчество по законам красоты. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусст­во, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способ­ность человека к формированию образов.

 

Канон (от греч. капоп — прави­ло, предписание, мерило) — норматив­ный образец; в изобразительном искусстве совокупность художе­ственных приемов и правил, кото­рые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы компози­ции и колорита, система пропор­ций, иконография данного типа изображения).

 

Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии; внутреннее освобождение, кото­рое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удов­летворения и просветления, кото­рые испытывает зритель, пережив
вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.

 

Код культуры (от франц. code) — совокупность знаков, сим­волов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом пред­мете культурной деятельности че­ловека.

 

Конвергенция культуры (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – процесс сближения, схождения культур.

Консерватизм культурный (от лат. conservo – сохраняю, предохраняю) - приверженность к сформулированным духовным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т. д.

Контекст (от лат. contextus — соединение, согласование, связь) — общий смысл, социально-истори­ческие и культурные условия, даю­щие возможность уточнить смысло­вое значение результатов творчес­кой деятельности человека.

 

Контркультура (от греч. contra — против) — направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение сре­ди части американской молодежи в 60-х — начале 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительски го общества, стандартов и стерео типов массовой культуры, образ и жизни, в основе которого лежат установки на респектабельное поведение,. социальный престиж, материальное благополучие.

 

Культ (от лат. cultus — уход, по­читание) — совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с ве­рой в сверхъестественное. Культ возника­ет в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с це­лью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа— храм, молит­венный дом с различными культо­выми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). Кроме того, культ — это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.

 

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание; первоначально – обработка земли)— открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнеде­ятельности людей, «представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные сово­купности материальных объектов, идей и образов; технологий их изго­товления и оперирования ими; ус­тойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценоч­ных критериев, имеющихся в обще­стве. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регу­лирования социального взаимодей­ствия и поведения».

Культура организации — спе­цифическая, присущая лишь дан­ной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходи­мых для ее функционирования.

Культура личности -уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой.

Культурно-историческая эпоха - исторический отрезок времени, в течение которого лю­дей объединяет определенная культурная общность, например, античность, средневековье, Возрождение и т.п.

 

Культурно-исторические типы — целостные совокупности характерных элементов жизни этно­са, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, полити­ческом и других отношениях. Кон­цепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Согласно его концепции, результатом положительной деятель­ности того или иного народа высту­пает создание своеобразного, обо­собленного, локального культурно-исторического типа. Данилевский выделяет в хронологическом поряд­ке десять культурно-исторических типов, целиком или частично ис­черпавших возможности своего раз­вития.

 

Культурные универсалии (от лат. universalis — общий, всеоб­щий) — нормы, ценности, прави­ла, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах разви­тия человеческого рода. Культурные универсалии не зави­сят от географического места, ис­торического устройства общества.

 

Культурный образец – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обуславливается определёнными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром.

Культурный организм -вос­приятие культуры как живого био­логического организма, который в своем развитии проходит стадии зарождения, роста, расцвета, ста­рения и умирания. Данной точки зрения придерживались многие ав­торы, в том числе Г. Спенсер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, большинство эволюционистов

 

Культурные ценности - система жизненно важных (положительных) для человека и общества объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой деятельности; положительно-значимые для человека вещи и идеи.

Культурный слой – слой земли, содержащий остатки деятельности человека, древних сооружений, строительный и хозяйственный мусор.

Культурологический подход к понятию «цивилизация» - подход, в рамках которого цивили­зация рассматривается как особый социокультурный феномен, огра­ниченный определенными про­странственно-временными рамка­ми. В большинстве случаев основу этого феномена составляет религия (М. Вебер, А. Тойнби). Некоторые ученые указывают на четко выра­женные параметры технологическо­го развития (А. Тойнби).

 

Культурология - (от лат. cultura игреч. logos — знание, учение, сло­во) — научная дисциплина, изуча­ющая культуру как естественную целостность через призму культур­ного становления общества и чело­века; «объяснение культуры». Куль­турология – это система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

 

Локальные типы культур - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с други­ми типы культур.

 

Маргинальность культурная (от позднелат. marginalis — находящийся на краю; прилагатель­ное, берущее начало от margo — край, граница) — понятие, указы­вающее на промежуточность, не­адаптивность, «пограничность» по­ложения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры. Культурная маргинальность возни­кает в результате изменения нор­мативно-ценностных систем под воздействием межкультурных кон­тактов, социальных сдвигов и тех­нологических факторов, ког­да человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жиз­ни, культурные ценности.

 

Массовая культура (от лат. massa — ком, кусок) - совокупность явлений культуры XX - XXI в.в., характерных для современного общества, порожденных на­учно-технической революцией, ур­банизацией, разрушением локаль­ных общностей и размыванием тер­риториальных и социальных границ. Массовое распространение куль­турных явлений связано с разви­тием систем информации, ком­муникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продук­ции. Массовую культуру характери­зуют особенности производства культурных ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потреб­ление (массовое производство при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в про­мышленном производстве). Перво­начально массовая культура возник­ла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каж­дому) культурных ценностей, при­оритетах мегаполисных форм суще­ствования. Она рассчитана на «сред­него» человека, формируется под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стерео­типов, генерируемых средствами массовой информации. Авторство термина принадле­жит М. Хоркхаймеру (впервые при­менил в работе «Искусство и мас­совая культура», 1941).

 

Материальная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая материальную жизнь человека и общества; физические объекты, созданные руками человека; совокупность материальных ценностей. В материальную культуру включаются:

1) культура труда и материального производ­ства;

2) культура быта;

3) культура топоса, т.е. места жительства (жи­лища, деревни, города);

4) культура отношения к собствен­ному телу и т.п.

 

Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis — умственный, духовный) — миро­ощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллек­тивного и индивидуального созна­ния. Менталитет представляет собой совокупность психологических, по­веденческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, соци­альных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталите­том, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессоз­нательных психических состояний.

 

Миф (от греч. mythos— преда­ние, сказание) — архаическое по­вествование о деяниях богов и ге­роев, об управляющих миром богах и духах. Миф — это попытка чело­века объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он явля­ется, в котором живет. Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставля­ет себя природе, поэтому в мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяже­нии всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чув­ственно обобщая явления совре­менной жизни.

 

Модернизация (от франц. modernizahion, от moderne – современный) — концепция перехода от доиндустриального к индустриальному обществу путём комплексных реформ, занимающих большой промежуток времени, в результате чего кардинально меняются социальные институты общества и образ жизни людей; совокупность технологических, экономических, культурных, политических изменений, котрые направлены на усовершенствование общественной системы в целом.

 

Модернизм (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - направление в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX - начале XX в., противопоставляющее себя искусству прошлого.

 

Молодёжная субкультура - совокупность ценностей, тради­ций, обычаев, присущих молоде­жи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельнос­ти вытеснили труд в качестве важ­нейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом за­висит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная су­ществующему образу жизни и культуре. Она характеризуется по­пытками сформировать собствен­ное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, формы проведения до­суга и т.д.

 

Моральная культура - истори­чески сложившаяся устоявшаяся
система нормативных отношений между людьми, образующая область культурной практики. В основе мо­ральной культуры лежат освящен­ные традицией фиксированные нормы отношений.,

 

Народная культура - непрофес­сиональная, анонимная, коллек­тивная культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

 

Наука - специализированная об­ласть культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально органи­зованном теоретическом и эмпири­ческом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управление исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Нравственная культура - ха­рактеристика состояния общества с точки зрения соблюдения им мо­ральных норм и правил. Составны­ми элементами нравственной куль­туры являются обычаи, моральные нормы поведения, нравы данной культуры, нравственные отноше­ния

 

Онтология культуры - (от греч. ontos - сущее и ...lогия - учение ) — кон­цепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах.

 

«Осевое время» или «ось мировой истории» — термин, введенный в научный оборот Карлом Ясперсом («Истоки истории и ее цель»). Под «осевым временем» понимается эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию Восток - Запад. Ось мировой исто­ми относится ко времени 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это духовное основоположение человечества проходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Согласно Ясперсу, в это время происходит станов­ление истории человечества как ми­ровой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур.

 

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих кон­кретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследова­тельских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в те­чение определенного времени дает научному сообществу модель поста­новки проблем и их решений.

 

Политическая культура - часть культуры в целом, совокуп­ность характера и уровня полити­ческих знаний, оценок и действий граждан, а также содержания и ка­чества социальных ценностей, тра­диций и норм, регулирующих как внешние, так и внутренние поли­тические отношения в обществе.

 

Постмодернизм - (букваль­но - то, что следует после модер­низма, за модернизмом) - обобщённое обозначение тенденций в культуре и общественной жизни постиндустриального, информационного общества, сформировавшиеся в 60—80-е гг. XX в. Именно в это вре­мя была осознана ограниченность рационализма и того, что результа­ты культурного прогресса постави­ли под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры. Э. Гидденс обосновал появление постмодернизма «усталостью от про­гресса». В результате постмодернизм выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественные изменения природы, общества и культуры. Постмодернизм базируется на осознании разнообра­зия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признании этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

Правовая культура - совокуп­ность различных видов правовой деятельности человека (права, пра­восознания, правовых отношений, законности и правопорядка, зако­нотворческой, правоприменитель­ной и др.) в сфере функциониро­вания права в обществе; система формализованных нормативных взаимоотношений, регулируемых обязательными для исполнения и охраняемыми государством закона­ми, нормами.

 

Прогресс культурный (от лат. progressus — движение вперед) — поступатель­ное движение социокультурной си­стемы вперед от менее к более сложному строению, от менее к более адап­тированному состоянию, от менее к более совершенной форме.

 

Религиозная культура (от лат. religio – благочестие, святыня) - со­ставная часть общей культурной системы, порожденная религиоз­ными запросами людей и призван­ная удовлетворять эти запросы. Эле­ментами религиозной культуры яв­ляются: мораль (религиозные нравственные поучения), религиоз­ная философия, политика, культо­вое искусство (живопись, зодче­ство, ваяние, музыка, литература и проч.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения — семинарии, воскресные школы и т.п.; библиотеки; из­дательства и проч.) и ряд других.

 

Ритуал - (от лат. ritualis — обря­довый) — сложившиеся в процес­се исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка об­рядовых действий. В ходе длитель­ного процесса ритуализации опре­деленные модели поведения пре­вращались в независимые символы, которые становились общеприняты­ми в культуре.

 

 

Сакральный (от лат. sacer (sacri) — священный) — относящийся к вере, религиозному культу; культурный процесс объединения верующих в системе церковь – государство; монополия религиозной идеологии церкви в государстве и её влияние на социальные институты общества - экономику, полити­ку, образование и др.

 

 

Секуляризация (от лат. saecularis — светский) — процесс освобождения культуры от монопо­лии религиозной идеологии; ослаб­ление роли религии в обществен­ной жизни, уменьшение ее влия­ния на другие социальные институты — экономику, полити­ку, образование и др. Исторически процесс секуляризации науки, ис­кусства, морали, образования и т.д. начался с эпохи Реформации.

 

Семиотика (от греч. semeiotike — учение о знаках) — наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых сис­тем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а так­же особенности различных знако­вых систем и сообщений.

 

Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета; эти­мологически связан с греч. глаголом, означающим «соединяю, сравни­ваю, сталкиваю») — неразвернутый знак, обобщение; такой образ, ко­торый является представителем дру­гих (весьма многообразных) обра­зов, содержаний, отношений.

Символ — всегда конкретный, дос­тупный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе на­шему воображению недоступное (на­пример, сова — символ мудрости, голубь — символ мира и т.п.). Язык символов свойствен как научному, так и художественному мышлению.

 

Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — 1)слитность, нерасчлененность, ха­рактеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (так, к примеру, синкретизм пер­вобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре); 2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.

 

Сленг ( от англ. slang) — жаргон, жаргонная лексика. Слэнг под­вержен частым изменениям. Широ­кое распространение получил в мо­лодежных субкультурах.

 

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и вза­имодействовать со своим культур­ным окружением.

Субкультура (от лат. sub — под и cultura - возделывание) - это целостная культура определённой социальной группы внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными обычаями и нормами. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, не­ основной, не главной культурой. Это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, опре­деляющая стиль жизни, ценност­ную иерархию и менталитет ее но­сителей.

 

Тип (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы пред­метов, явлений, объектов, в кото­рой фиксируются их общие призна­ки, свойства, принципы существо­вания. Выделение типов связано с системообразующими принципа­ми, лежащими в основе процесса обобщения.

Типология культур - (от греч. typos - форма, образец и cultura - возделывание) — научный метод, в основе которого лежит система­тизация периодов (ступеней) в раз­витии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также раз­личения культур по определенным существенным основаниям.

 

Толерантность (от лат. tolerania – терпение) — терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Традиционная культура (от лат. traditio — пе­редача, повествование и cultura – возделывание) - нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и по­этому практически не фиксируют­ся коллективным сознанием носи­телей данной культуры. Традицион­ная культура передается из поколения в поколение посред­ством бесписьменной и невербаль­ной коммуникации.

 

Традиция ( от лат. traditio — пе­редача, повествование) — исто­рически сложившиеся и передава­емые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаружи­ваемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь вре­мен.

 

Утилитаристская культура - культура Нового времени, в кото­рой доминировали и определяли логику осмысления любого культур­ного явления полезность, деловитость, применимость.

 

Элитарная культура (от фр. elihe — лучшее, отборное, избранное) - совокупность культурных ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой (критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, учеными, музыкантами). Формула элитарной культуры «искусство ради искусства». Элитарная культу­ра, по мнению её создателей, сориентирована на лучшую, высшую часть общества, об­ладающую особой художественной восприимчивостью. Элитарная культу­ра включает в себя изящные искус­ства, интеллектуальную литературу, классическую музыку.

 

Феномен (от греч. phainomeпоп — являющееся) — 1) явление, в котором выражается, обнаружи­вается сущность чего-либо; 2) лю­бое проявление чего-либо.

 

Феномены культуры - различ­ные формы проявления сущности культуры, такие, как мораль, пра­во, религия, искусство, экономи­ка, политика, наука, техника и др.

 

Этническая культура - культу­ра людей, связанных между собой общностью происхождения и тер­ритории, т.е. единством «крови и почвы».

 

Язык культуры - формы, зна­ки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в ком­муникативные связи, ориентиро­ваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры пред­ставляют собой пласт коммуника­тивной области культуры, форми­рование которого происходит в процессе взаимодействия совмест­но проживающих людей, когда об­щие для них представления обре­тают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых еди­ниц, использование которых под­чиняется определенным, установ­ленным, обязательным правилам.

 

 

Биографический справочник.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322г. до н. э.) – философ античности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.Основные философские идеи изложены в работах:«Этика», «Политика», «Афинская полития». В разработанной Аристотелем классификации наук философские науки делятся на теоретические (математику, физику, психология), практические (этику, политику, экономику), поэтические (технику, эстетику, риторику, педагогику). Аристотель является авторами терминов: катарсис (духовное очищение как цель трагедии), политика (искусство управления государством), мимесис (подражание как главная задача искусства).

 

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный философ и социолог, публицист. В 1922 г. за резкую критику марксизма был выслан из Советской России большевистским правительством. В 1922-1924 гг. жил в Берлине, а в 1924 г. переехал в Кламар под Парижем.

Основные культурологические идеи изложены в работах: «Смысл творчества» (1919), «Воля к жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» («Философия неравенства», письмо № 13) (1923), «Кризис искусства» (1918), «Человек и машина» (1933), «Смысл истории» (1923), «Судьба человека в современном мире» (1934) и др.

В центре философии Бердяева – признание абсолютной цен­ности любой личности, поколения, культуры как принадлежащих под­линному бытию. Выступал за возрождение духовной православной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 - 1885) - русский философ, культуролог, идеолог славянофиль­ства, публицист, социолог, этнограф, естествоиспытатель (кан­дидат, магистр ботаники). Основные культурологические идеи изложены в работах:«Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо0российскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890).Вклад Данилевского в развитие культурологии:создатель теории культурно-исторических типов человечества, сторонник дискретного характера истории. В основе истории фило­софии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества и единого направления прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.138 с.)