Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Культурное наследие. Культурный ландшафт

Поиск

 

1. Сущность культурного наследия.

2. Соотношение объектов природного и культурного наследия.

3. Культурный ландшафт

 

1. Сущность культурного наследия.

Под культурным наследием понимаются отнесенные к определенному пространству и времени типичные и уникальные образцы всех сторон материальной и духовной деятельности населения. Из определения видно, что культурное наследие следует изучать как компонент конкретного геокультурного пространства в его исторической динамике и территориальном многообразии. Типичный объект наследия, т.е. наиболее вероятный для данной конкретной системы объективного мира, уникальный - единственный в своем роде, исключительный.

В Конвенции (статья 1) под «культурным наследием» понимаются:

- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры, и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры, и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а так же зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии;

Перечень объектов культурного наследия постоянно пополняется, и он в принципе неисчерпаем. Сегодня особенно важно подчеркнуть, что понятие «культурное наследие» включает не только движимые и недвижимые материальные объекты, но и все то, что входит и в духовную культуру, и в сплав материального и духовного: нравственные и эстетические нормы разных народов, живших в разные исторические эпохи и в разных географических условиях; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные обычаи и традиции; традиции и обычаи, обусловленные географическими условиями проживания людей; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла и т.д.

В конвенциях ЮНЕСКО классификация культурного наследия присутствует в форме перечисления конкретных объектов культурного наследия. Так, выделяют в составе культурного наследия памятники, ансамбли, достопримечательные места. Кроме того, в документах ЮНЕСКО говорится о территориях наследия и выделяются комплексные природно-культурные объекты наследия – культурные ландшафты. В географии используется пространственная классификация – на основе принадлежности к физико-географическим или историко-культурным регионам. Представляет интерес хронологическое распределение объектов культурного наследия по главным историческим периодам развития общества.

2. Культурный ландшафт. Определение, категории и принципы организации. В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта.

Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Тогда, в 1972 году, была принята Конвенция о всемирном наследии, в которой в качестве объекта охраны рассматривались достопримечательные места как результат сотворчества человека и Природы.

Концепция культурного ландшафта является принципиально новым подходом к сохранению культурного и природного наследия.

По определению, данному в статье 1 Конвенции, культурные ландшафты представляют «совместные творения человека и природы». Они иллюстрируют эволюцию человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/ или благоприятных физических факторов естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов (внешних и внутренних). При отборе культурных ландшафтов должны учитываться оба фактора: значение ландшафта как части выдающегося мирового достояния, и степень, в которой он представляет четко обозначенный геокультурный регион, а также его способность иллюстрировать существенные культурные элементы такого региона.

Культурный (национальный) ландшафт является важнейшим понятием в региональных исследованиях природного и исторического наследия. На международном симпозиуме «Культурные ландшафты: сохранение и устойчивое развитие» под культурным ландшафтом рекомендовалось понимать «территории, которые, находясь в экологическом равновесии, вещественно (материально) преобразованы разными формами хозяйственного использования… В ходе индустриализации, интенсификации землепользования и роста численности населения культурные ландшафты утрачивают свои изначальные функции, все больше сводясь к производственным площадям. В результате утрачиваются функциональные и восстановительные способности ландшафта, культурное и биологическое разнообразие, малая родина и местное самосознание народов. Глобализация разрушает также региональные и локальные экономические циклы». По сути, культурный ландшафт представляет собой определенный тип пространственного взаимодействия природных, социальных и экономических систем.

Природная система включает ландшафты – участки земной поверхности, характеризующиеся общностью происхождения, развития и однотипностью взаимодействия природных компонентов: горных пород, рельефа, нижних слоев тропосферы, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира. Вмещающий природный ландшафт определяет природно-ресурсный потенциал, особенности развития средо- и ресурсовоспроизводящих процессов геосистем.

Производственную систему составляют, прежде всего, объекты материального производства и инфраструктура. При этом следует отметить, что свойства этой системы изменяются в процессе хозяйственного освоения территории, обусловливая проявление реликтовых, консервативных и прогрессивных элементов в культурных ландшафтах.

Социальная система представляется населением, с его этническими, демографическими, культурными и хозяйственными навыками и т. д.

Каждая система является автономным образованием, но в тоже время, на конкретных участках территорий они глубоко проникают друг в друга и взаимодействуют. В силу этого, формируются определенные спектры природно-социально-производственных систем (ПСПС), характерные свойства которых определяют пространственно-временную структуру культурного ландшафта, его природное и историческое наследие.

Культурными принято считать не все антропогенные ландшафты, а только те из них, которые действительно отвечают высоким экологическим требованиям рационального природопользования. Согласно А. Г. Исаченко, "...культурному ландшафту должны быть присущи два главных качества: 1) высокая производительность и экономическая эффективность и 2) оптимальная экологическая среда для жизни людей". В толковом словаре "Охрана ландшафтов" мы находим следующее определение понятия: "Культурный ландшафт - сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнения функций воспроизводства здоровой среды". Более лаконично, но в том же духе характеризует культурный ландшафт один из крупнейших отечественных экологов Н.Ф. Реймерс: "Ландшафт культурный - целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами". Из приведенных определений очевидно, что в составе современных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты различной степени экологического совершенства. К истинно культурным ландшафтам, к сожалению, относится лишь их малая часть. Преобладают же антропогенные ландшафты, нуждающиеся в оптимизации природопользования.

Термин «культурный ландшафт» охватывает множество проявлений взаимодействия человека и окружающей естественной среды.

Во многих случаях культурные ландшафты отражают специфические технологии устойчивого землепользования, связанного с характером и возможностями природной среды, в которой они находятся, и своеобразную духовную связь с природой. Сохранение культурных ландшафтов может способствовать развитию современных методов землепользования, а также усилению природных достоинств ландшафта. Применение традиционных способов землепользования поддерживает биологическое разнообразие во многих районах мира. Таким образом, традиционные культурные ландшафты способствуют сохранению биоразнообразия.

Культурные ландшафты различаются по трем основным категориям.

1. Наиболее ясно различим четко обозначенный ландшафт, сознательно задуманный и исполненный человеком. Сюда входят садовый и парковый ландшафты, созданные для эстетических целей, которые во многих (но не во всех) случаях связаны с монументальными сооружениями и ансамблями религиозного или иного характера.

2. Ко второй категории относятся органически развивавшиеся ландшафты. Они возникли как результат первоначальной потребности социального, экономического, административного и/или религиозного характера и достигли своей нынешней формы под воздействием природного окружения. Этот процесс эволюции отражен в форме и деталях ландшафтов. Они подразделяются на две подкатегории:

- реликтовые ландшафты – ланшдшафты, в которых эволюционный процесс завершился (при этом, однако, в их физической форме все еще различимы существенные отличительные черты);

- развивающиеся ландшафты – ландшафты, которые сохранили свою активную социальную роль в той части современного сообщества, где сильны связи с традиционным образом жизни; в них продолжается эволюционный процесс (в то же время они демонстрируют значительные материальные свидетельства своей эволюции).

3. К последней, третьей категории относятся ассоциативные культурные ландшафты. Включение таких ландшафтов в Список всемирного наследия обусловлено наличием в них очень сильных религиозных, художественных или культурных ассоциаций природной части ландшафта, а не свидетельств материальной культуры, которые могут быть представлены незначительно или отсутствовать вовсе.

Физические границы территории культурного ландшафта, выдвигаемого для включения в Список всемирного наследия, зависят от его функциональности и различимости. Отобранный образец должен достаточно убедительно, во всей полноте представлять культурный ландшафт, который он иллюстрирует. Не должно исключаться и выдвижение протяженных линейных участков, представляющих культурно значимые транспортные и коммуникационные сооружения.

Категория «культурный ландшафт», принятая для включения в Список всемирного наследия, оценивается как исключительно важная по обеим группам критериев (природных и культурных). Включение объекта в Список в качестве выдающегося мирового достояния должно быть обосновано с учетом обеих групп критериев.

 

3. Соотношение объектов природного и культурного наследия. Наше наследие – не просто феномен человеческой культуры. Это весь мир, вся целостность природных процессов, частью развития которых явилась культурная и природная жизнь человека. Осознание единства культурного и природного наследия становится в наше время все более значимым при выборе форм и методов сохранения и исследования памятников истории и культуры (в первую очередь археологических памятников) и вмещающих их ландшафтов. Этот подход до сих пор удовлетворительно не отражен в законодательстве, однозначно разграничивающем понятия особо охраняемой природной территории и памятника истории и культуры. Однако принципиально ошибочным является отделение природы от человека как чего-то внешнего по отношению к нему. Человек есть одна из форм реализации природной жизни.

Следует стремиться поддерживать разумное соотношение между числом природных и культурных объектов, включенных в Список.

В связи с трудностями, вызванными необходимостью рассматривать большое количество представлений (номинаций) на объекты культуры, а также в связи с тем, что Список всемирного наследия уже насчитывает значительное число объектов культуры, Комитет предлагает государствам - сторонам Конвенции добровольно сократить количество последующих номинаций. Это поможет сделать Список более репрезентативным. Исходя из этого же принципа, Комитет призывает те государства, культурное наследие которых еще недостаточно представлено в Списке и которым может понадобиться помощь в подготовке номинаций по объектам культуры, обратиться за содействием к Комитету.

 

 

Лекция № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.011 с.)