Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема1. Культурология в системе гуманитарного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности становления культурологи как научной дисциплины. Интегративный характер культурологического знания. Предметная область культурологии. Структура культурологии. Объект и методы культурологии. Понятие термина «культура», его история и логика становления. Многообразие определений культуры, их классификация. Современные представления о культуре. Сущность культуры, сущностные характеристики культуры. Основные функции культуры.Основные культурологические направления в изучении культуры. Тема 2. Мир человека как культура Субъект культуры – человек культуры. Антропологические основания культуры. Культурная самоидентичность. Личность и индивидуальность. Соотношение личности и творчества. Инкультурация и социализация. Личность в европейской и восточной культурах. Личность в традиционном обществе и индустриальной цивилизации. Проблемы модернизации и маргинальная личность. Информационно-семиотический подход к культуре. Основные типы знаковых систем культуры. Вторичные моделирующие системы. Культурные ценности и нормы. Ментальное поле культуры. Культурные традиции и инновации. Тема 3. Искусство как феномен культуры Соотношение художественной культуры и искусства. Генезис искусства. Бытие искусства в культуре как способ чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности. Представления о красоте как сущности искусства. Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох. Типология искусства. Новая художественная картина миры в современных направлениях и жанрах искусства. Система и виды искусств. Принцип классификации искусств. Динамика художественной культуры. Кризис в искусстве. Влияние новых технологий на художественную культуру. Искусство и массовое сознание. Основные черты и характеристики массовой культуры. Сферы проявления массовой культуры. Кич как феномен массового сознания. Законы «кичевого» искусства. Тема 4. Религия и наука в контексте культуры Специфика культурологического понимания сущности религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Соотношение религии и культурной среды. Специфика религиозных ценностей. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам. Религиозное и светское начала в культуре. Наука как феномен культуры. Соотношение обыденного и научного познания. Функции науки. Динамика соотношения религии и науки. Тема 5. Культура и цивилизация Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизационной среде. Роль культуры в динамике цивилизации. Перспективы взаимодействия культуры и цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного своеобразия. Информационное общество: этап цивилизационного развития и возникновение нового типа культуры. Особенности современного этапа цивилизационного развития и проблемы культуры. Тема 6. Типология культуры Проблема единства и многообразие самобытных уникальных культур. Понятие типологизации, типа и типологии культуры. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и системного характера. Разнообразие типологий в зависимости от задач, целей и инициативы исследователя. Основания и критерии классификации. Этническое и географическое деление культур. Выделение культур по сходству: хозяйственно-культурные, лигвистические, историко-этнографические типологии. Типология культур «Восток-Запад». Единство мировой культуры и диалог цивилизаций. Тема 7. Исторические особенности русской культуры «Востоко-Запад». Пространство и национально-этнический состав России. Русская культура и особенности российской истории. Роль православия как основы духовности русского народа. Толерантность и уважение к другим вероисповеданиям. Западничество и славянофильство и выбор пути развития. Мифологическое направление и исследование русского фольклора. Особенности ментальности и духовных ценностей русской культуры. Всемирно известные достижения художественной культуры России. Традиции и современность. Современные дискуссии о возрождении культуры России и перспективы ее развития. Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности Сущностные моменты и черты современной культуры, ее характерные особенности и место в мировом процессе. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре. Рационализм, субъективизм европейской культуры. Основные черты современной мировой культуры. Европоцентризм. Трансформация знания в информацию. Информационное общество. Прагматическая направленность современной культуры. Техницизм, признание значимости техники и технического прогресса, их взаимосвязь. Художественная культура и разнообразие художественных течений и направлений начала ХХ в. Сюрреализм, модернизм, постмодернизм. Глобализм как феномен современности. Противоречия процессов универсализации и глобализации. Специфика процесса коммуникации и современных средств связи. Интернет и компьютерные технологии. Виртуальная реальность. Тема 9. Основные школы и направления культурологии Философия культуры эпохи европейского Просвещения. Эволюционизм как теория культуры. Проблемы культуры в «философии жизни». Теории локальных цивилизаций. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа. Постмодернизм. 1.6. Разделы дисциплин и виды занятий (очная форма обучения)
Методические материалы
2.1. Учебно-методические рекомендации и разработки По проведению семинарских занятий.
Тема №1. Культурология в системе гуманитарного знания Вопросы для обсуждения 1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины? 2. Какие науки заложили фундамент культурологии? 3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура? 4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологи? 5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии? 6. Что отличает культурологический подход к сферам специализированной деятельности?
Творческие задания 1. Сформулируйте требования к социокультурной компетентности в сфере вашей будущей профессиональной деятельности. 2. Дайте сравнительный анализ определений предметного поля культурологи как области социогуманитарного знания по доступным вам учебникам и источникам. 3. Проведите культурологический анализ какого- нибудь реального проекта (инженерного, технологического, экономического, правового), обсуждающегося в обществе и имеющего отношения к вашей будущей профессиональной деятельности, выделив задачи и критерии этого анализа. Темы рефератов и самостоятельных работ 1. История и динамика культурологического знания. 2. Культурно-антропологические школы и концепции. 3. Культурологическая концепция Л.Уайта. 4. Специфика культурологического метода познания. 5. Критерии структурирования культурологического знания. 6. Проблема определения предметной области культурологии в постмодернистских концепциях. 7. Математическое моделирование социокультурных процессов. 8. Эволюция понятия «культура» в истории человечества. 9. Динамика исследований культуры в российской научной традиции. 10. Компаративный (сравнительный) анализ подходов к определениям культуры. 11. Культура в структурно-функциональном анализе. 12. Психологические подходы к культуре. 13. Прикладная культурология; сферы применения. 14. Социальный и гуманитарный «срезы» культурологии: общее и специфика. 15. Место культурологии с системе профессионального образования.
Ключевые слова: знание о культуре, культурология как научная дисциплина, тип знания, структура знания, научные методы.
Литература 1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. –М., 1993. 2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. –М., 1996. 3. Гуревич П.С. Философия культуры. –М., 1994. 4. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров, Н.Г. Багдасарьян. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 549 с. – Серия: Бакалавр. 5. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук// Бахниь М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1979. 6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. -Спб.: Питер,2005. 7. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. –М., 1998. 8. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. –М.,2004. 9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.007 с.) |