Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика докладов и презентаций

Поиск
  1. Культурология в системе гуманитарного знания.
  2. Концепция культуры Э.Б. Тайлора.
  3. Концепция культуры З.Фрейда.
  4. Культура и цивилизация.
  5. Культура и личность.
  6. Проблема генезиса культуры.
  7. Миф как явление культуры.
  8. Игровая концепция культуры.
  9. Э.Б. Тайлор о первобытной культуре.
  10. К.Г.Юнг об архетипах культуры.
  11. Экзистенциалистическая концепция культуры.
  12. Игровая концепция культуры.
  13. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.
  14. Проблема «Восток – Запад»: противостояние или диалог культур?
  15. Этногенез в концепции Л. Гумилева.
  16. Проблема национальной идентичности.
  17. Постмодернизм в культурологии.
  18. Немецкая классическая философия.
  19. Молодежная субкультура.
  20. Массовая и элитарная культура: анализ соотношения и взаимовлияния.
  21. Место и роль Интернета в современной массовой культуре.
  22. Культура как информационная система.
  23. Культура как текст.
  24. Символ в искусстве: знак и символ.
  25. Современные информационные языки.
  26. Философия и нравственность Буддизма.
  27. Художественная культура и искусство.
  28. Синкретизм первобытного искусства.
  29. Элитарное и массовое искусство.
  30. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
  31. Космология Индуизма.
  32. Религиозное искусство в контексте мировых религий.
  33. Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей.
  34. Специфика мусульманского искусства.
  35. Греция – «колыбель европейской цивилизации».
  36. Красота как сущность искусства.
  37. Вклад Китая в мировую культуру.
  38. Особенности художественной культуры Древнего Египта.
  39. Техногенная цивилизация: есть ли будущее?
  40. Место культуры Древнего Рима в античной культуре.
  41. Мифы древности и их значение для современности.
  42. Искусство и религия.
  43. Культура эпохи Возрождения.
  44. Христианство и искусство.
  45. Эпос Гомера - культурный и исторический памятник.
  46. Культура Индии как культура восточного типа, ее сущностные черты.
  47. Язычество древних славян.

 

 

2.4. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.

2. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н.Г.Багдасарьян.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2012.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры. Спб., 2004.

4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

6. Теория культуры: Учебное пособие. Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова –Спб.: Питер, 2008.

7. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - Спб.: Питер,2005.

8. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2001.

9. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Проф. Г.В. Драча. М.:Гардарики,2002.

10. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян,Н.Г.- М.:Высш.шк.,2004

11. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.,2010

12. Культурология для технических вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

14. Культурология. Под ред. А. Марковой. М.,2001.

15. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998.

16. Куренкова Р.А. Эстетика:Учеб. для студ. Высш. Учеб.заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

17. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994.

18. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994.

19. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.

 

2.5. Дополнительная литература

Монографии

 

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1994.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.

5. Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994.

6. Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре. // Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: 1990.

7. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. Спб., 1999.

8. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.:1991.

9. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988.

10. Гегель Г.Ф. Эстетика: В4-х т. Т.1. М.:1968.

2. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1992.

7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства. Спб.: 1994

9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб.,2002.

10. Межуев В.М. Культура и история. М.,1977.

11. Ортега –и- Гассет Х. Восстание масс // Х.. Ортега- и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. М.:1993

12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

13. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Спб., 2000.

14. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

16. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.,2004.

17. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1991.

18. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.,1992.

19. Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1994.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.

 

Приложение

Глоссарий

 

Аксиология (греч. axios ценный +... логия) – философско-культурологическое уче­ние об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.

Анимизм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из прими­тивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Античный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древ­них греков и римлян.

Антропогенез (от гр. antrôpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о проис­хождении человека.

Артефакт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культуроло­гии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

Буддизм одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возник­шая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.

Вестернизация (от англ. West – запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, «надстаивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, телевещание, Интернет и др.

Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропогенез» и др.

Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схо­ластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.

Деятельность способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая приба­вочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.

Диалектика (гр. dialektikě (techně) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получении информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлений («знаки-признаки»).

Западничество – направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, заменяющий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Индуизм (санскр.) – религия, наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э.

Иррационализм (от лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, от­рицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Искусство специфическая форма духовного освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Возникает в процессе труда. Основные особенности: 1) его способность объединять в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе; 2) отра­жение этой действительности в художественных образах. Исторически развивается как си­стема конкретных видов искусства (музыка, живопись, позже архитектура, кино и т. д.).

Ислам (ар.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преда­нию, Аллах избрал своим «посланником» пророком. Вероучение ислама изложено в Коране; ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР; то же, что мусульманство.

Иудаизм (соб.) – религия, распространенная преимущественно среди евреев; воз­никла в конце 2-го тысячелетия до н. э.; является монотеистической с культом бога Яхве; иудаизм – государственная религия Израиля.

Катарсис (от греч. –katharsis-очищение) – особый метод очищения дущи посредством искусства.

Канон (от гр. kanôn – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писа­ние; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) му­зыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

Католицизм (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных на­правлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в ре­зультате раскола христианских церквей в XI в.

Компьютеризация (англ. computer, от лат. computare – считать, вычислять) – ши­рокое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности (например, для проведения научных исследований, управления различными производственными процесса­ми, обучения, диагностирования).

Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – приспособленче­ство, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т. п.; отсут­ствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, автори­тетам.

Конфуцианство философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаи­вающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального нера­венства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприно­шений.

Культура (лат. cultura) – 1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим опре­делением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствую­щий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологиче­ская и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

«Культура массовая» (филос., социол.), обобщенная характеристика господ­ствующего в современном буржуазном обществе типа культуры, превращенной в индустри­ально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм изоб­ражения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни.

Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.

Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

Постмодернизм характеристика современной культуры, связанная с фунда­ментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.

Православие одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантиз­мом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окон­чательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы пра­вославия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

Просвещение течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

Религия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъесте­ственные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) од­но из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, на­пример, христианская религия, мусульманская религия.

Семиотика (от гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее на­звание комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая сим­волика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

Субкультура (от лат. sub – под)- особая форма культуры; целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностным строем, обычаями, нормами.

Синкретизм (от гр. synkrětismos – соединение, объединение) – 1) слитность, не­расчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, напри­мер, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.

Символизм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражаю­щий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иноска­зания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равноправной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что отличает его как иного. Предполагает настроенность на диалог, понимание, признание права другого на отличие.

Ценность – одна из основных понятийных универсалий социального знания, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей структуры личности, которые конституируют ее внутренний мир как уникальный.

Этика (лат. ethica, от гр. ěthos – обычай, характер) – 1) философское учение о мо­рали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) си­стема норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессио­нальной группы (например врачебная этика).

Язычество традиционное обозначение нетеистических религий по их противо­положности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обря­дов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сфор­мировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.01 с.)