Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика докладов и презентаций↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
2.4. Рекомендуемая литература Основная литература
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993. 2. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н.Г.Багдасарьян.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2012. 3. Борзова Е.П. История мировой культуры. Спб., 2004. 4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. 5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 6. Теория культуры: Учебное пособие. Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова –Спб.: Питер, 2008. 7. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - Спб.: Питер,2005. 8. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2001. 9. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. Проф. Г.В. Драча. М.:Гардарики,2002. 10. Культурология: учеб.для техн. вузов/ Багдасарьян,Н.Г.- М.:Высш.шк.,2004 11. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.,2010 12. Культурология для технических вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. 14. Культурология. Под ред. А. Марковой. М.,2001. 15. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998. 16. Куренкова Р.А. Эстетика:Учеб. для студ. Высш. Учеб.заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 17. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. 18. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. 19. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.
2.5. Дополнительная литература Монографии
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1994. 3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. 5. Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994. 6. Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре. // Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: 1990. 7. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. Спб., 1999. 8. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.:1991. 9. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988. 10. Гегель Г.Ф. Эстетика: В4-х т. Т.1. М.:1968. 2. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977. 3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991. 5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. 6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1992. 7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства. Спб.: 1994 9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб.,2002. 10. Межуев В.М. Культура и история. М.,1977. 11. Ортега –и- Гассет Х. Восстание масс // Х.. Ортега- и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. М.:1993 12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. 13. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Спб., 2000. 14. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 16. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.,2004. 17. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1991. 18. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.,1992. 19. Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997. 20. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1994. 21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.
Приложение Глоссарий
Аксиология (греч. axios ценный +... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми. Анимизм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Античный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян. Антропогенез (от гр. antrôpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека. Артефакт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации. Буддизм – одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири. Вестернизация (от англ. West – запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам. Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, «надстаивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, телевещание, Интернет и др. Генезис – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропогенез» и др. Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений. Деятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целесообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которого является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая прибавочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах. Диалектика (гр. dialektikě (techně) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм. Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими. Естественные знаки – вещи или явления природы, которые используются для получении информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлений («знаки-признаки»). Западничество – направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути. Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, заменяющий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах. Индуизм (санскр.) – религия, наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э. Иррационализм (от лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда». Искусство – специфическая форма духовного освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Возникает в процессе труда. Основные особенности: 1) его способность объединять в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе; 2) отражение этой действительности в художественных образах. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, живопись, позже архитектура, кино и т. д.). Ислам (ар.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником» пророком. Вероучение ислама изложено в Коране; ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР; то же, что мусульманство. Иудаизм (соб.) – религия, распространенная преимущественно среди евреев; возникла в конце 2-го тысячелетия до н. э.; является монотеистической с культом бога Яхве; иудаизм – государственная религия Израиля. Катарсис (от греч. –katharsis-очищение) – особый метод очищения дущи посредством искусства. Канон (от гр. kanôn – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писание; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви). Католицизм (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в. Компьютеризация (англ. computer, от лат. computare – считать, вычислять) – широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности (например, для проведения научных исследований, управления различными производственными процессами, обучения, диагностирования). Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т. п.; отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам. Конфуцианство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаивающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального неравенства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприношений. Культура (лат. cultura) – 1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам человек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исторически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении. «Культура массовая» – (филос., социол.), обобщенная характеристика господствующего в современном буржуазном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм изображения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни. Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел. Постмодернизм – характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума. Православие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окончательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в. Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Религия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) одно из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, например, христианская религия, мусульманская религия. Семиотика (от гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней. Субкультура (от лат. sub – под)- особая форма культуры; целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностным строем, обычаями, нормами. Синкретизм (от гр. synkrětismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем. Символизм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов. Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равноправной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что отличает его как иного. Предполагает настроенность на диалог, понимание, признание права другого на отличие. Ценность – одна из основных понятийных универсалий социального знания, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей структуры личности, которые конституируют ее внутренний мир как уникальный. Этика (лат. ethica, от гр. ěthos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например врачебная этика). Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.01 с.) |