Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Культура древнего востокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика культуры речных цивилизаций. 2. Эпохи древнеегипетской культуры. Эллинистический Египет. Египет – римская провинция. 3. Культура Древней Месопотамии: культура древних Шумера и Аккада, Старовавилонское царство; культура Ассирии: своеобразие искусства Сасанидского Ирана. 4. Индо-буддийский тип культуры. Система ценностей и художественная практика. 5. Философско-религиозные системы Китая. Система ценностей. Нормы повседневной жизни. Художественная практика. 6. Современные взгляды на традиции конфуцианства. 7. Буддизм в системе сегодняшней культуры.
История культуры народов Древнего Востока связывается многими учёными с переходом человечества от стадии первобытности к цивилизации. В IV – III тысячелетиях до н. э. в поймах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы возникают великие культуры древности – речные цивилизации. Важнейшим отличительным признаком этих культур можно считать сакрализацию власти. В правителе видели Бога, его воля считалась священной, абсолютной, что не только объединяло людей, но и позволяло сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях деятельности: строительство городов, дворцов, храмов – там, где требовались массовые усилия. Вся культура древневосточных обществ тесным образом связывалась с религиозным культом, обслуживала его. Архитектура, скульптура и живопись подчинялись строгим религиозным канонам. Для искусства Древнего Востока характерно стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображения, неумение передавать светотень и перспективу. Но каждый регион имел свою специфику культурного развития. Древний Восток знает четыре основных очага городской культуры: Двуречье (Месопотамия), Египет, Индия, Китай. В IV – III тысячелетиях до н. э. на территории Двуречья возникла цивилизация высочайшей культуры. При этом в Месопотамии достаточно быстро сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали различные народы, воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Динамичной, разнообразной была история и культура Двуречья. Старейшая культура на этой территории – шумеро-аккадская. Шумерам принадлежит древнейшая на Земле письменность - шумерская клинопись. Во II тысячелетии до н. э. на смену шумерской цивилизации приходит цивилизация Вавилонии. При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) здесь создаётся знаменитый "Свод законов", где отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Ассирийское искусство I тысячелетия до н. э. – искусство завоевателей, где важен культ силы, мощи. Поклонение воле царя было абсолютным. Он обязательно представлялся грозным, могущественным, беспощадным. Ассирийское искусство не знает себе равного по изображению сцен царской жестокости. Жестокость нравов общества, видимо, сочеталась с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладают дворцы, светские постройки, а не культовые сооружения. В Вавилоне насчитывалось 24 больших проспекта, а знаменитая Вавилонская башня вошла в число семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат (храм) высотой 90 м. Озеленённые террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н. э. На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI в. до н. э. Иранская империя. Искусство Ирана было ещё более светским, придворным, но и более спокойным: в нем почти нет той жестокой силы, что характерна для ассирийцев. Государственной религией в Иране считался зороастризм (по имени основателя Заратуштра – Зороастра в европейской транскрипции). Исходными положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу света (добра) с тьмой (злом), лежащую в основе мироздания. В IX в. до н. э. Иран, как и Египет, был завоёван Александром Македонским и включён в сферу эллинистической культуры. Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Египетская культура значительно возвышалась среди родственных ей культур Африки. От первых полунадписей-полурисунков – до обстоятельных декретов фараона;от первых упоминаний имени усопшего – до сложных религиозных текстов различных жреческих школ ("Тексты пирамид"); от первых кирпичных гробниц – к пирамидам Джосера, Хеопса; от скромных святилищ богов – к храмовым комплексам во славу Солнца; от первых схематических изображений на стенах, ремесленных изделиях – до сложных композиций, украшающих гробницы, статуй-портретов и каменных сфинксов. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость. Боги и цари считались владыками и покровителями Египта, они же выступали как создатели религии, искусств, письма и счёта. Культура Древней Индии (середина IV тыс. до н. э. – VI в. н. э.) – одна из самых оригинальных и величественных культур, когда-либо существовавших на нашей планете. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы, архитектуры, скульптуры, ремесла и градостроительства. В Древней Индии сформулирована десятичная система счисления, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины. Прославили Древнюю Индию выдающиеся литературные произведения – веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения: брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм – самая ранняя из трёх мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей. Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по профессиям – касты. Китай – самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем – конфуцианства, даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. В религиозных взглядах отразились особенности мировоззрения древних китайцев: терпимость, послушание, отказ от активных действий, культ повиновения старшим. Национальный характер сказался и на развитии письменности в Китае. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. В литературе Китая особое место занимала поэзия, её древнейшими памятниками стали "Книга песен" и "Книга перемен". Высокого уровня достигла китайская медицина (иглоукалывание, практика прижиганий, лечение наркотиками). В Древнем Китае знали более двадцати музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемониалы. Китайцы были поклонниками театра, любили акробатику, выступления мимов, театр кукол и теней.
Темы контрольных работ
1. Шумерско-Аккадская культура [2, 8, 15]. 2. Мифомистериальная традиция в искусстве первого государства на Земле [2, 4, 5, 6, 18]. 3. Миф в транскрипции сегодняшней культуры [5, 13, 19, 21]. 4. Художественная культура Древнего Египта [4, 6, 7, 17, 18]. 5. Особенности культуры Вавилона [2, 7, 14, 15]. 6. Быт древних японцев. Регламентация, её истоки и результаты [2, 9, 10, 15, 17]. 7. Этическое наследие Древней Индии [11, 13, 15, 20, 25]. 8. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии [2, 6, 7, 11, 17, 22, 23]. 9. Конфуцианство в свете современной культуры [1, 13, 26].
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от египетского? 2. Каковы важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания Древнего Двуречья? 3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему? 4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, их особенностях. 5. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона? 6. Расскажите об основных религиозно-философских системах и их влиянии на жизнь древнекитайского общества. 7. В чём заключалась регламентация быта древних китайцев, каковы её истоки и результаты? 8. Назовите основные достижения в культуре, искусстве Древнего Китая. 9. Расскажите о философии индуизма, её формировании. Как религия использовалась для оправдания общественного неравенства? 10. Дайте характеристику особенностям материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.
Литература
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989. 2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989 3. Буддизм: Словарь. М., 1992. 4. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. 5. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. 6. Грибина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. Тверь. 1993. 7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I – IV. М., 1993.\ 8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991. 9. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М, 1974. 10. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980. 11. Косамби Э. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. 12. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана.М., 1977. 13. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996. 14. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988. 15. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995. 16. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996. 17. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971. 18. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970. 19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 20. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989. 21. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974. 22. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. 23. Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектупа, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968. 24. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.
Глава 4. Античность
1. Истоки античной культуры. 2. Культура эллинской античности. Этапы развития древнегреческой культуры. 3. Эпоха великого Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Образ главного героя. 4. Классическая культура античного полиса. Особенности греческой «цивилизации». 5. Духовная культура античности. Миф в структуре древнегреческого сознания. 6. Философия в Древней Греции. 7. Искусство древних греков. Роль театра. Древнегреческая традиция и понятие «катарсиса». 8. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана. 9. Поэзия древних. Великая Сафо. 10. Проблемы воспитания и образования в Древней Греции: Академия, Ликей, Мусеион.
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всём своеобразии каждой обладают рядом общих чёрт и имеют общее название – античная культура. Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин "античный" (от латинского antiquus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культура Древней Греции предопределила многое в искусстве, философии средних веков и Нового времени. На учениях Платона и Аристотеля опиралась теология. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология, литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, – красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцовой для европейской культуры Нового времени. Агонистика – состязательность – ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов (городов-государств) в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно в спортивных играх. Главные символы греческой культуры – боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис – бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, получивших развитие в последующие эпохи. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их сплаве – залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведёт либо к стагнации, застою, либо к разрушению, хаосу. Значение древнегреческой культуры очень велико, недаром мы называем времена её расцвета "золотым веком" человечества. Эта культура – самая человечная, она до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество. В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.
Темы контрольных работ
Как вы оцениваете значение античной культуры для современности [1, 4, 6, 15, 16]. Периоды античной культуры. Сравнительный анализ [1, 3, 22]. Хитроумен ли Одиссей? [5, 6, 8]. Образ Одиссея в литературе XX в. [8]. Мифы Древней Греции [7, 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20]. Античный пантеон богов [6, 10, 15, 18, 19]. Идеал человека в древнегреческой культуре [2, 3, 4, 5, 11]. Древнегреческий театр [1, 2, 3, 4, 18]. «Золотое сечение» в культуре древних греков [1, 6, 13]. Фатальна ли античность? [5, 7, 14]. Знаменитый греческий философ (писатель). Жизнь и творчество [3, 5, 17]. Идеал женщины в Древней Греции [2, 3, 9]. Философия любви древних греков [2, 3, 9, 18].
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите этапы развития древнегреческой культуры. 2. Расскажите об основных философских системах античности. 3. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции. Расскажите об их творчестве. 4. В чём заключается роль и значение театра для древнегреческой культуры? 5. Расскажите о науке и образовании в античных государствах.
Литература
1. Античная культура и современная наука. М., 1985. 2. Античность и Византия. М., 1975. 3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. М., 1992. 4. Бычков В. В. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. 5. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 6. Гаспаров М. Занимательная Греция // Наука и религия. 1991. № 1–3. 7. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. 8. Джойс Д. Улисс. М., 1993. 9. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992. 10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990. 11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 13. Менар Р. Об античной и современной скульптуре. 14. Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994. 15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару) СПб., 1993. 16. Пивовоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. 17. Плутарх. Жизнеописания. М., 1993. 18. Словарь Античности. М., 1994. 19. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.,1989. 20. Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1–2. М., 1993. 21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971. 22. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.170 (0.009 с.) |