Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор темы контрольной работы

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Культурология. История мировой культуры" является составной частью гуманитарного образования в техническом вузе. Он охватывает важнейшие вопросы истории и теории мировой и отечественной культуры.

Цель курса – углубить и развить представления студентов-заочников об общечеловеческих ценностях; вычленить и предложить для дальнейшего анализа (в контрольных работах) идеи, которые во все времена воспринимались как "вечные".

Задачи курса:

охарактеризовать фундаментальные понятия теории культуры (её сущность, функции, структуру, динамику культурного процесса, детерминанты культуры, внутреннюю закономерность её развития);

получить представление об основных ценностях различных культур, знать их формы и типы;

изучить объяснить историю культуры России, ее роль и место в системе мировой культуры;

научиться оценивать культурные достижения определенного народа, исходя из самобытности его становления и развития.

Включение того или иного материала в курс продиктовано не только его важностью в истории развития мировой художественной мысли, но и его оригинальностью, новизной взглядов, трактовок, современными социально-культурными потребностями.

Для того чтобы сделать самостоятельную работу студентов по изучению курса ещё более интересной, перспективной, в данное пособие введена специальная глава "Литература для дискуссий", где представлены издания, вызывающие неоднозначную оценку в современном научном мире, дающие обучающимся возможность творческого осмысления новых художественных теорий, сопоставление их с уже существующими с целью выявления совпадений и отличительных особенностей различных подходов к изучению культуры.

Студент-заочник, завершивший изучение курса "Культурология. История мировой культуры", должен:

знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин;

иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;

понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;

знать формы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить её место в системе мировой культуры.

Студент-заочник должен демонстрировать владение научным материалом при устной защите своей контрольной работы, подготовиться к которой ему помогут вопросы и задания, приведённые в конце каждого тематического раздела. Если обучающийся выбирает для контрольного задания тему из главы "Культура и искусство Рима", то, соответственно, он готовится по вопросам, приведённым в указанном параграфе.

Главы настоящего учебного пособия соответствуют разделам изучаемого курса.

Каждая глава имеет следующую структуру:

1. Содержание темы.

2. Рабочие определения и понятия.

3. Темы контрольных работ.

4. Контрольные вопросы и задания.

5. Список рекомендуемой литературы.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Работа над научным сочинением (реферат – для студентов очной формы обучения и контрольная работа – для студентов заочной формы обучения) является способом приобщения студентов к самостоятельному изучению тех или иных аспектов знания, а также средством пробуждения и актуализации творческого потенциала личности. Глубокие и прочные знания возможны лишь при условии, что студент не ограничивается учебными пособиями, но самостоятельно изучает программный материал, работает с художественной литературой, первоисточниками.

Задачи написания контрольной работы:

1. Научиться правильно ставить, формулировать исследовательскую проблему на основе прочитанных научных, художественных и публицистических работ.

2. Уметь логично и грамотно излагать изученный материал.

3. Упорядочить понятийный аппарат, концепции и терминологии разных авторов, занимающихся вопросами истории и теории культуры.

4. Освоить приёмы анализа критической литературы, научиться делать самостоятельные наблюдения и выводы в процессе её исследования.

5. Использовать изученный материал в дальнейшей научной, профессиональной работе. Выводы, сделанные в тексте, должны быть верно изложены при его устной защите преподавателю.

Контрольная работа, которую выполняет студент-заочник носит, как правило, обзорный характер. Но её нельзя считать компилятивным сочинением и исполнять таким образом. Обзоры как жанр научного сочинения имеют значительный престиж в современной науке. Полный и интересный обзор по той или иной проблеме свидетельствует о глубине изучения темы автором и наличии у него своей позиции по обсуждаемым вопросам.

Для обучающихся в техническом вузе научные сочинения по гуманитарной проблематике представляют особую сложность. Выполнить эту работу успешно можно лишь при условии знания художественных, публицистических текстов, а также специальной литературы.

Контрольная работа – итог самостоятельной работы студента за семестр или целый учебный год.

Подготовленный и правильно оформленный научный текст должен быть своевременно выслан для проверки.

Научное сочинение анализируется преподавателями кафедры "Этики, эстетики и культуры", которые ставят на работе резолюцию " кзачёту ", " незачёт ", " к устному собеседованию ". В первом случае работа считается зачтённой и, после собеседования, студент получает отметку в зачётной книжке. Во втором случае обучающийся обязан переделать работу с учётом всех указанных ему в резолюции замечаний. В третьем случае студент может, не переделывая работу, устно ответить на вопросы преподавателя. Если ответ удовлетворительный, студент получает зачёт. При неудовлетворительном ответе – переделывает работу или меняет тему и выполняет работу заново.

 

 

Выбор темы контрольной работы

 

 

1. Тему контрольной работы обучающийся избирает в начале семестра. В дальнейшем она может быть частично изменена, в неё могут вноситься уточнения, но замена нежелательна.

2. При выборе темы следует пользоваться списком тем, предложенных в данном пособии. Однако студент может выбрать тему самостоятельно, предварительно согласовав её с преподавателем.

3. Тема, избранная студентом, должна быть соотнесена с его личными увлечениями в области художественного искусства, профессиональными интересоми.

Темы контрольных работ могут сочетать узкоспециальные, технические вопросы с этической проблематикой. Это касается области дизайна, психологии производства, рекламы, истории научных открытий.

4. Тема будущей работы может быть выбрана при анализе вопросов к лекциям, указанных в методической литературе по отдельным гуманитарным дисциплинам.

5. Обычно название работы именует объект наблюдения или некоторые его аспекты, например "Художники раннего Возрождения ", "Мой любимый поэт серебряного века ".

Название сообщает только о том, над чем работает студент. Суть контрольной работы заключается в постановке серии вопросов по отношению к объекту и ответов на них. Объект чаще всего выбирает сам автор, а вопросы могут формулироваться с помощью научного руководителя. Поэтому важно обсудить с преподавателем замысел будущей работы как можно раньше и тщательнее.

6. Выбирая тему, студент должен представлять перспективу её анализа. Проблема, затронутая в контрольной работе, может быть исследована под углом разного рода знаний.

 

 

Работа над литературой

 

 

1. Чтобы контрольная работа была убедительной и точной, студент должен обосновать свои суждения, апеллируя к выводам предшествующих исследователей. Поэтому в процессе работы над отобранной литературой студент должен делать заметки, выписки, а затем в собственном тексте давать точные ссылки на источники.

2. В зависимости от целей контрольной работы конспекты специальной литературы могут быть в разной степени обстоятельны, носить последовательный или выборочный характер. Нет необходимости конспектировать все научные труды, к которым прибегает автор контрольной работы. Только ключевые исследования конспектируются подробно.

3. При составлении конспекта студент должен всегда помнить о цели своей работы. Записывать нужно не всё подряд, не всё, что интересно, а только то, что соответствует избранной теме, что необходимо использовать в научном тексте.

4. Делая выписки из статей, рецензий, материалов дискуссий, публикуемых в периодических изданиях, следует иметь в виду их часто откровенно полемический характер. Этот материал необходимо анализировать под углом собственной точки зрения.

5. При ознакомлении с литературой студент может столкнуться с определёнными сложностями понимания текста. Для их устранения нужно использовать различные справочники, толковые и энциклопедические словари, специальные словари, например: "Словарь языка Пушкина", "Русский словарь языкового расширения" (составил А. И. Солженицын) или "Словарь лексических трудностей художественной литературы".

 

 

План контрольной работы

1. Работа над научным текстом начинается с составления плана. План должен носить рабочий, а не формальный характер и составляться в определённой последовательности. Определяются:

а) цель научного сочинения;

б) задачи, которые ставит перед собой исследователь;

в) основные наблюдения, размышления по данному вопросу и их аргументация;

г) выводы, к которым пришел автор; их научный и практический смысл.

2. План в процессе исследования необходимо корректировать. По мере изучения нового материала студент вносит новые пункты, расширяет и конкретизирует уже имеющиеся. Рабочий вариант плана не обязательно должен быть литературно оформлен, главное, чтобы он был реальным, структурным ориентиром в работе над текстом.

3. Окончательный вариант плана может обсуждаться с преподавателем, который поможет уточнить его или просто верно сформулировать.

4. Контрольная работа обычно структурируется по разделам, главам, которые автор может озаглавить.

 

 

Оформление контрольной работы

 

 

Страницы с большим количеством ошибок следует переписать.

К оформлению предъявляются следующие требования:

текст контрольной работы представляется в одном экземпляре, аккуратно переписанный одноцветными чернилами или напечатанный на одной стороне листа стандартной белой бумаги, скреплённый с левой стороны и помещенный в обложку; рукописный вариант работы можно оформить в обычной школьной тетради;

титульный лист оформляется по установленному образцу: указывается фамилия, инициалы, шифр студенческого билета, домашний адрес. На первой странице должен быть написан номер контрольной работы, она должна быть заверена печатью деканата заочного отделения;

нумерация страниц должна быть сквозной (последовательной); номер страницы (кроме титульного листа) ставится на верхнем поле посередине (-2-, -3-);

план может помещаться как в конце работы, так и в самом начале, после титульного листа;

следует помнить, что цитаты и переданные своими словами мысли других авторов должны быть верно оформлены и иметь ссылки на источники. Прямое заимствование без указания источника недопустимо;

объём контрольной работы зависит от темы и индивидуальных особенностей автора. Если содержание исследования, его объём и оформление библиографии (куда необходимо включать работы монографического типа) научно убедительны и не вызывают замечаний преподавателя, последний может освободить студента от подробной защиты контрольной работы на зачёте.

 

 

Оформление библиографии

 

 

Справочный аппарат научной работы состоит из библиографического списка и библиографических ссылок. Библиографический список всегда помещается в конце сочинения и озаглавливается "Литература". Студентам рекомендуется алфавитный или систематический порядок группировки литературы.

 

Описание книг

 

 

1. Заголовок описания включает сведения об авторах или составителях. Книги одного, двух или трёх авторов описываются под их фамилиями в той очерёдности, в какой они значатся на титульном листе. Инициалы следуют после фамилии автора, фамилии отделяются друг от друга запятыми.

2..Заглавие и сведения об авторстве: заглавие в описании точно повторяет название книги. Основное заглавие отделяется от подзаголовка двоеточием. Если книга имеет более трёх авторов, её описание начинается с заглавия.

Приведение списка авторов факультативно, однако обязательно упоминание редактора коллективного труда.

3. Область издания – это сведения о повторности издания и его характеристика (исправленное, дополненное, стереотипное и т. п).

Например: 2-е изд., перераб. и доп.

4. Выходные данные обычно включают место и год издания. Город, в котором издана книга, пишется полностью (сокращаются только М. – Москва, Л. – Ленинград, Пг. – Петроград, СПб – Санкт-Петербург, Ростов н/Д – Ростов-на-Дону). Если книга вышла в двух городах, то последние перечисляются через точку с запятой. За сведениями об издательстве указывается год издания арабскими цифрами (слово "год" и буква "г" не пишутся).

5. В количественной характеристике приводятся только сведения о количестве страниц. В библиографических списках области издания, выходных данных и количественной характеристики отделяются друг от друга точкой.

Пример: Булгаков М. А. Жизнь г-на де Мольера. М., 1980. С. 175.

 

 

Описание статей

 

 

При описании статьи из сборника перед сведениями об издании, в котором помещена статья, ставятся две косые черты (//), приводится фамилия автора (авторов), если сборник авторский, а также название сборника, характеристика издания, место и год выхода.

Пример: Давыдов Ю. Н. Этическое измерение памяти // Этическая мысль: Научно-публицистическое чтение. М., 1990. С. 165 – 197.

При описании статьи из журнала или сериального издания в сведениях об издании приводятся название органа (без кавычек; названия могут быть сокращены в соответствии с ГОСТ 7. 12 – 77), год, том, выпуск или номер, название серии, если таковая имеется, а также относящиеся к серии данные, все эти данные отделяются друг от друга точкой.

Пример: Мережковский Д. М. Ю Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 123.

Если статья публиковалась в нескольких номерах издания, то указываются номера изданий и страницы через точку с запятой. При описании статьи из газеты приводятся название органа (без кавычек), год и число. Номер не указывается; если газета имеет более 6 полос, то указывается и страница, на которой помещена статья.

Пример: Крюк. А. У памяти нет границ // Сибирская газета. 1998. 15 – 21 мая. С. 25.

В известной степени контрольная работа может стать заявкой начинающего учёного. Успешная работа над первым научным сочинением свидетельствует о личной и профессиональной зрелости студента. Научная убедительность и грамотность выполнения исследования во многом определяют уровень знаний автора, его научный престиж в глазах сокурсников и педагогов.

 

 

Программа курса

 

Темы контрольных работ

 

 

1. Проблемы определения культуры [2, 3, 21].

2. Культура, природа, человек [4, 5, 7].

3. «Культурофилософские» проблемы и их решение в период античности [1, 15, 17].

4. Материальная и духовная культура [1, 16, 21].

5. Общая и профессиональная культура инженера [6, 10, 21].

6. Языки культуры [7, 14].

7. Взаимное влияние культур [8, 13, 17].

8. «Молодежная культура» и ее особенности [9, 11, 21].

9. Современные представления о культуре и культурности [9, 10, 11].

10. Цивилизация и всемирная история [12, 16, 22].

11. Интеллигентность и культура. Проблемы воспитания личности [7, 9].

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что имеют в виду, когда говорят «философия культуры», «история культуры», «наука о культуре»?

2. Какие функции выполняет культура?

3. Объясните, почему категория «культура» может трактоваться по-разному различными исследователями?

4. Назовите теоретические и практические классы задач, которые решает культурология.

5. Враждебна ли культура природе?

6. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?

 

 

Литература

 

 

Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.

Введение в культурологию: Учебное пособие. Гл. I, раздел «Вместо введения». М., 1992.

Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

Давыдов Ю. Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I. М., 1994.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.

Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.

Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.

Флоренский П. А. Культ, религия, культура // Богословские труды. М., 1977.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1992.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

 

 

Глава 2. Возникновение культуры.

Темы контрольных работ

 

 

От обезьяны к Homo sapiens. «Путь» первобытного человека [3, 5, 6, 7, 21, 24].

Игра и культура в первобытном обществе [1, 4, 15, 22].

Теория первобытного общества Э. Тайлора [18].

Труды Дж. Фрезера, их значение для понимания духовной культуры древних [20].

Первобытная магия [3, 8, 19, 21].

Первобытное искусство [1, 9, 16, 25].

Первая письменность (пиктография, идеография, фонография) [10, 22].

"Человек – символическое животное" [8, 13, 17, 24].

Красота – высшее из искусств (на материале первобытной культуры) [9, 14, 15, 16].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Опишите периоды первобытной эпохи?

2. Назовите особенности первобытных верований и религии.

3. Расскажите о наскальной живописи первобытных людей.

4. Каковы музыкальные формы первобытного искусства?

5. Охарактеризуйте виды поселений первобытной эпохи.

 

 

Литература

 

 

Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

История Древнего мира / Под ред. В. Н. Дьякова. М., 1956.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосский И.О. Интеллект первобытного человека и просвещенного европейца // Современные записки. Т. XXVIII, 1926.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Мелетинский Б. М. Мифология // Философский энциклопедический словарь. М., 1993.

Мифологический словарь. М., 1990.

Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1935.

Неклюдов С. Ю. Ранние формы искусства. М., 1972.

Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924.

Первобытное искусство. Новосибирск, 1992.

Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1986.

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

Хейзинга В. Homo Ludens. М., 1992.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. 1997.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

1. Шумерско-Аккадская культура [2, 8, 15].

2. Мифомистериальная традиция в искусстве первого государства на Земле [2, 4, 5, 6, 18].

3. Миф в транскрипции сегодняшней культуры [5, 13, 19, 21].

4. Художественная культура Древнего Египта [4, 6, 7, 17, 18].

5. Особенности культуры Вавилона [2, 7, 14, 15].

6. Быт древних японцев. Регламентация, её истоки и результаты [2, 9, 10, 15, 17].

7. Этическое наследие Древней Индии [11, 13, 15, 20, 25].

8. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии [2, 6, 7, 11, 17, 22, 23].

9. Конфуцианство в свете современной культуры [1, 13, 26].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от египетского?

2. Каковы важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания Древнего Двуречья?

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, их особенностях.

5. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

6. Расскажите об основных религиозно-философских системах и их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

7. В чём заключалась регламентация быта древних китайцев, каковы её истоки и результаты?

8. Назовите основные достижения в культуре, искусстве Древнего Китая.

9. Расскажите о философии индуизма, её формировании. Как религия использовалась для оправдания общественного неравенства?

10. Дайте характеристику особенностям материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.

 

 

Литература

 

 

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.

2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989

3. Буддизм: Словарь. М., 1992.

4. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

5. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

6. Грибина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. Тверь. 1993.

7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I – IV. М., 1993.\

8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991.

9. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М, 1974.

10. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

11. Косамби Э. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

12. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана.М., 1977.

13. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

14. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

15. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995.

16. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996.

17. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

18. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

20. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989.

21. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.

22. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.

23. Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектупа, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.

24. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.

 

 

Глава 4. Античность

 

 

1. Истоки античной культуры.

2. Культура эллинской античности. Этапы развития древнегреческой культуры.

3. Эпоха великого Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Образ главного героя.

4. Классическая культура античного полиса. Особенности греческой «цивилизации».

5. Духовная культура античности. Миф в структуре древнегреческого сознания.

6. Философия в Древней Греции.

7. Искусство древних греков. Роль театра. Древнегреческая традиция и понятие «катарсиса».

8. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана.

9. Поэзия древних. Великая Сафо.

10. Проблемы воспитания и образования в Древней Греции: Академия, Ликей, Мусеион.

 

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всём своеобразии каждой обладают рядом общих чёрт и имеют общее название – античная культура. Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин "античный" (от латинского antiquus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Культура Древней Греции предопределила многое в искусстве, философии средних веков и Нового времени. На учениях Платона и Аристотеля опиралась теология. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология, литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, – красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцовой для европейской культуры Нового времени.

Агонистика – состязательность – ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов (городов-государств) в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно в спортивных играх.

Главные символы греческой культуры – боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис – бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, получивших развитие в последующие эпохи. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их сплаве – залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведёт либо к стагнации, застою, либо к разрушению, хаосу.

Значение древнегреческой культуры очень велико, недаром мы называем времена её расцвета "золотым веком" человечества. Эта культура – самая человечная, она до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество. В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Как вы оцениваете значение античной культуры для современности [1, 4, 6, 15, 16].

Периоды античной культуры. Сравнительный анализ [1, 3, 22].

Хитроумен ли Одиссей? [5, 6, 8].

Образ Одиссея в литературе XX в. [8].

Мифы Древней Греции [7, 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20].

Античный пантеон богов [6, 10, 15, 18, 19].

Идеал человека в древнегреческой культуре [2, 3, 4, 5, 11].

Древнегреческий театр [1, 2, 3, 4, 18].

«Золотое сечение» в культуре древних греков [1, 6, 13].

Фатальна ли античность? [5, 7, 14].

Знаменитый греческий философ (писатель). Жизнь и творчество [3, 5, 17].

Идеал женщины в Древней Греции [2, 3, 9].

Философия любви древних греков [2, 3, 9, 18].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Перечислите этапы развития древнегреческой культуры.

2. Расскажите об основных философских системах античности.

3. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции. Расскажите об их творчестве.

4. В чём заключается роль и значение театра для древнегреческой культуры?

5. Расскажите о науке и образовании в античных государствах.

 

 

Литература

 

 

1. Античная культура и современная наука. М., 1985.

2. Античность и Византия. М., 1975.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. М., 1992.

4. Бычков В. В. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

5. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

6. Гаспаров М. Занимательная Греция // Наука и религия. 1991. № 1–3.

7. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

8. Джойс Д. Улисс. М., 1993.

9. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.

10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990.

11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

13. Менар Р. Об античной и современной скульптуре.

14. Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994.

15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару) СПб., 1993.

16. Пивовоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.

17. Плутарх. Жизнеописания. М., 1993.

18. Словарь Античности. М., 1994.

19. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.,1989.

20. Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1–2. М., 1993.

21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

22. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Проблема гражданского долга и свободы в культуре Древнего Рима [1, 2, 4].

Портрет выдающегося государственного деятеля Римской империи [3, 8, 9].

Периодизация римской культуры [1, 2, 6].

Стоицизм, скептицизм, неоплатонизм как направления римской философии [3, 4, 6].

Знаменитый художник (писатель, философ, скульптор) Древнего Рима [3, 6, 9].

Роль игр и игрищ в культуре Империи [1, 2, 4, 6].

Христианство в культуре Древнего Рима [5, 7, 10].

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие эпохи можно выделить в истории Древнего Рима?

2. В чём состоит самобытность римской религии?

3. Назовите выдающихся деятелей римского искусства и расскажите об их творчестве.

4. В чём сущность и смысл «римского» неоплатонизма?

5. Каково значение христианства для развития культуры Римской империи?

 

 

Литература

 

 

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древних Греции и Рима. М., 1988.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Ильин И. А. Основы христианской культуры // Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М., 1993.

Культура Древнего Рима: В 2 т. Т. 1–2. М., 1985.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Элиот М. Р. Христианство и культура. Идея христианского общества // Диспут. 1992. Июль – сентябрь.

 

 

XVII – XVIII вв.

 

 

Новые исторические условия в Европе XVII века.

Научная революция XVII века.

Рационализм – отличительная черта образа мысли и образа жизни человека нового времени.

Идея гармонии – регулятивный принцип творчества.

Этика и этикет Нового времени.

Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессанский реализм, классицизм, барокко.

«Блеск и нищета» эпохи Просвещения.

Философские искания этого времени. (Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Руссо).

Основные положения просветительской эстетики.

Литературные направления XVIII века: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.

Величайшие художники века: Бах, Гете, Моцарт, Свифт как выразители духа времени.

 

Классицизм, относимый исследователями к культуре Нового Времени, как стиль мировоззрения сформировался под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике – наиболее гармоничному, соразмерному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Классицизм более всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на "разумность", хотело, чтобы в нем видели объединяющее, героически-возвышенное начало. Идеи "долга", "служения" стали важнейшими в эстетике классицизма. Классицизм, в противовес барокко актуализировал другую сторону гуманистических идеалов – стремление к разумному, гармоническому строю жизни.

Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 – 1750 гг., присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (Кореяли, Вивальди).

В XIX в. первым ввёл термин "барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.

Период конца XVII – XVIII вв. назван Веком разума,"Эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америке, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 гг. В 1689 г. совершилась "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в1789 г. воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших её лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике, но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Главную свою задачу деятели Просвещения видели в воспитании, образовании народа, в приобщении к знаниям всех и каждого. Просветители мечтали о "царстве разума", прежде всего обеспечиваемого развитием наук. Ведущий принцип "царства разума" – "естественное равенство", а отсюда – политическая свобода и гражданские права.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство, заключавшееся в особом умостроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Целями, идеалами Просвещения стали такие идеи, как свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут свой народ к уничтожению бесправия, несправедливости, жестокости.

Основной литературный жанр этого времени – роман (Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

Во французском искусстве XVIII в. ведущим направлением стало рококо. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. rocaille).

В конце XVII – XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Бах и Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.014 с.)