Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Киевской Руси и Руси перида раздробленности.

Поиск

Основные вопросы:

1. Киевская Русь как первое государственное объединение восточных славян. Проблема происхождения древнерусской государственности.

2. Славянское язычество. Религиозная реформа князя Владимира (980г.), ее мотивы и причины провала.

3. Принятие христианства. Роль Византии в становлении православной русской культуры.

4. Архитектура и живопись Киевской Руси: связь с византийской традицией и своеобразие.

5. Политическая культура Руси периода раздробленности.

6. Особенности архитектуры Руси периода раздробленности.

7. Развитие иконописи. Складывание местных школ живописи.

8. Литература Руси периода раздробленности.

Методические указания

Единое восточнославянское государство Киевская Русь складывается в IX в. Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства – закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Рассмотрите норманнскую и антинорманнскую теории формирования государства у славян, и дайте им оценку с позиций современной исторической науки.

Расскажите, что вам известно о славянском язычестве, раскройте такие его направления как поклонение явлениям природы и культ предков. Каковы причины и этапы религиозной реформы князя Владимира? Объясните, в чем заключалась и почему не удалась языческая реформа 980 г. Как проходила христианизация Руси, почему она вызвала сильное сопротивление в северных городах? Выделите значение принятия христианства и объясните сущность понятия «двоеверие Руси». Какова роль Византии в становлении православной русской культуры?

Рассматривая древнерусское зодчество, остановитесь на конструктивных особенностях крепостных сооружений и жилых построек. Что представлял собой крестово-купольный тип храмов? Подробно рассмотрите Софийский собор в Киеве, его конструктивные особенности и внутренне убранство. Что вам известно о древнерусской иконописи? Покажите, в чем своеобразие архитектуры и живописи Киевской Руси.

Согласно общепринятой точке зрения, в середине XI– начале XIIвв. древнерусское государство вступает в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Вспомните причины дробления Киевской Руси. Наиболее значительными государственными образованьями, на которые распалась Киевская Русь, были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Покажите особенности организации управления этими княжествами. В чем специфика социально-политического устройства Новгорода? Обратите внимание, что Новгородская республика носила сословный характер, ведущую роль в ней играло боярство, которое, в отличие от боярства других земель Руси, было кастовым.

Изучая архитектуру Руси периода раздробленности, рассмотрите зодчество Новгородской земли, владимиро-суздальскую архитектурную школу, киево-черниговскую архитектуру. Выделите причины появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII – начала XIII вв.

С началом дробления Руси и возникновением новых центров начинают складываться местные школы живописи. Во Владимире, Новгороде и других городах киевская традиция постепенно перерабатывается, искусство становится все более самобытным, широко распространяется фресковая и темперная живопись. Рассмотрите известнейшие иконы этого периода: «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, «Спас Нерукотворный» и «Святой Георгий» из Успенского Собора Московского Кремля, «Успение» из Новгородского Десятинного монастыря, «Дмитрий Солунский» из Успенского собора г. Дмитрова.

Проанализируйте, как развивалась русская литература в рассматриваемый период. Ярким памятником русской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В данном произведении четко прослеживается стремление автора к единению русских земель. Новая тема вошла в русскую письменность с Батыевым нашествием. Страшное бедствие, постигшее русские земли, описывается в «Слове о погибели русской земли» и в «Повести о разорении Рязани Батыем», авторы которых призывают к активному сопротивлению захватчикам и воспевают подвиги защитников русских городов.

Завершая работу над темой, обратите внимание на то, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Единый язык, общее религиозное сознание и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для будущего воссоединения русских княжеств.

Контрольные вопросы

1. Когда возникла Киевская Русь? Каковы причины ее возникновения?

2. В чем сущность норманнской и антинорманнской теорий образования государства у славян? Какова их современная оценка?

3. Какие анимистические верования сохранились у восточных славян?

4. В чем сущность и каковы причины провала языческой реформы князя Владимира?

5. В чем значение принятия Киевской Русью христианства?

6. В чем заключалось двоеверие Руси?

7. В чем особенности древнерусских крепостных сооружений?

8. Что представляли собой языческие культовые места – требища?

9. Что представляли собой иконописные типы «Богоматерь Оранта», «Умиление»?

10. Каковы причины дробления Киевской Руси? Что такое боярская республика?

11. Назовите полномочия основных должностных лиц в Новгороде – посадника, тысяцкого, архиепископа, князя.

12. Сравните зодчество Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.

13. Каковы причины появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII – начала XIII вв.?

14. Каковы положительные и отрицательные последствия раздробленности?

Самостоятельная работа.

1. Добавьте в глоссарий:

понятия: язычество, капище, волхвы, идолы, скоморохи, фольклор, летопись, Крещение Руси, коляда, май, чара, летопись, агиография, житие, поучение, печеры, апологет, аскетизм, исихия, зернь, скань, перегородчатая эмаль, икона, гридница, апсида, закомара, барабан купола, хоры, пилястра, плинфа, смальта, аркатурно-колончатый пояс, темпера.

боги и персоналии: Ярило, Купала, Кострома, Перун, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Велес, Лада, Макошь, Марена, Хорс, Христос Спаситель, Богородица, Святая Троица, Антихрист, Рюрик, Владимир Святой, Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец.

2. Подготовьте доклады на тему: «Боги древних славян», «Деревянное зодчество Руси».

 

Семинар 13.

Русская культура XIV-XVIII вв.

Основные вопросы:

1. Роль православной церкви в становлении российской государственности. «Москва – Третий Рим». Спор иосифлян и нестяжателей. Возникновение ересей.

2. Начало книгопечатания на Руси. Литература и публицистика в XIV–XVI вв.

3. Расцвет русской иконописи в XIV–XV вв. Фрески Феофана Грека. Творчество Андрея Рублева.

4. Московская архитектура XIV–XV вв.

5. Влияние петровских преобразований на развитие русской культуры.

6. Русское просвещение как просвещение «сверху». Положение церкви во второй половине XVIII в. Распространение масонства в России.

7. Возрастание роли литературы в культурном процессе во второй половине XVIII в. Творчество Д. Фонвизина, Г. Державина, Н. Карамзина.

8. Русская скульптура и живопись XVIII в.

9. Барокко и классицизм в архитектуре.

Методические указания

Несмотря на то, что на рубеже XIII–XIV вв. политическое дробление Руси достигло своего апогея, именно с этого периода начинают складываться экономические и социально-политические предпосылки объединения русских земель. В XIV в. начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите (1325–1340) превращается в значительный политический и культурный центр. В течение XV–XVI вв. Москва подчиняет себе другие княжества, начинает создаваться централизованный аппарат управления русскими землями. Рассмотрите, какую роль в становлении российской государственности сыграла православная церковь. В чем суть теории «Москва – Третий Рим» и каково ее значение? Как изменяются отношения государства и церкви в рассматриваемый период? Почему в XV–XVI вв. поднимается вопрос о монастырском землевладении? В чем суть спора иосифлян и нестяжателей, что их объединяло? Почему в рассматриваемый период распространяются еретические учения? Какие ереси вам известны?

Важным достижением русской культуры было начало книгопечатания. Расскажите о деятельности Ивана Федорова. Какие темы и жанры характерны для литературы XIV–XV вв.? Объясните, что представляли собой «Великие Четьи Минеи». Рассмотрите такой литературный памятник как «Домострой». Ярким примером публицистики рассматриваемого периода является переписка Ивана Грозного и князя Андрея Курбского, которой следует уделить особое внимание.

Период с конца XIV до начала XVI в. считается «золотым веком» русской иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Познакомьтесь с творчеством данных авторов, рассмотрите их основные произведения. Начиная в XV в. обязательной частью внутреннего убранства каждого храма становится иконостас. Опишите, что он собой представлял на примере иконостаса Успенского собора во Владимире.

XIV–XV вв. – время интенсивного строительства в Москве, которая становится центром объединения русских земель. Расскажите о творчестве итальянских и русских мастеров, работавших в Москве. Опишите наиболее значительные сооружения этого периода: Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы Московского кремля, храм Василия Блаженного. Покажите, в чем своеобразие русского искусства рассматриваемого периода.

XVIII век занимает особое место в российской истории. В этот период Россия становится империей, значительно расширяется ее территория, складывается централизованная система управления страной, завершается оформление абсолютной монархии. Важные изменения происходят и в русской культуре, которой свойственны дальнейшее обмирщение, развитие личностного начала, преодоление национальной замкнутости. Настоящий скачек в развитии культуры происходит в период правления Петра I (1682–1725). Объясните, чем были вызваны изменения в области просвещения, в чем проявилось обмирщение школы. Какие новые учебные заведения появились в первой половине XVIII в.? В чем успехи российской науки рассматриваемого периода? Покажите, в чем заключалась европеизация российского быта в петровский период: как изменился семейный уклад, воспитание детей, представления о дворянском досуге и внешнем виде, характер публичных празднеств. Обратите внимание, что в архитектуре первой половины XVIII в. преобладает гражданское строительство, появляется новый тип зданий – административного, промышленного и культурно-просветительского назначения. Опишите Петербург как наиболее яркое отражение архитектурных принципов петровского времени.

Время правления Екатерины II (до начала 1780-х гг.) именуется в литературе периодом «просвещенного абсолютизма». Раскройте сущность данного понятия, вспомните, как представляла себе молодая Екатерина задачи просвещенного монарха, и что повлияло на их осуществление. Назовите основные «просветительские преобразования» Екатерины II. Объясните, почему не удалось выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения и сформировать в России третье сословие по образцу западноевропейских стран. Какие успехи были достигнуты в области развития науки и образования. Покажите, как изменилось положение церкви в России в XVIII в. Расскажите, что вам известно о деятельности в стране масонских организаций.

Объясните, почему во второй половине XVIII в. роль литературы в культурном процессе возрастает. Назовите основные особенности таких художественных направлений как классицизм и сентиментализм. Что вам известно о творчестве А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина?

Значительных успехов во второй половине XVIII в. достигли русская скульптура и живопись. Рассмотрите творчество Ф.И. Шубина, представлявшего реалистическое направление в скульптуре, и М.И. Козловского – родоначальника русского классицизма. Для живописи данного периода характерно совершенствование портретной живописи, появление таких жанров как пейзаж, историческая и жанровая живопись. Познакомьтесь с творчеством таких выдающихся живописцев как Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Господствующим стилем в архитектуре первой половины и середины XVIII в. было барокко. Рассмотрите основные его особенности на основе творений В. Растрелли. Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, выдающимися представителями которого были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Покажите, в чем различия данных архитектурных стилей.

Контрольные вопросы

1. В чем суть теории «Москва – Третий Рим»? Каково ее значение?

2. В чем суть общежитийного устройства монашеского быта?

3. Какие темы и жанры характерны для русской литературы XIV–XV вв.?

4. Объясните, что представляли собой «Великие Четьи Минеи», «Домострой»?

5. Назовите основные произведения Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

6. Каков порядок расположения икон в иконостасе? Что такое деисусный чин?

7. Опишите храм Василия Блаженного.

8. С чем связан и в чем проявился подъем общего культурного уровня населения в первой половине XVIII в.?

9. В чем заключалась европеизация российского быта в петровский период?

10. Какие успехи были достигнуты русской наукой в XVIII в.?

11. Когда были основаны Петербургская Академия наук и Московский университет? В чем значение этих событий?

12. Какие мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма» были проведены Екатериной II? Почему большинство из них остались незаконченными?

13. Как изменилось в XVIII в. положение церкви в Российском государстве?

14. Перечислите основные особенности русского искусства XVIII в. (письменно).

Самостоятельная работа.

1. Добавьте в глоссарий:

понятия: шатровый стиль, подклет, четверик, восьмерик, шатер, Кунсткамера, ассамблея, синод, Просвещение, просвещенный абсолютизм, секуляризация церковного землевладения, масонство, сентиментализм, Петровские реформы, абсолютная монархия, гражданская азбука, гражданская печать, система образования.

памятники:

14-17 вв.: литературы - «Повесть временных лет», Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати», Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись, «Поучение Владимира Мономаха»;

архитектуры - Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь, Собор Киевской Софии, Золотые ворота, Софийский собор в Новгороде.

18 в.: литературы: «Куранты»; «Российская Грамматика» М.В. Ломоносова; сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Кошелек»); «Ведомости»; «Московские ведомости»; драматургия А.Сумарокова («Хорев», «Синав и Трувор»); социальные комедии Д.Фонвизина («Недоросль», «Бригадир»); творчество Г.Державина.

архитектуры:Хамовный двор; Суконный двор; Большой Каменный мост; Арсенал в Кремле (Москва). Творчество В.П. Баженова: Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно; Дом Пешкова (Москва); Михайловский замок в Петербурге. Творчество М.Ф. Казакова: Сенат Московского Кремля; Московский университет; Голицынская больница (Москва); Петровский дворец (Москва); Дворянское собрание (Колонный зал, Москва). Творчество Трезини: Раннее Адмиралтейство; Здание Двенадцати коллегий; Собор Петропавловской крепости. Творчество Росси: Дворцовая площадь с двойной аркой Главного штаба; Площадь Искусств с Русским музеем (бывший Михайловский дворец); Ансамбль Александринского театра с пл. Островского, ул. Зодчего Росси и пл. Ломоносова. Творчество Растрелли-младшего: Смольный монастырь, Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.

скульптуры: Б.Растрелли: бронзовый бюст Петра I, «Императрица Анна Иоановна с арапчонком»; скульптурные портреты Ф.Шубина.

живописи: А.Матвеев. «Автопортрет с женой»; И.Никитин. «Петр I на смертном ложе», «Напольный гетман»; Портреты современников: А.П. Антропов, Ф.Р. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

музыки: О.А. Козловский. Русские романсы, героико-патриотические полонезы. Е.И. Фомин. Оперы «Орфей», «Ямщики на подставе», «Американцы».

 

Семинар 14.

Русская культура XIX в.

Основные вопросы

I. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.).

1. Основные направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм.

2. Академизм, сентиментализм, романтизм и реализм в живописи.

3. Развитие архитектуры: ампир и русско-византийский стиль.

4. Музыкальное искусство; творчество М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского.

II. Влияние либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. на развитие российской культуры.

1. Меры, направленные на повышение уровня образованности, и их результаты.

2. Критический реализм в литературе.

3. Изобразительное искусство и архитектура.

4. Развитие русской национальной музыкальной школы.

Методические указания

Культуру первой половины XIXв. называют «золотым веком», так как своими достижениями российская культура этого периода обогатила мировую. В этот период происходили, с одной стороны, дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой – усложнение самого культурного процесса, то есть большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры. Ведущей областью культуры в XIXв. становится литература. Для русской литературы первой половины XIXв. характерна быстрая смена различных идейно-эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а потом реализму. Раскройте сущность данных направлений и назовите их наиболее ярких представителей.

В первой половине XIXв. в русской живописи происходил отход от академизма(так назывался классицизм в живописи), оплотом которого была императорская Академия художеств. Познакомьтесь с творчеством К.П. Брюллова, А.А. Иванова, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. В архитектуре прочные позиции занимал ампир – разновидность классицизма, господство которого продолжалось до 40-х гг. XIXв. В 30–50-е гг. в моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Выделите основные особенности данных стилей и познакомьтесь с наиболее яркими архитектурными памятниками эпохи. Характеризуя музыку первой половины XIX в., особое внимание уделите творчеству М.И. Глинки, с именем которого связано возникновение русской национальной музыки.

60–70 гг. XIX в. – время широкомасштабных преобразований в России, которые затронули все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства. Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы), реформы в области образования и культуры(школьная, университетская, цензурная). Выделите, какие меры были предприняты правительством с целью повышения уровня образованности в стране, и к каким результатам они привели.

Основным художественным направлением русской литературы второй половины XIX в. стал критический реализм. Познакомьтесь с творчеством таких выдающихся мастеров слова как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Изучая изобразительное искусство второй половины XIX в., рассмотрите деятельность Товарищества передвижных выставок, творчество И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.А. Серова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи. Для архитектуры данного периода характерны эклектика (А.И. Резанов, В.А. Шредер). В 60–70-е гг. шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников деревянного зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболее крупным архитектором этого направления был И.П. Ропет.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа. Рассмотрите творчество композиторов «могучей кучки»: М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. К общеевропейским музыкальным формам тяготел П.И. Чайковский, произведения которого получили мировую известность. Заканчивая работу над темой, покажите, что вторая половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.

Контрольные вопросы

1. Выделите особенности развития русской культуры в XIX веке (письменно).

2. Каковы характерные признаки сентиментализма, романтизма, реализма в литературе и живописи?

3. Что представляли собой академизм и русско-византийский стиль?

4. Почему М.И. Глинка считается основателем русской национальной музыки?

5. Какие меры были предприняты правительством в 60-70 гг. XIX в. с целью повышения уровня образованности в стране? К каким результатам они привели?

6. Какими принципами руководствовались в своем творчестве члены Товарищества передвижных выставок?

7. Что объединяло композиторов «могучей кучки»?

8. Почему вторая половина XIX в. считается временем окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве?

Самостоятельная работа.

1. Добавьте в глоссарий:

понятия: символизм, модерн, панно, эркер, анфилада, мансарда, литография, пастель, фриз, гобелен, стилизация, неоклассицизм, супрематизм, «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мир искусств», авангард,

памятники: особняк З.Морозовой, особняк С.Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве, А,Щусев Мавзолей В.И.Ленина, М.Нестеров «Святая Русь», К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна», Н.Альтман портрет А.Ахматовой, П.Корин «Александр Невский», В.Попков портрет Пушкина «Осенние дожди», В.Мухина «Рабочий и колхозница», Е.Вучетич «Воин-освободитель» в Берлине, М.Аникушин памятник Пушкину в Москве, комплекс ВДНХ в Москве, Храм Христа Спасителя, монументы З.Церетели в Москве.

персоналии: Ф.Шехтель, Р.Клейн, Ф.Лидваль, К.Петров-Водкин, В.Татлин, В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов, бр.Корины, В.Мухина, З.Серебрякова, В.Попков, А.Шилов, И.Глазунов, Церетели, С.Рахманинов, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Г.Свиридов, Р.Щедрин, А.Шнитке.

 

Семинар 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.120 (0.017 с.)