Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуры позднеримского времени.

Романизация Западной и Центральной Европы. Общие проблемы хронологии. Система хронологических индикаторов. Воинская культура Рима и варварский мир.

Черняховская культура - одно из наиболее ярких социально-экономических полиэтничных образований первой половины I тыс.н.э. на территории Юго-Восточной Европы. Территория распространения. Поселения. Городища — Башмачка на Днепре, Городок на Южном Буге и Александровка на Ингульце. Особенности конструкции жилищ. Каменное домостроительство. Собарь. Комаров. Могильники. Черняхов, Данчены, Косаново, Журавка, Будешты. Керамика. Особенности гончарного производства. Хронология. Возможности дробной периодизации и синхронизации с европейской хронологией. Московская, Киевская и Петербургская школы изучения черняховской общности:Работы Б. А. Рыбакова, В. В.Седова, И. П. Русановой (Москва), В. Д. Барана, Е. Л. Гороховского, Б. В. Магомедова (Киев), М. А. Тихановой, Д. А. Мачинского, М. Б. Щукина, О. В. Шарова (С. Петербург). Провинциальноримская культура. Полиэтническое объединение. «Несостоявшаяся народность»

Киевская культура Происхождение. Основные характеристики. Хронология. Горизонт восточноевропейских выемчатых эмалей. Проблема локальных вариантов и границ их распространения: памятники Верхнего Дона, Белоруссии. Именьковские древности Поволжья.

Культуры железного века в и проблемы этнической истории древних народов Европы.

 

Этнокультурная карта варварской Европы. Исторические народы и археологические культуры. Памятники и письменные источники. Возможность реконструкции социального устройства и идеологии.

Проблема поисков предков исторических славян в археологических культурах первой половины I тыс. н.э.

 

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы:

ü Доступ к материалам, размещенным в локальной сети факультета;

ü Наличие утвержденных программ учебных дисциплин на кафедре.

 

2.2. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

2.2.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

ü Основные памятники этрусков

ü Гальшатский могильник.

ü Княжеские погребения кельтов

ü Оппидумы

ü Фрако-гетские городища

ü Болотные находки Скандинавии

ü Городища лесных культур

ü Могильники зарубинецкой культуры

ü Переселение готов по археологическим данным

ü Могильники черняховской культуры

ü Поселения киевской культуры.

ü Керамические традиции в лепной керамике киевской культуры.

 

2.2.2. Перечень тестовых заданий для текущего контроля усвоенных знаний:

ü Тест-презентация «Погребальные памятники эпохи раннего железа»

ü Тест-презентация «Периодизация латена»

ü Тест презентация «Культуры раннего железа в лесной зоне Восточной Европы»

ü Тест-презентация «Взгляните на лицо»: антропоморфная пластика и портретные изображения в культурах эпохи железа

ü Фибулы в культурах железного века.

 

2.2.3. Вопросы к процедуре промежуточной аттестации (сессиям): приведены в билетах, утвержденных заведующим кафедрой.

2.3. Кадровое обеспечение учебной дисциплины:

К преподаванию может быть допущен преподаватель, имеющий опят педагогической работы не менее 1 года.

 

 

Методические материалы для оценки обучающимся содержания и качества учебного процесса:

 

Анкета-отзыв на дисциплину «Основы археологии»

для специальности «Музеология»

 

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Основы археологии» Обобщенные данные анкет будут использованы для совершенствования учебного процесса. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите кружком выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

 

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

                   
Комментарий:  
 

 

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

                   
Комментарий:  
 

 

3. Как Вы оцениваете качество предложенного Вам материала и исторических фактов?

                   
Комментарий:  
 

 

4. Какие разделы курса Вы считаете наиболее полезными для дальнейшего обучения или применения в последующей практической деятельности?

 
 
 

 

5. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

 
 
 

 

2.4. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

ü Соблюдение санитарных норм размещения студентов по действующему законодательству и подготовленность аудитории к проведению занятий (доска, мел, мультимедиапроектор и т.п.)

 

2.5. Информационное обеспечение учебной дисциплины:

2.5.1. Список обязательной литературы:

 

По одному экземпляру учебного и учебно-методического издания на каждого обучающегося в библиотеке или базе электронных изданий

ü Археология. Учебник. Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М. «Издательство Московского Университета» 2006.

ü Археология Белоруссии. Том 2. Железный век и раннее средневековье. 1999.

ü Археология Венгрии. Т.2. Конец II тыс. до н.э.-I тыс. н.э. М, Наука, 1986

ü Археология Украинской ССР. Т.З. Киев, Наукова Думка, 1986

ü Граков Б.Н. Ранний железный век. М, 1977.

ü Брей у, Трамп Д. Археологический словарь. М. «Прогресс» 1990.

ü Корякова Л. Н. Археология раннего железного века Евразии. Общие проблемы. Железный век Западной Европы. Учебное пособие. Часть I. Екатеринбург.2002 http://virlib.eunnet.net/books/ironage/index.html

ü Кухаренко Ю.В. Археология Польши. - М.: Наука, 1969

ü Мансуэлли Гвидо. Цивилизации древней Европы Les civilisations de L'europe ancienne перевод. У-Фактория. Екатеринбург 2007.

ü Маразов И. Древняя Фракия. Летера 2005

ü Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М.,1974..

ü Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М.: Наука, 1983 и след. издания.

ü Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. - первой половиной I тыс. н.э.Археология СССР, Том 14. М.: Наука, 1993.

ü Федоров Г. Б., Полевой Л. Л. 1973. Археология Румынии

ü Филип Я.. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961.

ü Щукин М.Б.. На рубеже эр. СПб, 1994.

ü Черноусов П. И., Мапельман В. М., Голубев О. В. Металлургия железа в истории цивилизации Москва, Учёба (МИСиС), 2005, 423 с.

ü Collis, J. The European Iron Age. B.T.Batsford Ltd. London, 1984.

ü Hill, J.D. and C.G. Cumberpatch. Different Iron Ages. Studies on the Iron Age in Temperate Europe. BAR. International Series 602, 1995.

ü Kristiansen K. Europe before history. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

 

2.5.2. Список дополнительной литературы:

 

ü Дьяковская культура. М. 1974.

ü Егорейченко А.А. Культуры штрихованной керамики. - Минск: БГУ, 2006.

ü Еременко В.Е. "Кельтская вуаль" и зарубинецкая культура. - СПб, 1997

ü Кашуба М.Т. 2000. Раннее железо в лесостепи между Дне­стром и Сиретом // Stratum plus 2000, 3, с. 241-488.

ü Кашуба М. Т., Хахеу В.П., Левицкий О.Г. 2003. Фрако-­гетские древности в южной лесостепи Среднего Днестра. // Stratum plus 2001-2002, 3, с. 118-223

ü Китов Г., Агре Д., Въведение в тракийската археология.- София.- 2002.

ü Магомедов Б. В.. Черняховская культура. Проблемы этноса. Lublin. 2001.

ü Маразов, И. Р. Иконография древней Фракии.Изд-во СПбГУП, 2006. Древности железного века в междуречье Десны и Днепра, М., 1962 (Свод археологических источников, ДI-12);

 

ü Мельниковская О. Н., Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке, М., 1967.

 

ü Обломский А. М. Днепровское лесостепное левобережье в позднеримское и гуннское время: (середина 3-вторая половина 5 в. н. э. М. 2002.

ü Памятники Киевской культуры в лесостепной зоне России (III-начало V в. Н.э.) Серия: Раннеславянский мир. - Вып. 10. М. 2007.

 

ü Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М., 2003

ü Пачкова. С.П. Зарубинецкая культура и латенизированные культуры Европы. Київ. 2006.

ü Рассадин С.Е. Милоградская культура: ареал, хронология, этнос – Минск: ГНУ “Институт истории НАН Беларуси”, 2005.

ü Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990

ü Смирнов А. П., Трубникова Н. В.Городецкая культура. М., 1965.

ü Третьяков П Н. 1966. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М., Л;

ü Широкова Н.С. Бибракте - город древних кельтов. // Проблемы политической истории античного общества. Л., 1985. С.132-151.

ü Шкунаев С.В. Культура Галлии и романизация // Культура древнего Рима. Т.2. М., 1985. С.258-302.

ü Щукин М. Б. 1997. Рождение славян // Стратум: Структуры и катастрофы. СПб.с.110-148;

ü Щукин М. Б. 1999. Забытые бастарны // Stratum plus №5, СПб, Кишинёв, Одесса. с.75-90;

ü Щукин М. Б. 1999. Феномен Черняховской культуры эпохи Константина-Констанция или что такое Черняховская культура? // Stratum plus. Время «Че» к 100-летию открытия черняховской культуры. СПб, Кишинев, Одесса. №4, с.66-101;

ü Щукин М. Б. 2005. Готский путь. Готы, Рим и черняховская культура. СПб.

 

2.5.3. Вопросы к экзамену по курсу «Основы археологии»

1. Археологическое и культурно-историческое содержание понятия «железный век».

2. Хронология и география освоения железа. Историческое значение освоения железа.

3. Технология восстановления рудного железа. Сыродутный процесс.

4. Зарождение металлургии железа. Основные находки на территории России.

5. Ранний железный век в Греции. Общая характеристика и периодизация.

6. Памятники раннего железного века в материковой и островной Греции.

7. Железный век в Италии. Общая характеристика. Культуры вилланова, голасекка, эсте.

8. Этруски: история и археология

9. Погребальные (Черветери. Тарквинии) и поселенческие памятники этрусков.

10. Искусство этрусков

11. Гальштат. Общая характеристика. Хронология.

12 Гальштат. Ведущие формы материальной культуры

13. Гальштат. Погребальные памятники

14. Локальные варианты Гальштата. Восточный,фракийский, западный Гальштат.

15. Фракия на перекрестке культурных влияний. Погребальные памятники. Искусство

16.«Второй железный век в Европе». Культура Латен. Кельты.

17. Культура Латен. Хронология. Характеристика основных ступеней

18. Погребальные памятники Латена.

19. Оппидумы. Бибракте. Алезия. Манхиг.

20. Кельтское искусство.

21. Железный век Пиренейского полуострова

22. Ясторфская культура и доримский железный век в Скандинавии

23. Лужицкая культура. Бискупинское городище. Поморская культура.

24. Культуры РЖВ в Восточной Европе. Проблема признаков, территориальных и хронологических границ.

25. Дьяковская культура – хронология и периодизация

26. Юхновская культура

27.Милоградская культура

28. Культура штрихованной керамики.

29. Днепро-Двинская культура

30. Проблема «латенизации» центрально и восточноевропейских культур.

31. Зарубинецкая культура. Происхождение, памятники, хронология.

32. Проблема распада зарубинецкой культуры и «постзарубинецкие» древности на карте Восточной Европы.

33. Романизация Западной и Центральной Европы. Общие проблемы хронологии.

34.Пшеворская культура. Вельбарская культура. Общая характеристика.

35 Черняховская культура. Проблема происхождения, периодизация и историческое содержание.

36. Киевская культура в Восточной Европе. Проблема Локальных вариантов.

 

 

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик (и) рабочей программы учебной дисциплины

 

Фамилия, имя, отчество Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)
Щеглова Ольга Алексеевна К.и.н. -- Доцент исторического факультета СПбГУ (812) 3289447 oascheglova@gmail.com
Гарбуз Игорь Анатольевич -- -- Ассистент исторического факультета СПбГУ (812) 3289447 igor.garbuz@gmail.com

 

В соответствии в порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 №195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

 

Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)
Наименование кафедры Дата заседания № протокола
Археологии    
     
Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)
Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом
должностное лицо дата приказа № приказа
Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества Дата документа № документа
     
     
     

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     

 

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     
     
     
     
     

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.212 (0.009 с.)