Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса История украинской культуры

Поиск

Предмет и задачи курса История украинской культуры

История украинской культуры изучает материальные и духовные ценности украинского этноса на разных этапах его развития, которые были воплощении в различных художественных, научных, правовых, политических, общественных, философских, этических приобретениях, произвели определяющее влияние на мировосприятия, характер, образ жизни, общественную и политическую деятельности, производство и межкультурную коммуникацию украинцев. Предметом истории украинской культуры есть целостный процесс создания памятников духовной и материальной культуры, включающий изучение самих этих памятников как культурных явлений, исторических условий их создания и влияние на дальнейшее развитие культуры. Задачи: осветить проблемы развития культуры украинского народа в контексте зарубежной культуры, а также проанализировать эти культуры в их взаимосвязи; анализ культуры как системы культурных феноменов; выявление ментального содержания культуры; исследование типологии культур; изучение культурных кодов и коммуникаций.

Мировая культура как синтез национальных, региональных, локальных культур

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются в духовной сфере, прежде всего в языке, литературе, музыке, живописи, философии, традициях, религии. Материальную сферу национальной культуры составляют строй экономической жизни, традиции труда и производства, культура хозяйствования и т.д.. Национальная культура тесно связана с региональной. Религиозная культура охватывает знания, навыки, умения, которые являются ведущими в конкретном географическом регионе, а также идеи и представления, которые имеют общественную ценность. Региональная культура является неотъемлемой частью национальной культуры. Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Существую некоторые существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуроя мелких и средних городов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Локальная культура - культура определенной местности (опредленной социальной группы)…..

 

Историческая периодизация и типология украинской культуры

1 млн. л. до н.э. - 10 тыс. л. до н.э. – палеолит

IX-VI тыс. до н.э – мезолит

VI-III тыс. до н.э. – неолит

III-II тыс. до н.э - Энеолит и трипольская культура

II тыс. до н.э - I тыс. до н.э. – Бронзовый век

I тыс. до н.э. - V в. н.э - Железный век

IX-XIII вв. - Княжеский период: Киевская Русь и ее наследница Галицко-Волынская держава

XIV-XVI вв. - Литовско-польский период украинской истории

XVI - XVIII вв – Казацкий период

Конец XVIII - нач. ХХ в. - Период борьбы за украинское национальное возрождение

1917-1920 гг - Украинская национально-демократическая революция

1921-1991 гг – Советская государственность

1991 г. – по настоящее время – независимое украинское государство

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

 

Дославянская культурная традиция на территории Украины: общая характеристика

Черняховская культура (II - V вв. н. н.э.). Этот период в истории Украины характеризуется учеными как культура антов. Анти занимались хлебопашеством. Они жили отдельными родами, которые образовывали "город" для совместной обработке земли и борьбы с врагами. Со временем вокруг города вырастали "остроги" как торговые центры, в которых поселялись купцы и ремесленники. Оседали в этих местах и богатые люди. Этнографической науке известно более двух тысяч таких поселений. Общественно-политический строй антов напоминал демократию греческого типа. Племена антов часто не жили в согласии между собой, но во времена опасности выбирали талантливого полководца или князя и тогда авторитет его власти признавал весь народ. Постепенно расширялись культурные и экономические отношения антов с другиминародами, в том числе и с Византией. Культуру антов характеризуют находки в могильниках у с.Зарубинцы, а затем у с. Черняхов на Киевщине. так называемуюзарубинецкой и черняховской культуры характеризует керамическое искусство, имеет определенные особенности.

Характерные особенности черняховской и зарубинецкойкультур:

керамика зарубинецкой культуры производилась вручную и имела черный цвет, керамика черняховской культуры производилась при помощи гончарного круга и имела серый цвет. В раскопанных могильниках была найдена керамика, кувшины, миски, костяные гребни, упряжь, ожерелья и другие украшения. У антов был высокий уровень земледельческой и военной культуры;

● в жизни антов место занимало искусство: одежда мужчини женщин был украшен вышивкой, девушки носили бусы, венки, орнаментом украшались бытовые вещи и оружие. Раскопки археологами сотен поселков и городищ антов суток свидетельствуют, что Правобережная Украина от Киева до Карпат была густо заселена праукраинском племенами, имели высокий уровень культуры. Вышеупомянутая культура формировалась на протяжении веков под влиянием традиций местных народов, особенно живших в поле греческой культуры Причерноморья. Она имела самобытный характер и стала основой формирования культуры Киевской Руси

 

Трипольская культура

В Украине высокий уровень развития в эпоху неолита получила трипольская культура (V-III тысячелетия до н. н.э.), ее название происходит от села Триполье под Киевом, где киевский археолог В. Хвойка провел свои раскопки. Развитие этой культуры продолжался более двух тысяч лет и охватывал не только новокаменного, но и бронзовую и железную эпохи. Характерные особенности трипольской культуры:

● трипольцы вели хозяйство коллективно, основным источникомих существование было земледелие и скотоводство, занимались охотой и рыболовством; поселения трипольцев сводились на открытых местах, безоборонительных сооружений, которые имели форму круга, середина оставаласьпустой и использовалась как загон для скота. Дома строились каркасные, до 140 кв. м.площею. Стены расписывались ярким орнаментом. Жилье было разделено на отдельные комнаты, предназначались для разных членов семьи. Дом отапливали печью. В ней могло проживать до 20 человек;

● трипольцы жили большими родами, которые возглавлялись женщинами. Исследования показывают, что общественным строем у них был матриархат;

● наряду с высокой культурой земледелия и скотоводства в трипольцев на то время существовал большой интерес к искусству. Значительное распространение получило изготовление различных керамических изделий бытового назначения, в частности, горшков, мисок, кувшинов, декоративной керамики для украшения жилища. Эти изделия имели яркий декоративная роспись и привлекательный эстетический вид, их художественный уровень в то время был очень высок;

● трипольцы имели развитые религиозные верования и погребальные обряды. В их жилищах найдены жертвенники, имевшие форму равноконечного креста. Этот крест розмальовувався охрой и был украшенный концентрическими кругами. Он находился на возвышении,а у него располагались антропоморфные фигурки. Крест служили местами жертвоприношений богам, которым поклонялись трипольцы. Вторжение воинственных кочевых племен с востока уничтожило трипольской цивилизации, затормозило развитие ее культуры. Отдельные элементы культуры, а иногдаи целые ее пласты были унаследованы другими народами, проживавших вУкраина. Например, культ родовой матери - образ мудрейшегоженщины, которая возглавляла род, и культ Рожаницы - богини плодородия, атакже обряды, связанные с поклонением Луне, сохранились в Киевской Движении до введения христианства.

 

Украинские художники.

В станковой живописи, в частности в жанре портрета художники освободились от иконописной каноничности, в их творчестве усилилось внимание к индивидуальным чертам характера, его внешности и духовной жизни. В XIХ в. продолжали работать художник, Д. Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
К изображению человека из народа впервые обратился русский художник В.А. Тропинин, проживший около 20 лет на Подолии "Украинец", "Девушка из Подолии").
Свыше 50 лет в Харькове жил и творил Д.И. Бесперчий (1825-1913г.) которому принадлежат картины социального содержания – "С поля", "Бандурист" и др.
Новый этап в развитии украинского искусства открыло творчество Т.Шевченко, который заложил основы критического реализма в украинской живописи. В жанровых картинах "Катерина" (1842); "Крестьянская семья", "На пасеке" (обе 1843г.) и др. он воспел жизнь и быт простого народа, страстно изобличал уродстве явления социального строя того времени.
Серия портретов Т. Шевченко, выполненная масляными красками, акварелью, карандашом, отличается глубоким психологизмом. Т.Г. Шевченко был основоположником реалистической графики.
Украинская тема ярко отразилась в творчестве выдающегося русского художника И.Е.Репина Родился на Украине, он посвятил ей многие картины ("Украинская крестьянка", портреты Т.Г. Шевченко, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Казак в степи" и др.)
Поэтическую красоту Украины воплотили в своих картинах И.К. Айвазовский ("Чумацкий обоз", "Украинский пейзаж", "Свадьба на Украине", А.И. Куинджи, "Украинская ночь", "Вечер на Днепре" др.). Певцом пейзажей Слобожанщины считается С. Васильковский.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА: Юбилейные памятники поставлены Т.Шевченко в Канаде в Палермо (1951, М.Вронский) и в Торонто (1961; М.Ковтуна).
С. укр. эмиграции в первые pp. после войны из-за постоянных переселенчи проблемы не имела длительного базы для нормального развития; однако скульпторы активно проявили себя за т. н. «Лагерной эпохи», особенно на выставках в Мюнхене (1947) и Регенсбурге (1948): Г.Крук, С.ЛИТВИНЕНКО, Б.Мухин, А.Павлось, М.Черешньовський, М.Дзиндра. Г.Крук остался в Мюнхене и своими фигурными и портретными работами получил признание в нем. мист. кругах. В Берлине работал В. Масютин, один из ярчайших представителей нац. искусства (оставил серию медалей-рельефов укр. ист. фигур, бюсты вождей и современников). Все др.., Названные выше, в 1948-1950 выехали в США.
В США, в Нью-Йорке, жил О.Архипенко (1923-1964), основатель современной мировой С. Он искал «праформы» в произведениях, доведенных до максимальной простоты, к игре площадей и линий, выпуклостей и вглиблень, как и цветов, которые он использовал в С., граничащая с абстракцией. Он творил и реальный портрет (портреты-памятники Т.Шевченко и И.Франко в Парке народов в Кливленде, портреты укр. Деятелей). Нач. 1950-х pp. Архипенко выставлял в Германии, Италии, Швейцарии; 1969 музей Родена в Париже устроил ретроспективную посмертную выставку его произведений, которую впоследствии принял Смитсонского музей в Вашингтоне.
С 1948-1950 в Нью-Йорке работали: С.ЛИТВИНЕНКО, что дал целую галерея скульптурных портретов современников, ряд фигурных композиций и памятников; М.Черешньовський, что к С. пришел от деревянной резьбы, совершенство которой характеристическая для его произведений (портреты, композиции, памятники Л. Украинской в ​​Кливленде и Торонто).
В Филадельфии работал О.Капшученко, автор небольших групп реалистичных фигур, по большей части типов современного города, часто с соц. окраской и юмористическим теплым отношением к человеку.
Современного высказывания предоставляли своей скульптуре, основываясь на фолкльори и мифологии, керамистка С.Геруляк в Нью-Йорке и Г.Пецух в Польше.
В области скульптурного портрета работали О.Лятуринська, Ф.Емець (Каракас, Венесуэла), В.Сим "янцив (США), К.Бульдин (Буэнос-Айрес).

 

Символизм

Символизм - одна из стилевых течений модернизма, возникшая в последней трети XIX в. во Франции сначала в поэзии, а затем распространилась на живопись и театр. Вместо традиционного образа символисты стремились выразить индивидуальный эмоциональный опыт с помощью символизованих языка, в частности символа. Основоположником символизма во Франции был С.Малларме.

Украинский символизм до революции 1917 г. представляли Вороной, О. Олесь, Г.Чупринка, П.Карманского, М.Филянський, некоторыми аспектами Б.Лепкий.В Украине после Февральской революции 1917 г. прежде проявили себя символисты. Тычина, Я.Савченко, О.Слисаренко, В.Кобилянський, Д.Загула и др.. основали в Киеве символистскую школу «Белая студия». Его редактором был поэт-символист Яков Савченко. Здесь обнародовали свои произведения П. Тычина, П.Савченко, Я.Савченко, О.Слисаренко, Д.Загула, Н.Терещенко. В этом же году символисты создали монолитную группу «Музагет».Вместе с тем следует отметить, что украинский символизм прочно переплетен с неоромантизмом, практически невозможно определить, какой из двух стилей доминирует в том или ином произведении.

 

Предмет и задачи курса История украинской культуры

История украинской культуры изучает материальные и духовные ценности украинского этноса на разных этапах его развития, которые были воплощении в различных художественных, научных, правовых, политических, общественных, философских, этических приобретениях, произвели определяющее влияние на мировосприятия, характер, образ жизни, общественную и политическую деятельности, производство и межкультурную коммуникацию украинцев. Предметом истории украинской культуры есть целостный процесс создания памятников духовной и материальной культуры, включающий изучение самих этих памятников как культурных явлений, исторических условий их создания и влияние на дальнейшее развитие культуры. Задачи: осветить проблемы развития культуры украинского народа в контексте зарубежной культуры, а также проанализировать эти культуры в их взаимосвязи; анализ культуры как системы культурных феноменов; выявление ментального содержания культуры; исследование типологии культур; изучение культурных кодов и коммуникаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.009 с.)