Вклад в культуру ренессансной европы выходцев из Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад в культуру ренессансной европы выходцев из Украины



Распространению ренессансной культуры в украинских землях способствовало в первую очередь развитие образования. В конце XV-XVI в. заметно растет прослойка украинцев, которые получили образование в лучших западноевропейских университетах: Краковском, Пражском, Болонскому и др. В списках студентов Краковского университета того времени найдено свыше ста выходцев из Украины. Некоторые из них были проводниками общеевропейского ренессанса. Зачинателями гуманистической культуры в Украине и выдающимися гуманистами XV-XVI в. считаются Юрий Дрогобыч, Павел Русин и Станислав Ориховский.

Юрий Дрогобыч, или Ю. Котермах из Дрогобыча (1450-1494), учился в Краковском и Болонскому университетах. После получения степени доктора философии и медицины в Болоньи выкладывал там в 1478 - 1482 гг. астрономию и математику, а в 1481-1482 гг. занимал должность ректора университета медиков и свободных искусств. Вернувшись в Краков, работал профессором медицины и астрономии. Труды его известны в Италии, Франции, Германии, Венгрии.

Павел Русин из Кросна (1470-1517) учился в Краковском и Грейсфельдском (Германия) университетах. В 1506 г. переехал в Краков, где работая магистром университета, выкладывал курс античной литературы. Русин - первый поэт-гуманист в украинской литературе, в то же время основатель гуманистической латинской поэзии в Польше.

Станислав Ориховский (1513-1566) родился в с. Орыховцы поблизости Перемышля. Учился в Краковском, Венском, Болонскому университетах. Вернувшись на родину 1543р., активно участвовал в общественной жизни, в публицистических произведениях затрагивал вопрос о сплочении европейских народов против турецкой экспансии. Его можно отнести к первым полемистам, которые выступили против папского, догматов католицизма. В духе Реформации он отстаивал королевской и светской власти, которая должна работать на благо общества, гражданина, образования и воспитания народа.

 

18. Гуманистические и реформационные идеи в Культуре Украины 16- первой половины 17 века (на примере Острожского культурного центра)

Одним из культурно-образовательных ячеек стал Острожский центр, который был создан Константином Острожским. Он считал, что именно этот центр даст возможность украинскому народу успешно бороться за свои национальные интересы, против национального угнетения, против полонизации, католицизма и униатства.

Вокруг Острожского центра сплотился ряд образованных и талантливых деятелей украинской культуры: Герасим Смотрицкий, Христофор Филалет, Василий Суражский, Христофор Бронский, Демьян Наливайко, Клирик Острожский, Иов Княгиницкий, Иван Вышенский, Гавриил и Даниил Дорофиевичи. Из этой школы вышел и знаменитый Мелетий Смотрицкий. В Острожском центре ставились и решались самые проблемы как ренессансно-гуманистического, так и реформационного направлений, т.е. осуществлялась ориентация на запросы различных общественных сословий и слоев той эпохи. Однако основное внимание уделялось развитию реформационных идей, обновлению православной религии, подготовке произведений из антикатолической направленностью.

Г. Смотрицкий в духе реформационных идей критиковал католическую церковь, тогдашние порядки и устройство. Реформаторские идеи Г. Смотрицкого были пронизаны идеями гуманизма, такими, как чувство патриотизма, забота о развитии образования, культуры своего народа, воспитание таких добродетелей, как мужество, талант, слава, активная деятельность и т.п

В русле реформационных идей X. Филалет идеологически обосновывает права украинского народа, разоблачает антинародную, захватническую сущность католицизма и униатства, показывает земное происхождение института римских пап. Свободу совести он рассматривал как высшую духовную ценность, указывая, что каждый человек имеет право на свою веру.

Клирик Острожский сыграл важную роль в развитии реформационных идей и в их распространении в Украине. Главное содержание произведений Клирика Острожского - борьба с католицизмом и унией.

Демьян Наливайко полемист, учительствовал в Острожской коллегии, выступал в духе реформационной идеологии, но в направлении гуманистических идей. Он резко высказывался против насильственной полонизации и окатоличивания украинского народа, решал проблему смысла человеческого бытия и назначение человека, которое заключается не в уходе от действительности, а в активной деятельности, направленной на защиту своего народа, возрождение и развитие его языка и культуры.

Реформаторские направленностью отмечается взгляды Вышинского по отношению к католической церкви. Вышинский относился к ней непримиримо.

Таким образом, идеи мыслителей Острожского культурно-образовательного центра были неоднородными. Реальная жизнь требовало более высокого уровня реформирования и гуманистических учений с ориентацией на широкий круг участников национально-освободительного движения, и классически выразилось в деятельности братств в Украине.

 

Место и значение литературно-филосовской полемики в украинской культуре 17 в.

Полемическая литература возникла в результате окатоличивания Украины. На развитие полемической литературы повлияли такие события как реформа календаря по приказу папы Григория в 1581 году и официальное принятие Брестской унии 1596 года. Среди сторонников украинского православия уния породила тревогу и вызвала целую волну протестов в виде полемических трактатов и памфлетов.

В ответ появились анонимные памфлеты украинских православных литераторов, произведения выдающихся украинских писателей-полемистов Г. Смотрицкого, Х. Филалета, И. Вишенского, С. Зизания, М. Смотрицкого, С. Копыстенского, М. Андреллы и др..

Полемическая литература стала важным идейным оружием в борьбе за социальное и национальное освобождение украинского народа и способствовала подъему национально-освободительного движения.

 

20.Берестейская церковная уния как фактор формирования сознания украинского народа. Полемическая литература.

С приходом польской власти резко ухудшилось положение украинской православной церкви. Поляки стремились искоренить ее. Решение задачи польский власти видели в заключении церковной унии, в результате объединения они намеревались покорить православную церковь католической, а затем и поглотить ее. В 1596 году было заключено Брестская церковная уния, т.е. католическая и православная церкви были объединены; в результате была создана Униатская или греко-католическая церковь. Вопреки расчетам польского короля, папы Римского, иезуитов Брестская уния не упростила, а обострила ситуацию в Украине. она вызвала горячие споры, четко выявила позиции, активизировала консолидацию украинскогокультурных сил - православной украинской шляхты, духовенства, мещан, казачества. Разгорелась ожесточенная полемика между наиболее образованными священниками - противниками и сторонниками унии, сложился особый жанр - полемическая литература.

В частности, «Апокрисис» («Ответ»), изданный в Остроге польской (1597 г.) и староукраинском (1598 г.) языках, написанный Христофором Филалета в ответ Петру Жалобы, гневно выступает против коварной политики папства и предательских действий верхушки украинского духовенства.

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. Поднимались и социально-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. Например, в «Послании к епископам" он обличает духовенство как стяжателей, что забыли Бога. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении «Тренос», Захар Копыстенский в «Палинодии», Иван Вышенский в «Совете по очистке церкви» выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.007 с.)