Самобытность культуры украинского барокко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самобытность культуры украинского барокко



Украинское барокко – распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.

Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде казачества, что придаёт украинскому барокко значение подлинно национального стиля. На Левобережье и Слобожанщине при проектировании храмов традиции народного деревянного зодчества учитывались даже больше, чем многовековая традиция православного храмоздательства.

Рассмотрим основные направления украинского

барокко в искусстве.

1. Музыка. Музыкальное барокко – жанры духовного и

светского канта, песни-романсы, партерный концерт,

последний из которых становится основным. Чувственная

полнота, эмоциональность, контрасты музыки приближают еѐ к ораторскому искусству. Мировое признание имеют

А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский, с именами которых связано развитие симфонической музыки.

2. Живопись. Художники долго придерживались

византийских, древнерусских, ренессансных традиций.

Народное искусство – важнейшая причина эволюции

иконописи. Развивается портретный жанр, появляется жанр

портрета-иконы (Запорожская Покрова с Переяслава).

Яркими представителями были И.Руткович, И.Кондзелевич.

3. Архитектура. ІІ половина XVII в. – «золотой век»

казацкого барокко. Оформление стиля произошло во время

гетманства И.Мазепы. Направления формирования

архитектуры – украинизация западноевропейской барокковой базилики и «бароккозирование» украинской деревянной архитектуры. Жемчужены барокковой архитектуры – сооружения С.Ковнира (Троицкая церковь Китаевской пустыни, Собор Антония и Феодосия с колокольней), И.Шеделя (Большая Лаврская колокольня, Староакадемический корпус Киево-Могилянской академии, Колокольня Софийского собора, Кловский дворец, Брама Заборовского).

4. Литература. Особенности литературы:

- развитие стихов молитвенного содержания;

- появление проповедницкой духовной прозы;

- отражение идеи «божественного» стихотворения –

возвеличивания в жанре панегирика-эпиграммы;

- становление украинской драмы.

 

Развитие украинской культуры в условиях Гетманщины

Культура Украины второй половины XVII - XVIII в.

развивалась в условиях развертывания национально-

освободительной войны украинского народа, против

иностранных поработителей за свою независимость и

государственность. Это прежде всего национально-

освободительная война под руководством Б.Хмельницкого и

образования казацко-гетманского государства 1649 — 1764, которое просуществовало свыше 100 лет и оставило глубокий след в истории и культуре украинского народа. Запорожское казачество в течение трех столетий

определяло направления экономического, политического и

культурного развития Украины. Активно участвовало в противостоянии украинского мещанства, православного

духовенства и шляхты ополячиванию и окатоличиванию.

Фактически Запорожская Сечь направила оружие на охрану

культуры и образования. В школах Запорожской Сечи, которые продолжали традиции братских школ, обучение объединялось с воспитанием и велось на украинском языке. Высокого уровня достигла военная музыка, где особое место заняли духовые и ударные инструменты.

Возникают и распространяются думы - героическая,

драматическая и, вместе с тем, пронизанная большим

лиризмом поэзия. Особой популярностью среди казаков

пользовались танцы, любимейший - гопак. Приобрел

распространение такой жанр театрального искусства, как

вертеп - народные спектакли в сопровождении «троистых

музыкантов». В духовной жизни казаки были верующими

людьми, придерживались христианской православной веры. Важной ячейкой духовной культуры была Киево-

Могилянская академия, наряду с которой существовала

широкая сеть начальных школ, народных училищ, гимназий,

коллегиумов.

Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. - это

расцвет жанра историко-мемуарной прозы, среди которой

выделяются три казацких летописи:

1) "Летопись Самовидца" охватывает события с

1648 до 1702 г.

2) Летопись гадяцкого полковника и судьи

Г.Грабянки охватывает исторические события от Б.

Хмельницкого до И. Самойловича;

3) Летопись С.Величка

состоит из двух томов и охватывает события с

1648 по 1700 гг.

В XVIII в. распространяются медицинские знания.

В литературе распространились полемические жанры

(трактаты, диалоги, диспуты, памфлеты), развивалась

ораторско-проповедническая проза, возник жанр эзоповской

басни, распространились сатирические стихи.

Важный взнос в духовную культуру сделал

Г.С.Сковорода….

 

Место и значение Сковороды в украинской культуре

Григорий Саввич Сковорода - выдающаяся фигура в культурной и литературной жизни Украины XVIII ст. Великий народный мыслитель, просветитель и писатель, он в своих произведениях развивал целый комплекс идей, актуальных для своего времени, выражал передовые взгляды украинского гражданства. Его многогранная философская и литературное творчество - это последнее звено в переходном периоде от древней украинской литературы к новой. Г. Сковорода был всесторонне одаренным человеком - философом-мыслителем, писателем, педагогом, музыкантом, знатоком античности и средневековья, владел несколькими языками-латински, древнегреческим, древнееврейским, польским, немецким, русским. Он постоянно учился, углублял свои знания, передавая их одновременно другим - ученикам, близким знакомым, случайным слушателям. Путешествуя Украины и мирами, он интересовался жизнью, обычаями, искусством, верованиями других народов, вкраплював в свои произведения впечатления от наблюдаемого и услышанного. Велика роль Г. Сковороды в становлении новой украинской литературы, он был ее идейным предтечей. Его поэтическое и прозаическое творчество стала органической составляющей нового литературы, которое развивало гуманистические, демократические идеи, отрицало существующий общественно-политический строй, вводило в литературу самобытные образы простых украинских, отстаивая их социальные и национальные права…….

 

Понятие национально-культурного возрождения на Украине в конце 18 – начале 20 века, его внутренняя периодизация и особенности

Понятие «украинское национально-культурное

возрождение» - это процесс становления и развития

общественно-политической и культурной жизни Украины

конца ХУШ- начала ХХ в.в. Конечной целью национального

возрождения всегда стоит создание самостоятельного

национального государства.

Началом национального возрождения было появление

«Энеиды» И.Котляревского, которая написана украинским

народным языком, творчество Г.Квитки-Основьяненка и

Харьковского кружка литераторов. Социальной и духовной

основой были предыдущие достижения украинского народа,

гуманистические традиции материальной и духовной

культуры.

Многие исследователи считают, что процесс

национального возрождения в Украине длился 130 лет – с

конца казаческого государства и до Первой мировой войны.

Этот процесс делится на три этапа:

- первый - период сбора наследия, академический, или шляхетский, этап (конец ХУШ в.- 40-е гг. ХІХ в.);

- второй – украинофильский или культурнический

(народнический) этап (1840-1880г.г.);

- третий - политический или модернистский (1880-

1914г.г).

Все три этапа характеризуются культурно-

просветительской деятельностью дворянства и польско-

украинского шляхетства, появлением на общественно-

политической арене в 40-х гг. Т.Г.Шевченка и национально-

культурным движением народных масс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.013 с.)