Культура Киевской Руси: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Киевской Руси: общая характеристика



Киевская Русь достигла высокого уровня культуры. На ее развитие огромное влияние обнаружил принятия христианства. Оно приобщила Русь к достижениям Византийской цивилизации. Как атрибуты христианства из Византии в Киевскую Русь были принесены школы и письменность. Первая школа в Х1 веке. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Первая библиотека - библиотека при Софийском соборе, она насчитывала 950 томов. При Киево-Печерском монастыре, на базе монастырских библиотек, развернулось летописании. Среди памятников архитектуры надо отметить "Золотые ворота" в Киеве (главный торжественный въезд в Киев). Жемчужиной древнерусской архитектуры является Софийский собор в Киеве. Успенский собор Печерского монастыря - образец старшего храма в древних городах. Наиболее выдающимся историческим произведением литературы является "Повесть временных лет". Она создана монахом Киево-Печерского монастыря-Нестором 1113г. Также ранний художественно-публицистический произведение "Слово о законе и благодати"-Иллариона. Великое произведение литературы-"Поучение детям" - В. Мономаха. Шедевром древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". Древнерусская живопись и рисунки дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр, мозаики. Народ любил песни, танцы, играть на дудках, гуслях, бубнах, хоровое пение, обрядовые песни и т.д. Составной частью древнерусской культуры было устное народное творчество. В нем отражались важные исторические события, прославлялись защитники отечества. Любимыми героями были воины-богатыри. Культура Киевской Руси появилась ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Ювелирное…

 

Культура КР как синтез языческой и христианской культур

Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние

Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая

религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым - христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в

себе некую двойственность. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. Двоеверием были охвачены даже образованные, просвещенные круги русского общества. Так, безымянный автор "Слова о Полку Игореве", одного из блестящих образцов древнерусской литературы, рассказывает, что его герой едет поклониться храму Пресвятой Богородицы в Киеве – в благодарность за чудесное избавление от плена; но одновременно упоминаются и древние языческие боги, которые также покровительствуют князю Игорю. Автор, являясь и язычником и христианином одновременно, не воспринимает еще разницы между теми и другими.

Все эти факторы и определили то, что называется “феноменом русской культуры”

Художественная культура Киевской Руси, ее место в художественной сокровищнице человечества

В искусстве Древней Руси значительного расцвета приобретает монументально-декоративная живопись.

С культовой архитектурой Киевской Руси связаны такие виды искусства, как живопись, художественная мозаика, майолика. Первыми художниками на Руси были греки и местные "книжники" – мастера миниатюры, далее – создатели фресок и мозаик. Жанры, которые развивали мастера, – это библейские, аллегорические образы, портрет, бытовые сцены из княжеского жизни.

Идеология византийского православия была воплощена наиболее ярко в храмовом росписи в его двух главных формах: иконописания и стенописей.

Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоты. Византийский живопись распространился в Киевской Руси в X в. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Отделка Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу.

Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве относятся к достопримечательностей украинского и мирового искусства. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Фрески были как религиозный сюжет, так и вполне светское содержание.

Мозаики Софийского собора отличаются высокой техникой исполнения. Украшения собора дополняют фрески, а среди них отдельно выделяются портреты членов Ярославовой княжеской семьи. Это были первые образцы светской живописи в древнерусском искусстве.

С середины XII в. в самостоятельных княжествах – Киевском, Черниговском, Переяславском, Галицком и Волынском – создаются местные самобытные художественные школы. Фресковая роспись заменяют настенную мозаику. Это искусство требовало большого мастерства. На основание наносили слой штукатурки, быстро покрывали изображение красками и втискувалы кубики разноцветной смальты. С маленьких кубиков преподавали лицо, руки, из больших – одежда, фон, предметы. Однако основным видом древнерусского изобразительного искусства был фресковая живопись. Специфика его заключается в том, что он делается на влажной штукатурке, а завершается и подправляется впоследствии. Художественный эффект от фресковой живописи чрезвычайное, поэтому неудивительно, что в XII в. он вытеснил мозаику.

Наряду с монументальной живописью на Руси развивается иконопись. В конце XI в. сложилась киевская школа иконописи.

Самой известной иконописной мастерской XI-XII вв. была Печерская, где работал Алимпий со своими учениками. В конце XI в. сложилась киевская иконописная школа. С ней связаны такие шедевры иконописи, как «Ярославская Оранта» (XII век), «Устюзьке Благовещение» (XII век), которые хранятся в Третьяковской галерее, икона «Борис и Глеб» (XIII век), которая экспонируется в Киевском музее русского искусства. С именем Алимпия отдельные исследователи связывают икону «Печерской Богородицы».

Развитие живописи подтверждают и портретные миниатюры, украшавшие "Изборник" 1073 г., "Трирский псалтырь" (1078-1087 гг.)

Большой славой пользовались киевские ювелиры за свое изящное чеканка, золочение, гравировка, технику эмали и зерне.

Введение христианства на Руси произвело оказало большое влияние на развитие каменной архитектуры. Возводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на Берестове, монастыри Выдубицкий и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский, Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове. Еще одним известным храмом Киевской Руси является Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Она была заложена в 1070 г. на берегу Днепра. Главным сооружением ансамбля Киево-Печерского монастыря был Успенский собор. На первом месте – Софийский собор. По размерам собор превышал византийские храмы На стенах собора было множество фресок со сценами мирской жизни: охота на диких зверей, народные игры, гулянья и т.д.

Уникальным памятником скульптуры является саркофаг Ярослава Мудрого из белого мрамора, покрытый великолепным растительным орнаментом с христианской символикой. Многочисленные скульптурные мраморные элементы украшали Десятинную церковь – одна из самых величественных храмов княжеской Украине-Руси. Значительное количество рельефных орнаментальных украшений имеет собор Софии Киевской.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.007 с.)