Дворянский этап возрождения: деятели и достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворянский этап возрождения: деятели и достижения



На конец 18 — 40-е гг. 19 в. пришёлся первый этап национального возрождения в Приднепровской Украине — период “собирания наслед­ства”. Он начался с поисков украинского исторического прошлого, интере­са интеллигенции и дворянства к Гетманщине, к этнографии. Одновре­менно происходил процесс становления новой украинской литературы.

Переломным моментом в развитии украинского языка и литературы была публикация в 1798 г. поэмы “Энеида” И. Котляревского, написанной обычным на то время народным языком. Это событие положило начало рождению новой украинской литера­туры.

Формированию национального самосознания способствовал созданный в конце 18 — начале 19 в. видный политический трактат История русов”. В нём изложена история Украины от периода жизни древних славян до ликвидации российским царизмом Гетманщины. Начало научному исследованию украинской старины положили Василий Полетика, Андриан Чепа, Максим Берлинский и ряд других деятелей. Полный курс украинской истории Дмитрия Бантыш-Каменского был из­дан в 1822 г. под названием “История Малой России”. Замечательный сбор­ник украинского фольклора опубликовал в 1819 г. князь Николай Церте-яев. Наиболее полное и научное исследование украинской этнографии “Ма­лороссийские народные песни” (Михаил Максимович) вышло в 1827 г.

В начале 19 в. средоточием украинского национально-культур­ного развития стая Харьков. В 1805 г. здесь был открыт универ­ситет. При нём действовали типография и книжный ма­газин, что стимулировало развитие на Слобожанщине местных газет, журна­лов, альманахов, украинских сперва по тематике, а затем и по языку. Поме­щённые в этих изданиях публикации освещали не только социально-эконо­мическую жизнь региона, но и касались исторического прошлого украинско­го народа, пропагандировали родную культуру.

С 1816 г. до 1819 г. в Харькове издавался первый в Украине массовый популярный журнал “Украинский вестник”. Он, в частности, призывал публиковать научные работы на украинском языке, а вскоре и сам положил начало печатанию материалов на украинском языке. Одним из первых, кто стал печатать свои произведения на украинском языке, был профессор (впос­ледствии ректор) Харьковского университета Пётр Гулак-Артемовский. Огромным успехом среди просвещённых людей пользовались изданные в Харькове в 1834 г. “Малороайські оповідання” Г. Квитки-Основьяненко, которого назвали отцом украинской прозы.

Итак, благодаря усилиям украинской интеллигенции в конце 18 — начале 19 в. зародилось национальное движение в виде собирания старины, исторических и этнографических исследований, утвер­ждения украинского языка в качестве литературного.

31. Украинофильство как духовно-культурное явление 19 в., его связь с романтизмом и панславизмом

. украинофильство как духовное явление 19 столетия, его связь с романтизмом и панславизмом
Украинофи́льство — историческое название общественно-литературного движения конца XIX — начала XX века среди украинцев в России и Галиции; украинофилы стремились сохранить и развивать язык, литературу и культурные особенности украинского народа (тогда именуемого малороссы (в России) или русины (в Австрии)).преподование на украинском
Украинофильство преследовалось русской администрацией. В частности, украинская литература и театр были запрещены (см.1863 валуев. Эмский указ). Часть украинофилов из-за давления со стороны российской администрации отошли от общественно-политической деятельности и сосредоточились на литературной деятельности, этнографии и фольклоре (в частности, Антонович, Багалей, Грушевский, Драгоманов, Китецкий, Мордовцев, Потебня, Чубинский).
Национальное самосознание не замирало в Малороссии никогда. Литературное выражение оно стало находить с начала XIX в., когда сказалось в произведениях Котляревского, Гулак-Артемовского и Квитки. Позже, под влиянием романтизма и славянского возрождения, появилось теоретическое У., политической партией с социал-демократическим оттенком (Франко).
Проникнутые украинофильско-романтическими мечтами, они образуют в 1846 г. панславистское Кирилло-Мефодиевское общество, центром которого становятся Костомаров и Шевченко. Идеал этого общества был следующий: 1) освобождение славянских народностей из-под власти иноплеменников; 2) организация их в самобытные политические общества с удержанием федеративной связи между ними; 3) уничтожение всякого рабства, под каким бы оно видом ни скрывалось; 4) упразднение сословных привилегий и преимуществ; 5) религиозная свобода и веротерпимость; 6) при полной свободе всякого вероучения употребление единого славянского языка в публичном богослужении всех существующих церквей; 7) полная свобода мысли, научного воспитания и печатного слова и 8) преподавание всех славянских наречий и их литературы в учебных заведениях всех славянских народностей Русская тройца
Украинфофилы и романтизм Романтизм, Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, романтической заинтересованностью бытом и фольклором украинского народа
в 1861 г. состоялось подъема движен укр, и было оно связано прежде всего с изданием журнала "Основа". Вокруг журнала собралось несколько Т. Шевченко, М. Костомаров, П. Кулиш, В. Белозерский, В. Антонович. Каждая книга "Основы" открывалась стихами Т. Шевченко, за которым прочно закрепилось звание отца украинского народа
Панслави́зм — культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности.
Украинский панславизм своими корнями уходит в т. н. «польский вопрос». Он зародился в Правобережной Украине в среде польской интеллигенции. Изначально украинский панславизм ставил задачу формирования русофобских настроений у малороссов Юго-Западного края, включая требование его полной автономии. Особенно активно антирусская пропаганда развернулась после поражения польского восстания 1830 – 1831 гг. Его следствием стала замена польского языка в административных и учебных заведениях юго-западных губерний русским. Были закрыты польские школы, а вместо них учреждены русские. В Киеве начал свою деятельность русский университет св. Владимира. Собственно, под влиянием польских революционных организаций в 1846 г. в Украине и образовалось т. н. Кирилло-Мефодиевское общество, предложившее собственный – украинский – вариант панславизма.
Итак, украинофильство появилось в русле панславизма под влиянием европейских веяний Романтизма, воспринятых как через поляков.

32. Украинская национальная идея ее фундаторы и разработчики во второй чверти 19 века

В начале XIX ст. в среде украинской интеллигенции возникла своеобразная ситуация. Как мы убедились, духовные веяния, захватившие большинство стран Восточной Европы и Россию, не обошли и Украину. Радикальные республиканские идеи Французской революции были широко представлены на Украине декабристами и украинскими членами Союза объединенных славян.

"Русской троицы" - кружка львовских романтиков, выходцев из сельского духовенства, студентов феко-католической духовной семинарии во Львове Маркияна Шашкевича, Ивана Вагилевича, Якова Головацкого. Они поставили цель широко внедрять родной язык во все сферы общественной жизни. В 1834 г. М.Шашкевич упорядочил альманах из собственных произведений и произведений своих друзей с приложением народных стихов и песен под названием "Заря". Венская цензура запретила этот сборник. Однако Я.Головацкий нашел возможность напечатать в Венгрии, в Будапеште, где цензурные притеснения не были столь строги, как в Австрии. В 1837 г. сборник увидел свет, правда, под другим названием - "Русалка Днестровская". В предисловии к ней галицко-украинской пробуждения рассматривался в связи с национальными движениями южных и западных славян, а также народов восточнославянских земель."Русалка Днестровская" знаменовала новый этап национального возрождения в Галичине, который характеризовался пробуждением под влиянием романтических идей национального сознания украинского.

В 1848г. в Львову вышла в печать первая украинская газета «Зоря Галицкая". Главный Русский Совет через "Зорю Галицкую" пропагандировала свою программу политической деятельности, которая потом надолго оставалась программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о " счастье народа" в демократическом смысле этого слова. Далее идет "развитие и подъем народностей во всех ее частях", то есть совершенствование языка, введения его в школах, издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охрана конституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизни лишь в границах конституции.

Центром поколения 1840-х годов, к которому принадлежали такие личности, как историк Костомаров, писатель П. Кулиш и поэт Т. Шевченко, был не Харьков, а Киев, где в 1834 г. появился новый университет. Представители этой генерации происходили как с Правобережной, так и Левобережной Украины и по своей социальной принадлежности были более разнородными, чем их предшественники - выходцы из дворянства. Среди молодежи 1840-х годов высшее возвышалась фигура одного человека - Тараса Шевченко. Культурная деятельность была единственной сферой, где лишены государства украинским могли выразить свою самобытность: так часто ведущую роль «будителей народа» играли поэты, писатели, ученые. И все же трудно найти другой пример человека, поэзия и личность которого такой полной мере воплотила национальный дух, как это для Украинской сделал Шевченко.

"Русская Правда" - программа Южного общества декаб-рист признавала Украину право войти в состав равноправных областей в будущей Российской республики. Общество объединит-ных славян, которое присоединилось к Южного общества, видели Украину как суверенную республику в составе федерации славянских государств.

Эти идеи были продолжены Кирилло-Мефодиевским братством, созданным в 1846 p. из выдающихся представителей украинского народа - Н. Гулак, Костомарова, Кулиша, Шевченко и др.. Прогарама братства предусматривала национальное освобождение Украины и вход-ния ее к федерации славянских народов. "И Украина будет непод-легло Речи Посполитой в союзе славянском..."

Следует подчеркнуть, что программа Кирилло-Мефодиевского брат-ства объединяла борьбу за освобождение Украины и восстановление ее самостоятельности с борьбой за социальную равноправие, свободу слова, верований, печати. При этом братья предоставляли Украине про-сать - месиянську - роль в организации федерации славянских народов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.006 с.)