Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дворянский этап возрождения: деятели и достиженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте На конец 18 — 40-е гг. 19 в. пришёлся первый этап национального возрождения в Приднепровской Украине — период “собирания наследства”. Он начался с поисков украинского исторического прошлого, интереса интеллигенции и дворянства к Гетманщине, к этнографии. Одновременно происходил процесс становления новой украинской литературы. Переломным моментом в развитии украинского языка и литературы была публикация в 1798 г. поэмы “Энеида” И. Котляревского, написанной обычным на то время народным языком. Это событие положило начало рождению новой украинской литературы. Формированию национального самосознания способствовал созданный в конце 18 — начале 19 в. видный политический трактат “ История русов”. В нём изложена история Украины от периода жизни древних славян до ликвидации российским царизмом Гетманщины. Начало научному исследованию украинской старины положили Василий Полетика, Андриан Чепа, Максим Берлинский и ряд других деятелей. Полный курс украинской истории Дмитрия Бантыш-Каменского был издан в 1822 г. под названием “История Малой России”. Замечательный сборник украинского фольклора опубликовал в 1819 г. князь Николай Церте-яев. Наиболее полное и научное исследование украинской этнографии “Малороссийские народные песни” (Михаил Максимович) вышло в 1827 г. В начале 19 в. средоточием украинского национально-культурного развития стая Харьков. В 1805 г. здесь был открыт университет. При нём действовали типография и книжный магазин, что стимулировало развитие на Слобожанщине местных газет, журналов, альманахов, украинских сперва по тематике, а затем и по языку. Помещённые в этих изданиях публикации освещали не только социально-экономическую жизнь региона, но и касались исторического прошлого украинского народа, пропагандировали родную культуру. С 1816 г. до 1819 г. в Харькове издавался первый в Украине массовый популярный журнал “Украинский вестник”. Он, в частности, призывал публиковать научные работы на украинском языке, а вскоре и сам положил начало печатанию материалов на украинском языке. Одним из первых, кто стал печатать свои произведения на украинском языке, был профессор (впоследствии ректор) Харьковского университета Пётр Гулак-Артемовский. Огромным успехом среди просвещённых людей пользовались изданные в Харькове в 1834 г. “Малороайські оповідання” Г. Квитки-Основьяненко, которого назвали отцом украинской прозы. Итак, благодаря усилиям украинской интеллигенции в конце 18 — начале 19 в. зародилось национальное движение в виде собирания старины, исторических и этнографических исследований, утверждения украинского языка в качестве литературного. 31. Украинофильство как духовно-культурное явление 19 в., его связь с романтизмом и панславизмом . украинофильство как духовное явление 19 столетия, его связь с романтизмом и панславизмом 32. Украинская национальная идея ее фундаторы и разработчики во второй чверти 19 века В начале XIX ст. в среде украинской интеллигенции возникла своеобразная ситуация. Как мы убедились, духовные веяния, захватившие большинство стран Восточной Европы и Россию, не обошли и Украину. Радикальные республиканские идеи Французской революции были широко представлены на Украине декабристами и украинскими членами Союза объединенных славян. "Русской троицы" - кружка львовских романтиков, выходцев из сельского духовенства, студентов феко-католической духовной семинарии во Львове Маркияна Шашкевича, Ивана Вагилевича, Якова Головацкого. Они поставили цель широко внедрять родной язык во все сферы общественной жизни. В 1834 г. М.Шашкевич упорядочил альманах из собственных произведений и произведений своих друзей с приложением народных стихов и песен под названием "Заря". Венская цензура запретила этот сборник. Однако Я.Головацкий нашел возможность напечатать в Венгрии, в Будапеште, где цензурные притеснения не были столь строги, как в Австрии. В 1837 г. сборник увидел свет, правда, под другим названием - "Русалка Днестровская". В предисловии к ней галицко-украинской пробуждения рассматривался в связи с национальными движениями южных и западных славян, а также народов восточнославянских земель."Русалка Днестровская" знаменовала новый этап национального возрождения в Галичине, который характеризовался пробуждением под влиянием романтических идей национального сознания украинского. В 1848г. в Львову вышла в печать первая украинская газета «Зоря Галицкая". Главный Русский Совет через "Зорю Галицкую" пропагандировала свою программу политической деятельности, которая потом надолго оставалась программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о " счастье народа" в демократическом смысле этого слова. Далее идет "развитие и подъем народностей во всех ее частях", то есть совершенствование языка, введения его в школах, издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охрана конституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизни лишь в границах конституции. Центром поколения 1840-х годов, к которому принадлежали такие личности, как историк Костомаров, писатель П. Кулиш и поэт Т. Шевченко, был не Харьков, а Киев, где в 1834 г. появился новый университет. Представители этой генерации происходили как с Правобережной, так и Левобережной Украины и по своей социальной принадлежности были более разнородными, чем их предшественники - выходцы из дворянства. Среди молодежи 1840-х годов высшее возвышалась фигура одного человека - Тараса Шевченко. Культурная деятельность была единственной сферой, где лишены государства украинским могли выразить свою самобытность: так часто ведущую роль «будителей народа» играли поэты, писатели, ученые. И все же трудно найти другой пример человека, поэзия и личность которого такой полной мере воплотила национальный дух, как это для Украинской сделал Шевченко. "Русская Правда" - программа Южного общества декаб-рист признавала Украину право войти в состав равноправных областей в будущей Российской республики. Общество объединит-ных славян, которое присоединилось к Южного общества, видели Украину как суверенную республику в составе федерации славянских государств. Эти идеи были продолжены Кирилло-Мефодиевским братством, созданным в 1846 p. из выдающихся представителей украинского народа - Н. Гулак, Костомарова, Кулиша, Шевченко и др.. Прогарама братства предусматривала национальное освобождение Украины и вход-ния ее к федерации славянских народов. "И Украина будет непод-легло Речи Посполитой в союзе славянском..." Следует подчеркнуть, что программа Кирилло-Мефодиевского брат-ства объединяла борьбу за освобождение Украины и восстановление ее самостоятельности с борьбой за социальную равноправие, свободу слова, верований, печати. При этом братья предоставляли Украине про-сать - месиянську - роль в организации федерации славянских народов.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.011 с.) |