Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дворянский этап возрождения: деятели и достиженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На конец 18 — 40-е гг. 19 в. пришёлся первый этап национального возрождения в Приднепровской Украине — период “собирания наследства”. Он начался с поисков украинского исторического прошлого, интереса интеллигенции и дворянства к Гетманщине, к этнографии. Одновременно происходил процесс становления новой украинской литературы. Переломным моментом в развитии украинского языка и литературы была публикация в 1798 г. поэмы “Энеида” И. Котляревского, написанной обычным на то время народным языком. Это событие положило начало рождению новой украинской литературы. Формированию национального самосознания способствовал созданный в конце 18 — начале 19 в. видный политический трактат “ История русов”. В нём изложена история Украины от периода жизни древних славян до ликвидации российским царизмом Гетманщины. Начало научному исследованию украинской старины положили Василий Полетика, Андриан Чепа, Максим Берлинский и ряд других деятелей. Полный курс украинской истории Дмитрия Бантыш-Каменского был издан в 1822 г. под названием “История Малой России”. Замечательный сборник украинского фольклора опубликовал в 1819 г. князь Николай Церте-яев. Наиболее полное и научное исследование украинской этнографии “Малороссийские народные песни” (Михаил Максимович) вышло в 1827 г. В начале 19 в. средоточием украинского национально-культурного развития стая Харьков. В 1805 г. здесь был открыт университет. При нём действовали типография и книжный магазин, что стимулировало развитие на Слобожанщине местных газет, журналов, альманахов, украинских сперва по тематике, а затем и по языку. Помещённые в этих изданиях публикации освещали не только социально-экономическую жизнь региона, но и касались исторического прошлого украинского народа, пропагандировали родную культуру. С 1816 г. до 1819 г. в Харькове издавался первый в Украине массовый популярный журнал “Украинский вестник”. Он, в частности, призывал публиковать научные работы на украинском языке, а вскоре и сам положил начало печатанию материалов на украинском языке. Одним из первых, кто стал печатать свои произведения на украинском языке, был профессор (впоследствии ректор) Харьковского университета Пётр Гулак-Артемовский. Огромным успехом среди просвещённых людей пользовались изданные в Харькове в 1834 г. “Малороайські оповідання” Г. Квитки-Основьяненко, которого назвали отцом украинской прозы. Итак, благодаря усилиям украинской интеллигенции в конце 18 — начале 19 в. зародилось национальное движение в виде собирания старины, исторических и этнографических исследований, утверждения украинского языка в качестве литературного. 31. Украинофильство как духовно-культурное явление 19 в., его связь с романтизмом и панславизмом . украинофильство как духовное явление 19 столетия, его связь с романтизмом и панславизмом 32. Украинская национальная идея ее фундаторы и разработчики во второй чверти 19 века В начале XIX ст. в среде украинской интеллигенции возникла своеобразная ситуация. Как мы убедились, духовные веяния, захватившие большинство стран Восточной Европы и Россию, не обошли и Украину. Радикальные республиканские идеи Французской революции были широко представлены на Украине декабристами и украинскими членами Союза объединенных славян. "Русской троицы" - кружка львовских романтиков, выходцев из сельского духовенства, студентов феко-католической духовной семинарии во Львове Маркияна Шашкевича, Ивана Вагилевича, Якова Головацкого. Они поставили цель широко внедрять родной язык во все сферы общественной жизни. В 1834 г. М.Шашкевич упорядочил альманах из собственных произведений и произведений своих друзей с приложением народных стихов и песен под названием "Заря". Венская цензура запретила этот сборник. Однако Я.Головацкий нашел возможность напечатать в Венгрии, в Будапеште, где цензурные притеснения не были столь строги, как в Австрии. В 1837 г. сборник увидел свет, правда, под другим названием - "Русалка Днестровская". В предисловии к ней галицко-украинской пробуждения рассматривался в связи с национальными движениями южных и западных славян, а также народов восточнославянских земель."Русалка Днестровская" знаменовала новый этап национального возрождения в Галичине, который характеризовался пробуждением под влиянием романтических идей национального сознания украинского. В 1848г. в Львову вышла в печать первая украинская газета «Зоря Галицкая". Главный Русский Совет через "Зорю Галицкую" пропагандировала свою программу политической деятельности, которая потом надолго оставалась программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о " счастье народа" в демократическом смысле этого слова. Далее идет "развитие и подъем народностей во всех ее частях", то есть совершенствование языка, введения его в школах, издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охрана конституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизни лишь в границах конституции. Центром поколения 1840-х годов, к которому принадлежали такие личности, как историк Костомаров, писатель П. Кулиш и поэт Т. Шевченко, был не Харьков, а Киев, где в 1834 г. появился новый университет. Представители этой генерации происходили как с Правобережной, так и Левобережной Украины и по своей социальной принадлежности были более разнородными, чем их предшественники - выходцы из дворянства. Среди молодежи 1840-х годов высшее возвышалась фигура одного человека - Тараса Шевченко. Культурная деятельность была единственной сферой, где лишены государства украинским могли выразить свою самобытность: так часто ведущую роль «будителей народа» играли поэты, писатели, ученые. И все же трудно найти другой пример человека, поэзия и личность которого такой полной мере воплотила национальный дух, как это для Украинской сделал Шевченко. "Русская Правда" - программа Южного общества декаб-рист признавала Украину право войти в состав равноправных областей в будущей Российской республики. Общество объединит-ных славян, которое присоединилось к Южного общества, видели Украину как суверенную республику в составе федерации славянских государств. Эти идеи были продолжены Кирилло-Мефодиевским братством, созданным в 1846 p. из выдающихся представителей украинского народа - Н. Гулак, Костомарова, Кулиша, Шевченко и др.. Прогарама братства предусматривала национальное освобождение Украины и вход-ния ее к федерации славянских народов. "И Украина будет непод-легло Речи Посполитой в союзе славянском..." Следует подчеркнуть, что программа Кирилло-Мефодиевского брат-ства объединяла борьбу за освобождение Украины и восстановление ее самостоятельности с борьбой за социальную равноправие, свободу слова, верований, печати. При этом братья предоставляли Украине про-сать - месиянську - роль в организации федерации славянских народов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.009 с.) |