Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как понятие и социальное явление (Культура общества, её структурные элементы).↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура как понятие и социальное явление (Культура общества, её структурные элементы). Слово «культура» лат. происхожд. означало в древности действие по возделыванию, обработке чего-либо и только в 17 в. появилось понятие культ. Это понятие ввёл нем. юрист С. Пуфендорф. Считалось, что культура протипол. её дикому сост. и явл. рез. действия людей. Культ. – это всё то, что создано человеком для себя. К наст-му времени сущ. более 500 опред. культура. Аксиология – наука о цен-х. Согласно аксиол. подходу, культ. это совок. цен-й. Понятие «культура» - это совок. труд. навыков, создание мат. и труд. навыков. Технол. подход, согласно кот. культ. – это опред. уровень разв. произв-ва, опред. уровень разв. общ. Цивил-ия – это наиболее высокий уровень человеч. и общества. Семиотич. подход, при кот. культ. рассматр. как система знаков, текстов, языков, это знак. система адаптир. человека в окр. мире. Согласно фил. пододу культ. – это совок. всех видов преобразоват. деят-ти чел. и общ., а также рез-в этой деят-ти, воплотившейся в матер. и дух. цен-х. Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Предначертанная культуре задача - связывать людей в общество и общества - находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. В основном это такие функции культуры, как: а) функция приспособления к среде, б) познавательная, в) информативная, г) коммуникативная, д) регулятивная, е) оценочная, ж) разграничения и интеграции человеческих групп, з) социализации (или человекотворческая). Основные закономерности развития культуры. Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы. Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей: 1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности. 2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни. 3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб. 4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации". 5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание. Функции культуры в обществе. Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная. Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве. Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.). Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем. Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции. Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя). Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками. Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества. Где зарождался этикет Англию и Францию называют обыкновенно: " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии госодствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Теории развития культуры зарубежных мыслителей 19-20 вв. Игровая теория культуры Значительное место в культуре занимает ее игровой момент, что зафиксировано в поле европейской культуры. Платон говорил об игровом космосе, И. Кант — о теории эстетического «состояния игры», Шиллер подчеркивал, что человек только тогда «является человеком, когда играет», И. Хейзинга выдвинул положение, что культура — продукт «играющего человека». В своей книге «Человек играющий» он отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории, игровая природа ярко проявляется во многих сферах культуры в ходе их генезиса, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр. Да и сейчас в них игровой момент является значительной конституирующей величиной (на'более поздних стадиях развития культуры игра «вплетена» в нее). Кризис поразил и философию, когда с чувственной точки зрения отрицается поиск истины мироздания, когда развивается релятивизм и мыслитель ищет сюжет для построения мироздания, когда философия становится мифом. Причем речь идет о мифе нового типа — характерном симптоме XX в. Что же случилось со старой кантовской «добросовестностью» и с «благоговением перед знаменитой истинностью, которое испытывали в течение столь долгой истории» (Ф. Ницше)? Ответ следует искать сразу в двух областях. Первая — внутритеоретическая сфера, связанная с самим характером западноевропейского философского мышления: с гипертрофией рассудочности, абстрактного рационализма, несостоятельного перед запросами жизни. Беда не в том, что философия сосредоточилась на отвлеченных вопросах теории познания, опираясь при этом прежде всего на логическую самообоснованность — это свойственно ей по самой ее природе. Все дело в том, что ей не хватало духа признать ограниченность своего познавательного инструмента.
Культура Древнего Египта. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пантеон египетских божеств включает несколько исторических пластов. Первобытное сознание представляло рождение мира как стихийный процесс: солнце рождается на первичном холме, камне "бен-бен", восставшем из хаоса; уже к тотемным представлениям, причем поздним, после того, как был изобретен лук и началась промысловая охота, относится образ рождения солнца из яйца птицы; родовое сознание рассматривало мир как ряд кровно-родственных связей, олицетворенных стихий. Земледельческие культуры описывали появление мира. как растительный процесс: из вод поднялся холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя-солнце. В скотоводческих культах солнце родилось от коровы-неба в виде теленка. В другом варианте солнце отождествляется с Амоном (бараном). По-видимому, наиболее поздним представлением является ремесленный образ — Бог-творец вылепил людей из глины на гончарном круге. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках. Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей. Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
Культура Древней Греции. В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.), героический или гомеровский (ХІI - ІХ вв до н.э.), архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.), классический (VII-III до н.э.), эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта II-I вв до н.э.). носит название эллинистического (последняя третина ІV-І вв. до н.э.). Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества. Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения. Божества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при слове "греческая мифологий". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом. Однако развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа - знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифоф этого периода - победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.Героический период древнегреческой мифологии предствлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы - "Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.По мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ. Греческим богам было посвящено много храмов, в частности Парфенон. Таким образом греческая мифология была одним из основных факторов, побуждавших древних греков к развитию искусств.
Культура Древнего Рима. В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды: 1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э. 2. "царский" VІІІ-УІ в до н. э. (753 – 476 гг) 3. Римской республики 476 -31 гг. до н. э. 4. Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г н. э. 21 апреля 753 г. – основание Рима Ромулом и Ремом. Во 2-м веке до н. э. (146 г.) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоеванные народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка. В 1-2 в.в. постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство. В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ. В первой четверти 2 века н. э. создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида. Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр. Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви. Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства. Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века. Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами (410 г) стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими. Таким образом римская мифология была одним из факторов величия Римской Империи.
Модернизм · Абстракционизм · Футуризм · Кубизм · Пуризм · Сюрреализм · Фовизм · Экспрессионизм · Супрематизм · Авангард · Кубофутуризм · Неопластицизм · Орфизм Постмодернизм · Абстрактный экспрессионизм · Реди-Мейд · ПопАрт · Примитивизм · Нет-Арт · Оптическое · Граффити · Гиперреализм · Ленд-Арт · Минимализм Модернизм (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-егоды художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые пересекают ее. Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяют расширительно, называя «постмодернистской» все последние десятилетия 20 века в целом, с их новой, то есть компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т. д.). В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему «постидеологической» (то есть свободной) социальной чувствительности. 32 Исторические этапы развития Отечественной культуры 1. Культура Древней Руси. Особенности развития: ü открытость географического положения (вторжения кочевых народов); ü природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности); ü создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря); ü упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей; ü падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время. В VI - IX вв: Ø процесс интенсивного развития народов Восточно-Европейской равнины; Ø пашенное земледелие вытесняет подсечное; Ø выделяется ремесло; Ø устанавливаются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой; Ø развивается торговля, появляются определенные формы и традиции торговых соглашений (торговые договоры составлены на двух языках - русском и греческом); Ø рост числа городов - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - (все на речных, торговых путях; центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардарикой» - страной городов). 2. Культура Киевской Руси. В 988 году принятие христианства. Древнерусская культура распространилась в Восточной Европе: ü русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля; ü развивается ремесло (более 40 ремесленных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали); ü устное народное творчество (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни); ü возникновение героического былинного эпоса; ü ведение единой письменности - русский язык; ü развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языками; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пишутся летописи); ü христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вытесняют язычество, перемешиваясь с ним. 3. Монгольское нашествие. XIII - XV век прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. Периоды культуры: упадок, воссоздание - объединение русских земель и возникновением великорусской национальности. - "Слово о полку Игореве" (1187) - Новая символика: Ø меч - символ защиты, заступничества и справедливого судьи; Ø княжеский престол - символ единой Руси. -К началу XIII века появляются новые христианские образы: 4. Идеи Возрождения. Новый взгляд на человека, его место в мире породил новый стиль в разных видах искусства: ü экспрессивный (Феофан Грек) - насыщен страстями, крайностями, не знает полутонов, категоричен и тенденциозен; ü "стиль сдержанной эмоциональности" (Андрей Рублев, Дионисий) интерес к духовной жизни человека вне религиозных обстоятельств, к цельности человеческой натуры. Вершиной слияния итальянского и русского мастерства стал московский Кремль, сооруженный Пьетро Солари (после 1450 - 1493). 5. От смутного времени к новому времени. В 1453 г. Русская Православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва - «третьим Римом». С 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны - Российское государство. К XVI в. сформировались специфические черты русского национального самосознания (соединение духовности, свойственной Востоку - выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы). В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. Литература: q исторические повести («Песня о взятии Казани»). q Летописание («Степенная книга» - с описанием портретов и временами правления великих русских князей). q рождение картографии и появление словарей (первые карты русского государства, краткие словари иностранных слов - азбуковники). Архитектура: В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. 6. Русская культура в XVIII веке. Итоги преобразований России Петром I: ü значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы; ü превращение в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; ü вошла в число великих держав. Особенности общественно - культурных преобразований: o бурное развитие книгопечатания, особенно учебной литературы (в столицах действовали десятки типографий); o процесс отделения светской культуры от церковной (замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским); o появление периодической печати (газета «Ведомости» 1703г); o развитие книжной торговли, открытие первой библиотеки - доступной для свободного посещения; o открытие первого музея (Кунсткамера); o ввод новых бытовых обрядов - привитие западноевропейского образа жизни 7. «Золотой» век русской культуры. В XIX в. подъем русской литературы - золотой век. А. С. Пушкин - создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Ф. М. Достоевский - художественный мир тревожен и катастрофичен. Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо от тезиса о «неисследованности» человеческой природы. Объектом творчества является многогранный человек, эксцентричный, «больной», оторвавшийся от «почвы» (Униженные и оскорбленные, Преступление и наказание). Л. Н. Толстой - панорама жизни России от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца. Живопись,литература, поэзия, философия создавались дворянской интеллигенцией, а живопись, скульптура крепостными, мещанами; o народный бытовой жанр (А. Г. Венецианов «Весна», «Лето»); o пейзаж, лиризм русской природы и страны («Оттепель» Ф. А. Васильев, «Московский дворик» В. Д. Поленов, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитан, Саврасов «Грачи прилетели»); o былинно-сказочный эпос: («Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царевны подземного царства» - Васнецов); o моренисты (Айвазовский); o природа (Шишкин «Утро в сосновом лесу»). Архитектура - Казанский собор - А. Н. Воронихин, Адмиралтейство - А. Д. Захаров - величие Петербурга. Музыка - М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Симфонизм стал направлением в музыке. 9. От «Серебряного века» к Новейшему времени. XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века период резкого перехода от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. Середина века преобразовательная деятельность (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась на энтузиазме народа. Окончание распад СССР. Пролетарская революция в России начало периода формирования новой советской культуры. Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории, но и культуры: ü гениальные ученые и исследователи, талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры; ü рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей; ü создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. В. И. Лениным сформулированы важнейшие принципы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.32 (0.023 с.) |