Характерные особенности эпохи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности эпохи



В экономической и социально-политической сфере:

· промышленный переворот;

· рост экономического и политического значения буржуазии;

· усиление антифеодального движения;

· распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.

В духовной сфере:

· падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;

· революция в естествознании;

· распространение рационалистического мышления и деизма;

· расцвет просветительской материалистической философии;

· изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества

29Искусство эпохи классицизма.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Здесь граница проходит между высоким искусством - картинами на религиозные, мифологические, исторические сюжеты и "малыми" жанрами - портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовыми сценами. Упорядоченность, нормативность классицизма сказалась также и в разработке устойчивой композиционной и колористической системы решения живописного полотна с обязательным делением на три цветовых и пространственных плана (коричневый - первый, зеленый - средний, голубой - дальний). В отличие от предшествовавшего барокко, для которого характерны контраст, диссонанс, асимметрия, бурное движение, вычурные, необычные формы, классицизм избрал противоположное - гармонию и меру во всем, уравновешенность и симметрию, состояние покоя - статику, предпочтение четких геометрических форм (круг, эллипс, квадрат, прямоугольник). Особенно отчетливо эти принципы проявились в архитектуре, скульптуре, графике. В XVII в. наиболее цельная и завершенная классицистическая система сложилась во Франции, где закреплению выработанных теоретических доктрин способствовали две парижские Королевские академии - живописи и скульптуры и архитектуры. К середине XVIII в. французский классицизм постепенно эволюционирует в духе эстетики Просвещения к своей завершающей фазе - сентиментализму. Новая волна подъема классицизма приходится на начало XIX в. Она вызвана археологическими находками в Геркулануме, Помпеях, Стабии, античной Трое и др. Общепризнанным центром классицистического искусства в это время становится Рим, куда устремляются совершенствовать мастерство европейские художники, в том числе и русские. Расцвет классицизма в России падает на последнюю треть XVIII - первую треть XIX в. Именно в это время появляются все лучшие архитектурные ансамбли Петербурга, Москвы, Твери, Ярославля и др., отмеченные обращением к опыту французских зодчих XVII в. В русском изобразительном искусстве развитие классицизма связано с деятельностью Петербургской АХ, переживавшей в эпоху классицизма период наивысшего расцвета.

30 Характерные черты искусства эпохи Романтизма

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей

Для него были характерны:

· разочарование в действительности, то есть в буржуазном обществе;

· поиск идеала в прошлом, "рыцарском" времени, а позднее - в будущем;

· интерес к народному творчеству, попытка сохранить умирающую народную культуру. Для этого собирался фольклор, предметы народного быта, описывались народные танцы и т. д.;

· отрицание классицизма с его искусственной схематикой построения произведений;

· равнодушие к идеалам Просвещения, его реалистическим тенденциям;

· стремление создать новую поэзию, роман как возрождение "рыцарской", эпической культуры, её героизация;

· патриотизм и национализм.

Романтизм появился в Англии и берёт своё начало с книги Гораса Уолпола (1717-1797). "Замок Отранто" (1765 г.) - первого "готического" романа.

В романтизме привлекает вера в чудеса, желание забыться от действительности, стремление к справедливости, пусть даже в иллюзорной форме.

Отвергая всеобщее торгашество, знаменующее капиталистический "прогресс", романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода. свойственных
Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них не столько мрачную сторону, сколько сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску.
Центром романтического движения стала Германия в лице философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. В Англии его вершиной стал Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).
Хотя романтизм ярче всего проявил себя в литературе, в частности в поэзии, его выразителями в мировой музыке были такие композиторы, как австриец Франц Шуберт (1797- 1828), немец Рихард Вагнер (1813-1883), итальянец Пикколо Паганини (1782-1840), венгр Ференц Лист (1811-1886), поляк Фредерик Шопен (1810-1849) и многие другие; в живописи - француз Эжен Делакруа (1798-1863), англичане Джон Констебл (1776-1837) и Уильям Тёрнер (1775-1851).
Выдающимися российскими романтиками в литературе стали Жуковский (1783-1852), Лермонтов (1814-1841) и Тютчев (1803-1873); в живописи - Кипренский (1782-1836) и др.

Особенности развития европейской художественной культуры 20в.

История искусства XX века полна поиском новых изобразительных возможностей и новых стандартов красоты, каждый их которых вступал в противоречие с предыдущими. Нормыимпрессионизма, фовизма, экспрессионизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма и т. д. не пережили своих создателей. Растущая глобализация привела к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. Так на творчество Матисса и Пабло Пикассо оказало большое влияние африканское искусство, а японские гравюры (сами появившиеся под влиянием западного Ренессанса) служили источником вдохновения для импрессионистов. Колоссальное влияние на искусство оказали также западные по происхождению идеи коммунизма и постмодернизма.

Модернизм с его идеалистическим поиском истины во второй половине XX в. проложил путь к осознанию его собственной недостижимости.Относительность была принята как непреложная истина, что ознаменовало собой наступление периода современного искусства и критики постмодерна. Мировая культура и история также стали категориями относительными и преходящими, к которым стали относиться с иронией, а размывание границ региональных культур привело к их осмыслению как частей единой глобальной культуры.

Основные направления изобразительного искусства XX века

Модернизм


· Абстракционизм

· Футуризм

· Кубизм

· Пуризм

· Сюрреализм

· Фовизм

· Экспрессионизм

· Супрематизм

· Авангард

· Кубофутуризм

· Неопластицизм

· Орфизм


Постмодернизм


· Абстрактный экспрессионизм

· Реди-Мейд

· ПопАрт

· Примитивизм

· Нет-Арт

· Оптическое

· Граффити

· Гиперреализм

· Ленд-Арт

· Минимализм


Модернизм (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-егоды художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые пересекают ее.

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяют расширительно, называя «постмодернистской» все последние десятилетия 20 века в целом, с их новой, то есть компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т. д.).

В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему «постидеологической» (то есть свободной) социальной чувствительности.

32 Исторические этапы развития Отечественной культуры

1. Культура Древней Руси. Особенности развития:

ü открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

ü природные условия (обилие речных путей предопределило осо­бенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

ü создание смешанных поселений (северное побережье Чер­ного моря);

ü упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

ü падение Запад­ной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникно­вению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и соб­ственно славяне) - появление культуры, сложив­шейся в Киевское время.

В VI - IX вв:

Ø процесс интенсивно­го развития народов Вос­точно-Европейской равнины;

Ø пашенное земледелие вытесняет подсечное;

Ø вы­деляется ремесло;

Ø устанавливаются тес­ные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой;

Ø развивается торговля, появляются опреде­ленные формы и традиции торговых соглашений (торговые договоры составлены на двух языках - русском и греческом);

Ø рост числа городов - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - (все на речных, торговых путях; центры политической, культурной жиз­ни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардарикой» - страной городов).

2. Культура Киевской Руси. В 988 году принятие христианства.

Древнерусская культура распространилась в Восточной Европе:

ü русские города ста­ли соучастниками создания общеевропей­ского романского художественного стиля;

ü развивается ремесло (более 40 ремеслен­ных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);

ü устное народное творче­ство (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, за­клинания, обрядовые песни);

ü возникновение героического былинного эпоса;

ü ведение единой письменно­сти - русский язык;

ü развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языка­ми; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пи­шутся летописи);

ü христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вы­тесняют язычество, перемешиваясь с ним.

3. Монгольское нашествие. XIII - XV век прошли под знаком борьбы против Золотой Орды.

Периоды культуры: упадок, воссоздание - объединение русских зе­мель и возникновением великорусской национальности.

- "Слово о полку Игореве" (1187)

- Новая символика:

Ø меч - символ защиты, заступничества и справедливого судьи;

Ø княжеский престол - символ единой Руси.

-К началу XIII века появ­ляются новые христианские образы:

4. Идеи Возрождения. Новый взгляд на человека, его место в мире породил новый стиль в разных видах искусства:

ü экспрессивный (Феофан Грек) - насыщен страстями, крайнос­тями, не знает полутонов, категоричен и тенденциозен;

ü "стиль сдержанной эмо­циональности" (Андрей Рублев, Дионисий) интерес к духов­ной жизни человека вне религиозных об­стоятельств, к цельности человеческой натуры.

Вершиной слияния итальянского и русского мастерства стал московский Кремль, сооруженный Пьетро Солари (после 1450 - 1493).

5. От смутного времени к новому времени. В 1453 г. Русская Православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва - «третьим Римом».

С 1547 г., с венчания Ивана IV на цар­ство, Русь стала называться Россией. Офи­циальное название страны - Российское государство. К XVI в. сформировались спе­цифические черты русского национально­го самосознания (соединение духовности, свойственной Востоку - выраженной в право­славии, со стремлением к свободе, демо­кратии, свойственной Западу; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, инте­ресов державы).

В русской культуре по­является идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее.

Литература:

q исторические пове­сти («Песня о взятии Казани»).

q Летописание («Степенная кни­га» - с описанием портретов и времена­ми правления великих русских князей).

q рождение картографии и появление словарей (первые карты русского государства, крат­кие словари иностранных слов - азбу­ковники).

Архитектура: В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитекту­ры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.

6. Русская культура в XVIII веке. Итоги преобразований России Петром I:

ü значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы;

ü превращение в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом;

ü во­шла в число великих держав.

Особенности общественно - культурных преобразований:

o бурное развитие книгопечатания, особенно учеб­ной литературы (в столицах действовали десятки типографий);

o процесс отделения светской культуры от церковной (за­мена старого церковнославянского шриф­та новым, гражданским);

o появление перио­дической печати (газета «Ведомости» 1703г);

o развитие книжной торговли, откры­тие первой библиотеки - дос­тупной для свободного посещения;

o открытие первого музея (Кунсткамера);

o ввод новых бытовых обрядов - привитие западноевропейского образа жизни

7. «Золотой» век русской культуры. В XIX в. подъем русской литературы - золотой век.

А. С. Пуш­кин - создатель русского литературно­го языка, родоначальник новой русской литературы.

Ф. М. До­стоевский - ху­дожественный мир тревожен и катастрофичен. Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неот­делимо от тезиса о «неисследованности» че­ловеческой природы. Объектом творчества является многогранный человек, эксцентричный, «больной», ото­рвавшийся от «почвы» (Униженные и оскорб­ленные, Преступление и нака­зание).

Л. Н. Толстой - панорама жизни России от представителей дво­ра и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца.

Живопись,лите­ратура, поэзия, философия создавались дворянской интеллигенцией, а живопись, скульптура крепостными, мещанами;

o народный бытовой жанр (А. Г. Венецианов «Весна», «Лето»);

o пейза­ж, лиризм русской природы и стра­ны («Оттепель» Ф. А. Василье­в, «Московский дворик» В. Д. Поленов, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитан, Саврасов «Грачи прилетели»);

o былинно-сказочный эпо­с: («Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царев­ны подземного царства» - Васнецов);

o моренисты (Айвазов­ский);

o природа (Шишкин «Утро в сосно­вом лесу»).

Архитектура - Казанский собор - А. Н. Воронихин, Адмиралтейство - А. Д. Захаров - величие Петербурга.

Музыка - М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. П. Му­соргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Симфонизм стал направлением в музыке.

9. От «Серебряного века» к Новейшему времени.

XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века период резкого перехода от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. Середина века преобразовательная деятельность (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась на энтузиазме народа. Окончание распад СССР.

Пролетарская революция в Рос­сии начало периода формирования новой советской культуры. Советский период - это сложное и противоречивое яв­ление в развитии не только истории, но и культуры:

ü гениальные ученые и исследователи, талантливые ху­дожники, писатели, музыкан­ты, режиссеры;

ü рождение многочисленных твор­ческих сообществ, художествен­ных школ, направлений, течений, стилей;

ü создана тотализированная социокультурная мифология, сопровож­давшаяся догматизацией, манипулирова­нием сознания, уничтожением инакомыс­лия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цве­та российской научной и художественной интеллигенции.

В. И. Лениным сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной поли­тики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и обще­ства в целом.

Черты социалистической культуры:

- социалистическое общество формирует новую культуру;

- куль­тура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных за­просов;

- пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.

 

Культура Древней Руси.

Черты куль­туры восточных славян:

Ø владели секретами обработки металла;

Ø применяли земледельческие орудия;

Ø имели представле­ния о земном и загробном мире;

Ø соблюдали ритуалы.

Древнерусская культура не является славянской, а есть общность, результат смешения субэтнических компонентов:

1. соединение трех хозяйственно-технологи­ческих регионов - земледельческого, ско­товодческого, промыслового, трех типов образа жизни - оседлого, коче­вого, бродячего;

2. смешение этнических потоков - славянского, бал­тийского, финно-угорского, германского, тюркского, северо­кавказского, а также пересечении влияния не­скольких религиозных потоков.

Единственный элемент древне­русской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.

В VI - IX вв:

Ø процесс интенсивно­го развития народов Вос­точно-Европейской равнины;

Ø пашенное земледелие вытесняет подсечное;

Ø вы­деляется ремесло;

Ø устанавливаются тес­ные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой;

Ø развивается торговля, появляются опреде­ленные формы и традиции торговых соглашений (торговые договоры составлены на двух языках - русском и греческом);

Ø рост числа городов - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - (все на речных, торговых путях; центры политической, культурной жиз­ни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардарикой» - страной городов).

Таким обра­зом, до второй половины IX в., до образо­вания государства, восточные славяне имели: городскую культуру, значительную историю, успехи в облас­ти материальной культуры,

Центральное место в культуре этого пе­риода занимала языческая религия.

Языческие символы:

Ø в мотивах северно-рус­ской вышивки, где по сторонам дерева обычно помещаются всад­ники, звери или птицы;

Ø в скульптуре - статуи языческих богов из дерева или камня;

Ø в зодчестве - на передней части двускат­ной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы;

Ø в узелковой письменности древних славян.

Славянская письменность имела два алфа­вита: глаголицу и кириллицу. Наиболее подходя­щие для языка элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку - кириллицу. Летописи, о сновные идеи:

а) противостояние вне­шним силам (патриотическая идея);

б) внутреннее объединение (стремление к единству Руси).

Особенности ранней русской культуры - впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, по­этому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриар­хальной общины; развитием разнообразных ремесел.

 

34Характер культурных преобразований петровского времени

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту.

1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали

Не менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо картофеля, царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.

Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским.

С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану.

 

Культура России XVIII в.

В 18 в. в России продолжает развиваться нац. культура. Влияние оказывает дворянство и засилие иностр-в. Крепостное право и самодержавие сильно препятств. развитию науки и образ. В развитии просвещения прослеживались 2 тенденции: расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности. С распростр. образ-ия тесно связано разв. науки. Необход. познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономич. потр-ми. Препятствием на пути развития науки была церковь. Центром научных знаний была Петербр. Академия наук, Московский университет, Горное училище в Петерб., Рос. Академия (1783 г.).Вед. место занимали учёные: Ломоносов, Котельников, Разумовский, учёный математик Эйлер. Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов, изучение кот. началось ещё при Петре I. Были возобновлены экспедиции в разл. районы России. Благодаря трудам рус. учёных Крашенинникова, Паллас, Зуева получила развитие география, ботаника, зоология, минералогия. Это спос-ло развитию промышл. с/х, промыслов, путей сообщения. Успехи были в развитии медицины, было открыта Моск. медико-хирург. академия, мед. фак. при Моск. универс. Известны были имена изобретателей: Ползунова, Кулибина и др., но часто их изобретения не были воплощены в жизнь. Лит-ра 18 в. оставалась дворянской. Прослеживались 3 направл.: 1)класс-м (Сумароков). Он считал двор. главенств. сословием в гос-ве, а креп. право незыблемым; 2)худож.-реалист. (Фанвизин). Он обличал пороки крепостн.; 3)сентиментализм (Карамзин). Хар-на идиллия. 18 в. знаменателен значит. достиж. в области искусства, измен. жанровая стр-ра, сод-ие, характер. Худож. мастеров посылали на учёбу в Зап. Европу. В 1757 г. в Петербурге откр. Академия 3-х знатных художеств. Развив. портрет живопись (Рокотов). Развивается Зап.-Евр. тип скульптуры (Гордеев, Козловский), разв. архит. – центром передовых веяний в арх-ре – стр-во Санкт-Петербурга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.57.77 (0.095 с.)