Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская культура 20 века (включая современное состояние).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы 1. Становление символизма в России. 2. Эстетика символизма и модерн. Деятельность «Мира искусств», колоний Абрамцево, Талашкино. «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Ф.Шехтель и архитектура Москвы. 3. Архитектура Петербурга и «северный модерн». Обновление скульптуры, интерес к особенностям материала. Деятельность П.Трубецкого, А.Голубкиной, С.Коненкова. Исторические сюжеты живописи М.Нестерова. 4. Русский импрессионизм и творчество К.Коровина. Портреты В.Серова. Символизм М.Врубеля и В.Борисова-Мусатова. Творчество М.Чюрлениса. 5. Искусство авангарда. Новое видение жизни Петрова-Водкина. М.Шагал, В.Кандинский, К.Малевич и супрематизм. П.Филонов. Художественные объединения 20-30х годов. 6. Утверждение коммунистической идеологии в искусстве. Демократизация культурной жизни. План монументальной пропаганды. 7. Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны. Культурная жизнь послевоенного десятилетия. Мемориальные комплексы жертвам Великой Отечественной войны. Комплексы «Мамаев курган» и «Трептов - парк». 8. «Оттепель» в культурной жизни 60-х годов. Культура и искусство в годы «застоя» - 70-80-е гг. 9. Влияние «перестройки» на культуру и искусство. 10. Постмодернистская составляющая искусства России. Методические указания Проанализируйте проблемы искусства ХХ века. Граница между XIX и ХХ веками. Периодизация искусства ХХ века. Искусство ХХ века и проблема традиций. Многообразие методов и стилей современного искусства. Искусство и массовая культура. Понятие о модернизме. Происхождение модернизма. Критика основных направлений модернизма. Архитектура Нового времени и изобразительное искусство. Изучите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок. К вопросу о периодизации русского искусства ХХ века. Формулы периодов. Об историографии русского искусства рассматриваемого столетия. Начало века. Характер искусства мастеров круга «Союза русских художников». «Голубая роза» и финал русского символизма. Новый «Мир искусства» и «Союз молодежи». «Странная ломка миров живописных». «Бубновый валет» (круг художников, формальные задачи, традиции, эволюция). Что такое авангард в искусстве. Русский авангард. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал, Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов. 1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм». Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА». Реформа Императорского Фарфорового завода и агитфарфор. Реформа художественной школы. Концепции «производственного искусства». Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство. Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Судьба искусства авангарда в Советской России. Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький. Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева. Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы. Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон). Скульптурный портрет. Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля». Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина). Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. «Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи. Неофициальное искусство: начало (1950-е годы). 1) «Лианозовцы» (Кропивницкие, Генрих Сапгир, Оскар Рабин, Юрий Васильев, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин). 2) Таруса (Штейнберги, Б. Свешников, Дм. Плавинский и др.). 3) Группа Ю. Соостера и Ю. Соболева. 4) Студия Э.М. Белютина. Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда. Подпольные выставки (Аптарт). Группа «Движение» Льва Нусберга (1962 г.). Кинетизм. Опарт. Искусство 1970-х — 1980-х годов. Эпоха «романтической метафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Андеграуд в начале 1970-х годов. «Бульдозерная выставка» («I осенний осмотр картин на открытом воздухе», 1974) — пик конфронтации искусства и власти в России. «Измайловская выставка» («II осенний осмотр картин на открытом воздухе») и поиски компромисса. Концептуальное искусство в России (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо») и его влияние на возникновение соц-арта. Соц-арт (Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.) — карнавальная и ироническая модификация соцреализма. Фотореализм и другие явления современного русского искусства. Проанализируйте многообразие проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни как отличительная особенность культуры современной России. Постмодернизм и его влияние на духовную культуру. Формирование российской массовой культуры, «культуры досуга». Современная Рунет-культура: информатизация и глобализация культуры. Возрождение народных промыслов России. – глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды (хохлома). Система образования и наука России сегодня. Роль церкви в общественной жизни современной России. Перспективы развития российской культуры на рубеже XX–XXI вв. Контрольные вопросы 1. Периодизация русского искусства ХХ века. 2. Какова судьба русского авангарда начала ХХ века в послеоктябрьское время? 3. Каково художественное мироощущение 1920-х годов? 4. Охарактеризуйте художественные группировки 1920-х годов. 5. Отличительные черты русского модерна и символизма. 6. Что такое монументальная пропаганда? 7. Что такое социалистический реализм? 8. Отражение «культа личности» в искусстве. Тоталитаризм и культура. 9. Какова роль Великой Отечественной войны в культуре СССР? 10. Концептуализм в русском искусстве. 11. Каково влияние перестройки в преодолении кризисных явлений в российской культуре? 12. Опишите тенденции развития постсоветской культуры. Самостоятельная работа. 1. Добавьте в глоссарий: понятия: символизм, модерн, панно, эркер, анфилада, мансарда, литография, пастель, фриз, гобелен, стилизация, неоклассицизм, супрематизм, «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мир искусств», социалистический реализм, диссидентство, авангард, перформанс, биеннале, ленд-арт, граффити. памятники: особняк З.Морозовой, особняк С.Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве, А,Щусев Мавзолей В.И.Ленина, М.Нестеров «Святая Русь», К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна», Н.Альтман портрет А.Ахматовой, П.Корин «Александр Невский», В.Попков портрет Пушкина «Осенние дожди», В.Мухина «Рабочий и колхозница», Е.Вучетич «Воин-освободитель» в Берлине, М.Аникушин памятник Пушкину в Москве, комплекс ВДНХ в Москве, Храм Христа Спасителя, монументы З.Церетели в Москве, мечеть Кул-Шариф. персоналии: Ф.Шехтель, Р.Клейн, Ф.Лидваль, К.Петров-Водкин, В.Татлин, В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов, бр.Корины, В.Мухина, З.Серебрякова, В.Попков, А.Шилов, И.Глазунов, Церетели, С.Рахманинов, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Г.Свиридов, Р.Щедрин, А.Шнитке, Б.Гребенщиков, А.Макаревич, И.Крутой, А.Пахмутова, Э.Рязанов, Н.Михалков. 2. Подготовьте доклады на тему: «Культура русской эмиграции», «Русская литература 20 века», «Молодежные направления в искусстве 21 века (в музыке, в танце, в графике)». Темы для самостоятельного изучения.
Тема 4. Культура Древней Месопотамии Основные вопросы 1. История развития месопотамской культуры, ее основные особенности. 2. Первые правовые кодексы: законы Шульги, законы Хаммурапи. 3. Письменность и литература. Самобытность мифов Двуречья. «Эпос о Гильгамеше». 4. Изобразительное искусство. 5. Архитектура Древней Месопотамии. Литература 1. Бадак А.Н. История древнего мира. Древний Восток: Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск, 2000. 2. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1991. 3. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. 4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989. 5. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979. 6. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002. 7. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья: история, мифы, легенды и открытия. М., 1986. 8. Оппенхейм А.Л Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980. Методические указания Приступая к работе над данной темой, выясните смысл понятия «Месопотамия», рассмотрите в каких природных условиях формировалась культура Двуречья, как заселялась данная территория. Познакомьтесь с периодизацией истории Месопотамии и кратким содержанием каждого периода. Выделите основные особенности месопотамской культуры (их следует выписать в тетрадь в форме плана), покажите, чем культура Двуречья отличается от древнеегипетской. Достаточно высокого уровня развития в Двуречье достигает право. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них – законы Шульги – относятся к концу III тыс. до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей. Самый большой сборник законов, насчитывающий 282 статьи, дошел до нас от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Покажите особенности судопроизводства в Древнем Двуречье. Укажите, какие сведения об экономике, социальной структуре, религиозных воззрениях Древней Месопотамии содержатся в данных законах. Поясните, что представляет собой клинопись. Как она сформировалась, когда и кем была дешифрована? Показав разнообразие форм и жанров литературы Древнего Двуречья, подробно проанализируйте «Эпос о Гильгамеше». Раскройте самобытность мифологии, остановитесь на мифе о потопе. Почему этот миф возник именно в Двуречье? Рассматривая архитектуру и изобразительное искусство, обратите внимание, что культура Двуречья – это, прежде всего, городская культура. Опишите типичный шумерский город, поясните, что такое «зиккурат». Охарактеризуйте наиболее яркие памятники изобразительного искусства Месопотамии. Контрольные вопросы 1. В чем особенности системы управления в Двуречье? 2. Дайте общую характеристику законам Хаммурапи. 3. Какова структура старовавилонского общества по законам Хаммурапи? 4. В чем особенности судопроизводства в Старовавилонском царстве? 5. Раскройте основную сюжетную линию «Эпоса о Гильгамеше». 6. Перечислите основные архитектурные памятники Двуречья и кратко охарактеризуйте их. 7. Охарактеризуйте сохранившиеся скульптурные произведения Древнего Двуречья. 8. Добавьте в глоссарий: понятия и памятники: зиккурат, шеду, эллинизация, Авеста, Персеполь, «Сказание о Гильгамеше», «висячие сады Семирамиды», дорога процессий, Вавилонская башня. персоналии: Мардук, Хаммурапи, Саргон, Кир, Крез, Заратуштра (Зороастр), Сасаниды. Тема 7. Культура Японии. Основные вопросы 1. Периодизация культуры Японии. 2. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. 3. Японская письменность и литература. 4. Японский театр. 5. Живопись и архитектура Японии. Литература 1. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, Страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск, 2000. 2. Овчинников В. Ветка сакуры. – М., 1987. 3. Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры. – СПб.: Евразия, 2002. Методические указания Обратим внимание на периодизацию культуры Японии и ее своеобразие. Среда обитания и ее влияние на хозяйственную жизнь и менталитет японцев. «Островное» сознание, «дух Ямато», тенденция к миниатюризации. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. Синтоизм. «Кодзики» и «Нихонги» как источники сведений по истории японской религии. История становления буддизма в Японии. Дзэн-буддизм. Конфуцианство. Японская письменность и литература. Основные литературные жанры: моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку. Японское сценическое искусство, основные театральные жанры: бугаку, но, кёгэн, бунраку, кабуки. Самобытность японской архитектуры: неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура, стили синдэн-дзукури и сёин. Традиционная японская живопись ямато-э. Живописная школа Каноо, стиль укиё-э. Повседневная культура японцев. Контрольные вопросы 1. В чем особенности мироощущения японцев? 2. Каковы особенности синтоистской религии? 3. Перечислите основные литературные жанры Японии. 4. В чем особенности японского традиционного театра? 5. Каковы особенности японского сада? 6. Перечислите основные архитектурные Японии и кратко охарактеризуйте их. 7. Охарактеризуйте повседневную культуру японцев. Почему к декоративно-прикладному искусству Японии применяют эпитет «изысканная эстетика». 8. Добавьте в глоссарий: понятия и памятники: синтоизм, ханива, дотаку, кондо, кампо, ямато-э, кимоно, икебана, самурай, сёгун, ноо, кабуки, нэцкэ, японский сад, моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку, шелкография.
Тема 10. Культура Византии Основные вопросы 1. Особенности исторического развития Византии. 2. Культ императорской власти. Влияние церкви в Византии. 3. Искусство раннего Средневековья. 4. Храм Святой Софии – жемчужина европейской культуры. 5. Изобразительное искусство эпохи Палеологов. Литература 1. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. 2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989. 3. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002. Методические указания Приступая к работе над данной темой, выясните особенности исторического развития Византии, которые предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населяющих империю. Необходимо проанализировать существенную особенность византийского искусства – его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Попытайтесь ответить на вопрос – почему именно византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, и Византийская церковь – мировым центром православной веры. Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Необходимо выяснить, какие факторы повлияли на развитие монументальной мозаики, какова специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово. Декоративно-прикладное искусство - важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры. Исключительно важна просветительная роль Византии. Именно Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Просвещения. Контрольные вопросы 1. Как повлиял культ императорской власти на мироощущение и культуру жителей Древней Византии? 2. Дайте общую характеристику философии Византии. 3. В чем особенности изобразительного искусства Византии? Какова техника византийской мозаики? 4. Раскройте особенности иконописного канона Византии? 5. В чем особенности крестовокупольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе. 6. Опишите достижения науки и медицины Византии. 7. Добавьте в глоссарий: понятия и памятники: василевс, Серапиум, базилика, мозаика, «греческий огонь», иконоборчество, храм Софии, Суда, крестово-купольный храм персоналии: Ипатия, Орибазий, Юстиниан, Грамматик, Палеологи, Феофан Грек. Тема 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.191.11 (0.01 с.) |