Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.



Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.

Философия (с греч.любовь к мудрости)- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру.

Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности.

Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача-не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель.

Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек.

Предмет ф-ии-не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика –учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я-учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология-учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология-познание мира; этика-учение о морали;фил-я истории – учение об основных

закономерностях развития истории; аксиология– учение о ценностях; эстетика – учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом.

Место ф-ии в духовной культуре общества:

Ф-я и наука:Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти.

Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф-ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность.

Ф-я и релгия: Религия (благочестие,набожность)-этотакая форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ-ся чере его удвоение на посюсторонний -«земной», воспринимаемый органами чувств и потусторонний- «небесный», сверхъестественный. Основу религии составляет вера в то или иное сверхъестественное. Близость ф-ии и религии состоит в том, что обе они-общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения. В религии, как и в ф-ии речь идет о самых общих представлениях о мире, о Боге и т.д. Но велико и различие ф-ии и религии: религии не нужны доказательства. Ф-я же нуждается в доказательствах. Для филос-й мысли хар-но свободомыслие, но мыслить свободно могли во все времена наиболее образованные люди. В отличие от религиоз.мировоззрения, ф-я вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоз-я, отразив потребность в понимании мира и чел-ка с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Ф-я и искусство:ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства.Искусство-практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию.

Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».

№2

2. Философия и мировозрение, сходство и различие. Структура мировозрения. Виды(типы) мировозрений.

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:мифология, религия, философия.

.Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

христианство; ислам;буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:синтоизм;индуизм;

иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

№3

Функция философии. Специфика философского знания.

Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

Досократический период

основными проблемами которого были: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего, а методом философствования – декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.( Гераклит Эфесский , Милетская школа – «физики» Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Атомисты Демокрит, Левкипп; Элейская школа)

2Классический (сократический период) - Отличия от 1го периода:

Философы сократического периода меньше внимания уделяли поиску первоначала;

Допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего(Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир.Положили начало спору между материализмом и идеализмом;Проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;От декларативно- догматического метода философствования перешли к диалогово-доказательственнному;Внесли вклад в развитие логики;Вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Эллинистический период

Особенности:

Кризис античных моральных и философских ценностей;

Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважение к ним;Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;Поиск физической и духовной опоры в самом себе;Стремление к отрешению от действительности; Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);Признание высшим благом счастье и удовольствие отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур);

Римский период

Особенности:

*Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая

философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала

на себе её влияние,в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

*Фактическое слияние древнеримской и древнегреческой в одну – античную Философию.*Влияние на античную философию традиций и идей покорённых народов .*Близость философии, философов и государственных институтов *Небольшое внимание к явлениям окружающей природы.*Повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства.*Расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека).*Расцвет стоической философии, сторонники которой видели общее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учёности, уходе в себя, безмятежности (атараксии).*Преобладание идеализма над материализмом.*Всё более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов.*Повышенное внимание к проблемам смерти и загробной жизни.*Рост влияния на философию христианства и раннехристианских ересей.*Постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

№5

Учение Платона о триаде.

Три субстанции, из к-ых, согласно учению Платона о триаде, состоит всё сущее:

1)Единое (Основа всякого бытия); 2)Ум(Происходит, разделён и противоположен с «единым», Сущность всех вещей); 3)Душа (часть мировой души, бессмертна подвижная субстанция, к-я объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум – всё живое», а также связывает м/д собой все вещи и все явления).

Учение об идеальном гос-ве. Главная идея – идея «блага».Создал проект идеального гос-ва-полития.

Онтология Платона.Перешел от анализа предметов к анализу понятий, как основы вещей.

Учение о двойственности мира.Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдос), к-е создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи истинны, вечны, неизменны.

Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей.

Идеализм ("линия Платона") - направление в фил-и, сторонники к-го в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).

Объективный идеализм – т. зрения о том, что мир создает объективное идеальное начало, не зависящее от чел-ого сознания.

Платон - основатель объективного идеализма:

• реально сущ-ет только идея;• идея первична;• вся окруж-ая действительность делится на "мир идей"(эйдосов)- изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.) и "мир вещей"- материальный мир не имеет самостоя-го сущ-я и явл-ся воплощением "мира идей»; • каждая единичная вещь - воплощение идеи данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади,); •Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи («эйдосы»),они вечны и постоянны;• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;• отдельные идеи ("мир идей") объективно сущ-ют незави­симо от нашего сознания; •Весь мир -отображение чистых идей.

Субъективный идеализм – т. зрения, полагающая, что мир зависит от человеч-го сознания, создается им.

Вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Предметы это как мерцающие тени на стене пещеры. Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей.

№8

Значение философии Платона

Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; Положено начало идеализму как крупному философскому направлению противоположность материалистической «линии Демокрита»;Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества государство, законы и т.д.);Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся - движущееся, неделимое – делимое и др.);Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся - движущееся, неделимое – делимое и др.);

№9

Гносеология Бэкона

О роли науки

Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но оно может стать силой только тогда, когда истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

Подверг резкой критике идеализм и опору прежних, средневековых философов на «священное писание», на веру. Тогда как в науке следует руководствоваться практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.

Достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений («идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме.

Виды заблуждений в науке (идолы):

1Идол рода(т.е. природно приобретенные, вскормлены человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств.

2 Пещерсубъективность взгляда на мир, исходя из своих

3Рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный!

4Театра – слепая вера в авторитеты, ложные теории и учения.

Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать метод познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых.

Три типа ученых:

1) паук (рационалист, ткет паутину фактов из самого себя);

2) муравей (эмпирик, несет все факты, какие попадаются на пути);

3) пчела – лучший тип ученого (синтез, не только собирание фактов, но и их умственная переработка).

Критиковал примитивный эмпиризм (собирание отдельных, случайных фактов). Наука основана на опыте и состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Бекон – разработчик, популяризатор и систематизатор этого индуктивного метода.

Метод индукции

- когда на основе анализа свойств единичныхфактов, предметов делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов.

Обращал внимание на необходимость изучать в первую очередь факты, противоречащие обобщению (этого раньше не делали!).

№21

Философия Т.Гоббса.

Томас Гоббс материалист(материя-первична,сознание-вторично) и эмпирик(опыт), продолжатель учения Ф.Бэкона.

• решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию(глава государства является одновременно его религиозным главой);

• целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор.Основной предмет философских интересов Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие— это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками"и дает их следую­щую классификацию:

• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищ­ников, мяуканье и т. д.);

• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

• произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, по­нятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства.Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода

и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор,в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

№23

Джон Локк (1632 - 1704)

Английский философ, эмпирик(главный элемент познания – человеческие чувства), сенсуалист(чувственность является главной формой познания), политический мыслитель. Развил многие фил-ие идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистич-ю традицию англ-й фил-ии нового времени.

Основные положения его фил-ии:

-мир материалистичен;

-в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

-сознание — пустое помещение, которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске",на к-й записывается опыт;

-источником опыта выступает внешний мир;

-цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

-идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, к-ый повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;

-идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Гносеология

Критиковал теорию наличия у человека «врождённых идей» и знания. Душа человека пассивна, но способна к восприятию. Она как чистая доска, на которой ничего не написано. «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Источник всех знаний - опыт.

Ощущения - начало познания, источник всякого знания. Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). На их основе его рождаются простые идеи.

Затем, ранее приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). Рефлексия возникает после и на основе ощущений. В результате формируются сложные идеи.

Идеи имеют 2 источника:

1.Ощущения.его объекты - объекты природы, внешние материальные вещи; орган - внешние чувства (зрение, слух, осязание и др.), продукт – идеи.

2.Рефлексия - внутреннее восприятие, деятельность ума; её объекты – идеи, приобретённые ранее. Орган - деятельность ума (восприятие, мышление, сомнение), продукт - идеи другого рода, которые нельзя получить от внешних вещей.

В познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром.

№24

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали:

- материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

- диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия).

Основные положения:

-основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду;

-Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-важным фактором развития является практика - преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка;

-развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываются понятия:

• средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар);

• отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда);

• прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты));

• эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма:

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• "Капитал" К. Маркса;

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

№32

Русская философия 18 века.

Русская философия - феномен мировой философской мыс­ли. Развивалась автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой фил-ии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма(главный элемент познания – человеческие чувства), рационализма(учение, согласно к-му все наши знания выводятся из разума), идеализма(сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично) и др. В то же время русскую фил-ю отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем.

Характерные черты:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения фил-х мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык"- тайнопись в литературе (объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Русская философия XIX в

Основными направлениями русской философии XIX . 1 Декабристская философиябыла представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая.Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;• личная свобода человека;• ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

2. Историческая философия П.Я. ЧаадаеваОсновными направлениями: • философия человека;• философия истории.

Человек есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Он выступал против эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процессалежит Божественное Провидение. Христианство - стержень, двигатель истории.

3. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западникихорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.

Материали́зм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Эмпири́зм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

славянофилы.Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Н. Островский,

Согласно им основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции оканчивались для России трагически.

4.ортодоксально-монархическая философия.Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление.

Н.В. Федоровсделал основными темами своей философии:• единство мира;• проблему жизни и смерти;• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир),Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой волей и разумом. "Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть.

Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Это путь к решению всех проблем и всемирному счастью.

К.Н. Леонтьев.Одно из основных направлений— кри­тика негативных явлений русской жизни. По мнению Леонтьева, капи­тализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Ф.М. Достоевскийбудущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции.

два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

•Путь человекобожества — путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога.

путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках.

Л.Н. Толстой(1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовства:

• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

• религия должна стать простой и доступной для народа;• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;• смысл жизни — самосовершенствование;• главное зло на Земле - смерть и насилие;• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование;• всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

5 .революционно-демократического направле­нияОбщая черта - социально-политическая направленность.Все представители отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа.

анархисты не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса

6. либеральное направ­ление.

B.C. Соловьев Основными идеалами его философии были:• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;• идея Бога как выражения добра;• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;

№37

Философия Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910)-русский мыслитель, создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовствав следующем:

• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; • религия должна стать простой и доступной для народа;

• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование;

• главное зло на Земле - смерть и насилие;

• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения чел-ка должно быть непротивление злу;

• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование; • всем необходимо возможными способами подрывать гос-­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

Христос для Толстого не Бог, а чел-к, научивший других, как применять любовь, а именно непротив­лением злу насилием. Для Толстого на первом месте стоит не фил-я, а этика в ее религиозной форме. Этику религиозного самосовершенствования чел-ка он связывал с отказом от к.-либо борьбы с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «Царство Божие внутри нас». Как выс



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.014 с.)