Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие философии. Философия и ее место в системе духовной культуры. Философия (с греч. любовь к мудрости)- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру. Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности. Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача -не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель. Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек. Предмет ф-ии -не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика – учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я -учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология -учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология -познание мира; этика -учение о морали; фил-я истории – учение об основных закономерностях развития истории; аксиология – учение о ценностях; эстетика – учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом. Место ф-ии в духовной культуре общества: Ф-я и наука: Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки– истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти. Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф -ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность. Ф-я и релгия: Религия ( благочестие,набожность) - этотакая форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ-ся чере его удвоение на посюсторонний -«земной», воспринимаемый органами чувств и потусторонний- «небесный», сверхъестественный. Основу религии составляет вера в то или иное сверхъестественное. Близость ф-ии и религии состоит в том, что обе они-общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения. В религии, как и в ф-ии речь идет о самых общих представлениях о мире, о Боге и т.д. Но велико и различие ф-ии и религии: религии не нужны доказательства. Ф-я же нуждается в доказательствах. Для филос-й мысли хар-но свободомыслие, но мыслить свободно могли во все времена наиболее образованные люди. В отличие от религиоз.мировоззрения, ф-я вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоз-я, отразив потребность в понимании мира и чел-ка с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости. Ф-я и искусство: ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства. Искусство- практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию. Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны». №2 2. Философия и мировозрение, сходство и различие. Структура мировозрения. Виды(типы) мировозрений. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:мифология, религия, философия. . Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); • однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений; • поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам;буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм;индуизм; иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга). Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. №3 Функция философии. Специфика философского знания. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты Досократический период основными проблемами которого были: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего, а методом философствования – декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.(Гераклит Эфесский, Милетская школа – «физики» Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Атомисты Демокрит, Левкипп; Элейская школа) 2Классический (сократический период) - Отличия от 1го периода: Философы сократического периода меньше внимания уделяли поиску первоначала; Допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего(Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир.Положили начало спору между материализмом и идеализмом;Проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;От декларативно- догматического метода философствования перешли к диалогово-доказательственнному;Внесли вклад в развитие логики;Вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Эллинистический период Особенности: Кризис античных моральных и философских ценностей; Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважение к ним;Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;Поиск физической и духовной опоры в самом себе;Стремление к отрешению от действительности; Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);Признание высшим благом счастье и удовольствие отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур); Римский период Особенности: *Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе её влияние,в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); *Фактическое слияние древнеримской и древнегреческой в одну – античную Философию.*Влияние на античную философию традиций и идей покорённых народов.*Близость философии, философов и государственных институтов *Небольшое внимание к явлениям окружающей природы.*Повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства.*Расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека).*Расцвет стоической философии, сторонники которой видели общее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учёности, уходе в себя, безмятежности (атараксии).*Преобладание идеализма над материализмом.*Всё более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов.*Повышенное внимание к проблемам смерти и загробной жизни.*Рост влияния на философию христианства и раннехристианских ересей.*Постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. №5 Учение Платона о триаде. Три субстанции, из к-ых, согласно учению Платона о триаде, состоит всё сущее: 1)Единое (Основа всякого бытия); 2)Ум (Происходит, разделён и противоположен с «единым», Сущность всех вещей); 3) Душа (часть мировой души, бессмертна подвижная субстанция, к-я объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум – всё живое», а также связывает м/д собой все вещи и все явления ). Учение об идеальном гос-ве. Главная идея – идея «блага».Создал проект идеального гос-ва-полития. Онтология Платона. Перешел от анализа предметов к анализу понятий, как основы вещей. Учение о двойственности мира. Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдос), к-е создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи истинны, вечны, неизменны. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей. Идеализм ("линия Платона") - направление в фил-и, сторонники к-го в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Объективный идеализм – т. зрения о том, что мир создает объективное идеальное начало, не зависящее от чел-ого сознания. Платон - основатель объективного идеализма: • реально сущ-ет только идея;• идея первична;• вся окруж-ая действительность делится на "мир идей"(эйдосов)- изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.) и "мир вещей"- материальный мир не имеет самостоя-го сущ-я и явл-ся воплощением "мира идей»; • каждая единичная вещь - воплощение идеи данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади,); •Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи («эйдосы»),они вечны и постоянны;• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;• отдельные идеи ("мир идей") объективно сущ-ют независимо от нашего сознания; •Весь мир -отображение чистых идей. Субъективный идеализм – т. зрения, полагающая, что мир зависит от человеч-го сознания, создается им. Вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Предметы это как мерцающие тени на стене пещеры. Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. №8 Значение философии Платона Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; Положено начало идеализму как крупному философскому направлению противоположность материалистической «линии Демокрита»;Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества государство, законы и т.д.);Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся - движущееся, неделимое – делимое и др.);Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся - движущееся, неделимое – делимое и др.); №9 Гносеология Бэкона О роли науки Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но оно может стать силой только тогда, когда истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов. Подверг резкой критике идеализм и опору прежних, средневековых философов на «священное писание», на веру. Тогда как в науке следует руководствоваться практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт. Достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений («идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме. Виды заблуждений в науке (идолы): 1Идол рода (т.е. природно приобретенные, вскормлены человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств. 2 Пещер – субъективност ь взгляда на мир, исходя из своих 3Рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный! 4Театра – слепая вера в авторитеты, ложные теории и учения. Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать метод познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых. Три типа ученых: 1) паук (рационалист, ткет паутину фактов из самого себя); 2) муравей (эмпирик, несет все факты, какие попадаются на пути); 3) пчела – лучший тип ученого (синтез, не только собирание фактов, но и их умственная переработка). Критиковал примитивный эмпиризм (собирание отдельных, случайных фактов). Наука основана на опыте и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Бекон – разработчик, популяризатор и систематизатор этого индуктивного метода. Метод индукции - когда на основе анализа свойств единичныхфактов, предметов делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов. Обращал внимание на необходимость изучать в первую очередь факты, противоречащие обобщению (этого раньше не делали!). №21 Философия Т.Гоббса. Томас Гоббс – материалист(материя-первична,сознание-вторично) и эмпирик(опыт), продолжатель учения Ф.Бэкона. • решительно отвергал теологическую схоластическую философию(глава государства является одновременно его религиозным главой); • целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; • в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; • был убежденным материалистом; • считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; • разработал теорию государства; • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию: • сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.); • метки — различные знаки, придуманные человеком для общения; • естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.); • произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков; • знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.); • знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве. Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем: • человек обладает изначально злой природой; • движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; • указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все; • право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс; • в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все"; • для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство; • чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным; • государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем. №23 Джон Локк (1632 - 1704) Английский философ, эмпирик(главный элемент познания – человеческие чувства), сенсуалист(чувственность является главной формой познания), политический мыслитель. Развил многие фил-ие идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистич-ю традицию англ-й фил-ии нового времени. Основные положения его фил-ии: -мир материалистичен; -в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); -сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске",на к-й записывается опыт; -источником опыта выступает внешний мир; -цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; -идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, к-ый повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; -идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Гносеология Критиковал теорию наличия у человека «врождённых идей» и знания. Душа человека пассивна, но способна к восприятию. Она как чистая доска, на которой ничего не написано. «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Источник всех знаний - опыт. Ощущения - начало познания, источник всякого знания. Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). На их основе его рождаются простые идеи. Затем, ранее приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). Рефлексия возникает после и на основе ощущений. В результате формируются сложные идеи. Идеи имеют 2 источника: 1.Ощущения.его объекты - объекты природы, внешние материальные вещи; орган - внешние чувства (зрение, слух, осязание и др.), продукт – идеи. 2.Рефлексия - внутреннее восприятие, деятельность ума; её объекты – идеи, приобретённые ранее. Орган - деятельность ума (восприятие, мышление, сомнение), продукт - идеи другого рода, которые нельзя получить от внешних вещей. В познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. №24 Философия марксизма. Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924). Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой. Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др. Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали: - материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество); - диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального). В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой. Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов. Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); - сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика - преобразование ч-ком окр-ей действительности и преобразование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия: • средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар); • отчуждение ( процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда ); • прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты)); • эксплуатация человека человеком. Главными произведениями марксизма: • "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; • "Капитал" К. Маркса; • "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Диалектика природы" Ф. Энгельса; Основные выводы марксисткой философии: 1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением. 2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей. 3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов. 5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения. №32 Русская философия 18 века. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Развивалась автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой фил-ии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма(главный элемент познания – человеческие чувства), рационализма(учение, согласно к-му все наши знания выводятся из разума), идеализма(сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично) и др. В то же время русскую фил-ю отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем. Характерные черты: • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения фил-х мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык"- тайнопись в литературе (объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности;• конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Русская философия XIX в Основными направлениями русской философии XIX. 1 Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были: • приоритет естественного права;• необходимость для России правового строя; • отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;• личная свобода человека;• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой. 2. Историческая философия П.Я. Чаадаева Основными направлениями: • философия человека;• философия истории. Человек есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Он выступал против эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Христианство - стержень, двигатель истории. 3. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. Материали́зм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Эмпири́зм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Н. Островский, Согласно им основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции оканчивались для России трагически. 4.ортодоксально-монархическая философия. Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Н.В. Федоров сделал основными темами своей философии:• единство мира;• проблему жизни и смерти;• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир),Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой волей и разумом. "Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Это путь к решению всех проблем и всемирному счастью. К.Н. Леонтьев. Одно из основных направлений— критика негативных явлений русской жизни. По мнению Леонтьева, капитализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции. два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: •Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства: • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; • религия должна стать простой и доступной для народа;• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;• смысл жизни — самосовершенствование;• главное зло на Земле - смерть и насилие;• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;• в основе поведения человека должно быть непротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. 5. революционно-демократического направления Общая черта - социально-политическая направленность. Все представители отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. анархисты не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса 6. либеральное направление. B.C. Соловьев Основными идеалами его философии были:• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;• идея Бога как выражения добра;• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости; №37 Философия Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой (1828 - 1910)- русский мыслитель, создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем: • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; • религия должна стать простой и доступной для народа; • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование; • главное зло на Земле - смерть и насилие; • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения чел-ка должно быть непротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование; • всем необходимо возможными способами подрывать гос-во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. Христос для Толстого не Бог, а чел-к, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием. Для Толстого на первом месте стоит не фил-я, а этика в ее религиозной форме. Этику религиозного самосовершенствования чел-ка он связывал с отказом от к.-либо борьбы с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «Царство Божие внутри нас». |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.021 с.) |