Первые философские (досократические) школы Древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые философские (досократические) школы Древней Греции.



Древнегреческой наз-ся ф-я, выработанная греч.фил-ми, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-госуд-х) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. Древнегреческая (античная) ф-я в своем развитии прошла 4 этапа: • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периоду отн-ся деятельность так

на­зыв-х философов-«досократиков». Первые, досократич. фил-е школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. К наиболее известным отн-ся: • милетская школа; • школа Гераклита Эфесского; • школа пифагорейцев; • элейская школа; • атомисты.

Характерными чертами досократических фил-х школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм;• повышенное внимание к проблеме объяснения явл-й ок­р.природы; • поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• недискуссионный харак-р фил-х учений.

1)Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от города Милета — крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии. Представители: Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы: • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • представлял Землю в виде плоского диска, к-й покоит­ся на воде;• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (одушевлял все сущее);• допускал наличие множества богов;• считал центром вселенной Землю;• точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математич.открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из к-й все воз­никло, все состоит и в к-ю все превратится;• вывел закон сохр-я материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в рез-те новых комбинаций образ-т новые вещи и жи­вые организмы;• первым выдвинул идею о происхождении чел-ка в рез-те эволюции от др.животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:• первопричиной всего сущего считал воздух;• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";• отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

2)Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - философ-материалист: • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики;

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;• был сторонником чувственного (материалистич.) по­знания окр.действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему".

3)Пифагорейцы - сторонники Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреч.ф-фа и математика:• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);• считали единицу мельчайшей частицей всего;• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

4)Элеаты — представители элейской школы, (VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии). Представитли: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты: • изучали проблемы познания;• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;• были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явл-й из единого первоначала; • считали все сущее мат-м выражением идей.

5) Атомисты — материалистическая ф-я школа, фило­софы: (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

Демокрит основоположником материалистич. направления в ф-ии: • весь мат.мир состоит из атомов;• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;• атом неделим; • атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, и т. д.); • между атомами сущ-т пространство, заполненное пустотой;

• атомы нах-ся в вечном движ-и; • сущ-т круговорот атомов: вещи, живые организмы сущ-т, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы мат.мира;• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

№6

6.Философия софистов и Сократа.

Софисты( "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).

Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,Алкидам. Софисты – платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способыдоказательства и опровержения. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Цель-достижение победы в споре любой ценой.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в выска­зывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо-вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все

относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль.

В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого сознания ничего не существует;

нет ничего раз и навсегда данного;

• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст­вительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажет­ся сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма(в качестве познания выступает разум,мышление) в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение

о том, как следует жить. Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю­щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

№7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.008 с.)