Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые философские (досократические) школы Древней Греции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Древнегреческой наз-ся ф-я, выработанная греч.фил-ми, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-госуд-х) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Древнегреческая (античная) ф-я в своем развитии прошла 4 этапа: • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периоду отн-ся деятельность так назыв-х философов-«досократиков». Первые, досократич. фил-е школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. К наиболее известным отн-ся: • милетская школа; • школа Гераклита Эфесского; • школа пифагорейцев; • элейская школа; • атомисты. Характерными чертами досократических фил-х школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм;• повышенное внимание к проблеме объяснения явл-й окр.природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • недискуссионный харак-р фил-х учений. 1)Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от города Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы: • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • представлял Землю в виде плоского диска, к-й покоится на воде;• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (одушевлял все сущее);• допускал наличие множества богов;• считал центром вселенной Землю;• точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математич.открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из к-й все возникло, все состоит и в к-ю все превратится;• вывел закон сохр-я материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в рез-те новых комбинаций образ-т новые вещи и живые организмы;• первым выдвинул идею о происхождении чел-ка в рез-те эволюции от др.животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:• первопричиной всего сущего считал воздух;• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 2)Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - философ-материалист: • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики; • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;• был сторонником чувственного (материалистич.) познания окр.действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему". 3)Пифагорейцы - сторонники Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреч.ф-фа и математика:• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);• считали единицу мельчайшей частицей всего;• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). 4)Элеаты — представители элейской школы, (VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии). Представитли: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: • изучали проблемы познания;• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явл-й из единого первоначала; • считали все сущее мат-м выражением идей. 5) Атомисты — материалистическая ф-я школа, философы: (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит основоположником материалистич. направления в ф-ии: • весь мат.мир состоит из атомов;• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;• атом неделим; • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, и т. д.); • между атомами сущ-т пространство, заполненное пустотой; • атомы нах-ся в вечном движ-и; • сущ-т круговорот атомов: вещи, живые организмы сущ-т, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы мат.мира;• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. №6 6.Философия софистов и Сократа. Софисты( "софисты" — мудрецы, учителя мудрости). Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,Алкидам. Софисты – платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способыдоказательства и опровержения. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:"То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Цель-достижение победы в споре любой ценой. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо-вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль. В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: • вне человеческого сознания ничего не существует; • нет ничего раз и навсегда данного; • что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; • если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; • вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким"); • окружающий мир относителен; • объективное (истинное) познание недостижимо; • существует только мир мнения. Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма(в качестве познания выступает разум,мышление) в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. №7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.006 с.) |