Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления западной фил-и (герменевтика, экзистенциализм).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Герменевтика - направление в фи-ии, к-е исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название получила от имени древнегреч. бога Гермеса, к-ый был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: -как возможно понимание?-как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея: существовать - значит быть понятым. Предмет исследования -текст. Фундаментальные понятия герменевтики: -"герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; -"герменевтический круг" — циклический хар-р процесса понимания. Герменевтика возникла вместе с появлением герменевти- ческих ситуаций- случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), к-ые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Современные философы- герменевты: Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913). Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический (выявляется "дух языка") и психологический ("дух автора"). Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Понимание осуществляется двумя путями (их чередованием): • дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения; • сравнения — сопоставления фактов, других данных. Хайдеггер совмещает герменевтику и экзистенциализм и его взгляды посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической)стороне герменевтики. Выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: - положенность — человеч-е бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит); - понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация (ч-ек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкова-ние есть понимание ч-ком смысла своей жизни, своего места в мире). Человеч-е бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично(основано на понимании). Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы фил-я с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Чел-ое сущест-ие невозможно без переживания собственного бытия. В течение жизни человек, накапливает опыт, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и к будущим осуществляется, через книги.Т.е., толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии. Центральное понятие фи-ии Поля Рикера — личность- творец всей чел-ой культуры.Чел-я личность телеологична - направлена в будущее. Экзистенциализм –напр-ие фил-и, главным предметом изучения к-го стал ч-ек, его проблемы, трудности, существование в окр. мире. Начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. и стал одним из популярных фил-х направлений в Западной Европе. Проблемы экзистенциализма: • уникальность чел-ой личности, глубина его чувств, жизни в целом; • разительное противоречие м/д чел-им внутренним миром и окр-ей жизнью; • проблема отчуждения человека (общ-во, гос-во стали для чел-а абсолютно чужими, реальностью, к-ая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я"); • проблема одиночества, заброшенности ч-ка (ч-ек одинок в окр. мире, нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); • проблема бессмысленности жизни; • проблема внутр-го выбора; • проблема поиска чел-м своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855). Считал, что фил-я должна повернуться к ч-ку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради к-ой он мог бы жить, помочь чел-у сделать внутренний выбор и осознать свое "Я". Философом были выделены понятия: • неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания; • подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит 3 стадии: • эстетическую (жизнь чел-а определяется внешним миром.Он стремится только к удовольствию); • этическую (чел-к делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг); • религиозную (человек глубоко осознает свое призвание. Внеш. мир не имеет для него особого значения). Представители экзистенциализма XX в.: • Карл Ясперс (1883 - 1969)- немецкий философ.Считал, что человек обычно живет, не имеющей большого смысла жизнью-"как все". Не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Но в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации- м/д жизнью и смертью, особо важные для ч-ка, его дальнейшей судьбы. Чел-к осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью - высшим бытием.; • Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) Основное понятие-"Для-себя-бытие" - высшая реальность для чел-а, приоритетность для него прежде всего его собственного внутр-го мира.Но полностью осознать себя ч-ек может только через "для-другого-бытие"-различ. взаимоотношения с др. людьми. Ч-ек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого". Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности - свобода. Ч-ек находит свою свободу и проявляет ее в выборе,; • Альбер Камю (1913 - 1960)- проблема смысла жизни. Смысл жизни, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест-и чел-а.; • Мартин Хайдеггер (1889 - 1976)- Экзистенция - бытие, к к-му ч-ек сам себя относит, наполненность бытия ч-ка конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире-т.е."бытия с другими"; "бытия самого себя". Ч-ек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность (главная проблема и забота ч-ка). Только вэтом случае он будет свободен. №40 Бытие, субстрат, материя 1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. 2. субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; • материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. 3. Основными формами бытия являются: • материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; • идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; • человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: • ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; • феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. 4. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.007 с.) |