Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика Гегеля. Три закона диалектикеи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично). К его важным философским трудам относятся: • "Феноменология духа"; • "Наука логики"; • "Философия права". Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • Сущ-т определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; • в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е. то, что сущ-т). Его антитезис — " небытие " ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", к-й явл-ся новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. №30 Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. (первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что: • единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью природы; • человек есть единство материального и духовного; • человек должен стать главным интересом философии; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: • выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха: • Бога как самостоятельной реальности нет; • Бог — порождение сознания человека; • религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; • распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; • корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; • мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты; • Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; • Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек №31 Философия марксизма. Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924). Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой. Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др. Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали: - материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество); - диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального). В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой. Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов. Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); - сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика - преобразование ч-ком окр-ей действительности и преобразование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия: • средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар); • отчуждение ( процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда ); • прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты)); • эксплуатация человека человеком. Главными произведениями марксизма: • "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; • "Капитал" К. Маркса; • "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Диалектика природы" Ф. Энгельса; Основные выводы марксисткой философии: 1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением. 2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей. 3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов. 5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения. №32
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 8980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.007 с.) |