Диалектика Гегеля. Три закона диалектикеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика Гегеля. Три закона диалектикеи.



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично).

К его важным философским трудам относятся:

• "Феноменология духа"; • "Наука логики";

• "Философия права".

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• Сущ-т определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность; • в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е. то, что сущ-т). Его антитезис — " небытие " ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", к-й

явл-ся новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

№30

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. (первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек

№31

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали:

- материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

- диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия).

Основные положения:

-основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду;

-Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-важным фактором развития является практика - преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка;

-развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия:

• средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар);

• отчуждение ( процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда );

• прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты));

• эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма:

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• "Капитал" К. Маркса;

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

№32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 8897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.016 с.)