Рационалистическая философия Р.Декарта. Учение о субстанции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационалистическая философия Р.Декарта. Учение о субстанции.



Основоположником рационализма (рационалзм (разум)- фил-е воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности)считается Рене Декарт (1596 — 1650) - французский философ и ученый-математик.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока­зал так: • в мире сущ-т много вещей и явлений, к-е непо­нятны человеку (н-р: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (сущ-т ли окр.мир? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально сущ-т, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, чел-к, сомневаясь, -мыслит;• мыслить может реально сущ-ий чел-к;

• следовательно, мышление явл-ся основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в к-м заключ-ся его философское кредо: "Я мыс­лю, следовательно, я существую".

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести понятие, к-е бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция — это все, что сущ-т, не нуждаясь для сво­его существ-я ни в чем, кроме самого себя.Таким качеством обладает только одна субстанция -Бог, к-й вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, явл-ся источником и причиной всего.Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи). Все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) - модусов. (Н-р, модусы протяжения -форма, движ-е, положение в пространстве и т. д.; модусы мышления — чувства, желания, ощущения.) Чел-к состоит из 2-х, отличных др.от др.субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма (двойственности-признаие 2-х независимых субстанций) чел-ка. С точки зрения дуализма Декартом решается и " основной во­прос фил-ии": спор о том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соед-ся только в чел-ке, а т.к. чел-к дуалистичен,то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они сущ-т всегда и явл-ся двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе- дедукция (от общего к частному в философском смысле), т.е.в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода исп-т следующие приемы исследования: • допускать при исследовании в кач-ве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логич.цепочке исследования.

Также Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, т.е. большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако сущ-т особый род знаний, к-й не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны-это "врожденные идеи", к-е сущ-т всегда в разуме Бога и разуме чел-ка и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия (Бог (сущ-т); "число" (сущ-т), "воля", "тело", и т.д.); • суждения ("целое больше своей части", нельзя одновременно быть и не быть").

Декарт был сторонником практического познания.

№22

Философия Т.Гоббса.

Томас Гоббсматериалист(материя-первична,сознание-вторично) и эмпирик(опыт), продолжатель учения Ф.Бэкона.

• решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию(глава государства является одновременно его религиозным главой);

• целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следую­щую классификацию:

• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищ­ников, мяуканье и т. д.);

• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

• произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, по­нятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода

и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор, в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

№23

Джон Локк (1632 - 1704)

Английский философ, эмпирик(главный элемент познания – человеческие чувства), сенсуалист(чувственность является главной формой познания), политический мыслитель. Развил многие фил-ие идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистич-ю традицию англ-й фил-ии нового времени.

Основные положения его фил-ии:

-мир материалистичен;

-в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

-сознание — пустое помещение, которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске",на к-й записывается опыт;

-источником опыта выступает внешний мир;

-цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

-идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, к-ый повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;

-идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Гносеология

Критиковал теорию наличия у человека «врождённых идей» и знания. Душа человека пассивна, но способна к восприятию. Она как чистая доска, на которой ничего не написано. «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Источник всех знаний - опыт.

Ощущения - начало познания, источник всякого знания. Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). На их основе его рождаются простые идеи.

Затем, ранее приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). Рефлексия возникает после и на основе ощущений. В результате формируются сложные идеи.

Идеи имеют 2 источника:

1.Ощущения.его объекты - объекты природы, внешние материальные вещи; орган - внешние чувства (зрение, слух, осязание и др.), продукт – идеи.

2.Рефлексия - внутреннее восприятие, деятельность ума; её объекты – идеи, приобретённые ранее. Орган - деятельность ума (восприятие, мышление, сомнение), продукт - идеи другого рода, которые нельзя получить от внешних вещей.

В познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром.

№24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.013 с.)