Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Непричастность египтян к пролитию крови ваххабитовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторые империалистические школы распространили ложное утверждение о том, что египтяне якобы сражались с ваххабитами. Учащиеся этих школ называли войско Мухаммада ‘Али-паши попросту египетским, тогда как ответственность за совершённые злодеяния и преступления лежит на Мухаммаде ‘Али и двух его сыновьях, а египетского войска тогда просто не существовало — египетские вооружённые силы тогда ещё не были сформированы[82]. Ибн Башар, описывая войско, которое сражалось с ваххабитами, назвал его «римским». Ар-Рейхани сказал: «Он привёл войско, численность которого не превышала четырёх тысяч солдат, среди которых были албанцы и выходцы из Магриба и Судана. Проходя через Верхний Египет, войско присоединило к себе ещё две тысячи крестьян для выполнения разных работ и прислуживания военным». Хайруддин аз-Зирикли сказал: «Войну начал наместник Османского государства в Египте Мухаммад ‘Али-паша. Он отправил против них войско, состоявшее в основном из албанцев и янычар — из тех, кто восставал против Мухаммада ‘Али, и тот почёл за лучшее избавиться от них. Вслед за этим войском он отправил ещё одно. Он принудил некоторых египтян присоединиться к этому войску, записав их в качестве “добровольцев”»[83]. Ибн Башар приводит описание состава этого войска, которое не оставляет сомнений в том, что эта военная кампания не была египетской. Он (да помилует его Аллах) пишет: «В этом году римляне[84] решили идти на Хиджаз… Лидером и главным представителем римской стороны был правитель Египта Мухаммад ‘Али-паша. Солдаты, отправившиеся из Египта, были турками, выходцами из Магриба и других областей. Их было около четырёх тысяч или немногим больше»[85]. Ибн Башар описал взятие ад-Дир‘ии на 15 страницах, и ни разу не упомянул египтян, зато 42 раза упомянул о сражении с «римлянами». Британский капитан, посетивший ад-Дир‘ию в 1819 году и участвовавший в якобы египетской кампании, сопровождая войско от ад-Дир‘ии до самой Джидды, был очевидцем тех событий. Он записал следующие данные о составе «египетского» войска в секретном отчёте своему правительству. А у английского капитана не было причин лгать своим… Итак, капитан Садлер пишет: «Во время осады ад-Дир‘ии силы Ибрагима-паши были таковы: Конница: 850 турок и албанцев вместе с пашой, 400 турок и албанцев вместе с Азуном ‘Али (эти, по словам аль-Джабарти, были курдами из Шама и окрестностей друзских гор). 300 турок и албанцев с Рашван-агой, 400 берберов (выходцев из Магриба). Всего 1950 человек. Пехота: 1725 албанцев, 2575 турок, 1300 берберов (то есть выходцев из Магриба). Всего 5600 человек. Уиллоби засвидетельствовал, что войска Тусун-паши состояло из 14 тысяч турок и выходцев из Магриба. Он упомянул только их, а если бы там был хоть какой-то египетский след, он, конечно, постарался бы показать его[86]. Аль-Джабарти отличался честностью и точностью при описании событий. Об этом свидетельствуют его слова: «24 рамадана 1227 года от хиджры (в начале октября 1812 года) принесли известия о взятии турками ас-Сафры без боя, а путём обмана и заключения мирного договора с использованием правителя Мекки»[87]. Удивительно, что египетский историк ‘Абду-р-Рахман ар-Рафи‘и[88] прокомментировал слово «турки» следующим образом, то ли оправдывая аль-Джабарти, то ли упрекая его: «Так он называет египетское войско. Аль-Джабарти очень сочувствовал ваххабитам, защищал их и критиковал эту кампанию»[89]. Комментарий: — Утверждение ар-Рафи‘и о том, что под турками аль-Джабарти подразумевал египтян, неприемлемо, потому что противоречит историческим фактам. К тому же никто из лингвистов, историков и географов не упоминал о том, что слово турки может означать египтян. — Ар-Рафи‘и противоречит собственному утверждению о том, что вплоть до конца первой кампании в истории первого саудовского государства, окончившейся взятием ад-Дир‘ии никто из египтян не отправлялся в земли Хиджаза для участия в военных действиях, потому что набор египтян в армиию начался, согласно всем известным источникам, лишь в 1820 году, тогда как война с ваххабитами завершилась в 1818 (1234 году от хиджры). Первое египетское войско было послано в Хиджаз во второй половине 1824 года (1240 года от хиджры), то есть спустя пять лет после взятия ад-Дир‘ии. — Ар-Рафи‘и в данном случае был не объективен, но говорил под влиянием эмоций и националистических побуждений. Он принадлежал к школе, которая появилась в рядах Национальной партии в конце девятнадцатого века. Её главными представителями были Мухаммад Фарид и ‘Абду-р-Рахман ар-Рафи‘и. Это была группа с благими намерениями, однако при этом она исказила природу противостояния между Мухаммадом ‘Али и Саудовским государством. Устаз Мухаммад Джаляль Кашк (да помилует его Аллах) сказал по этому поводу: «Поколение, к которому принадлежал ‘Абду-р-Рахман ар-Рафи‘и, а до него — Мухаммад Фарид, принадлежало к группе внутри Национальной партии, которая вела законную войну против Британской оккупации, и первым доводом в этой «законной» войне было обвинение в незаконности оккупации! Потому что Египет официально являлся частью Османской империи, и Британия не имела права посягать на османское господство. Это течение действовало в определённых рамках. Во-первых, оно считало Османское государство последней преградой на пути западного колониализма и при этом неправильно понимало халифат, как явление… а также восточный вопрос… и третий мир… простёршийся как обессиленная жертва, перед жителями европейских государств, которые могли отрезать от неё любую часть. И у этой жертвы не было иной надежды на спасение, иной спасительной верви, кроме как провозглашение единства её народов, собранных внутри величайшего цивилизационного образования, ограниченного официальными рамками — то есть Османского государства. Во-вторых, они любили Египет и воспевали его громким голосом, чтобы прогнать призраки мрачной и унизительной действительности и пробудить энтузиазм в египетском народе с помощью рассказов о победах прошлого. Они стремились показать англичанам, что Египет способен постоять за себя, если только у него будет возможность сформировать войско. А в качестве доказательства они приводили победы “египетского” войска, в том числе и в эпоху Мухаммада ‘Али. А в истории Османского государства, которую написал Мухаммад-бек Фарид, мы обнаруживаем примерно ту же позицию, что и у ар-Рафи‘и»[90]. Отмечали ли египтяне победу Мухаммада ‘Али? [91] Ар-Рафи‘и утверждает, что египтяне радовались победам войска Мухаммада ‘Али в Хиджазе: «Когда известие об одержанной победе достигло Египта, оно было встречено великой радостью». Он имеет в виду взятие Шакры 13 января 1818 года и при этом ссылается на аль-Джабарти, хотя аль-Джабарти сказал только: «Со стороны Хиджаза прибыл гонец, сообщивший об одержанной Ибрагим-пашой победе, в результате которой он завладел областью, которая называется Шакра». Упоминается какая-то область, которая «называется Шакра», дабы показать, как мало она значила. Как могли люди радоваться захвату какой-то области, о которой они даже не знали? Аль-Джабарти продолжает: «От лагеря турок ад-Дир‘ию отделяло расстояние в два дня пути…» А какое нам дело до турецкого лагеря? Аль-Джабарти объясняет: «Когда этот гонец прибыл, в честь его прибытия стали палить из пушек на крепостных стенах». Это слова аль-Джабарти. Гонец прибыл в крепость с вестью о победе и с крепостной стены дали пушечный залп… А причём здесь египтяне? Однако ар-Рафи‘и настаивает на том, что цитирует аль-Джабарти и приписывает ему то, чего тот не говорил и даже слова, прямо противоположные тому, что он сказал на самом деле. Он приводит составленные аль-Джабарти описания празднеств, которые паша устроил в честь своих побед, и собрание египтян. Но это собрание, вне зависимости от того, добровольное оно или принудительное — привычное для Египта социальное явление. Египтяне собираются и на погребальную молитву, и встречая прибывающих, и просто вокруг какой-нибудь организации, основанной по принципу взаимопомощи… Да и вообще — стоит кликнуть — и все тут как тут: «Особенно когда глашатай объявляет, а солдаты собирают людей, когда паша устраивает военно-морские манёвры. Корабли разных видов изображают морские сражения, проводя показательные выступления, под бой барабанов, игру на свирели и других музыкальных инструментах. Оркестр паши также играет без перерыва. Многочисленные орудия палят утром, после полудня и после последней молитвы. Зажигают факелы, готовят разного рода зажигательные смеси. Из подобий крепостей, возведённых на воде, палят орудия, как во время настоящих сражений». Паша устраивает марши и чтение поэм… А люди глазеют и при этом ждут от него другого. Аль-Джабарти упомянул об этом не раз, описывая пустые и бесполезные собрания египтян… Однако даёт ли это историку ар-Рафи‘и право делать выводы вроде: «Это служит свидетельством того, что народ уважал одержанные на войне победы, и это вселяет в них дух гордости и величия. И неудивительно, что военные праздники — один из признаков прогресса народов и свидетельство его бережного отношения к национальному достоянию, которое составляют славные подвиги, и уважительного отношения к достоинствам и благонравию воина. Праздники, которые описывает аль-Джабарти, содержат в себе все эти возвышенные понятия. И неудивительно, что египетский народ отмечал завоевание ад-Дир‘ии, ведь это величайшая победа, одержанная во внешней войне в новейшей истории». Мы не сражались, не одерживали победу и не радовались этой победе. Свидетель-современник описываемых событий шейх аль-Джабарти, засвидетельствовал, что большинство украшений было придумано иностранцами, которые радовались победе над ваххабитами — и потому что они осознавали опасность возрождения, которое ваххабиты несли с собой, и потому что испытывали инстинктивную неприязнь ко всякому движению, призывавшему к исламскому возрождению, и потому что паша открывал полуостров для их торговли, или хотя бы просто из лицемерия, дабы сохранить расположение паши, в эпоху которого они получили невиданные доселе привилегии… Давайте же послушаем, как аль-Джабарти описывает празднества, устроенные после получения известий о том, что Ибрагим-паша захватил ад-Дир‘ию: «Они палили из пушек в разные стороны, с послеполуденного времени до самого захода солнца. Только в крепости палила тысяча пушек. Эти дни совпали с праздником, и тогда паша велел устроить празднества и украсить всё, как в городе, так и за его пределами, и поручил следить за приготовлениями инженеру Амину-эфенди. Люди приступили к работе, прибыли инспекторы со своими солдатами. Было отдано веление украшать всё. Это было в среду. Люди принялись украшать винные лавки и двери домов, зажгли светильники и праздновали допоздна, демонстрируя радость и устраивая игры. И всё это происходило в то время, когда люди жили в нищете и трудились в поте лица, чтобы раздобыть кусок хлеба, и у них почти не было масла для ламп, да и другого масла, в том числе и сливочного, которое в то время было трудно достать. Оно водилось только у некоторых торговцев маслом, да и те не продавали за раз больше окии. И мяса почти не было — разве что очень плохое мясо тощих овец. Пшеницы тоже не было и цены были очень высокими, и даже хлеба стало не найти на рынке. Когда об этом сообщили тем, кто отвечал за снабжение, они привезли из закромов паши немного подпорченного зерна и стали продавать его, причём не продавали одному человеку больше одной меры этого подпорченного зерна. И когда люди пожаловались на отсутствие масла для светильников, торговцам маслом выдали некоторую долю масла, и его каждый день продавали людям, чтобы жечь светильники, служившие для украшения, и каждый день по улицам проходил глашатай, который велел людям бодрствовать, празднуя, жечь светильники, использовать украшения и не закрывать винные лавки ни днём, ни ночью». Пусть ар-Рафи‘и нахваливает роскошь празднеств паши. Что же до египетского народа, то ему было не до празднования взятия ад-Дир‘ии, ибо он был занят потреблением подпорченной пшеницы и приобретением масла паши, чтобы жечь светильники по велению глашатая. Если ар-Рафи‘и плавал в водах исторической славы, то аль-Джабарти и остальные его соплеменники были в огне действительности… Поэтому аль-Джабарти сказал: «На эти два празднества (аль-Джабарти имеет в виду празднества, устраиваемые из кичливости и ради хвастовства) ушло столько средств, что их невозможно подсчитать. Люди, которые нуждались в помощи и имели на неё полное право, ничего не получали. Они остались ни с чем, притом, что цены были очень высокими, и у людей почти не было масла — ни для ламп, ни простого растительного ни, и тем более, сливочного. Вокруг лавки, в которой появлялось хотя бы немного масла, тут же собиралась толпа и начинали раздаваться крики». Таким образом, военные празднества делали египетский народ ещё более бедным и несчастным. Аль-Джабарти добавляет, описывая эти празднества: «Большинство приготовлений делалось по сценарию иностранцев (европейцев) и армян-христиан в Древнем Египте, Булаке и Европе. Затем аль-Джабарти утверждает снова, как будто опровергая заявления ар-Рафи‘и, сделанные спустя сто лет: «А делали это европейцы». «В основном всё это происходило там, где стояли дома иностранцев и армян. Они умели изготавливать разные изображения, статуи и светильники». Армяне и европейцы праздновали, паша кичился, ар-Рафи‘и чувствовал гордость и ему виделась слава… А египтяне не воевали и не радовались. Воевал Ибрагим-паша, который к тому времени даже не научился, как следует изъясняться по-арабски, а войско его состояло из албанцев и турок, а также наёмников из разных областей, а не из числа египтян, и сопровождалось иностранными знатоками военного дела. План осады ад-Дир‘ии составил и осуществил мсье Весьер, французский офицер, сопровождавший вместе с группой иностранных знатоков военного дела Ибрагима-пашу во время его кампании. Или, если выразиться иначе, как сделал это ар-Рафи‘и, исполненный радости и благодарности: «Ибрагим был дальновидным, и он стал первым, кто использовал иностранных знатоков военного дела в своих войнах. Он взял с собой в поход против ваххабитов группу иностранцев, в том числе и французского офицера Весьера, служившего ранее в войсках. Это не было привычным явлением для восточных лидеров тех времён. Однако Ибрагим-паша, благодаря своему уму и проницательности понял, что народы Востока не сумеют возродиться, подняться, без того, чтобы использовать опыт учёных Европы и её военачальников». Какое возвышение? Какое возрождение? Ты утверждаешь, что ваххабиты представляли угрозу для Османского государства, оспаривая у него власть и господство, и «грозили создать арабское государство, которое прибрало бы к рукам халифат»… Неужели провал этой попытки (создания арабского государства, грозившего отобрать власть у Османского государства) с помощью иностранцев и иноверцев, может считаться возрождением для народов Востока?! Как бы там ни было, ар-Рафи‘и был человеком не с дурными намерениями, но с неправильным мышлением, и его честность не позволила ему избежать свидетельства и в пользу ваххабитов. Он сказал: «Они защищали ар-Расс как истинные герои, несмотря на то, что им пришлось воевать с войском, на вооружении которого находились современные ружья, а у них были только ружья старого образца, с фитилями. Тем не менее, они сумели отбить атаки египетского (выше мы уже доказывали, что египетским это войско не было) войска трижды, в результате чего войско понесло большие потери. Если войско потеряло убитыми 2400 солдат, то со стороны ваххабитов погибло всего 160». И в ад-Дир‘ии: несмотря на планы французского офицера, ар-Рафи‘и свидетельствует, что ваххабиты «героически защищали город. В боях участвовали даже женщины, и это была славная защита». Ар-Рафи‘и также засвидетельствовал, что богатства Мухаммада ‘Али сыграли решающую роль в этой победе, поскольку позволили ему подкупить бедуинов: «К причинам ослабления ваххабитов относилась (политическая) слабость ‘Абдуллаха ибн Су‘уда, а также богатства, которые Тусун, Ибрагим и Мухаммад ‘Али использовали для подкупа бедуинов». Оставим же ар-Рафи‘и искать мифическую славу для мифического войска, которого тогда ещё просто не было (к слову сказать, это войско вовсе не нуждалось в славе выдуманной, ибо оно снискало достаточно славы в боях в аль-Море и в Шаме). Вернёмся к египетскому народу тех лет, когда Мухаммад ‘Али вёл свои войны на Аравийском полуострове. Он платил за это высокую цену своим имуществом и свободами. Был ли этот народ на стороне паши и видел ли он во враге паши своего врага? Исторические факты, собранные современниками, со всей убедительностью доказывают обратное. Сочувствие египтян к ваххабитам [92] Весь Египет вышел посмотреть на героев-ваххабитов - пленных саудовских амиров. Место, где их держали в квартале ас-Саййида Аиша близ крепости, египтяне превратили в мавзолей, к которому приходили, чтобы испросить благословения и исцеления от болезней! Ибн Башар передаёт, что после капитуляции Файсаля ибн Турки его привезли в Каир «и его привезли в Медину, а затем — в Египет, и поместили его в доме, к которому приставили охрану, которая должна была стеречь его. Он сидел в этом доме, посвящая большую часть ночи поклонению, и день проводя в молитвах и чтении Корана. К нему приходило множество египтян, страдавших от болей, лихорадки и так далее, и он читал на них Коран и обращался к Аллаху с мольбой за них, и они видели исцеление после его чтения и мольбы. Из-за этого их уважение и почтение к нему возросло. Мне рассказывали, что когда его увезли из Египта, люди продолжали приходить к тому месту, где он находился (то есть жил), посещая его и надеясь обрести исцеление». Разумеется, испрашивание благословения через прикосновения к стенам дома, в котором жил этот человек, противоречит исламу, однако мы упоминаем здесь об этом с целью указать на то, что двигало этими людьми и заставляло их поступать так. Большинство из них верили в благодать, правильность исповедания религии и святость или приближённость к Аллаху врагов своего правителя — паши, утверждавшего, что сражается с ними, потому что они хариджиты. Люди не скрывали своей убеждённости в том, что ваххабиты — праведные и богобоязненные люди, близкие к Всевышнему Аллаху. Это был своеобразный народный протест, высказываемый в лицо правителю Египта, против всей его пропаганды… Представьте себе англичан, которые испрашивали благословения у пленённой Жанны Д’Арк, или немцев, испрашивающих у Де Голля благословения для своих детей! Аль-Джабарти (да помилует его Аллах) описывает другой случай. Шериф Галиб сражался во главе войска, состоявшего из турок и бедуинов, и смог победить своего зятя аль-Мудайифи, который примкнул к ваххабитам. Взяв его в плен, шериф одел ему на шею цепь, дабы заслужить уважение турок, для которых он был единоверцем, чтобы они убедились в его искренности и преданности им, и он смог получить от них награду. Однако в этом он потерпел неудачу, о чём будет упомянуто далее». Аль-Джабарти не разделял взглядов турок и не был на их стороне. Поэтому осуждение им шерифа и убеждённость в том, что кара, постигшая его от рук Мухаммада ‘Али, представителя турецких властей, вполне заслуженна… Однако картина не будет полной, если мы не узнаем мнение аль-Джабарти об аль-Мудайифи, пленном ваххабите… Что же до его комментария, то возможно, он обусловлен отвращением, которое он питал к паше и шерифу. Аль-Мудайифи прибыл в качестве пленника 15 числа месяца зу-ль-кы‘да 1228 года от хиджры «‘Усман аль-Мудайифи прибыл вместе с сопровождающими в ар-Риданию в конце ночи, и слух об этом быстро распространился. Когда солнце взошло, дали залп из крепостных пушек как выражение радости от того, что он взят в плен. Оруженосец Салих-бек в сопровождении большого отряда выступили, чтобы привезти его. Встретившись с ним, Салих-бек снял с его шеи железо и посадив его на верблюда привёз в город… Когда он вошёл к ним, они посадили его вместе с собой и беседовали с ним некоторое время, причём он давал им прекрасные ответы, не уступая им в красноречии и ораторском искусстве. При этом от него веяло спокойствием, и он держался с достоинством. Было видно, что он был амиром и к тому же, скромным и благородным человеком, умеющим вести беседы. Люди, беседовавшие с ним, даже стали говорить друг другу: “Как жаль, что такого человека отвезут в Стамбул и казнят там!” Потом его отвезли в Булак и посадили на корабль вместе с посланцем султана. На шею ему одели цепь и в таком виде повезли его в направлении Греции».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.148 (0.014 с.) |