Позиция аль-Джабарти — гордость египетских историков 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция аль-Джабарти — гордость египетских историков



‘Абду-р-Рахман аль-Джабарти, один из известных учёных «Аль-Азхара» осторожно и тихо следил за известиями о ваххабитском движении и записывал их.

Иногда он ограничивался обрывками новостей, которые доходили до него и официальными сообщениями. Однако правду не утаишь — рано или поздно она всё равно выйдет наружу. Так и случилось. Туман рассеялся, и обнаружилось настоящее положение дел.

Аль-Джабарти сказал, пообщавшись с паломниками и многими жителями Мекки, что «люди много говорили о ваххабитах, и разошлись во мнениях о них. Некоторые считали ваххабитов хариджитами и неверующими, а некоторые говорили противоположное этому, потому что у них не было никаких целей».

Устаз Ахмад Раиф комментирует эти слова: «Очевидно, что аль-Джабарти выбрал этот лагерь лишь потому, что у него было достаточно информации. Ваххабиты раздали паломникам листовки и брошюры, в которых разъяснялась их идея. Аль-Джабарти сам читал эти материалы и обсуждал их с возвращающимися домой паломниками. Он выслушивал их мнения и сам расспрашивал их, а потом повёл себя, как и подобает благородному историку или искреннему, бескорыстному журналисту. Он переписал распространяемые ваххабитами материалы дословно и сказал: “Ваххабиты послали шейху, руководившему караваном паломников из Магриба, письмо, к которому прилагались листы с разъяснениями, касающимися их призыва, убеждений и их самих”»[60].

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

И на Него уповаем мы.

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи. И мы просим у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И мы свидетельствуем, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Кто покорен Аллаху и Его Посланнику, тот следует правильным путём, а кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот отклонился от правильного пути, но не повредит этим никому, кроме себя, и он ничем не повредит Аллаху. И да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников и да приветствует Он его многократным приветствием.

И далее…

Всевышний Аллах сказал: “Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению (основанному на знании). Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»” [61].

И Всевышний Аллах сказал: “Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»” [62].

И Всевышний Аллах сказал: “Принимайте же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам” [63].

И Всевышний Аллах сказал: “Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам как религию” [64].

Всевышний сообщил, что Он сделал религию совершенной и завершил её через уста Своего Посланника r, и велел нам следовать тому, что ниспослано нам от нашего Господа, и отказаться от нововведений, разобщения и разногласий.

Всевышний Аллах также сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!»

И Всевышний Аллах сказал: “Таков Мой прямой путь. Следуйте им и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — для того, чтобы вы были богобоязненными” [65].

Посланник r сообщил нам о том, что его община пойдёт по стопам своих предшественниц, пядь за пядью, локоть за локтём. В обоих “Сахихах” и других источниках упоминается, что Посланник Аллаха r сказал: «Вы непременно последуете за обычаями тех, кто жил до вас, пядь за пядью, локоть за локтем. Даже если они залезут в нору ящерицы, вы обязательно последуете за ними». Люди спросили его: «О, посланник Аллаха! Ты имеешь в виду иудеев и христиан?» Он сказал: «А кого же еще».

А в другом хадисе он сообщил, что его община разделится на семьдесят три группы, из которых все попадут в Огонь, кроме одной. Люди спросили: «Кто же они?!». На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!»

Если мы знаем это, то нам известно и то, что сегодня нововведения получили широкое распространение, и величайшее из них — придавание Аллаху сотоварищей и обращение к умершим и испрашивание у них победы над врагами, удовлетворения потребностей, избавления от беды, притом, что на это способен только Господь земли и небес.

И также приближение к ним посредством обетов и жертвоприношений и испрашивание у них помощи в трудные минуты и надежда получить пользу через них —, и так далее. То есть другие виды поклонения, которые не могут быть обращены ни к кому, кроме Аллаха. А обращение отдельных видов поклонения наряду с Аллахом — то же самое, что обращать всё поклонение не к Нему, потому что Всевышний Аллах совершенно не нуждается в сотоварищах, и Он принимает из дел лишь те, которые совершены искренне, ради Него, Всевышнего. Как сказал Всевышний: “Мы ниспослали тебе Писание с истиной. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Поистине, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху, как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Поистине, Аллах не ведёт прямым путём тех, кто лжёт и не верует” [66].

И Всевышний Аллах сообщил, что из религии Он одобряет лишь то, что целиком посвящено Ему. Он также сообщил, что многобожники взывают к ангелам, пророкам и праведникам, чтобы они приблизили их к Аллаху и ходатайствовали за них перед Ним. И Он сообщил, что не ведёт прямым путём неверующих лжецов.

И Всевышний Аллах сказал: “Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: ‹Они — наши заступники перед Аллахом›. Скажи: ‹Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?› Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи” [67].

Он сообщил, что тот, кто поставит каких-либо посредников между собой и Аллахом, поклоняется им и придаёт Ему сотоварищей, потому что заступничество целиком принадлежит Аллаху.

И Всевышний Аллах сказал: “Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?” [68].

И Всевышний Аллах сказал: “В тот день несправедливым не принесут пользы их извинения” [69].

И Всевышний Аллах также сказал: “В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен” [70].

Он, Всевышний, одобряет только единобожие. Так, Всевышний Аллах сказал: “Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним” [71].

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Обратитесь с мольбами к тем, кого вы считали богами наряду с Аллахом». (Как же они могут вам ответить, если) они (самостоятельно) не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами (наряду с Аллахом) чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. (Т.е. Он не нуждается в помощниках, которые помогали бы Ему в управлении делами мироздания). Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено » [72].

Заступничество — истина, и в этом мире его нельзя просить ни у кого, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал: “Все места поклонения принадлежат только Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Ним” [73].

И Всевышний Аллах сказал: “Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе несправедливых” [74].

И если даже Посланник r, господин всех заступников и обладатель места хвалимого, и Адам и все остальные, которые будут стоять под его знамёнами, не смогут заступаться, иначе как с его позволения! Он не будет заступаться сразу, с самого начала, а придёт, падёт ниц пред Аллахом, и восхвалит его словами, которым Аллах научит его, а потом будет сказано: “Подними голову и проси, и тебе будет даровано, и заступайся, и твоё заступничество будет принято”. После этого ему будет сказано, сколько человек он должен ввести в Рай. Так что же говорить о других пророках и праведниках? То, о чём мы сейчас упомянули, единодушно признают все мусульманские учёные. Более того, это единодушно признавали наши праведные предшественники из числа сподвижников, их последователей и четырёх имамов, а также, кто следовал их путём.

Если же говорить о фактах обращения к ныне умершим пророкам и праведникам за заступничеством, возвеличивании их могил, посредством строительства куполов над ними, освещении их и совершении молитв возле них, о превращении их в место собрания, служении им и принесении для них обетов, то всё это относится к числу нововведений. Об этом упоминал Пророк r и от этого он предостерегал, например, в хадисе: «Не наступит Судный Час до тех пор, пока люди из моей общины не присоединятся к многобожникам, и пока часть моей общины не начнет поклоняться идолам». Посланник Аллаха r ревностно оберегал единобожие и перекрыл все пути, ведущие к ширку. Он запретил покрывать могилы гипсом и возводить на них строения. Об этом упоминается в “Сахихе” Муслима в хадисе Джабира. Известно, что он послал ‘Али ибн Абу Талиба, велев ему не оставлять ни одной возвышенной могилы, не сравняв её с землёй, и ни одного изображения не стерев его. И не один учёный сказал: “Мы обязаны разрушить строения, возведённые на могилах. Потому что основаны они на ослушании Посланника r”.

Это вызвало разногласия между нами и другими людьми, и дошло до того, что они обвинили нас в неверии, сражались с нами и перестали считать неприкосновенными наши жизни и имущество. И так продолжалось до тех пор, пока Аллах не даровал нам победу над ними и мы не смогли одолеть их.

Вот к чему мы призываем людей и ради чего мы сражаемся с ними, получив довод против них из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника r и единогласного мнения праведных предшественников, следуя словам Всевышнего, Который сказал: “Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия [поклонение] не будет полностью посвящена Аллаху” [75].

С тем, кто откажется внять призыву, сопровождаемому доводом и разъяснением, мы будем сражаться мечами и копьями.

Как сказал Всевышний: “Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей” [76].

Мы призываем людей к коллективному совершению обязательных молитв, таким образом, как это предписано Шариатом, выплате закята, посту в рамадане и паломничеству к Дому Аллаха и побуждаем к одобряемому и удерживаем от порицаемого, как сказал Всевышний Аллах: “Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать молитву, выплачивать закят, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. А исход всех дел — у Аллаха” [77].

Это то, во что мы верим и в чём мы убеждены, и кто действует в соответствии с этим, тот — наш брат-мусульманин с такими же правами и обязанностями, как и у нас. Мы также убеждены, что община Мухаммада r, следующая его Сунне, не может впасть в заблуждение вся, и что всегда будет существовать группа, придерживающаяся истины и получающая помощь от Аллаха. Им не повредит тот, кто оставит их и тот, кто станет противоречить им, до тех пор, пока не случится предопределённое Аллахом, а они по-прежнему будут придерживаться этого».

Устаз Ахмад Раиф сказал: «Аль-Джабарти привёл текст этого обращения врагов не только в своих личных записях или дневнике, но и в своём историческом труде, который он написал уже после поражения ваххабитов. А это означает, что он привёл этот текст, потому что сам верил в то же, и признавал, что его содержание соответствует истине. Да и как было аль-Джабарти не попасть под влияние этих понятий, почерпнутых из духа ислама и его норм, об истинности и правильности которых ему было хорошо известно? Как могли проповедники этого призыва не вызвать у него симпатии, когда он жил в пугающем мире, которым правили люди без веры, наслаждающиеся отвержением одобряемого и Шариата?

Если бы аль-Джабарти ограничился тем, что привёл текст этого обращения в своей книге, которая должна была распространяться в государстве паши, который сражался с ваххабитами, одно это было бы для него поводом для гордости и свидетельством честности и исторической точности, которых нам очень не хватает сегодня.

Однако аль-Джабарти, уже, как мы видим, составивший своё мнение об этом тексте, открыто высказал это мнение, прокомментировав текст обращения следующим образом: «Если всё обстоит именно так, то ведь мы исповедуем религию Аллаха точно так же. Это и есть суть единобожия, и нас не волнуют оставившие религию или настроенные фанатично. Об этом много говорил и Ибн аль-Каййим в своей книге “Игасат аль-ляхфан”, а также выдающийся учёный аль-Макризи в “Таджрид ат-таухид”, и имам аль - Йуси в “Шарх аль-кубра” и в “Шарх аль-хикма” Ибн ‘Аббада, и в книге “Джам‘ аль-фадаиль ва кам‘ ар-разаиль”, в книге “Масайид аш-Шайтан” и других».

Таким образом, он открыто объявил о том, что османский султан, а также его наместник паша в Египте, отошли от религии.

Аль-Джабарти — проповедник призыва Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба в Египте

Чем больше он узнавал, тем более убеждался в правильности этих религиозных воззрений. Он подтверждал свою симпатию и лояльность в отношении этих убеждений, обладатели которых открыто говорили об их правильности, и одобрял соответствие их поведения их словам, а потом и сражения с войсками правителей, которые питали к аль-Джабарти сильнейшую ненависть. Когда Мухаммад ‘Али начал войну против них, их взаимоотношения с аль-Джабарти были враждебными, потому что аль-Джабарти быстро понял, насколько лживый и коварный человек перед ним, который к тому же разорял народ. Паша отправил в отставку всех людей, которые симпатизировали аль-Джабарти и при этом занимали руководящие должности. Аль-Джабарти со временем превратился в самого ярого проповедника саудовцев в Каире, хотя, к сожалению, в нашем распоряжении нет подробных сведений о том, насколько широкое распространение получили идеи ваххабизма среди интеллигентных египтян. Позиция египетского народа и тот интерес, с каким они расспрашивали пленных ваххабитов об их убеждениях, а также тот факт, что Египет был мусульманской областью, в которой проживали тысячи людей с именем ‘Абду-ль-Ваххаб и даже Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб — всё это свидетельствовало о том, что ваххабиты не вели в Египте активный призыв или же просто обстоятельства не позволяли этому призыву распространиться и укорениться там. Однако важно отметить, что пропаганда противников ваххабизма, которая велась во время восьмилетней войны с ваххабитами, и которая время набирала обороты ещё на протяжении четверти века, не смогла найти дорогу к умам народных масс. Любовь египтян к ваххабитам и саудовцам лишь увеличивалась[78].

Особенности этого нового призыва открывали ему дорогу к господству и распространению, и давали ему хорошие шансы привлечь и убедить каждого, кто услышит его, благодаря своей близости к изначальной, естественной для человеческой природы правильной религии, которая не противоречит разуму. Однако имела место активная антиваххабитская пропаганда, очернявшая проповедников нового призыва. Те, кто стоял за этой пропагандой, выдумывали небылицы об этих проповедниках и старались всеми способами настроить людей против них. Это было не так уж трудно в области, где все новости передавались в основном через путников и приносились караванами, и способов получить достоверную информацию практически не было. Эти выдуманные истории передавались из уст в уста, при каждом повторении обрастая всё новыми подробностями.

Вероятно, обращение, которое ваххабиты вручили паломникам из Магриба и в котором они излагали свои взгляды и убеждения, было единственным вещанием, которое они могли предоставить миру в то время.

А у их врагов был мощный аппарат для информационной войны, представленный газетами, которые печатались тогда в Египте, Шаме, Ираке, время от времени — в Хиджазе, а также в Стамбуле, а также на разных европейских языках в разных столицах. Все они были настроены против саудовцев и их новых идей, целью которых было возрождение исламского мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.)