Гонения проповедников единобожия по обвинению в ваххабизме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гонения проповедников единобожия по обвинению в ваххабизме



Ложная пропаганда, направленная против ваххабитского призыва, оказала заметное воздействие на массы и даже на людей, занимавших видное положение в обществе, заставив их сделать поспешный вывод о том, что к шейху и его призыву следует относиться враждебно. Противники призыва владели не только действенными средствами массовой информации, но и мощным военным аппаратом, и одного обвинения в ваххабизме было вполне достаточно для уничтожения того, кто имел хотя бы отдалённое отношение к саляфизму, и не только в арабских странах, но и в других частях исламского мира.

— В Казани жил выдающийся учёный ‘Абду-н-Насыр Абу ан-Наср ибн Ибрахим аль-Курсави (умер в 1227 году от хиджры), который следовал саляфитскому мазхабу, отвергая нововведения поздних поколений и не скрывая своих убеждений, несмотря на то, что его окружало огромное количество невежд, людей закоснелых или бездумно следующих мазхабам и обычаям предков.

Отправившись в Бухару в 1223 году от хиджры, он открыто осуждал нововведения и призывал поступать согласно Корану и Сунне, учёные Бухары поднялись против него и даже обвинили его в неверии. Они пожаловались на него правителю — амиру Хайдару ибн Ма‘суму аль-Бухари и настаивали на казни аль-Курсави. Амир собрал этих учёных, и состоялась дискуссия между ними и аль-Курсави, во время которой они объявили его приверженцем нововведений и даже неверующим, и постановили, что его следует казнить, если он не откажется от своего мазхаба. Увидев, что иного способа избежать казни нет, он сделал вид, что покаялся и отказывается от своих убеждений (а в действительности раскаялся лишь в том, в чём должен раскаиваться каждый мусульманин, то есть в своих грехах). Он прочитал от начала до конца текст «Аль-ака‘ид ан-насафиййа» и сказал, что его убеждения именно такие. И они отпустили его и велели сжечь все его книги, и также велели глашатаю объявить, что жизнь каждого, у кого дома есть книги этого учёного, и он не принесёт их в здание суда, теряет неприкосновенность. И вместе с тем утверждали, что амир Хайдар жалел о том, что не казнил учёного.

— В Индии многие учёные, услышав то, что говорят о шейхе и его призыве, начали проверять, насколько все эти слова соответствуют истине. Они удостоверялись в истинности услышанного, как и повелел Всевышний Аллах. И они поняли, что те, кто очерняет шейха — просто бесчестные клеветники. Величайшие из учёных — современников шейха и представителей последующих поколений отзывались о шейхе с похвалой, считая его одним из имамов-реформаторов, очистивших ислам, а также одним из факыхов и знатоков хадиса, как следует из их книг[33].

— Главным противником саляфитского призыва в Индии был Ахмад Рида аль-Бриляви, который написал книгу «Аль-кавакиб аш-шихабиййа фи куфриййат аль-ваххабиййа». Среди прочего, он сказал в этой книге: «Поистине, тому, что ваххабиты являются неверующими, есть тысячи подтверждений». Он также сказал: «Поистине, ваххабиты — вероотступники и лицемеры, потому что они прикрываются исламом и произносят свидетельство».

Он также сказал: «Ваххабиты хуже Иблиса и ещё более нечестивые и заблудшие, потому что Шайтан не лжёт, а они лгут».

Ещё он говорил: «Ваххабиты приносят больше зла и вреда, чем иудеи, язычники и другие».

А об Ибн Таймийе (да помилует его Аллах) он сказал: «Его слова — бред, и он расстроил порядок Шариата, и он — заблудший приверженец нововведений».

Он также сказал: «Аш-Шаукани был человеком недалёкого ума, как и поздние последователи ваххабизма, и следовал неправильному мазхабу».

Можно привести ещё множество примеров этого горячечного бреда, который несёт этот человек, люто ненавидящий проповедников Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а.

Пожалуй, апогеем этого жестокого сопротивления, которое приверженцы нововведений оказали саляфитскому движению в Индии, можно считать заговор, составленный ими против главных личностей призыва и его распространителей.

— Когда шейх Ахмад ибн ‘Урфан, известный под прозвищем аш-Шахид (ум. в 1246 году от хиджры), начал своё известное движение, он призвал к отказу от нововведений и суеверий, поставил государство на этот фундамент, объявил джихад на пути Аллаха и одержал несколько побед. И вот, когда в 1246 году шейх со своими воинами ожесточённо сражался с полчищами сикхов, состоявших в заговоре с английскими оккупантами, часть мусульманских племён покинули поле битвы, сговорившись с сикхами, предав шейха в самую трудную минуту, и всё потому, что шейха обвинили в ваххабизме.

Шейх погиб в этой битве. Погибли и многие из его соратников. Сикхи с их язычеством победили, а английская оккупация Индии после этого продолжалась почти век с четвертью.

Шейх ‘Абду-ль-Хайй аль-Хасани сказал о шейхе Ахмаде ‘Урфане: «Он оживил многие из почти забытых сунн и умертвил множество проявлений ширка и нововведений[34]. И враги Аллаха и Его Посланника разъярились из-за него и его последователей так, что, в конце концов, объявили его последователем Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба из Неджда и назвали его ваххабитом. Люди пошли на сближение с неверующими и заключили с ними тайный союз, и в битве при Балякуте оставили шейха, и он погиб в бою, добившись достойнейшего положения и исполнения своей мечты. Его земная жизнь закончилась 24 зу-ль-кы‘ды 1246 года».

А перед этим кто-то из приверженцев нововведений подсыпал яду в ужин шейха, но Всевышний Аллах спас его: несколько дней он пролежал без сознания, но потом всё-таки пришёл в себя.

Учёные — приверженцы нововведений, которые были современниками шейха-муджахида, объявили его последователей и проповедников неверующими. Так они поступили, например, с шейхом Мухаммадом ‘Али ар-Рамбури (ум. в 1258 году от хиджры) — они объявили его неверующим. Также они сожгли «Таквийат аль-иман» шахида Исма‘иля ад-Дахляви. Они отвели его к правителю, и тот велел изгнать его из Мидраса.

— Господин учёных ас-Сеййид Сыддик-хан аль-Кануджи аль-Бухари (умер в 1307 году от хиджры) был в составе правительства четырнадцать лет, и правление его было наполнено справедливостью, светом и знанием. Потом его отстранили от власти благодаря усилиям клеветников и сплетников, из числа врагов Сунны и Единобожия, и обвинили перед оккупационным английским правительством в том, что он якобы побуждал людей к джихаду и распространял ваххабитский мазхаб.

— Шейх Мухаммад ас-Сануси сказал, что он встречался с шейхом Рахматуллахом аль-Хинди в благословенной Мекке 29 числа месяца зу-ль-кы‘да 1299 года от хиджры: «И при случае я спросил его о султане Сыддик-хане, авторе тафсира и других сочинений, которые были опубликованы индийскими и другими восточными издательскими домами, несмотря на то, что в некоторых из них он опровергает некоторые иджтихады и ограничивается хадисами с непрерывными иснадами, что указывает на склад его ума, и он сказал мне, что “шейх — лидер ваххабитов, и в его собраниях участвуют лишь те, кто ругает четырёх имамов, и многие учёные-сунниты Индии написали ему ответы-опровержения, которые были опубликованы издательскими домами Индии”. И он сказал мне об этом со спокойной совестью».

— Имам ас-Сеййид Назир Хусайн ибн Джавад ‘Али ибн ас-Сейид Ахмад-шах ад-Дахляви (умер в 1320 году от хиджры (1908 г.) в возрасте ста лет) — ожививший Сунну Пророка r в Индии и прозванный «шейхом каждого». Он был наставником шейха ас-Сахсавани, автора книги «Сыйанат аль-инсан».

Он очень много страдал во имя распространения единобожия и призыва к Сунне Пророка r. В 1864 году он попал в тюрьму в Ривальпанди по обвинению в ваххабизме и провёл там год. В 1300 году по хиджре он отправился совершать хадж, и клеветники поспешили к паше в благословенной Мекке. Враги единобожия обвинили шейха в ваххабизме и назвали му‘тазилитом. Они наговаривали на него: мол, он разрешает употреблять в пищу свиной жир, и объявляет дозволенными браки с тётками со стороны отца и матери. Они преподнесли паше послание, названное «Джами‘ аш-шавахид фи ихрадж аль-ваххабиййин» мин аль-масджид». Однако паша, узнав, как в действительности обстоят дела, оказал почёт шейху. И его враги вернулись униженными, так и не добившись желаемого[35].

Истязания шейха усилились со временем до такой степени, что стоило ему поднять руки во время молитвы или произнести вслух «Амин», как его начинали мучить под предлогом того, что он — ваххабит.

Ниже приводится удивительная история, также произошедшая в Индии. Один из известных учёных Индии, когда к нему собирались ученики, начинал свои уроки тафсира и хадисов с того, что восхвалял Аллаха, призывал благословение на Его Посланника r, а потом обращался к Аллаху с мольбой против шейха Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба, прося очистить землю от его зла и грехов.

А среди учеников шейха был и один выходец из Неджда. Разумеется, для него было делом невозможным вернуть шейха на истинный путь в такой атмосфере клеветы и ложных утверждений, распространяемых врагами, когда и государство, и оккупанты и их прихвостни и последователи всевозможных групп и течений — все стремились выступить против шейха Ибн ‘Абду-ль-Ваххаба и его последователей.

Однажды этот ученик, думая, как же ему вернуть своего учителя на истинный путь и помочь ему узнать правду о шейхе Мухаммаде ибн ‘Абду-ль-Ваххабе и его саляфитском призыве, придумал вот что: сняв обложку с книги шейха Ибн ‘Абду-ль-Ваххаба «Ат-Таухид»[36], он отнёс саму книгу своему учителю и попросил его прочитать её и высказать своё мнение.

Шейх выполнил просьбу ученика. Ознакомившись с содержанием книги, он отозвался о ней с восторженной похвалой и сказал, что это, пожалуй, одна из лучших и наиболее полезных книг, которые ему доводилось читать по этой теме. Тогда ученик сообщил своему учителю, что автором этой замечательной книги является не кто иной, как тот шейх, посредством поношения которого, он ищет приближения к Всевышнему Аллаху каждое утро. Учитель попросил у Аллаха прощения за то, что ранее говорил о шейхе и его последователях, и стал после этого одним из самых ярых его защитников и проповедников его призыва.

— В Багдаде подвергался истязаниям шейх ‘Али ‘Аляуддин аль-Алюси (ум. в 1340 году от хиджры). Закоснелые люди, бездумно следующие мазхабам и сложившимся традициям, издевались над ним и очерняли его, презрительно называя ваххабитом.

Шейх Мухаммад Бахджат аль-Асари сказал: «Когда выдающийся учёный Махмуд Шукри аль-Алюси открыто объявил о необходимости очищения религии от скверны нововведений и отказа от бездумного следования сложившимся религиозным традициям, это привело в ярость обладателей больших тюрбанов, и они стали очернять его на своих собраниях и обзывать его ваххабитом — а это слово отпугивает невежественные массы, потому что их настраивали против ваххабитов, произнося речи цветистые, но лживые, и внушая простым людям, что ваххабит — это человек, который не верует в посланников, является врагом для каждого мусульманина, проливает кровь и объявляет запретное дозволенным».

Когда выдающийся учёный Махмуд Шукри аль-Алюси написал свою книгу «Гайат аль-амани фи ар-радд ‘аля ан-Набхани»[37] и хотел напечатать её в Египте, он не мог подписать книгу своим именем, а написал просто «Абу аль-ма‘али аль-Хусайни ас-Салями аш-Шафи‘и. Причина заключалась в притеснениях и гонениях, которым подвергались в то время учёные-саляфиты.

Также поступил владелец типографии Фараджуллах Заки. Он ограничился инициалами — «Ф. Дж. З.», и не стал писать название типографии и даже страну, в которой типография находилась. И тем не менее распространить книги ему удалось только после того, как Османское государство приняло европейские законы и конституцию, которая утвердила свободу убеждений и вероисповедания.

— В странах Шама гонениям подвергся шейх ‘Абду-ль-Кадир ибн Мустафа, известный как Ибн Бадран аль-Ханбали (ум. в 1346 году от хиджры)[38]. Когда он начал делать опровержения суфистам, они начали распространять о нем слухи, что он большой грешник и что он ваххабит.

И в Мекке, подвергся мучениям шейх Абу Бакр ибн Мухаммад Хукир, муфтий ханбалитов (ум. 1349 от хиджры). Его арестовали в дни правления Хусайна ибн ‘Али и продержали под замком сначала восемнадцать месяцев, а потом ещё около семидесяти (то есть семь лет и три месяца) за его саляфитские убеждения и за то, что он осуждал могилопоклонников. Он сидел в тюрьме до тех пор, пока король ‘Абду-ль-‘Азиз не вступил в Мекку и не освободил его[39].

Известный учёный-саляфит ‘Иззуддин аль-Кассам, духовный отец членов арабского движения сопротивления (ум в 1935 году) пишет в своей книге «Ан-накд ва аль-байан», отвечая некоторым приверженцам нововведений: «Мы желали направить его и его ученика к извлечению пользы из этой книги, которой нет равных (имеется в виду “Аль-И‘тисам” аш-Шатыби). Однако мы опасались, что автор обвинит и его в ваххабизме — а именно к этому обвинению прибегают, когда нет иных средств, для распространения ложного и уничтожения религии, — как обвинили прежде меня»[40].

Египтяне и вахабиты

Личность Мухаммада ‘Али-паши

Мухаммад ‘Али — личность известная своей жестокостью и суровостью. Он прибыл в Египет в качестве командующего отрядами из Румелии с целью изгнания оттуда французов. С помощью хитрости и коварства ему удалось втереться в доверие к учёным Египта. С помощью всё той же хитрости и козней он устранял своих соперников — остальных претендентов на правление Египтом одного за другим. В конце концов, он действительно стал правителем Египта (1220 г. х./1805 год).

Несмотря на то, что этот человек демонстрировал заметный энтузиазм и желание служить османскому султану, тот не доверял ему и велел снять его с должности правителя. Однако, и на этот раз его спасли учёные Египта, вступившиеся за него. Султан вынужден был издать в ша‘бане 1221 года от хиджры другой указ, из которого следовало, что Мухаммада ‘Али должны оставить на прежней должности.

Аль-Джабарти назвал Мухаммада ‘Али обманщиком и лжецом, дающим ложные клятвы, несправедливым, вероломным и бессовестным, злонамеренным, использующим насилие и жесткость почти одновременно с обещаниями справедливости[41].

Говорят, что принявшись за чтение перевода книги Макиавелли[42] «Государь», бросил читать его, сказав, что сам он знает столько хитростей, что Макиавелли подобное и не снилось[43].

Мухаммад ‘Али всеми силами старался создать у европейцев благоприятное представление о себе и идти по их стопам в модернизации страны. Более того, сам он говорил о себе, что мыслит иностранным умом, хотя и носит османскую шапочку.

Мухаммад ‘Али был намерен построить современное общество, не только не опираясь на религию, но как раз напротив, максимально освободившись от религиозных обязанностей, и обратить в сторону Запада и своих советников и офицеров, и школы и прочие учебные заведения. Даже в законодательство, по его мнению, должны были быть внесены соответствующие изменения. И в своём противостоянии с султаном он делал ставки не на исламизацию, а на благосклонность великих держав — немусульманских государств. А снискать эту благосклонность он собирался путём модернизации общества, очищения его от «восточной отсталости» и уменьшения роли религиозных деятелей.

Арнольд Тоэнби, английский историк, сказал: «Мухаммад ‘Али был диктатором, превратившим наполеоновские воззрения в реальность в Египте»[44].

История Мухаммада ‘Али полна несправедливости и мрака, алчных устремлений и непобедимого желания снискать личную славу для себя и своей семьи посредством создания империи, следуя примеру Александра Великого и Наполеона. Министр иностранных дел Британии лорд Пальмерстон был прав, говоря о нём: «Поистине, Мухаммад ‘Али строит на песках…».

Мухаммад ‘Али пытался стать великой силой за счёт мусульман. Он воевал с османским халифом и боролся с проповедниками единобожия и обновления в Неджде, предал учёных «Аль-Азхара», которые, ничего не подозревая, прокладывали ему дорогу, и исказил личность Египта, который был арабским и мусульманским.

Цель упоминания здесь его краткой биографии и его нравственности состоит в разъяснении истинной роли этого человека в ослаблении мусульманской общины, которая проявилась в самом ужасном виде в организованной им кампании против ваххабитского призыва в Неджде. А потом он обратил свой взор на Османское государство. В противостоянии с ним он сумел подмять под себя страны Шама. Более того, его войска достигли Анатолии, и дорога на Стамбул была открыта перед ним[45]. Однако под давлением Англии, он был вынужден уйти из Анатолии и Шама, а затем и Хиджаза, взамен на независимость Египта.

Кампания Тусуна-паши

Когда Османское государство увидело слабость наместников Басры и Шама и их неспособность противостоять ваххабитам, оно поручило эту задачу Мухаммаду ‘Али-паше, который в то время правил Египтом. Тот снарядил войско численностью в четырнадцать тысяч воинов[46] и отправил его в Хиджаз под командованием своего сына Ахмада Тусуна.

Суда с войсками Тусуна прибыли в Янбу‘ для спасения Хиджаза от тех, кого они назвали хариджитами. И что же они сделали? Аль-Джабарти (да помилует его Аллах) передаёт: «Они разграбили ценности, оставленные на хранение, имущество, ткани и кофе, и взяли в плен женщин, находившихся в то время в Бендере, и стали продавать их друг другу».

А ваххабиты храбро сражались и нанесли сокрушительное поражение войску Тусуна, и оно побежало так, будто за ним гнались шайтаны.

Сравнение двух войск

Видимо, аль-Джабарти решил выяснить причины поражения войска Тусуна. Проведя своё расследование, он пришёл к следующим выводам: «Некоторые из их предводителей, демонстрирующие благочестие и праведность, сказали мне: “Куда нам было победить, когда большинство солдат неверующие? Многие из них вообще не исповедуют никакую религию и не имеют определённых убеждений. С нами были целые сундуки опьяняющих напитков, и не было слышно азана, и обязательная молитва не совершалась. Они совершенно не думали о религиозных ценностях. А те (то есть ваххабиты)… Когда подошло время, муаззины произнесли азан. Они выстраивались рядами позади одного имама со смирением и покорностью, и даже во время сражений, когда наступало время молитвы, муаззины произносили азан, и они совершали молитву страха: одна часть войска сражалась, а другая отступала назад для совершения молитвы. Наши воины удивлялись, потому что они ни о чём подобном и слухом не слыхивали, не говоря уже о том, чтобы увидеть это своими глазами…».

Далее он сказал: «Осматривая множество убитых воинов османского войска, люди обнаружили, что они не обрезаны. Добравшись до Бадра, они захватили его и окрестные поселения, в которых жили лучшие люди, учёные и праведники. Солдаты разграбили селения и забрали жён и дочерей этих людей, их детей и книги. Они насиловали пленных и продавали их друг другу, говорят: “Это же неверующие хариджиты!” Случилось так, что один из праведных жителей Бадра потребовал от одного из солдат вернуть ему жену, которую тот захватил, а тот ответил ему: “Эту ночь она проведёт со мной, а завтра я тебе её отдам!”»[47].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.021 с.)