Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аль-альбани — одно Из благих деяний Рашида Рида↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выдающийся саляфитский учёный и защитник Сунны, тогда ещё молодой, Мухаммад Насыруддин аль-Альбани (да помилует его Всевышний Аллах) получил признание благодаря шейху Мухаммаду Рашиду Рида. Журнал «Аль-манар» стал для него той дверью, через которую он вошёл в науку хадисоведения. Шейх Мухаммад аль-Маджзуб пишет в своей ценной книге «‘Уляма ва муфаккирун ‘арафтухум» рассказывая о своей беседе с шейхом Насыруддином аль-Альбани (да помилует его Аллах): «… среди тех, кто направлял его, шейх особо упомянул Рашида Рида (да помилует его Аллах), которого он считал одним из главных людей, побудивших его к изучению хадисов». Сам шейх рассказывал о своей научной связи с Рашидом Рида примерно то же самое, что и устаз аль-Маджзуб: «Сначала я увлекался арабской литературой — аз-Захир, ‘Антара, аль-Малик Сейф и так далее. Позже я увлёкся полицейскими дидективыми, например, Арсена Люпена и так далее. Потом я почувствовал интерес к историческим книгам. Однажды, среди книг, у одного продавца, я заметил номер журнала “Аль-манар”. Полистав его, я наткнулся на исследование Рашида Рида, посвящённое книге “Аль-Ихья” аль-Газали, в котором он описывал её достоинства и недостатки. Такую научную критику я встретил впервые в жизни. Это исследование побудило меня прочитать весь журнал. Потом мне захотелось прочитать продолжение темы в труде, в котором учёный аль-‘Иракы приводил иснады и анализ хадисов из “Аль-Ихья”, и я стал искать возможность взять его напрокат, потому что на покупку его у меня не было средств. Я прочитал книгу, мне очень понравился этот точный анализ. Я решил переписать его. Так продолжалось до тех пор, пока у меня не появилась возможность вступить на благой путь, позволяющий мне укреплять полученные знания. И я считаю, что усилия, приложенные мною во время этого моего исследования, как раз и пробудили во мне желание продолжать эту деятельность. Ведь я использовал сочинения по лингвистике, риторике и малоупотребительным словам, встречающимся в хадисах, чтобы понять сам текст, наряду с чтением анализа (тахридж)». Устаз аль-Маджзуб продолжает: «Шейх показывал мне свою работу над этими книгами. Я увидел четыре части в трёх томах. 2012 страниц, исписанных двумя видами почерков — один из них был обычным, а второй — мелким — он писал на полях комментарии или дополнения… Клянусь, это был труд, на который и усердные учёные в наше время не решаются, не говоря уже о студентах, у которых нет никакой решимости, которая давала бы им терпение, необходимое для проверки и тщательного изучения. Следует добавить также, что шейху в то время было не более двадцати лет. Несомненно, огромный труд, приложенный шейхом при написании этих томов с использованием всех доступных в то время молодому человеку способов исследования, стал для него прекрасной тренировкой в этом виде научной деятельности, потому что хоть он и не был полностью удовлетворён этим трудом, он помог ему проложить себе дорогу к высшим ступеням на этом поприще. Изучая эту жизнь, это воспитание, эти причины, я прихожу к выводу, что какие-то скрытые факторы направляли молодого человека на этом пути, чтобы он, в конце концов, стал одним из величайших служителей Сунны в странах Шама». Аль-Альбани и школа Рашида Рида Шейх Мухаммад ибн Ибрахим аш-Шейбани (да хранит его Аллах) сказал: «Мухаммад Рашид Рида (да помилует его Аллах) оказал большие услуги исламскому миру вообще и саляфитам в частности. Дело в том, что он принадлежал к тем редко встречающимся проповедникам, которые распространяли саляфитский манхадж в разных областях мира с помощью журнала “Аль-манар”. Он прилагал для этого усилия, заслуживающие благодарности, и надеемся, что у Господа приготовлена награда для него. Стоит добавить также, что он призывал следовать манхаджу праведных предшественников, то есть их убеждениям, мышлению и поведению. Он уделял заслуживающее благодарности внимание хадисам, достоверным и слабым, — хадисам, которые (и это понимает каждый хоть сколько-нибудь культурный и просвещённый мусульманин) представляют собой единственный путь к правильному пониманию Книги Всевышнего Аллаха, поскольку многие аяты можно правильно понять, только воспользовавшись разъяснениями, содержащимися в Сунне Пророка r. Всевышний Аллах сказал об этом: “И Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснял людям то, что ниспослано им”» (16:44). Эти и другие тексты убеждают мусульманина в том, что нет иного пути к пониманию Корана, кроме обращения к Сунне Посланника r. Мухаммад Рашид Рида уделял очень большое внимание хадисоведению, что помогало ему в его научной, социальной и политической деятельности. Он часто обращал внимание читателей на слабость иснада того или иного хадиса в журнале «Аль-манар», который стал благим семенем и привлёк взоры мусульман к заботе о хадисах Посланника r. Поскольку достойные люди обязаны признавать достоинства и заслуги достойных людей, то я не упускаю прекрасную возможность привести здесь эти слова, чтобы тот, кого они достигнут, ознакомились с ними. По милости Всевышнего Аллаха я, во-первых, принадлежу к саляфитскому направлению, а во-вторых, отличаю слабые хадисы от достоверных, и первая заслуга в этом принадлежит сеййиду Рида (да помилует его Аллах) — посредством номеров журнала “Аль-манар”, которые попали мне в руки в самом начале моих поисков знания»[110]. На этом заканчивается то, что удалось собрать. И хвала Аллаху за Его содействие, и да благословит Аллах и приветствует Его раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
Оглавление Предисловие редакции. 2 Ваххабизм — созидательное потрясение для души. 30 По плодам их узнаете их. 32 Ваххабизм — культурная революция. 35 Причины успеха обновленческого призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба 38 Человек-община. 41 О термине «ваххабизм». 42 Искажение образа и отвращение от пути Аллаха. 45 Свидетель из их числа. 47 Дешёвый обман. 48 Гонения проповедников единобожия по обвинению в ваххабизме 49 Египтяне и вахабиты.. 58 Личность Мухаммада ‘Али-паши. 58 Кампания Тусуна-паши. 61 Сравнение двух войск. 61 Позиция некоторых учёных «Аль-Азхара». 63 Конец Тусуна-паши. 63 Поход Ибрагима-паши. 64 Разрушение ад-Дир‘ии и зверства Ибрагима-паши. 65 Страшные эпизоды военных кампаний Мухаммада ‘Али. 69 Позиция аль-Джабарти — гордость египетских историков. 72 Аль-Джабарти — проповедник призыва Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба в Египте 81 У саудовцев не было достаточных информационных средств. 83 Аль-Джабарти поплатился за то, что открыто сказал истину. 85 Непричастность египтян к пролитию крови ваххабитов. 86 Отмечали ли египтяне победу Мухаммада ‘Али?. 90 Сочувствие египтян к ваххабитам.. 97 На чьей же стороне мы должны быть?. 99 События, стёршиеся из памяти истории: ваххабиты переправляются через Красное море, чтобы помочь египтянам против кампаний Наполеона и Фрейзера. 104 Вершина взаимного египетско-ваххабитского сочувствия. 106 Отношение шейха Мухаммада Рашида Рида к ваххабизму. 109 Аль-Альбани — одно из благих деяний Рашида Рида. 115 Аль-Альбани и школа Рашида Рида. 117 Оглавление. 119
[1] Это движение известно под названием «ваххабизм» среди тех, кто не является его последователями и не знает его истинной сути. Это описание было впервые дано движению его противниками, которые называли его так издевательски, демонстрируя пренебрежительное отношение к нему, будто ставя клеймо. Они утверждали, что это течение, которое является нововведением в исламе, или «пятый мазхаб». Это несправедливость и притеснение. Это название не одобрялось последователями призыва и не было распространено среди них. Тем не менее, современное обновленческое саляфитское движение стало называться этим словом — причём не только его противниками, но и некоторыми его последователями, а также людьми, которые поддерживают его, и теми, кто относится к нему справедливо и беспристрастно. Это причина того, что призыв и его последователи оказались окутанными толстым покрывалом лжи и мифов. Последователи призыва не считают правильным ни название «ваххабизм», ни связанные с ним ложные утверждения. И у них имеются на то многочисленные и весомые причины, связанные с Шариатом, религиозным знанием, программой (манхадж), причин объективных и связанных с реальностью. Все они сводятся к тому, что призыв шейха представляет собой воплощение истинного ислама, принесённого Пророком r, и программы наших праведных предшественников из числа сподвижников, их последователей и всех, кто следовал прямым путём. Следовательно, называть этот призыв как-то, кроме «ислама» и «Сунны», — явная ошибка и отвергаемое нововведение. [2] «Современная действительность исламского мира», с. 34. Перевод с английского ‘Аджжаджа Нувайхида. [3] «Современная действительность исламского мира», с. 34. [4] Хогарт, «Аравийский полуостров», 1904 год. [5] Основные нововведения, распространённые в те времена, упоминаются во всех трудах по истории Неджда, и тот, кто желает подробнее изучить эту тему, может обратиться к следующим книгам: 1 — «Раудат аль-афкар ва-ль-афхам ли-муртад халь аль-имам ва та‘аддуд газават зави-ль-ислям» шейха Хусейна ибн Ганнама (1225 г. х.), с. 7–16; 2 — «‘Унван аль-маджд фи тарих Неджд» ‘Усмана ибн Бишра ан-Наджди (1228 г. х.), с. 6. Эти книги считаются главными трудами по истории Неджда. [6] Можно сказать, что Неджд делился на три большие области: 1 — Северо-западная область, к известным городам которой относился Хаиль и Каср; 2 — Северо-восточная область, которая называлась Касым, к известным городам которой относились ‘Унайза и Бурайда; 3 — Южная область, которую называли ‘Арид и самым известным городом которой был эр-Рияд. [7] Собрание сочинений Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба, раздел пятый «Личные переписки», с. 252. [8] Сура 21 «Пророки», аят 25. [9] Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 56. [10] Не так давно доктор Мухаммад Хишам Тахири собрал соответствующие слова шейха и его учеников в докторской диссертации под названием «Высказывания имамов исламского призыва, противоречащие мазхабу хариджитов и опровергающие его». Напечатана в 2009 году. [11] Все эти высказывания я взял из книги Судьи Ахмада б. Хаджара Аль-Бутами, «Шейх Мухаммад б. Абдуль-Ваххаб», сс. 80-117. [12] Ни у ваххабитов, ни у имама Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба не было движения в современном понимании. Это был обновленческий призыв. Он призывал всех мусульман вернуться к чистому, исконному исламу, такому, каким он был во времена Мухаммада ибн ‘Абдуллаха r и его благородных сподвижников. [13] Как мы можем видеть, и Россия, сегодня, очень испугана молодежью, возвращающейся к исламу. Поэтому она не прекращает использовать все виды хитрости, а самый выгодный и надежный способ для нее, это ударить мусульман друг об друга – суфизм против ваххабизма, ханафизм против салафизма… А хуже всего то, что Россия и республики вокруг нее, подпустили Иран, который масштабно распространяет свою религию среди этих четырех суннитских течений, обеспечивая его всем необходимым. Когда наши братья сунниты очнутся? Поистине все в руках Всевышнего! – Прим. редактора [14] Из книги «Да‘ава-ль-мунавиин ли-да‘вати-ш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб», с. 29. Важное добавление: утверждение о том, что призыв шейха Мухаммада ‘Абдо является эхом призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба далеко не бесспорно. Не приходится сомневаться в наличии некоторых его прекрасных черт и в первом призыве (призыве ‘Абдо), однако не следует преувеличивать и представлять этот призыв как продолжение следования ясной саляфитской программе, принятой за основу Ибн ‘Абду-ль-Ваххабом. Стоит добавить сюда и дух своеобразной отделённости, отвлечённости, характеризовавшей призыв шейха Мухаммада ‘Абдо, который, к тому же, преувеличивал значение и возможности разума и пасовал перед западным миром, отрицающим сокровенное. Шейх Мухаммад ‘Абдо осуждал суфийские нововведения и отклонения от истины. В этой точке он сходится с ваххабизмом. Но одного этого недостаточно, чтобы называть программу Мухаммада ‘Абдо саляфитской. Доктор Мухаммад Мухаммад Хусайн (да помилует его Аллах) сказал: «...И в конце концов примешали к ваххабитам-саляфитам всех, кто призывал к тому же (то есть осуждал суфизм и выступал против него), и стали считать их одними из них, забывая о том, что выступать против суфизма можно с двух разных позиций: с позиции саляфитской, осуждая нововведения; и с позиции секуляристов, отрицающих сокровенное и подчиняющих его своему вольнодумству. Поэтому они и смешали аль-Афгани и Мухаммада ‘Абдо с Мухаммадом ибн ‘Абду-ль-Ваххабом». Важное замечание: чтобы доказать, что шейх Мухаммад ‘Абдо был далёк от саляфитского манхаджа, достаточно обратить внимание на то, что в «Рисалят ат-таухид» он не упоминает о единобожии поклонения (таухид ‘ибада), который является первейшей обязанностью любого разумного и достигшего совершеннолетия мусульманина (мукалляф). Это упущение шейха восполнил его ученик Мухаммад Рашид Рида (да помилует его Аллах), который сказал: «Устаз не упомянул прямо о единобожии поклонения (таухид ‘ибада), предполагающем, что поклоняться нужно только Аллаху и запрещающем поклоняться кому-то или чему-то иному посредством мольбы (ду‘а) или иных действий, совершая которые, многобожники ищут приближения через праведников и идолов, которым они поклоняются наряду с Аллахом… Это единобожие — первое, к чему призывали все посланники своих соплеменников, говоря: “Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас божества, кроме Него”». А доктор Мухаммад Халиль Харрас (да помилует его Аллах), сказал в своей книге «Да‘ват ат-таухид»: «Шейх Мухаммад ‘Абдо (да помилует его Аллах) в “Рисалят ат-таухид” дал единобожию следующее определение: “Наука, предметом изучения которой является существование Аллаха, Его Качества, признаваемые за Ним, и то, какие определения могут быть даны Ему, а какие не могут применяться к Нему; также посланники — подтверждения их посланнической миссии, то, какими они были на самом деле и какие описания можно давать им, а какие не могут применяться к ним”. В этом определении он не упомянул ни вопросы сокровенного, ни вопросы воскрешения. И это несмотря на то, что определение должно содержать всё необходимое и исключать то, что должно быть исключено. Далее он говорит: “Изначальное значение единобожия — убеждённость в том, что Аллах один, и у Него нет сотоварищей. Эта наука названа по названию важнейшей её части — утверждения единственности Аллаха в сущности и действиях в сотворении всего сущего, и к Нему возвращается и тяготеет всё сущее, и Он — цель конечная всякого стремления, и это было важнейшей целью миссии Пророка r, так свидетельствуют о том аяты Величественной Книги”. Шейх Мухаммад ‘Абдо допустил ошибку, считая, что Единственность Аллаха в Своем Господстве, Единственность Аллаха как Создателя всего сущего, были величайшей целью миссии посланников (мир им и благословения Аллаха)… Вероятнее всего, здесь сказалось влияние мазхаба аш‘аритов, которые считают важнейшей Божественной особенностью - Единственность Аллаха как Творца всего сущего. Которые особое внимание в своих книгах уделяли подтверждению именно этого вида единобожия, не указывая при этом на единственность Аллаха в Божественности (таухид улюхиййа), который в действительности является высшей целью и завершением всего» (Да‘ват ат-таухид, с. 8–10) [15] Надим аль-адиб. С. 11. [16] «Шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб любил Ибн Таймийю, и, если не считать имама Ахмада ибн Ханбаля, он никого из учёных предшественников не любил так, как Ибн Таймийю». Из книги «Хайат аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб» Хусайна Хазаля. [17] «Устаз Малик ибн Наби сказал, описывая призыв шейха ислама Ибн Таймиййи и его влияние на исламское наследие, сказал: «Он представляет собой идеологическую основу, которая до сих пор снабжает реформаторские движения образцовыми идеями». Он пишет это в предисловии к книге Джаудата Са‘ида «Хатта йугаййиру ма би-анфусихим» (с. 9). «Ваххабитский призыв — величайший плод этих благословенных семян. Почву для них подготовил шейх ислама Ибн Таймийя. Он посеял эти семена и поливал их, а его великие ученики продолжили его дело после его кончины, и по прошествию некоторого времени всходы принесли плоды — ваххабитский реформаторский призыв». [18] «Шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб очень любил сочинения шейха ислама Ибн Таймиййи и его ученика Ибн аль-Каййима. Он переписал для себя многие из них, и эти списки до сих пор хранятся в Британском Музее в Лондоне». Из журнала «Аль-араби», № 147 за февраль 1971 года. [19] Это направление, прямо противоположное направлению Мухаммада ‘Али, который предложил ответить на брошенный Западом вызов вестернизацией и заимствованием западных обычаев. Он как будто сказал: «Давайте заполучим технологии Запада, даже если ради этого нам придётся отказаться от ислама или, по меньшей мере, ограничить его мечетью и домом». Так начался кровавый диалог между «исламом без технологий» и «технологиями без ислама». [20] Из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями». [21] Тот же источник. Историк Тоэнби описал катастрофу, которую переживал в то время исламский мир, словами: «Менее чем за век исламский мир был не просто окружён — он был взят в плотное кольцо. И на шее жертвы была затянута верёвка. И две стороны — Западная Европа и Россия — набросились на жертву, бессилие которой было очевидным. Если говорить об исламской стороне, то она предпринимала лишь отчаянные попытки освободиться из ямы, в которую попала, что было очень трудно. В действительности османское восстание отразило европейскую агрессию и оставило её далеко от исламского мира (или сердца исламского мира) на три века. Однако это восстание было военным восстанием, а не цивилизационным возрождением. Более того, возможно, это восстание было одним из главных факторов, приведших к всеобщему поражению. Оно сокрыло истинную суть и опасность вызова брошенного исламскому миру и принесло ложное спокойствие и стало сладким снотворным для уже дремлющей общины, напуганной европейскими атаками. И тут пришла османская победа, которая только способствовала её погружению в сон: мол, община Мухаммада в порядке, и возносите мольбы, прося победы для султана, ибо османы обратили европейских варваров в бегство. Поэтому люди перестали ощущать этот вызов, который в те времена как раз достиг своего апогея и перешёл в самую опасную стадию. Мусульмане вручили свою судьбу Стамбулу, считая защиту своих земель задачей государства, которое было первым исламским государством со времён ‘Аббасидов, которое старалось вести политику, максимально близкую к централизации или, говоря иначе, к форме управления в современных империях. Османы-мусульмане забыли об остальном исламском мире и лишь безучастно наблюдали за происходящим там. А правители и народы, тем временем, становились жертвами железной хватки врага. Наконец петля была затянута, слабость проникла в сердце государства, османский аппарат прогнил изнутри, тогда как арабские народы всё больше полагались на государство. Османы отстранили их от задач защиты государства и строительства цивилизации, ограничив их задачу чтением аль-Бухари ради победы османского флота и финансированием “дырявой” казны». [22] Исключение составляют немногие исследования, в которых, помимо описания событий, проводится их анализ. К наиболее выдающимся из этих сочинений относится книга «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями» Мухаммада Джаляля Кашка (да помилует его Аллах) и «Ад-дауля ас-су‘удиййа» устаза Ахмада Раифа (да поможет ему Всевышний Аллах в его трудах). [23] Аль-Хаким (2/290), Абу Ну‘айм в «Аль-хильйа» (8/368) в более длинной версии. Аль-Альбани назвал приведённую часть хадиса достоверной благодаря подкрепляющим её другим похожим хадисам. См. «Ас-сильсилят ад-даифа», хадис № 3755. [24] Шейх ислама выписывал книги из разных областей и городов, и в одном из своих писем говорил: «… и тебе известно о моей любви к книгам». Открывая области для ислама, шейх и его ученики первым делом искали книги, даже на выселках. См. книгу «Ас-су‘удиййуна ва аль-халль аль-ислями». [25] Призыв шейха не был обращён только к интеллигентным, образованным или влиятельным людям, обладающим политической властью и экономической силой. Это был общий, всенародный по своему характеру призыв, целью которого было заново сформировать каждую личность, превратить её посредством воспитания и просвещения, из камня с неровной поверхностью в аккуратный кирпичик с выровненными и отполированными поверхностями, который можно использовать для строительства прочного здания, в котором кирпичи укрепляют друг друга». Из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями». [26] Сура 41 «Разъяснены», аят 33. [27] Усилению эффекта этих кампаний способствовала очень медленная связь между Недждом и остальными странами мира. Достаточно сказать, что о том, что ваххабиты вошли в Мекку, в Каире узнали только спустя 35 дней после этого события. См. «Ад-дауля ас-су‘удиййа», с. 433. [28] Шейх Машхур Хасан Сальман перечислил книги написанные врагами ваххабитского призыва, и у него получилось семьдесят два сочинения. Он приводит этот список в своей книге «Кутуб хазара мин-ха аль-уляма». [29] «Аль-ваххабиййа харакат аль-фикр ва ад-дауля». [30] ‘Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся, как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени ‘Абдуллаха ибн ‘Ибада, сформулировавшего взгляды ‘ибадитов. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков). В современном мире ‘ибадиты составляют большую часть населения Омана, и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар. [31] То есть хариджиты-‘ибадиты. [32] «Тасхих хата тарихи хауля аль-ваххабиййа» доктора Мухаммада ибн Сада аш-Шуваййира (да сохранит его Аллах). [33] Мухаммад Рашид Рида. «Мукаддимат сыйанат аль-инсан». [34] Он провёл очень важные реформы и исправил многое из того, что нуждалось в исправлении, так что многие даже считали его обновителем религии тринадцатого века от хиджры. [35] Из книги «Муслих мазлюм». [36] Это прекрасная книга, в которой автор достиг поставленной цели. Учёные много внимания уделяли этой книге и написали комментарии к ней. См. «‘Инайат аль-уляма би-китаб ат-таухид» шейха ‘Абдуллаха ибн ‘Усмана аш-Шаййи, изданную в эр-Рияде. [37] Этот замечательный труд посвящён защите единобожия, шейха ислама Ибн Таймиййи и шейха ислама Ибн ‘Абду-ль-Ваххаба. Аль-Алюси написал её как ответ на книгу «Шавахид аль-хакк фи-ль-истигаса би-сеййид аль-хальк» ан-Набхани. В книге очень много полезных сведений. Шейх Такыйюддин аль-Хиляли (да помилует его Аллах) сказал: «Её приятно читать, и в ней столько пользы, сколько редко бывает в книге, а английская пословица гласит: “Друзей и книг нужно иметь немного, но хороших”. И эта поговорка вполне подходит к этой книге». [38] «Мунтахабат тарих Димашк», с. 763. Шейх ‘Али ат-Тантави (да помилует его Аллах) упоминал о том, что обвинение в ваххабизме в Шаме было серьёзным и пугающим: «Ещё во время учёбы в школе я однажды был наказан за очевидное преступление — я сидел в кружке учеников шейха ‘Абду-ль-Кадира Бадрана, автора книги “Аль-мадхаль”» (из мемуаров шейха). [39] «Аль-алям», т. 2, с. 190. [40] См. «Ас-саляфиййун ва кадыйат филястын. [41] См. «Кыраат джадида фи тарих аль-‘усманиййин». [42] Никколо́ Макиаве́лли (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов. [43] Мухаммад Фуад Шукри. «Миср фи матля‘ аль-карн ат-таси‘ ‘ашар», т. 2, с. 857. [44] Доктор Мухаммад Ас-Салляби, «Ад-дауля аль-‘усманиййа». [45] См. «Ат-тарих аль-ислями» Махмуда Шакира. [46] Это войско состояло не из египтян — оно творило то же самое и с египтянами. Оно было сформировано, по словам Мухаммада Джаляля Кашка, «из групп диких варваров». См. «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 159. [47] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 181. [48] Ахмад Раиф. Ад-дауля ас-су‘удиййа. С. 478. [49] Следует отметить, что в нашем распоряжении сегодня имеются карты наступления на ад-Дир‘ию, составленные французским офицером мсье Весьером, который вместе с группой других иностранных знатоков военного дела сопровождал Ибрахима-пашу в этом походе. [50] «‘Унван аль-маджд фи тарих Неджд», т. 1, с. 213. Сразу после взятия ад-Дир‘ии, Британия отправила своего посла Джорджа Форстера Садлера к Ибрагиму-паше, чтобы поздравить его с победой. Шах Ирана правитель рафидитов отправил Мухаммаду ‘Али-паше письмо, в котором выражал свою радость. Он также послал ему в подарок железный меч, который правители рафидитов передавали из поколения в поколение, а также перстень с бирюзой. См. «Ад-дауля ас-су‘удиййа аль-уля», с. 400. Правильно отметил сказавший: «Скажи мне, кто тебе аплодирует, и я скажу тебе кто ты». [51] «‘Унван аль-маджд», т. 2, с. 27. [52] Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб родился в 1200 году от хиджры в ад-Дир‘ие, которая в то время процветала и была полна учёными, в том числе и выдающимися. Он вырос там, читал Коран и выучил его наизусть, и учился у нескольких учёных из числа своих земляков. Ему были дарованы знания и память, какая редко встречается у людей. Он был факыхом, оратором, толкователем Корана и знатоком хадисов. Среди его сочинений — «Аусак ‘ура аль-иман», «Ат-тавдых ан таухид аль-халляк фи джаваб ахль аль-‘ирак» (однотомник), «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид фи шарх китаб ат-таухид», «Тазкират ули-ль-альбаб фи тарикат аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб». Погиб муджахидом, когда Ибрагим-паша захватил ад-Дир‘ию в 1233 году. Он убил шейха и других жителей ад-Дир‘ии, нарушив заключённые с ними договоры. Он велел отвести шейха на кладбище и отдал своим солдатам приказ расстрелять его. Шейх покинул этот мир, не оставив потомства. См. «Машахир ‘уляма Неджд» ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абду-ль-Лятыфа, с. 29–31. См. также «Му‘джам аль-муаллифин», 3/268. [53] «Унван аль-маджд», т. 1, с. 210. [54] См. «Шибх аль-Джазира фи ‘ахд ‘Абду-ль-‘Азиз» аз-Зирикли. Ибн Башар сказал в биографии имама ‘Абдуллаха ибн Су‘уда (да помилует его Аллах): «Он соблюдал законы Шариата, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, был молчаливым, обладал хорошим характером, одаривал щедро. Уважал учёных, прекрасно организовывал военные походы, хорошо управлял ад-Дир‘ией, способствовал проведению уроков, удовлетворял просьбы и потребности людей и в целом был похож по своему образу действий на своего отца Су‘уда». [55] «Саляфиййа ля ваххабиййа», с. 218 [56] Хедив (перс. господин, государь) — титул правителей Египта в 1867–1914 гг. [57] Мухаммад ‘Али и его сын выступили против османского халифа после того, как расправились с ваххабитами, и продемонстрировали свои захватнические побуждения внутри османского государства, что привело к отстранению султаном Мухаммада ‘Али от власти. Между его войском и войском султана произошли сражения. Затем Мухаммад ‘Али объявил о свержении османского султана Махмуда. Несколько государств, в том числе и Англия, поддержали Османское государство, и Мухаммад ‘Али потерпел поражение. [58] «Аль-мухтар аль-масун мин алям аль-курун», т. 3, с. 1521. [59] «Аль-мухтар аль-масун мин алям аль-курун», т. 3, сс. 1526–1527 [60] Аль-Джабарти. ‘Аджаиб аль-асар фи ат-тараджим ва аль-ахбар. События 1218 года. [61] Сура 12 «Иосиф», аят 108. [62] Сура 3 «Семейство Имрана», аят 31. [63] Сура 59 «Сбор», аят 7. [64] Сура 5 «Трапеза», аят 3. [65] Сура 6 «Скот», аят 153. [66] Сура 39 «Толпы», аяты 2-3. [67] Сура 10 «Иона», аят 18. [68] Сура 2 «Корова», аят 255. [69] Сура 30 «Римляне», аят 57. [70] Сура 20 «Та Ха», аят 109. [71] Сура 21 «Пророки», аят 28. [72] Сура 34 «Сава», аят 2. [73] Сура 72 «Джинны», аят 18. [74] Сура 10 «Иона», аят 106. [75] Сура 8 «Трофеи», аят 39. [76] Сура 55 «Милостивый», аят 25. [77] Сура 22 «Паломничество», аят 41. [78] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С небольшими изменениями. [79] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 176. [80] Аль-а‘лям. Т. 3. С. 304 [81] См. «Аш-шубухат алляти уссират хауля да‘ват аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб» (т. 2) доктора ‘Абду-р-Рахмана Умайры [82] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 147. [83] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 148. [84] Это слово употреблено не в буквальном смысле, так как оно может быть использовано и для обозначения, например, европейцев и вообще народов, которые проживали на территории бывшей Римской империи. [85] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 149. [86] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 150. [87] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 159. [88] ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Абду-ль-Лятыф ар-Рафи‘и, современный египетский историк адвокат, один из главных членов Национальной партии. См. «Аль-алям» аз-Зирикли (3/311). [89] Аль-Джабарти (да помилует его Всевышний Аллах) действительно сочувствовал ваххабитам, однако писал он только о том, что знал наверняка, и сочувствие не мешало ему быть объективным и потому нет никаких оснований сомневаться в правильности предоставленных им сведений. [90] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 152. [91] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 162–165. [92] Здесь сокращённо цитируется глава из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями» (с. 185–189). [93] Обращение устаза Кашка к ‘Абду-р-Рахману аль-Джабарти. [94] Мухаммад Джаляль Кашк сказал: «Османский аппарат прогнил изнутри, тогда как арабские народы всё больше полагались на государство. Османы отстранили их от задач защиты государства и строительства цивилизации, ограничив их задачу чтением аль-Бухари ради победы османского флота, финансированием “дырявой” казны и терпением в ответ на нечестие солдат султана и его наместников. И когда началась оккупация арабских земель, арабы ждали помощи от султана, но вдруг поняли, что государство не способно избавить их от этой беды — более того, это государство представляет собой оковы, мешающие им, арабам, оказывать достойное сопротивление врагу и облегчающее дорогу иностранным интервентам» См. «Ас-су‘удиййуна ва аль-халль аль-ислями» (с. 103–104). Ар-Рафи‘и сказал в «‘Аср Мухаммад ‘Али» (с. 58): «Войско Каира в то время состояло большей частью из албанцев, курдов и других народов, проживавших на территории Османской империи. Они были известны своими грабежами и бесчинствами до такой степени, что во время нападения англичан жители Рашида отказались от любого подкрепления из Каира и предпочли защищать город своими силами». [95] Точно так же поступили многие египтяне, когда их послали в составе египетского войска сражаться против суданского аль-Махди. [96] АД-дауля ас-су‘удиййа», сс. 453–454. [97] Ба́нха (Бенха) (арабс.: بنها)— главный город провинции Нижнего Египта Аль-Кальюбия (с 1960 г.), в 48 км от Каира. [98] Аз-Зирикли, «Аль-алям», т. 3, с. 261. [99] Турки ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Су‘уд, основатель второго Саудовского государства, бежал от Ибрагима-паши после сражения при ад-Дир‘ии. Ему удалось вернуть себе эр-Рияд в 1236 году. Он стал пятым имамом (правителем). Таким образом, власть перешла от рода ‘Абду-ль-‘Азиза ибн Мухаммада ибн Су‘уда к роду его брата ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Су‘уда и принадлежит этому роду до сих пор. Его убил его двоюродный брат, сын его дяди со стороны отца Мишари ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Мишари ибн Су‘уд, и занял его место. Однако его сын Файсал отомстил за отца и вернул себе власть в 1250 году от хиджры. Следует упомянуть о том, что этот Файсал был среди тех членов саудовского семейства, которых привезли в Египет. Он воспитывался там, после чего вернулся к отцу и принял командование войсками и стал помогать ему в исполнении обязанностей правителя. Это случилось после того, как ему удалось бежать из Египта, или же ему помогли совершить побег, при ‘Аббасе-паше. См. «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 199–200. Среди его потомков были два его сына, ‘Абдуллах и Су‘уд. У последнего был потомок ‘Абду-р-Рахман ибн Файсал, отец ‘Абду-ль-‘Азиза ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн Файсала, основателя третьего Саудовского государства, существующего и по сей день. [100] См. «Манхадж аш-шейх Мухаммад Рашид Рида фи-ль-акыда», Тамира аль-Мутавалли, с. 37–40. [101] Шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб был одним из тех, кого выслали в Египет после взятия ад-Дир‘ии. Он занялся приобретением и передачей знания, получая, таким образом, пользу и принося пользу другим. В конце концов, он стал в «Аль-Азхаре» одним из знатоков ханбалитского мазхаба. Был известен своей богобоязненностью, праведностью, равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Господу. Автор книги «Фатх аль-Маджид шарх китаб ат-таухид». См. «Аль-мухтар аль-масун», т. 3, с. 1609. [102] Из предисловия к книге «Сыйанат аль-инсан», с. 8. [103] Из книги «Сыйанат аль-инсан», сноски к страницам 510–511. [104] Шакиб Арслан родился в районе аш-Шувайфат области аш-Шуф, которая расположена примерно в 10 милях от Бейрута. Шакиб — персидское слово означающее «терпеливый», а Арслан на персидском и турецком — «лев». Он относился к ливанским друзам, которые по убеждениям были близки к исмаилитам-фатымидам и к исламу не имели никакого отношения. Шейх аш-Шарбасы упоминает о том, что амир Шакиб был суннитом, несмотря на то, что политически или административно относился к друзам, и что он поклонялся Всевышнему так, как поклоняются сунниты. Он совершал обязательные молитвы, постился и совершал хадж, как поступают мусульмане. Шейх сказал: «Его жена подтвердила мне эту истину, сказав: “Друзы считают запретным вступление в браки с суннитами. Тем не менее, мой муж женился на мне, хотя я — мусульманка-суннитка”. Это положение причинило немало неудобств Шакибу, потому что некоторые друзы не считали его полноценным друзом, а некоторые сунниты считали, что он не до конца суннит, из-за чего его права порой ущемлялись обеими группами». См. книгу шейха Ахмада аш-Шарбасы «Шакиб Арслан», с. 51–52. Известно, что друзы никого не принимают в свою религию и не позволяют никому из своих отрекаться от неё. См. «Аль-мавсу‘а аль-муйассара», с. 255. Некоторые составители его биографии утверждают, что он «был набожным, неуклонно совершал молитвы, любил знание, стремился больше читать и узнавать. Вся его жизнь прошла между сочинением, чтением, научными беседами и поездками. Он посвятил свою жизнь призыву к единству арабов, выступал против оккупации и стремился к возрождению общины. Его принадлежность к суннитскому мазхабу подтверждается ещё и его прочными связями с учёными Ахлю-с-Сунна: — Он написал книгу «Ас-сеййид Рашид Рида ау иха арба‘ина сана», в которой есть приведённый выше текст. Его контекст свидетельствует о том, что он защищал ваххабизм. Именно Рашид Рида прозвал его амиром красноречия. — Известный саляфитских учёный-путешественник шейх Мухаммад Такыйюддин аль-Хиляли (ум. в 1407 г. х.1987 г.) писал: «Моя кунья — Абу Шакиб, потому что я назвал своего первого сына Шакибом, в честь моего друга амира Шакиба Арслана». См. «Татиммат аль-а‘лям», т. 2, с. 55. Он также назвал его «великим муджахидоим и амиром красноречия», и после его кончины оплакал его в касыде, состоящей из 26 строк. См. «Ад-да‘ват иляЛлахи фи актар мухталифа», с. 112. — Сам Шакиб Арслан сказал в предисловии к книге «Каваид
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.32 (0.015 с.) |