Аль-альбани — одно Из благих деяний Рашида Рида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аль-альбани — одно Из благих деяний Рашида Рида



Выдающийся саляфитский учёный и защитник Сунны, тогда ещё молодой, Мухаммад Насыруддин аль-Альбани (да помилует его Всевышний Аллах) получил признание благодаря шейху Мухаммаду Рашиду Рида. Журнал «Аль-манар» стал для него той дверью, через которую он вошёл в науку хадисоведения.

Шейх Мухаммад аль-Маджзуб пишет в своей ценной книге «‘Уляма ва муфаккирун ‘арафтухум» рассказывая о своей беседе с шейхом Насыруддином аль-Альбани (да помилует его Аллах): «… среди тех, кто направлял его, шейх особо упомянул Рашида Рида (да помилует его Аллах), которого он считал одним из главных людей, побудивших его к изучению хадисов».

Сам шейх рассказывал о своей научной связи с Рашидом Рида примерно то же самое, что и устаз аль-Маджзуб: «Сначала я увлекался арабской литературой — аз-Захир, ‘Антара, аль-Малик Сейф и так далее. Позже я увлёкся полицейскими дидективыми, например, Арсена Люпена и так далее. Потом я почувствовал интерес к историческим книгам.

Однажды, среди книг, у одного продавца, я заметил номер журнала “Аль-манар”. Полистав его, я наткнулся на исследование Рашида Рида, посвящённое книге “Аль-Ихья” аль-Газали, в котором он описывал её достоинства и недостатки.

Такую научную критику я встретил впервые в жизни. Это исследование побудило меня прочитать весь журнал. Потом мне захотелось прочитать продолжение темы в труде, в котором учёный аль-‘Иракы приводил иснады и анализ хадисов из “Аль-Ихья”, и я стал искать возможность взять его напрокат, потому что на покупку его у меня не было средств. Я прочитал книгу, мне очень понравился этот точный анализ. Я решил переписать его. Так продолжалось до тех пор, пока у меня не появилась возможность вступить на благой путь, позволяющий мне укреплять полученные знания. И я считаю, что усилия, приложенные мною во время этого моего исследования, как раз и пробудили во мне желание продолжать эту деятельность. Ведь я использовал сочинения по лингвистике, риторике и малоупотребительным словам, встречающимся в хадисах, чтобы понять сам текст, наряду с чтением анализа (тахридж)».

Устаз аль-Маджзуб продолжает: «Шейх показывал мне свою работу над этими книгами. Я увидел четыре части в трёх томах. 2012 страниц, исписанных двумя видами почерков — один из них был обычным, а второй — мелким — он писал на полях комментарии или дополнения…

Клянусь, это был труд, на который и усердные учёные в наше время не решаются, не говоря уже о студентах, у которых нет никакой решимости, которая давала бы им терпение, необходимое для проверки и тщательного изучения.

Следует добавить также, что шейху в то время было не более двадцати лет. Несомненно, огромный труд, приложенный шейхом при написании этих томов с использованием всех доступных в то время молодому человеку способов исследования, стал для него прекрасной тренировкой в этом виде научной деятельности, потому что хоть он и не был полностью удовлетворён этим трудом, он помог ему проложить себе дорогу к высшим ступеням на этом поприще.

Изучая эту жизнь, это воспитание, эти причины, я прихожу к выводу, что какие-то скрытые факторы направляли молодого человека на этом пути, чтобы он, в конце концов, стал одним из величайших служителей Сунны в странах Шама».

Аль-Альбани и школа Рашида Рида

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим аш-Шейбани (да хранит его Аллах) сказал: «Мухаммад Рашид Рида (да помилует его Аллах) оказал большие услуги исламскому миру вообще и саляфитам в частности. Дело в том, что он принадлежал к тем редко встречающимся проповедникам, которые распространяли саляфитский манхадж в разных областях мира с помощью журнала “Аль-манар”. Он прилагал для этого усилия, заслуживающие благодарности, и надеемся, что у Господа приготовлена награда для него. Стоит добавить также, что он призывал следовать манхаджу праведных предшественников, то есть их убеждениям, мышлению и поведению. Он уделял заслуживающее благодарности внимание хадисам, достоверным и слабым, — хадисам, которые (и это понимает каждый хоть сколько-нибудь культурный и просвещённый мусульманин) представляют собой единственный путь к правильному пониманию Книги Всевышнего Аллаха, поскольку многие аяты можно правильно понять, только воспользовавшись разъяснениями, содержащимися в Сунне Пророка r. Всевышний Аллах сказал об этом: “И Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснял людям то, что ниспослано им”» (16:44). Эти и другие тексты убеждают мусульманина в том, что нет иного пути к пониманию Корана, кроме обращения к Сунне Посланника r.

Мухаммад Рашид Рида уделял очень большое внимание хадисоведению, что помогало ему в его научной, социальной и политической деятельности. Он часто обращал внимание читателей на слабость иснада того или иного хадиса в журнале «Аль-манар», который стал благим семенем и привлёк взоры мусульман к заботе о хадисах Посланника r.

Поскольку достойные люди обязаны признавать достоинства и заслуги достойных людей, то я не упускаю прекрасную возможность привести здесь эти слова, чтобы тот, кого они достигнут, ознакомились с ними. По милости Всевышнего Аллаха я, во-первых, принадлежу к саляфитскому направлению, а во-вторых, отличаю слабые хадисы от достоверных, и первая заслуга в этом принадлежит сеййиду Рида (да помилует его Аллах) — посредством номеров журнала “Аль-манар”, которые попали мне в руки в самом начале моих поисков знания»[110].

На этом заканчивается то, что удалось собрать. И хвала Аллаху за Его содействие, и да благословит Аллах и приветствует Его раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.


 

Оглавление

Предисловие редакции. 2

Ваххабизм — созидательное потрясение для души. 30

По плодам их узнаете их. 32

Ваххабизм — культурная революция. 35

Причины успеха обновленческого призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба 38

Человек-община. 41

О термине «ваххабизм». 42

Искажение образа и отвращение от пути Аллаха. 45

Свидетель из их числа. 47

Дешёвый обман. 48

Гонения проповедников единобожия по обвинению в ваххабизме 49

Египтяне и вахабиты.. 58

Личность Мухаммада ‘Али-паши. 58

Кампания Тусуна-паши. 61

Сравнение двух войск. 61

Позиция некоторых учёных «Аль-Азхара». 63

Конец Тусуна-паши. 63

Поход Ибрагима-паши. 64

Разрушение ад-Дир‘ии и зверства Ибрагима-паши. 65

Страшные эпизоды военных кампаний Мухаммада ‘Али. 69

Позиция аль-Джабарти — гордость египетских историков. 72

Аль-Джабарти — проповедник призыва Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба в Египте 81

У саудовцев не было достаточных информационных средств. 83

Аль-Джабарти поплатился за то, что открыто сказал истину. 85

Непричастность египтян к пролитию крови ваххабитов. 86

Отмечали ли египтяне победу Мухаммада ‘Али?. 90

Сочувствие египтян к ваххабитам.. 97

На чьей же стороне мы должны быть?. 99

События, стёршиеся из памяти истории: ваххабиты переправляются через Красное море, чтобы помочь египтянам против кампаний Наполеона и Фрейзера. 104

Вершина взаимного египетско-ваххабитского сочувствия. 106

Отношение шейха Мухаммада Рашида Рида к ваххабизму. 109

Аль-Альбани — одно из благих деяний Рашида Рида. 115

Аль-Альбани и школа Рашида Рида. 117

Оглавление. 119

 

 


[1] Это движение известно под названием «ваххабизм» среди тех, кто не является его последователями и не знает его истинной сути. Это описание было впервые дано движению его противниками, которые называли его так издевательски, демонстрируя пренебрежительное отношение к нему, будто ставя клеймо. Они утверждали, что это течение, которое является нововведением в исламе, или «пятый мазхаб». Это несправедливость и притеснение.

Это название не одобрялось последователями призыва и не было распространено среди них. Тем не менее, современное обновленческое саляфитское движение стало называться этим словом — причём не только его противниками, но и некоторыми его последователями, а также людьми, которые поддерживают его, и теми, кто относится к нему справедливо и беспристрастно.

Это причина того, что призыв и его последователи оказались окутанными толстым покрывалом лжи и мифов. Последователи призыва не считают правильным ни название «ваххабизм», ни связанные с ним ложные утверждения. И у них имеются на то многочисленные и весомые причины, связанные с Шариатом, религиозным знанием, программой (манхадж), причин объективных и связанных с реальностью. Все они сводятся к тому, что призыв шейха представляет собой воплощение истинного ислама, принесённого Пророком r, и программы наших праведных предшественников из числа сподвижников, их последователей и всех, кто следовал прямым путём. Следовательно, называть этот призыв как-то, кроме «ислама» и «Сунны», — явная ошибка и отвергаемое нововведение.

[2] «Современная действительность исламского мира», с. 34. Перевод с английского ‘Аджжаджа Нувайхида.

[3] «Современная действительность исламского мира», с. 34.

[4] Хогарт, «Аравийский полуостров», 1904 год.

[5] Основные нововведения, распространённые в те времена, упоминаются во всех трудах по истории Неджда, и тот, кто желает подробнее изучить эту тему, может обратиться к следующим книгам: 1 — «Раудат аль-афкар ва-ль-афхам ли-муртад халь аль-имам ва та‘аддуд газават зави-ль-ислям» шейха Хусейна ибн Ганнама (1225 г. х.), с. 7–16; 2 — «‘Унван аль-маджд фи тарих Неджд» ‘Усмана ибн Бишра ан-Наджди (1228 г. х.), с. 6. Эти книги считаются главными трудами по истории Неджда.

[6] Можно сказать, что Неджд делился на три большие области: 1 — Северо-западная область, к известным городам которой относился Хаиль и Каср; 2 — Северо-восточная область, которая называлась Касым, к известным городам которой относились ‘Унайза и Бурайда; 3 — Южная область, которую называли ‘Арид и самым известным городом которой был эр-Рияд.

[7] Собрание сочинений Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба, раздел пятый «Личные переписки», с. 252.

[8] Сура 21 «Пророки», аят 25.

[9] Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 56.

[10] Не так давно доктор Мухаммад Хишам Тахири собрал соответствующие слова шейха и его учеников в докторской диссертации под названием «Высказывания имамов исламского призыва, противоречащие мазхабу хариджитов и опровергающие его». Напечатана в 2009 году.

[11] Все эти высказывания я взял из книги Судьи Ахмада б. Хаджара Аль-Бутами, «Шейх Мухаммад б. Абдуль-Ваххаб», сс. 80-117.

[12] Ни у ваххабитов, ни у имама Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба не было движения в современном понимании. Это был обновленческий призыв. Он призывал всех мусульман вернуться к чистому, исконному исламу, такому, каким он был во времена Мухаммада ибн ‘Абдуллаха r и его благородных сподвижников.

[13] Как мы можем видеть, и Россия, сегодня, очень испугана молодежью, возвращающейся к исламу. Поэтому она не прекращает использовать все виды хитрости, а самый выгодный и надежный способ для нее, это ударить мусульман друг об друга – суфизм против ваххабизма, ханафизм против салафизма… А хуже всего то, что Россия и республики вокруг нее, подпустили Иран, который масштабно распространяет свою религию среди этих четырех суннитских течений, обеспечивая его всем необходимым. Когда наши братья сунниты очнутся? Поистине все в руках Всевышнего! – Прим. редактора

[14] Из книги «Да‘ава-ль-мунавиин ли-да‘вати-ш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб», с. 29.

Важное добавление: утверждение о том, что призыв шейха Мухаммада ‘Абдо является эхом призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абду-ль-Ваххаба далеко не бесспорно. Не приходится сомневаться в наличии некоторых его прекрасных черт и в первом призыве (призыве ‘Абдо), однако не следует преувеличивать и представлять этот призыв как продолжение следования ясной саляфитской программе, принятой за основу Ибн ‘Абду-ль-Ваххабом. Стоит добавить сюда и дух своеобразной отделённости, отвлечённости, характеризовавшей призыв шейха Мухаммада ‘Абдо, который, к тому же, преувеличивал значение и возможности разума и пасовал перед западным миром, отрицающим сокровенное.

Шейх Мухаммад ‘Абдо осуждал суфийские нововведения и отклонения от истины. В этой точке он сходится с ваххабизмом. Но одного этого недостаточно, чтобы называть программу Мухаммада ‘Абдо саляфитской. Доктор Мухаммад Мухаммад Хусайн (да помилует его Аллах) сказал: «...И в конце концов примешали к ваххабитам-саляфитам всех, кто призывал к тому же (то есть осуждал суфизм и выступал против него), и стали считать их одними из них, забывая о том, что выступать против суфизма можно с двух разных позиций: с позиции саляфитской, осуждая нововведения; и с позиции секуляристов, отрицающих сокровенное и подчиняющих его своему вольнодумству. Поэтому они и смешали аль-Афгани и Мухаммада ‘Абдо с Мухаммадом ибн ‘Абду-ль-Ваххабом». Важное замечание: чтобы доказать, что шейх Мухаммад ‘Абдо был далёк от саляфитского манхаджа, достаточно обратить внимание на то, что в «Рисалят ат-таухид» он не упоминает о единобожии поклонения (таухид ‘ибада), который является первейшей обязанностью любого разумного и достигшего совершеннолетия мусульманина (мукалляф). Это упущение шейха восполнил его ученик Мухаммад Рашид Рида (да помилует его Аллах), который сказал: «Устаз не упомянул прямо о единобожии поклонения (таухид ‘ибада), предполагающем, что поклоняться нужно только Аллаху и запрещающем поклоняться кому-то или чему-то иному посредством мольбы (ду‘а) или иных действий, совершая которые, многобожники ищут приближения через праведников и идолов, которым они поклоняются наряду с Аллахом… Это единобожие — первое, к чему призывали все посланники своих соплеменников, говоря: “Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас божества, кроме Него”».

А доктор Мухаммад Халиль Харрас (да помилует его Аллах), сказал в своей книге «Да‘ват ат-таухид»: «Шейх Мухаммад ‘Абдо (да помилует его Аллах) в “Рисалят ат-таухид” дал единобожию следующее определение: “Наука, предметом изучения которой является существование Аллаха, Его Качества, признаваемые за Ним, и то, какие определения могут быть даны Ему, а какие не могут применяться к Нему; также посланники — подтверждения их посланнической миссии, то, какими они были на самом деле и какие описания можно давать им, а какие не могут применяться к ним”. В этом определении он не упомянул ни вопросы сокровенного, ни вопросы воскрешения. И это несмотря на то, что определение должно содержать всё необходимое и исключать то, что должно быть исключено. Далее он говорит: “Изначальное значение единобожия — убеждённость в том, что Аллах один, и у Него нет сотоварищей. Эта наука названа по названию важнейшей её части — утверждения единственности Аллаха в сущности и действиях в сотворении всего сущего, и к Нему возвращается и тяготеет всё сущее, и Он — цель конечная всякого стремления, и это было важнейшей целью миссии Пророка r, так свидетельствуют о том аяты Величественной Книги”. Шейх Мухаммад ‘Абдо допустил ошибку, считая, что Единственность Аллаха в Своем Господстве, Единственность Аллаха как Создателя всего сущего, были величайшей целью миссии посланников (мир им и благословения Аллаха)… Вероятнее всего, здесь сказалось влияние мазхаба аш‘аритов, которые считают важнейшей Божественной особенностью - Единственность Аллаха как Творца всего сущего. Которые особое внимание в своих книгах уделяли подтверждению именно этого вида единобожия, не указывая при этом на единственность Аллаха в Божественности (таухид улюхиййа), который в действительности является высшей целью и завершением всего» (Да‘ват ат-таухид, с. 8–10)

[15] Надим аль-адиб. С. 11.

[16] «Шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб любил Ибн Таймийю, и, если не считать имама Ахмада ибн Ханбаля, он никого из учёных предшественников не любил так, как Ибн Таймийю». Из книги «Хайат аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб» Хусайна Хазаля.

[17] «Устаз Малик ибн Наби сказал, описывая призыв шейха ислама Ибн Таймиййи и его влияние на исламское наследие, сказал: «Он представляет собой идеологическую основу, которая до сих пор снабжает реформаторские движения образцовыми идеями». Он пишет это в предисловии к книге Джаудата Са‘ида «Хатта йугаййиру ма би-анфусихим» (с. 9). «Ваххабитский призыв — величайший плод этих благословенных семян. Почву для них подготовил шейх ислама Ибн Таймийя. Он посеял эти семена и поливал их, а его великие ученики продолжили его дело после его кончины, и по прошествию некоторого времени всходы принесли плоды — ваххабитский реформаторский призыв».

[18] «Шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб очень любил сочинения шейха ислама Ибн Таймиййи и его ученика Ибн аль-Каййима. Он переписал для себя многие из них, и эти списки до сих пор хранятся в Британском Музее в Лондоне». Из журнала «Аль-араби», № 147 за февраль 1971 года.

[19] Это направление, прямо противоположное направлению Мухаммада ‘Али, который предложил ответить на брошенный Западом вызов вестернизацией и заимствованием западных обычаев. Он как будто сказал: «Давайте заполучим технологии Запада, даже если ради этого нам придётся отказаться от ислама или, по меньшей мере, ограничить его мечетью и домом». Так начался кровавый диалог между «исламом без технологий» и «технологиями без ислама».

[20] Из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями».

[21] Тот же источник. Историк Тоэнби описал катастрофу, которую переживал в то время исламский мир, словами: «Менее чем за век исламский мир был не просто окружён — он был взят в плотное кольцо. И на шее жертвы была затянута верёвка. И две стороны — Западная Европа и Россия — набросились на жертву, бессилие которой было очевидным. Если говорить об исламской стороне, то она предпринимала лишь отчаянные попытки освободиться из ямы, в которую попала, что было очень трудно. В действительности османское восстание отразило европейскую агрессию и оставило её далеко от исламского мира (или сердца исламского мира) на три века. Однако это восстание было военным восстанием, а не цивилизационным возрождением. Более того, возможно, это восстание было одним из главных факторов, приведших к всеобщему поражению. Оно сокрыло истинную суть и опасность вызова брошенного исламскому миру и принесло ложное спокойствие и стало сладким снотворным для уже дремлющей общины, напуганной европейскими атаками. И тут пришла османская победа, которая только способствовала её погружению в сон: мол, община Мухаммада в порядке, и возносите мольбы, прося победы для султана, ибо османы обратили европейских варваров в бегство. Поэтому люди перестали ощущать этот вызов, который в те времена как раз достиг своего апогея и перешёл в самую опасную стадию. Мусульмане вручили свою судьбу Стамбулу, считая защиту своих земель задачей государства, которое было первым исламским государством со времён ‘Аббасидов, которое старалось вести политику, максимально близкую к централизации или, говоря иначе, к форме управления в современных империях. Османы-мусульмане забыли об остальном исламском мире и лишь безучастно наблюдали за происходящим там. А правители и народы, тем временем, становились жертвами железной хватки врага. Наконец петля была затянута, слабость проникла в сердце государства, османский аппарат прогнил изнутри, тогда как арабские народы всё больше полагались на государство. Османы отстранили их от задач защиты государства и строительства цивилизации, ограничив их задачу чтением аль-Бухари ради победы османского флота и финансированием “дырявой” казны».

[22] Исключение составляют немногие исследования, в которых, помимо описания событий, проводится их анализ. К наиболее выдающимся из этих сочинений относится книга «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями» Мухаммада Джаляля Кашка (да помилует его Аллах) и «Ад-дауля ас-су‘удиййа» устаза Ахмада Раифа (да поможет ему Всевышний Аллах в его трудах).

[23] Аль-Хаким (2/290), Абу Ну‘айм в «Аль-хильйа» (8/368) в более длинной версии. Аль-Альбани назвал приведённую часть хадиса достоверной благодаря подкрепляющим её другим похожим хадисам. См. «Ас-сильсилят ад-даифа», хадис № 3755.

[24] Шейх ислама выписывал книги из разных областей и городов, и в одном из своих писем говорил: «… и тебе известно о моей любви к книгам». Открывая области для ислама, шейх и его ученики первым делом искали книги, даже на выселках. См. книгу «Ас-су‘удиййуна ва аль-халль аль-ислями».

[25] Призыв шейха не был обращён только к интеллигентным, образованным или влиятельным людям, обладающим политической властью и экономической силой. Это был общий, всенародный по своему характеру призыв, целью которого было заново сформировать каждую личность, превратить её посредством воспитания и просвещения, из камня с неровной поверхностью в аккуратный кирпичик с выровненными и отполированными поверхностями, который можно использовать для строительства прочного здания, в котором кирпичи укрепляют друг друга». Из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями».

[26] Сура 41 «Разъяснены», аят 33.

[27] Усилению эффекта этих кампаний способствовала очень медленная связь между Недждом и остальными странами мира. Достаточно сказать, что о том, что ваххабиты вошли в Мекку, в Каире узнали только спустя 35 дней после этого события. См. «Ад-дауля ас-су‘удиййа», с. 433.

[28] Шейх Машхур Хасан Сальман перечислил книги написанные врагами ваххабитского призыва, и у него получилось семьдесят два сочинения. Он приводит этот список в своей книге «Кутуб хазара мин-ха аль-уляма».

[29] «Аль-ваххабиййа харакат аль-фикр ва ад-дауля».

[30] ‘Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся, как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени ‘Абдуллаха ибн ‘Ибада, сформулировавшего взгляды ‘ибадитов. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков). В современном мире ‘ибадиты составляют большую часть населения Омана, и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар.

[31] То есть хариджиты-‘ибадиты.

[32] «Тасхих хата тарихи хауля аль-ваххабиййа» доктора Мухаммада ибн Сада аш-Шуваййира (да сохранит его Аллах).

[33] Мухаммад Рашид Рида. «Мукаддимат сыйанат аль-инсан».

[34] Он провёл очень важные реформы и исправил многое из того, что нуждалось в исправлении, так что многие даже считали его обновителем религии тринадцатого века от хиджры.

[35] Из книги «Муслих мазлюм».

[36] Это прекрасная книга, в которой автор достиг поставленной цели. Учёные много внимания уделяли этой книге и написали комментарии к ней. См. «‘Инайат аль-уляма би-китаб ат-таухид» шейха ‘Абдуллаха ибн ‘Усмана аш-Шаййи, изданную в эр-Рияде.

[37] Этот замечательный труд посвящён защите единобожия, шейха ислама Ибн Таймиййи и шейха ислама Ибн ‘Абду-ль-Ваххаба. Аль-Алюси написал её как ответ на книгу «Шавахид аль-хакк фи-ль-истигаса би-сеййид аль-хальк» ан-Набхани. В книге очень много полезных сведений. Шейх Такыйюддин аль-Хиляли (да помилует его Аллах) сказал: «Её приятно читать, и в ней столько пользы, сколько редко бывает в книге, а английская пословица гласит: “Друзей и книг нужно иметь немного, но хороших”. И эта поговорка вполне подходит к этой книге».

[38] «Мунтахабат тарих Димашк», с. 763. Шейх ‘Али ат-Тантави (да помилует его Аллах) упоминал о том, что обвинение в ваххабизме в Шаме было серьёзным и пугающим: «Ещё во время учёбы в школе я однажды был наказан за очевидное преступление — я сидел в кружке учеников шейха ‘Абду-ль-Кадира Бадрана, автора книги “Аль-мадхаль”» (из мемуаров шейха).

[39] «Аль-алям», т. 2, с. 190.

[40] См. «Ас-саляфиййун ва кадыйат филястын.

[41] См. «Кыраат джадида фи тарих аль-‘усманиййин».

[42] Никколо́ Макиаве́лли (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.

[43] Мухаммад Фуад Шукри. «Миср фи матля‘ аль-карн ат-таси‘ ‘ашар», т. 2, с. 857.

[44] Доктор Мухаммад Ас-Салляби, «Ад-дауля аль-‘усманиййа».

[45] См. «Ат-тарих аль-ислями» Махмуда Шакира.

[46] Это войско состояло не из египтян — оно творило то же самое и с египтянами. Оно было сформировано, по словам Мухаммада Джаляля Кашка, «из групп диких варваров». См. «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 159.

[47] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 181.

[48] Ахмад Раиф. Ад-дауля ас-су‘удиййа. С. 478.

[49] Следует отметить, что в нашем распоряжении сегодня имеются карты наступления на ад-Дир‘ию, составленные французским офицером мсье Весьером, который вместе с группой других иностранных знатоков военного дела сопровождал Ибрахима-пашу в этом походе.

[50] «‘Унван аль-маджд фи тарих Неджд», т. 1, с. 213. Сразу после взятия ад-Дир‘ии, Британия отправила своего посла Джорджа Форстера Садлера к Ибрагиму-паше, чтобы поздравить его с победой. Шах Ирана правитель рафидитов отправил Мухаммаду ‘Али-паше письмо, в котором выражал свою радость. Он также послал ему в подарок железный меч, который правители рафидитов передавали из поколения в поколение, а также перстень с бирюзой. См. «Ад-дауля ас-су‘удиййа аль-уля», с. 400. Правильно отметил сказавший: «Скажи мне, кто тебе аплодирует, и я скажу тебе кто ты».

[51] «‘Унван аль-маджд», т. 2, с. 27.

[52] Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб родился в 1200 году от хиджры в ад-Дир‘ие, которая в то время процветала и была полна учёными, в том числе и выдающимися. Он вырос там, читал Коран и выучил его наизусть, и учился у нескольких учёных из числа своих земляков. Ему были дарованы знания и память, какая редко встречается у людей. Он был факыхом, оратором, толкователем Корана и знатоком хадисов. Среди его сочинений — «Аусак ‘ура аль-иман», «Ат-тавдых ан таухид аль-халляк фи джаваб ахль аль-‘ирак» (однотомник), «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид фи шарх китаб ат-таухид», «Тазкират ули-ль-альбаб фи тарикат аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб». Погиб муджахидом, когда Ибрагим-паша захватил ад-Дир‘ию в 1233 году. Он убил шейха и других жителей ад-Дир‘ии, нарушив заключённые с ними договоры. Он велел отвести шейха на кладбище и отдал своим солдатам приказ расстрелять его. Шейх покинул этот мир, не оставив потомства. См. «Машахир ‘уляма Неджд» ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абду-ль-Лятыфа, с. 29–31. См. также «Му‘джам аль-муаллифин», 3/268.

[53] «Унван аль-маджд», т. 1, с. 210.

[54] См. «Шибх аль-Джазира фи ‘ахд ‘Абду-ль-‘Азиз» аз-Зирикли. Ибн Башар сказал в биографии имама ‘Абдуллаха ибн Су‘уда (да помилует его Аллах): «Он соблюдал законы Шариата, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, был молчаливым, обладал хорошим характером, одаривал щедро. Уважал учёных, прекрасно организовывал военные походы, хорошо управлял ад-Дир‘ией, способствовал проведению уроков, удовлетворял просьбы и потребности людей и в целом был похож по своему образу действий на своего отца Су‘уда».

[55] «Саляфиййа ля ваххабиййа», с. 218

[56] Хедив (перс. господин, государь) — титул правителей Египта в 1867–1914 гг.

[57] Мухаммад ‘Али и его сын выступили против османского халифа после того, как расправились с ваххабитами, и продемонстрировали свои захватнические побуждения внутри османского государства, что привело к отстранению султаном Мухаммада ‘Али от власти. Между его войском и войском султана произошли сражения. Затем Мухаммад ‘Али объявил о свержении османского султана Махмуда. Несколько государств, в том числе и Англия, поддержали Османское государство, и Мухаммад ‘Али потерпел поражение.

[58] «Аль-мухтар аль-масун мин алям аль-курун», т. 3, с. 1521.

[59] «Аль-мухтар аль-масун мин алям аль-курун», т. 3, сс. 1526–1527

[60] Аль-Джабарти. ‘Аджаиб аль-асар фи ат-тараджим ва аль-ахбар. События 1218 года.

[61] Сура 12 «Иосиф», аят 108.

[62] Сура 3 «Семейство Имрана», аят 31.

[63] Сура 59 «Сбор», аят 7.

[64] Сура 5 «Трапеза», аят 3.

[65] Сура 6 «Скот», аят 153.

[66] Сура 39 «Толпы», аяты 2-3.

[67] Сура 10 «Иона», аят 18.

[68] Сура 2 «Корова», аят 255.

[69] Сура 30 «Римляне», аят 57.

[70] Сура 20 «Та Ха», аят 109.

[71] Сура 21 «Пророки», аят 28.

[72] Сура 34 «Сава», аят 2.

[73] Сура 72 «Джинны», аят 18.

[74] Сура 10 «Иона», аят 106.

[75] Сура 8 «Трофеи», аят 39.

[76] Сура 55 «Милостивый», аят 25.

[77] Сура 22 «Паломничество», аят 41.

[78] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С небольшими изменениями.

[79] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 176.

[80] Аль-а‘лям. Т. 3. С. 304

[81] См. «Аш-шубухат алляти уссират хауля да‘ват аш-шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб» (т. 2) доктора ‘Абду-р-Рахмана Умайры

[82] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 147.

[83] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 148.

[84] Это слово употреблено не в буквальном смысле, так как оно может быть использовано и для обозначения, например, европейцев и вообще народов, которые проживали на территории бывшей Римской империи.

[85] Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями. С. 149.

[86] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 150.

[87] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 159.

[88] ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Абду-ль-Лятыф ар-Рафи‘и, современный египетский историк адвокат, один из главных членов Национальной партии. См. «Аль-алям» аз-Зирикли (3/311).

[89] Аль-Джабарти (да помилует его Всевышний Аллах) действительно сочувствовал ваххабитам, однако писал он только о том, что знал наверняка, и сочувствие не мешало ему быть объективным и потому нет никаких оснований сомневаться в правильности предоставленных им сведений.

[90] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 152.

[91] «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 162–165.

[92] Здесь сокращённо цитируется глава из книги «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями» (с. 185–189).

[93] Обращение устаза Кашка к ‘Абду-р-Рахману аль-Джабарти.

[94] Мухаммад Джаляль Кашк сказал: «Османский аппарат прогнил изнутри, тогда как арабские народы всё больше полагались на государство. Османы отстранили их от задач защиты государства и строительства цивилизации, ограничив их задачу чтением аль-Бухари ради победы османского флота, финансированием “дырявой” казны и терпением в ответ на нечестие солдат султана и его наместников. И когда началась оккупация арабских земель, арабы ждали помощи от султана, но вдруг поняли, что государство не способно избавить их от этой беды — более того, это государство представляет собой оковы, мешающие им, арабам, оказывать достойное сопротивление врагу и облегчающее дорогу иностранным интервентам» См. «Ас-су‘удиййуна ва аль-халль аль-ислями» (с. 103–104). Ар-Рафи‘и сказал в «‘Аср Мухаммад ‘Али» (с. 58): «Войско Каира в то время состояло большей частью из албанцев, курдов и других народов, проживавших на территории Османской империи. Они были известны своими грабежами и бесчинствами до такой степени, что во время нападения англичан жители Рашида отказались от любого подкрепления из Каира и предпочли защищать город своими силами».

[95] Точно так же поступили многие египтяне, когда их послали в составе египетского войска сражаться против суданского аль-Махди.

[96] АД-дауля ас-су‘удиййа», сс. 453–454.

[97] Ба́нха (Бенха) (арабс.: بنها)— главный город провинции Нижнего Египта Аль-Кальюбия (с 1960 г.), в 48 км от Каира.

[98] Аз-Зирикли, «Аль-алям», т. 3, с. 261.

[99] Турки ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Су‘уд, основатель второго Саудовского государства, бежал от Ибрагима-паши после сражения при ад-Дир‘ии. Ему удалось вернуть себе эр-Рияд в 1236 году. Он стал пятым имамом (правителем). Таким образом, власть перешла от рода ‘Абду-ль-‘Азиза ибн Мухаммада ибн Су‘уда к роду его брата ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Су‘уда и принадлежит этому роду до сих пор. Его убил его двоюродный брат, сын его дяди со стороны отца Мишари ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Мишари ибн Су‘уд, и занял его место. Однако его сын Файсал отомстил за отца и вернул себе власть в 1250 году от хиджры. Следует упомянуть о том, что этот Файсал был среди тех членов саудовского семейства, которых привезли в Египет. Он воспитывался там, после чего вернулся к отцу и принял командование войсками и стал помогать ему в исполнении обязанностей правителя. Это случилось после того, как ему удалось бежать из Египта, или же ему помогли совершить побег, при ‘Аббасе-паше. См. «Ас-су‘удиййун ва аль-халль аль-ислями», с. 199–200. Среди его потомков были два его сына, ‘Абдуллах и Су‘уд. У последнего был потомок ‘Абду-р-Рахман ибн Файсал, отец ‘Абду-ль-‘Азиза ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн Файсала, основателя третьего Саудовского государства, существующего и по сей день.

[100] См. «Манхадж аш-шейх Мухаммад Рашид Рида фи-ль-акыда», Тамира аль-Мутавалли, с. 37–40.

[101] Шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб был одним из тех, кого выслали в Египет после взятия ад-Дир‘ии. Он занялся приобретением и передачей знания, получая, таким образом, пользу и принося пользу другим. В конце концов, он стал в «Аль-Азхаре» одним из знатоков ханбалитского мазхаба. Был известен своей богобоязненностью, праведностью, равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Господу. Автор книги «Фатх аль-Маджид шарх китаб ат-таухид». См. «Аль-мухтар аль-масун», т. 3, с. 1609.

[102] Из предисловия к книге «Сыйанат аль-инсан», с. 8.

[103] Из книги «Сыйанат аль-инсан», сноски к страницам 510–511.

[104] Шакиб Арслан родился в районе аш-Шувайфат области аш-Шуф, которая расположена примерно в 10 милях от Бейрута. Шакиб — персидское слово означающее «терпеливый», а Арслан на персидском и турецком — «лев». Он относился к ливанским друзам, которые по убеждениям были близки к исмаилитам-фатымидам и к исламу не имели никакого отношения. Шейх аш-Шарбасы упоминает о том, что амир Шакиб был суннитом, несмотря на то, что политически или административно относился к друзам, и что он поклонялся Всевышнему так, как поклоняются сунниты. Он совершал обязательные молитвы, постился и совершал хадж, как поступают мусульмане. Шейх сказал: «Его жена подтвердила мне эту истину, сказав: “Друзы считают запретным вступление в браки с суннитами. Тем не менее, мой муж женился на мне, хотя я — мусульманка-суннитка”. Это положение причинило немало неудобств Шакибу, потому что некоторые друзы не считали его полноценным друзом, а некоторые сунниты считали, что он не до конца суннит, из-за чего его права порой ущемлялись обеими группами». См. книгу шейха Ахмада аш-Шарбасы «Шакиб Арслан», с. 51–52. Известно, что друзы никого не принимают в свою религию и не позволяют никому из своих отрекаться от неё. См. «Аль-мавсу‘а аль-муйассара», с. 255.

Некоторые составители его биографии утверждают, что он «был набожным, неуклонно совершал молитвы, любил знание, стремился больше читать и узнавать. Вся его жизнь прошла между сочинением, чтением, научными беседами и поездками. Он посвятил свою жизнь призыву к единству арабов, выступал против оккупации и стремился к возрождению общины. Его принадлежность к суннитскому мазхабу подтверждается ещё и его прочными связями с учёными Ахлю-с-Сунна:

— Он написал книгу «Ас-сеййид Рашид Рида ау иха арба‘ина сана», в которой есть приведённый выше текст. Его контекст свидетельствует о том, что он защищал ваххабизм. Именно Рашид Рида прозвал его амиром красноречия.

— Известный саляфитских учёный-путешественник шейх Мухаммад Такыйюддин аль-Хиляли (ум. в 1407 г. х.1987 г.) писал: «Моя кунья — Абу Шакиб, потому что я назвал своего первого сына Шакибом, в честь моего друга амира Шакиба Арслана». См. «Татиммат аль-а‘лям», т. 2, с. 55. Он также назвал его «великим муджахидоим и амиром красноречия», и после его кончины оплакал его в касыде, состоящей из 26 строк. См. «Ад-да‘ват иляЛлахи фи актар мухталифа», с. 112.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.101 с.)