Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Преследование народа египтянами (14:5-9)

Поиск

Исх. 14:5-9. Осознав, что для них означал исход евреев ("они больше не будут работать на нас"; сравните 1:14), фараон и его военачальники вознамерились помешать бегству народа. Хотя израильтян-мужчин насчитывалось более 600тысяч, фараона, по-видимому, подогревали их кажущаяся нерешительность и мысль о превосходстве собственного военного мастерства и доблести.

По всей вероятности, фараону тотчас сообщили об уходе израильтян из Раамсеса - в 15-ый день месяца. И то, что немедленной реакции с его стороны не последовало, несомненно объясняется тем, что египтяне были тогда заняты похоронами и оплакиванием своих мертвецов (сравните Чис. 33:3-4), а также и тем, что Моисей постоянно говорил об уходе в пустыню "натри дня пути" (Исх. 3:18; 5:3; 8:27). Позднее, осознав, что израильтяне не на время, а совсем ушли, фараон взял шестьсот колесниц… начальников над всеми ими и все войска свои, и они настигли израильтян у Пи-Гахирофа.

В. Вопли и ропот народа и вера Моисея (14:10-14)

Исх. 14:10-14. Когда фараон и его войско приблизились, страх поразил израильтян. Они оказались в ловушке: перед ними было Чермное море, а за спиной у них - свирепый враг. В моменты, когда им угрожало насилие или сковывал страх, реакция израильтян, как мы видим это из всей книги Исхода, была, в основном, одной и той же (сравните 5:21). Хотя они и принимались вопить к Господу, в то, что Он может помочь им, они по-настоящему не верили.

И в данном случае, быстро позабыв о своем прошлом опыте, они с горечью стали упрекать Моисея, что обманул их, приведя умирать в пустыню… Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас; мы будем работать на Египтян. Моисей, понимая, что страх лишает их памяти и вызывает озлобление против него, попытался вернуть им уверенность в том, что Господь спасет их, сразившись за них (сравните 15:3; Неем. 4:20), пусть же они не теряют спокойствия. Разве не удивительно, что Божий народ в величайший момент своего освобождения был исполнен недоверия и страха!

г. "Разделение" Чермного моря (14:15-22)

Бог сообщил о Своих намерениях Моисею (стихи 15-18), Ангел Божий защитил израильтян (стихи 19-20), и море стало для них сушей, и они перешли его (стихи 21-22).

Исх. 14:15-18. Бог сказал Моисею, что чудесным образом переведет народ через море. Моисею лишь нужно было поднять свой жезл и простереть руку над морем: вода расступится, и дно моря сделается сушей. Колесничии же фараона по глупости станут преследовать израильтян в море. И там Бог, как и в случае десяти казней, продемонстрирует Свою силу и славу, уничтожив египетскую армию. И узнают Египтяне, сказал Бог, что Я Господь.

Исх. 14:19-22. Тогда Ангел Божий (возможно, здесь имела место теофания, т. е. явление Бога в образе Ангела - сравните толкование на Быт. 16:9 - либо это был Ангел-посланник) передвинулся и пошел не впереди израильтян, а позади них, чтобы защитить их от наступавших египтян. Из того, кто вел их, Ангел превратился в того, кто охранял их! На протяжении всей той ночи столп облачный, который тоже переместился в конец стана, чтобы быть между уходившими и их преследователями, навел такую темноту, что наступление египетского войска сделалось невозможным.

В ту ночь Бог совершил и еще одно чудо: Он разделил море (сравните Пс. 73:13) действием сильного восточного ветра и осушил морское дно (сравните Псалмы 65:6; 105:9). Море было достаточно глубоким (сравните Исх. 15:5), чтобы позднее поглотить египтян (14:28). Пока из-за сильнейшего ветра дно моря оставалось сухим, а само море - "разделенным", израильтяне перешли его (сравните стих 16; Пс. 77:13). Образовавшийся "коридор" мог быть достаточно широким, чтобы по нему могли пройти 2 миллиона людей с их стадами и табунами. Воистину чудесный ветер!

Освобождение Богом израильского народа из Египта свидетельствует о милости Того, Кто освобождает Свой народ из любого рабства. Явив свое безмерное могущество, освободил Он Израиля.

Д. Уничтожение египетского войска (14:23-31)

Исх. 14:23-28. В то время, как египтяне преследовали израильтян по сухому дну моря, - было это в утреннюю стражу, т. е. где-то между 3 часами пополуночи и рассветом - Господь замедлил продвижение египтян и поразил их паническим страхом. Согласно Пс. 76:16-19, Бог произвел бурю, молнии, гром и землетрясение. Возможно, от дождя быстро намокло дно моря, из-за чего колеса стали скользить и увязать.

Кроме того, пугающе шумел ветер и в ярости гнал волны друг на друга. Египтяне теперь думали лишь о том, как спастись, сознавая, что Бог евреев (Господь) боролся на стороне Израиля (Исх. 14:14). На рассвете воды моря опять сомкнулись, и египтяне погрузились в пучину морскую. Вода, подобно рушащимся стенам, накрыла египтян, и не осталось ни одного из них.

Исх. 14:29-31. Свой народ Бог провел по суше, тогда как Египтян утопил в море; тела их, плававшие близ берега, служили мрачным напоминанием о наводящей ужас силе Бога, вершащего суд. В результате израильтяне убоялась… Господа и одновременно прониклись доверием к Нему. Людям свойственно переходить от доверия к жалобам, колебаться между верой и неверием (4:31; 5:21; 14:10-12,31; 15:24; 16:2-4; 17:2-3).

Глава 15

ПЕСНЬ МОИСЕЯ И МАРИАМЬ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (15:1-21)

Стенания и плач израильтян (14:10-12) обернулись прославлением Господа и вознесением Ему торжествующей хвалы - со стороны народа, последовавшего примеру Моисея (15:1-18) и его сестры Мариамь (стихи 19-21).

А. Хвала Моисея (15:1-18)

Эта поэма хвалы делится на три главные части (стихи 1-6,7-11,12-16) и заключение (стихи 17-18). В конце каждой части определенные слова повторяются: "Десница Твоя, Господи… "(стих 6); "Кто, как Ты, Господи" (стих 11); "доколе проходит народ" (стих 16).

Исх. 15:1-6. Тема первой части определяется в самом начале ее - это гибель египетского войска в море (стих 1; сравните стих 4). Моисей признает не имеющие себе равных крепость и силу (стих 2, стих 6; сравните стих 13), славу и величие (стих 6; сравните стих 16) единственного истинного Бога; они выразились в том, как освободил (спас) Он Свой народ: благоговейный трепет вызывает мысль об этом спасении. Потому и изливает Моисей свою радость Богу (Пою Господу… и прославлю Его).

Исх. 15:7-11. Во второй части приводятся подробности поражения египтян Богом. В этих стихах подчеркивается могучая сила Божия (Величием славы Твоей, стих 7), проявляющаяся в управлении стихиями и в уничтожении посредством их Его врагов. От дуновения Твоего расступились воды (стих 8) - под этими словами подразумевается ветер, "разделивший" море, а под словами Ты дунул духом Твоим (стих 10) - ветер, который обрушил на египтян высоко вздымавшиеся воды; это - поэтические антропоморфизмы, т. е. присваивание Божеству человеческих свойств и проявлений.

Египтяне, уверенные в своей победе (стих 9), самонадеянно погнались за израильтянами, но стоило и малейшей Божественной энергии вступить в действие, как они были полностью уничтожены (они погрузились, как свинец; сравните стих 5 "они пошли в глубину, как камень"). Признание могучих дел Божиих побудило Моисея вознести хвалу несравненной силе Его: Кто, как Ты, Господи? (сравните Пс. 33:11; 70:19; 76:14; 88:7; 112:5; Мих. 7:18). В святости и славе нет подобного Ему.

Исх. 15:12-18. Затем Моисей описывает последствия освобождения Израиля этим великим Богом. В результате столь чудесной победы, одержанной Его десницей (правой рукой; сравните стих 6), Бог, в Его милости (в англ. тексте - "в Его неубывающей любви"; евр. хесед - "верная любовь"), поведет Свой народ а жилище святыни Своей, в землю Обетованную.

Вторым результатом будет то, что другие народы станут бояться Израиля, особенно народы в тех землях, куда евреи готовы были вступить.

Величие Египта поблекло, его земля подверглась ограблению, его народ пребывал в горе и стенаниях, а армия - была уничтожена.

Другие народы, прослышав о силе израильского Бога, съежатся от страха. Жителям Филистимским, первыми здесь упоминаемым, первым предстояло и услышать о чудесном переходе Чермного моря. Едом располагался на юг и на восток от Мертвого моря, а Моав - сразу на север от Едома; судя по тому, что рассказывается об одержанной победе в книге Иисуса Навина, хананеяне заранее трепетали от страха перед израильтянами (сравните Втор. 2:25; Иис. Н. 2:9-11,24; 5:1).

Победная песнь Моисея свидетельствует об уверенности его (Исх. 15:17) в том, что Бог приведет Свой народ в Обетованную землю и в Иерусалим, на гору Божиего достояния где в святилище будет явно присутствие Его. Моисей радуется тому, что Господь будет царствовать над Своим народом во веки.

Б. Песнь Мариами (15:19-21)

Исх. 15:19-21. Стих 19 лишь на первый взгляд кажется "не на месте" - он там, где ему следует быть, чтобы вновь подчеркнуть причину радостной хвалы в адрес Господа - уничтожение египетского войска в море (сравните стих 1) и избавление израильтян. В этом стихе - три фразы, каждая из которых заканчивается (в евр. тексте) словом "море".

Мариамь (сравните Чис. 12:1-2) является первой в Библии женщиной, которая названа пророчицей. Михей предполагал, что она, наряду с Моисеем и Аароном, играла важную руководящую роль во время пребывания Израиля в пустыне (Мих. 6:4). Поскольку Моисею было 80 лет, а Аарону - 83 года в начале исхода (Исх. 7:7), то Мариами было, вероятно, уже более 90 лет - ведь когда Моисей родился (2:4,7-9), она уже была подростком.

Мариамь и все женщины с нею танцевали под звуки тимпанов (сравните 1-Цар. 18:6) и радостно пели, откликаясь на песню Моисея о Божией победе над египтянами (сравните Исх. 15:21 ест 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.012 с.)